Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Колоративная лексика в поэзии и прозе М.Ю. Лермонтова

Работа №154147

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения колоративной
лексики 6-13
1.1. Символика цвета с психологической точки зрения 6
1.2. Функция колоративной лексики 11
Глава 2. Цветобозначение в романе «Герой нашего времени» 14-29
2.1. Семантика чёрного цвета 14
2.2. Семантика желтого цвета 19
2.3. Семантика синего цвета 22
2.4. Семантика розового цвета 27
Глава 3. Колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова 30-53
3.1. Семантика серого цвета 30
3.2. Семантика золотого цвета 35
3.3. Семантика белого цвета 40
3.4. Семантика красного цвета 46
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложение 61

Цветонаименования - наиболее популярная у исследователей лексическая группа. Лингвисты, в особенности типологи и этимологи, исследовали десятки языков и выявили ряд универсальных черт в развитии систем цветообозначения. Так, Б. Берлин и П. Кей показали, что все современные языки на древних этапах своего развития включали всего два слова, отражающих все многообразие цвета: одним словом обозначались все темные цвета, другим - светлые [Василевич, 2005, с. 7].
В семантических интерпретациях цветовых номинаций
художественные тексты представляют собой важный источник информации, расширяют сочетательные возможности цветообозначений, причём контекст, как составная часть текста, способствует реализации семантического потенциала цветообозначения. Поэтому под колоризмом следует понимать языковые единицы, называющие цвет или оттенок цвета [Крамкова, 2010, с. 568-571].
В лингвистической литературе много внимания уделялось исследованию цветообозначений в художественном тексте конкретного автора (О.Н. Анищева, Л.Г. Аскарадзе, И.А. Биккулова, Е.Г. Лысоиваненко, И.В. Белобородова, И.С. Клинков, Л.П. Прокофьева, Г.К. Тойшибаева и др.). Это обусловлено тем, что цветопись в творчестве писателя является важнейшим экспрессивным средством, несёт глубокую идейно­художественную и эмоциональную нагрузку [Меньчева, 2004].
Цветопись в художественном мире писателя является не только средством выразительности, но и несёт большую идейно-смысловую и экспрессивную нагрузку.
Таково и творчество М.Ю. Лермонтова. В.Г. Белинский сравнивал лексику поэта с музыкальными аккордами, это говорит о гармоничности поэзии. Исследование функционирования цветообразов в романе «Герой нашего времени» поможет выявить особенности русской культуры, характера творчества М.Ю. Лермонтова и способности колоративной семантики влиять на ассоциации читателя.
Актуальность работы связана с тем, что на фоне усиления
лингвистического внимания к лексике, имеющей семантику
цветообозначения, цветовая картина мира в творчестве анализируемого писателя недостаточно исследована.
Объект исследования - художественный мир прозы и поэзии М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования - лексические единицы, формирующие цветовой контекст поэзии и романа «Герой нашего времени».
Цель исследования - определить особенности функционирования слов колоративной семантики в поэзии и прозе М.Ю. Лермонтова.
В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.
2. Выделить в романе «Герой нашего времени» колоративную лексику. Определить функции и специфику цветообозначений в произведении.
3. Исследовать стихотворения писателя и провести анализ слов- колоризмов и их значения в контексте произведения.
Источник исследования - текст романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и поэтические тексты из сборника стихотворений 1828-1841 годов СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. 2021. 352с.
В работе использованы следующие методы исследования: описательный метод, метод сплошной выборки, метод контекстного анализа, обобщение полученных результатов, количественный метод .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в использовании результатов исследования для учителя русского языка и литературы при изучении творчества писателя в школьной программе, а также на внеклассных занятиях.
Данная работа апробирована на XXIII и XXIV Международных научно-практических форумах студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века» в рамках конференций «Актуальные проблемы современной филологии» (21.04.2021 г. и 19.04.2023г.), на Всероссийских студенческих ломоносовских чтениях (17.02.2022г.).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы: а) теоретические аспекты изучения колоративной лексики; б) цветообозначения в романе «Герой нашего времени»; в) колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова, заключение, список используемых источников и приложение. Во Введении даются основные теоретические положения по выбранной теме, обосновывается ее актуальность, формулируются цели и задачи, определяется объект, предмет и методы исследования. В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты изучения колоративной лексики. Во втором разделе представлена символика цвета в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В третьем разделе исследуется поэзия писателя и функционирование колоративов в стихотворениях. В Заключении делаются выводы, сформулированные в результате исследования. В Приложении представлен интегрированный урок по русскому языку и литературе по стихотворению «Узник».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был проанализирован роман «Г ерой нашего времени» и поэзия М.Ю. Лермонтова на наличие цветонаименований. В ходе исследования было выделено 32 колоризма в романе, 60 - в поэзии. В «Герое нашего времени» вычленены следующие часто употребляемые колоративы: чёрный, жёлтый, синий и розовый; в поэзии - серый, золотой, красный и белый цвет.
Было выяснено, что колоративная лексика имеет определенное психологическое значение. Выбор какого-либо цвета отражает индивидуальные особенности человека. Он связан с определенным воспоминанием, с философским и эстетическим осознанием мира. Каждый оттенок влияет на восприятие и психологическое состояние человека. Цвет является историческим явлением, именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности.
Итак, для творчества Лермонтова характерно употребление слов с семантикой цвета. Цветовая палитра романа позволяет глубже понять произведение. А колоративная лексика в поэзии обогащает стихотворения красочными образами, символизирующими то или иное значение.
Цветом охарактеризованы почти все предметы и явления природы. Колоризмы даны в чистом виде и в оттенках, в смешанных тонах. Нет закрепленного значения за каким-то одним цветом. Например, розовое: эндимион (красавец), перья у дамы, помада, личико Мэри; жёлтое: перчатки, лицо Печорина; красное: кровь, сражение, красота, возбужденное состояние; белое: невинность и чистота, незрелость, вершины гор, пустота, смерть. Многоцветье создает впечатление яркости, один цвет не является более значимым, чем другой.
Безусловно, колоративы играют большую роль в произведении и лирике.
Цветообозначения используется для передачи различной палитры эмоций. Цвет всегда имел и имеет большое значение в жизни человека. Это характерно и для художественной литературы. Колоративная лексика в художественном мире является выражением мысли автора, его отношения к описываемой действительности. Колоративы помогают проанализировать чувства героев, их настроение и внутреннее состояние.
Знаменательно, что единственным цветом, который наиболее часто повторяется в поэзии и прозе писателя, является чёрный цвет. Прежде всего это связанно с литературным направлением - романтизмом, к которому принадлежал Лермонтов. Это цвет меланхолии, доминирующей темы в направлении. Романтизм с его тягой к мрачным видениям, природе и мечте вернёт черному цвету его статус важнейшего из цветов .
С помощью цвета читатель погружается в красочную, яркую атмосферу в творчестве поэта. Используя такие изобразительные средства, как эпитеты, метафоры, олицетворение, М.Ю. Лермонтов с необычайной красочностью описывает окружающую действительность.
Очевидно, цвет в творчестве играет не только символическое значение, но и действительную, реальную характеристику чего-либо. В произведениях отразилось цветовое богатство реального мира, воспета неповторимая красота морских, горных и степных пейзажей долины Кавказа.
Таким образом, изучение колоративной лексики формирует цветовой контекст лирики и романа, способствует более детальному анализу, выделению особенностей поэтического мира. Цвет несёт как положительные: счастье, радость, любовь, вдохновение, так и негативные коннотации: смерть, одиночество, печаль и грусть. Это связано с невероятным талантом М.Ю. Лермонтова, его стремлением к думам о жизни и душе.


1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 35 с.
2. Арнаутова Н. В. Колоризм: понятие и основы типологии // Научно­методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S30 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14851.htm (дата обращения: 12.02.2021).
3. Ашурова Т.М. Колоративная лексика и роль цветообозначения в современном русском языке // Вестник института языков. - 2013. - № 3 [Электронный ресурс].URL:https://www.elibrary.ru/item.aspid=21133057 & (дата обращения: 19.01.2021).
4. Базарбаева А. Этапы развития цветового символизма (на примере белого цвета) // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 360-362. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40097/ (дата обращения: 24.01.2023).
5. Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика. - Харьков: Изд: Речь, 2005. - 110 с.
6. Белый А. Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. - М.:
Республика; Дмитрий Сечин, 2012 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://az.lib.rU/b/belyj_a/text_07_1903_arabesky.shtml (дата
обращения: 30.09.2022).
7. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука. - 2009. - 520 с.
8. Буянова Г.Б. Цветовая палитра в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» / Г. Б. Буянова // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов: Изд. Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, 2013. - № 12, - С. 57-65.
9. Василевич А.П. Цвет и его название. Развитие лексики цветообозначения в современной России / А.П. Василевич, С.С. Мищенко // Вестник РФФИ. - М. - 2000. - № 1, - С. 56-61.
10. Веденяпина Э.А. Цвет и звук в творчестве М.Ю. Лермонтова // Современные тенденции развития науки и технологий. - М. - 2016. - №1-5, - С. 49-54.
11. Вокруг света. Черным по белому. - М.: Наука, 1986. - 37 с.
12. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. - М., 1973. - 138 с.
13. Гёте И.В. Трактат о цвете //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
14. Гришина Ю.С. Психология восприятия цветов / Ю.С. Гришина //
Интеллектуальные информационные технологии: труды
международной научно-практической молодежной конференции. - Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. - С. 86-89.
15. Джуманиязов А. А. Психология цвета // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32593949. (дата обращения: 12.02.2021)....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ