Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Колоративная лексика в поэзии Д. Мережковского и З. Гиппиус (сравнительно-сопоставительный анализ)

Работа №154145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты описания колоративной лексики 7
1.1. История цветообозначений в языке и культуре 7
1.2. Цветопись в художественном языке поэтов 11
Глава II. Лексико-семантическое поле «цвет» в поэзии
З.Гиппиус 16
2.1. Семантика цветообозначений оттенков синего цвета 17
2.2. Семантика цветообозначений оттенков зеленого цвета 22
2.3. Семантика цветообозначений оттенков желтого цвета 24
2.4. Семантика цветообозначений оттенков красного цвета 27
2.5. Семантика цветообозначений оттенков серого цвета 35
2.6. Семантика цветообозначений оттенков белого цвета 39
2.7. Семантика цветообозначений оттенков черного цвета 45
Глава III. Лексико-семантическое поле «цвет» в поэзии
Д.Мережковского 51
3.1. Семантика цветообозначений оттенков синего цвета 51
3.2. Семантика цветообозначений оттенков зеленого цвета 57
3.3. Семантика цветообозначений оттенков желтого цвета 59
3.4. Семантика цветообозначений оттенков красного цвета 63
3.5. Семантика цветообозначений оттенков серого цвета 66
3.6. Семантика цветообозначений оттенков белого цвета 69
3.7. Семантика цветообозначений оттенков черного цвета 73
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 83

Цвет всегда имел для человека особое значение, так как он связан с эстетическим и философским осмыслением мира. Познавая природу, человек все время открывал для себя новые принципы устройства мира - симметрию, ритм, контраст, пропорции. Этими впечатлениями он руководствовался, преобразуя окружающую среду, создавая свой собственный уникальный мир. Цвет всегда таил в себе загадку, имел какое-то определенное значение с тех времен ,когда человек научился говорить. Как рассуждал Л. Витгенштейн, «цвета побуждают нас философствовать. Этим, может быть, и объясняется приверженность Гете к учению о цвете. Кажется, что цвета задают нам загадку, - загадку, которая нас побуждает - не возбуждает» [Серов 2004: 20].
В разных культурах свое цветообозначение и цветовосприятие. В русском языке существует большая группа языковых единиц, в состав которых входит корневой морф, семантически или этимологически связанный с цветонаименованием, - колоризмы. Колоративной лексикой в лингвистике принято называть группу слов, выражающую значение цвета. Лексика, обозначающая цвет, имеет прямое и образное значение. Образное мы встречаем чаще всего в художественной литературе, тогда как прямое значение цветонаименований по большей части используем в реальности, в быту.
Исследования данной области встречаются в разных областях знаний: в филологии, психологии, психолингвистике, этнолингвистике, этнографии, антропологии.
В работах исследователей колоративной лексики описывается состав цветонаименований и его исторического формирования (А.П. Василевич, С.Н. Кузнецова, С.С. Мищенко), семантическая структура колоризмов (А.А. Брагина), рассматривается их этнолингвистический аспект (В.Г. Кульпина), историко-этимологический аспект (Г. Герне), психолингвистический аспект (Р.М. Фрумкина, А.И. Белов), изучаются слова-цветообозначения в сравнительно-историческом аспекте (Н.Б. Бахилина), исследуются семантические поля цветообозначений с сопоставлением материала родственных языков (В.А. Москвич, Н.Ф. Пелевина, В.А. Юрик, П. Хилл), а также психофизиологическое влияние цвета на человека (Б.А. Базыма, В. Кандинский, В.В. Драгунский).
Канон в сфере цветообозначения в русском языке сформировался в древний период - XI-XII вв. В памятниках древнейшего периода
цветообозначения играют скорее вспомогательную роль: характерно, например,символическое использование цветообозначений, использование цветовых застывших эпитетов (серый волк). В XVII в. намечается перелом: проявляется большой интерес к цветообозначениям и происходит их бурное развитие. В конце XVII в. сфера цветообозначения предстает в почти современном виде, в художественной литературе начинается цветопись.
В 50 - 60-е и начале 70-х гг. публикуется ряд статей об использовании цветообозначений у отдельных писателей (желтый у Куприна, красный у Горького и др.). Интерес к словам, называющим цвет, не пропадает на протяжении многих лет. Более того, он возрастает. Как отмечает В.Г. Кульпина, «концепция лингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании приобретает все более конкретные черты» [Кульпина 2001: 24].
Н.Б. Бахилина подчеркивает, что «в последние два десятилетия к лексике цветообозначений проявляется явный интерес как в зарубежной, так и в советской лингвистике» [Бахилина 1975: 3].
В данном исследовании анализируется колоративная лексика в творчестве З.Гиппиус и Д. Мережковского с точки зрения семантики и функционального значения слов-цветообозначений.
Новизна данного исследования заключается в том, что впервые на предмет колоративной лексики анализируются стихотворения поэтов Серебряного века З. Гиппиус и Д. Мережковского.
Актуальность исследования заключается в том, что колоративная лексика в стихотворениях Д. Мережковского и З. Гиппиус не являлась предметом специального изучения.
Объект исследования - язык поэзии Д. Мережковского и З. Гиппиус.
Предмет исследования - лексические единицы колоративаной семантики в стихотворениях Д. Мережковского и З. Гиппиус.
Цель исследования - провести сравнительно-сопоставительный анализ использования слов колоративной семантики в поэзии Д. Мережковского и З. Гиппиус.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе была рассмотрена семантика цветообозначений в поэтических текстах Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского для того, чтобы выявить индивидуально-авторские особенности их творчества.
В ходе нашего исследования был проанализирован 261 колоризм и выделено 7 основных лексико-семантических полей со значением «цвет»: ЛСП синего, зеленого, желтого, серого, красного, белого и черного цвета.
В процессе решения задач была достигнута поставленная вначале работы цель - исследовать семантические возможности колоративной лексики в лирике З. Гиппиус и Д. Мережковского.
Отличительной чертой цветописи поэтов Серебряного века является то, что номинации цвета в их поэзии не изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны. К тому же нами было отмечено многообразие цветообозначений и наличие собственной авторской колоративной лексики, которая ранее не встречалась в художественных текстах. Поэты употребляют как ахроматические, так и хроматические цвета.
Синим цветом и его оттенками поэты наделяют в основном небо и море. Чаще синий встречается у Д. Мережковского, а, если быть точнее, его оттенки, в особенности лазурный / лазуревый / лазурь. Им он наделяет небо, при этом используя множество метафорических сочетаний («голубая твердь», «лазуревый дворец» и др.). Помимо неба и моря поэт изображает в оттенках синего цвета туман, цветы, сталь, кожу, глаза и пр.
Зеленый цвет у обоих поэтов выступает в основном в значении «цвета травы, листвы», но интересно то, что оба поэта наделяют и небо зеленым цветом, у З. Гиппиус встречаются «зеленые звезды».
Желтый в их творчестве является символом осени и символом света (естественного и искусственного), является средством изображения спелых злаков, крыльев насекомых и др.
Красный у обоих поэтов является цветом зари (в особенности у З. Гиппиус), цветов. У З. Гиппиус широко используется красный для изображения реалий советского строя. Д. Мережковский наделяет красным и его оттенками закат, вечер, скалы, камин как символ тепла, огня.
Серый в основном выступает в значении «пасмурный, мрачный». Поэты наделяют им тучи, небо, воду, дни.
Белый означает жизнь, чистоту, божественность. В основном в творчестве поэтов посредством белого изображен снег, цветы, птицы, туман, горы.
Черный цвет у Д. Мережковского символизирует мрак, страх, темноту, загадочность и таинственность, как и у З. Гиппиус. Им поэты наделяют воду, деревья, ночь и др.
При описании состава и структуры лексико-семантического поля «цвет» в поэзии Зинаиды Гиппиус было обнаружено, что оно состоит из 7 микрополей, каждое из которых включает доминанту (основной, наиболее часто используемый колоратив) и периферию (цветообозначения оттенков основного цветового тона). Наиболее часто употребительными оказываются черный (32 номинации) и белый (38 номинаций) микрополя, которые репрезентируют такие категории, как свет и мрак, жизнь и смерть, день и ночь, холод и тепло. Третье место по частотности употребления занимает красный цвет (21 номинация), который символизирует, прежде всего, реалии советского времени. Таким образом, черный, белый и красный являются основными цветами, актуализированными в поэтических текстах З. Гиппиус.
Другие цвета распределились в ее поэзии следующим образом: алый (20), серый (20), зеленый (19), золотой (13), желтый (9), серебряный (8) синий (5), голубой (5), багровый (4), лиловый (4), розовый (4), лазурный (2), кровавый (2), фиолетовый (1), сизый (1), пунцовый (1). Сложные прилагательные - колоризмы: бледно-синий, зеленолистый, дымнобагровый, серебряно-красный, белоснежный, серебряно-черный. Индивидуально­авторские цвета: сине-пламенный, солнечно-алый, жарко-алый, бело­перистый, зеленость, алость, фиолетовость, розовенье, изумрудность.
При описании состава и структуры лексико-семантического поля «цвет» в поэзии Дмитрия Мережковского было обнаружено, что оно включает 7 микрополей, каждое из которых включает доминанту (основной, наиболее часто используемый колоратив) и периферию (цветообозначения оттенков основного цветового тона). Наиболее часто употребительными оказываются белый (26 номинаций) и лазурный (19 номинаций) микрополя. Третье место по частотности употребления занимает золотой цвет (17 номинаций). Таким образом, белый, лазурный и золотой являются основными цветами, актуализированными в поэтических текстах Д. Мережковского.
Другие цвета распределились в его поэзии следующим образом: черный (14), синий (12), зеленый (12), голубой (10), желтый (6), серый(6) розовый (4), пурпурный (4), багровый (3),янтарный (3), румяный (2), седой (2), алый (2), свинцовый (2), сизый (1), бирюза (1), красный (1), лиловый (1), серебряный (1), палевый (1).Сложные прилагательные - колоризмы: темно­голубой, бледно-лазуревый, белоснежный.
Колоративная лексика З. Гиппиус и Д. Мережковского богата изобразительными средствами, символами. Помимо основных цветов использовано множество оттенков, наблюдаются авторские
цветообозначения. Если в стихотворениях З. Гиппиус превалируют основные цвета (красный, белый, черный), исключением является алый цвет, который встречается двадцать раз, то у Д. Мережковского более разнообразно представляется периферия цветовых полей, на первый план выходят оттенки (лазурный, золотой, янтарный), красный цвет в исследуемых стихотворениях был использован один раз. В поэзии З. Гиппиус отмечено больше по количеству элементов колоративной лексики, чем в творчестве Д. Мережковского - у поэтессы больший интерес к лексике колоративной семантики, цвет играет важную роль в ее жизни и творчестве.
Таким образом, цель поставленная в начале дипломного сочинения достигнута - мы изучили семантические особенности номинаций цвета в лирике З. Гиппиус и Д. Мережковского.


1. Алексеев, С.С. Цвет в архитектуре / C. С. Алексеев, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев.- М; Л. : ГСИ, 1934. - с. 30.
2. Андреева, К. А. Функционально-семантические типы текста : учебное пособие / К. А. Андреева. - Тюмень, 1989. - 99с.
3. Базыма, Б.А. Цвет и психика / Б.А. Базыма. - Х. : ХГАК, 2001. - 172 с.
4. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке / Н.Б. Бахилина. - М. : Наука, 1975. - 288 с.
5. Вайс, Ж.-М. Лечение цветом / Ж.-М. Вайс, М. Шавелли. - Ростов-на Дону : Феникс,1997. - с.111.
6. Вендина, Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) / Т.И. Вендина. - М. : Индрик, 1998. - 240 с.
7. Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч. 1 / Л. Витгенштейн; [сост. М. С. Козлова]. - М. : Гнозис, 1994. - с . 481.
8. Гиппиус, З. Лирика / Зинаида Гиппиус. - Мн. : Харвест, 1999. - 416 с.
9. Гиппиус, З.Н. Сочинения : стихотворения, проза / З.Н. Гиппиус; [сост. Л. Быков]. - Екатеринбург : У - Фактория, 2005. - 848 с.
10. Гете, И.В. К учению о цвете (хроматика) // Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М. : Издательство АН СССР, 1957. - с. 261 - 360.
11. Дерибере, М. Цвет в деятельности человека / М. Дерибере. - М. : Стройиздат, 1964. - с. 66.
12. Дворецкий, И.В. Цвет одежды // И.В. Дворецкий, Т.М. Васильева. Цвет в нашей жизни : хрестоматия по психологии. - Курск, 1993. - с.53.
13. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково­словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М., 2000. - 1233 с.
14. Зайцев, А. Цвет и изображение (в живописи) /А. Зайцев // Искусство. - 1970. - №3. - С. 46.
15. Иванова, Н.В. Колоративная лексика в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой 1917 - 1922 гг./Н.В. Иванова // Красноярск : Молодежь и наука. - 2008. - Ч.1. - с. 96 - 99.....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ