Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Колоративная лексика в современных текстах на примере группы «Мельница»

Работа №154144

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Цветовая картина мира и ее отражение в языке 5
1.1. История изучения цвета в культуре и лингвистической науке 5
1.2 Символическое значение цвета в русской культуре 9
1.3 Тематическая группа лексем со значением цвета в русском языке 15
1.4. Семантическое поле цвета в в толковых словарях русского языка 18
Глава 2. Анализ использования колоративов в текстах песен группы «Мельница» 23
2.1. Анализ типов колоративов в текстах песен группы «Мельница» 23
2.2. Семантика колоративов в текстах песен группы «Мельница» 25
2.3. Изучение колоративов на факультативных занятиях по русскому языку 29
Заключение 35
Список использованных источников: 37
Приложение 1 43
Приложение 2 48

Актуальность исследования. Цвет в нашем мире это явление многостороннее и неповторимое. Цвет - является процессом преломления солнечного света от различных поверхностей. Он присутствует только в пределах нашего восприятия и сознания.
На протяжении долгого времени цвет был объектом исследования различных наук: менялись понятия данного термина и методы его познания. Сейчас «цвет» это многоаспектная единица имеющая большое количество сторон и трактований. Помимо лингвистики цвет исследуется такими науками, как физика (изучаются цветовые волны и частицы), химия (изучается молекулярный состав химических элементов), психология (изучается влияние цвета на сознание человека) и культурология (изучаются символьные значения цветов в различных культурах).
Цвет с давнего времени несет символическую функцию и священный смысл, архетип цвета один из древнейших архетипов. Символическое значение из мифологии и религии преретекло в лексическую и поэтическую систему языка. Цветообозначения или колоративы получают различное толкование в зависимости от культурной идентичности авторов, их неповторимой картины мира.
Изучением цветообозначений на разных этапах их развития во всевозможных культурах занимались Б. Берлин, П. Кей, В. Тернер, В.И. Шерцль и др. Цветовая лексика служит материалом для решения задач: разработка методов исследования семантических отношений, история языка, проблемы языка и мышления и др.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что рассмотрение лексико-фразеологических средств выражения цвета в контексте художественного произведения в современных текстах позволяет выявить особенности цветовой картины мира и специфику использования колоративов в современном поэтическом творчестве.
Группа «Мельница является популярной фолковой группой, на этом примере можно проследить, как преобразуется традиционная семантика цвета в поэтическом тексте.
Объект исследования - колоративная лексика в текстах группы «Мельница».
Предмет исследования - особенности семантики и функционирования колоративной лексики в текстах группы «Мельница».
Цель работы - выявить особенности функционирования
колоративной лексики в текстах группы «Мельница».
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:
• рассмотреть историю изучения цвета в культуре и науке
• определить символическое значение цвета в мировой и отечественной культуре;
• рассмотреть тематическую группу лексем со значением цвета в русском языке;
• описать типы колоративов в текстах группы «Мельница»;
• выявить особенности употребления колоративов в текстах группы;
• разработать факультатив по изучению колоративов в старшей школе.
Материал для исследования: современные тексты песен группы «Мельница».
Методы исследования: метод сплошной выборки;
описательный метод, сопоставительный метод, лексико-семантический и функциональный методы.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в вузовских курсах «Лексикология», «Стилистика русского языка», а также при дальнейшем рассмотрении вопроса о свойствах и функциях лексических средств выражения цвета, для разработки факультативных занятий в 10-11 классах.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы (36 источников).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Колоратив - это лексическая единица, которая имеет в своей структуре сему цвета, так или иначе обозначает цвет.
Связь колоративов с определенными, культурно эмоциональными состояниями и ситуациями позволяет рассматривать колоративы как своеобразные элементы видения мира таких деятелей искусства как поэтов, писателей. Эти цветовые элементы определяются нами как особый образ сквозь текст, важный для конструирования индивидуально-авторской картины мира.
В традиционной русской культуре к подобным колоративам следует, прежде всего, относить такие цветообозначения, как красный, белый, черный и голубой. Появление черного, белого и красного колоративов характеризует самые ранние стадии развития цветовой терминологии, что, как можно предположить, повлекло за собой появление у данной группы цветов целого ряда дополнительных ассоциаций символического, мифологического, социального, культурного и иного характера.
В восточнославянской культуре основные цвета несут символическое значение, белый - изначально - цвет смерти, далее - чистоты, святости; черный - цвет скорби, тайны, загробного мира, близок к нему по значению синий; красный - символ жизни, огня, красоты, любви.
Связь колоративов с определенными, культурно закрепленными эмоциональными состояниями и ситуациями позволяет рассматривать колоративы как своеобразные элементы мировидения художников слова (поэтов, писателей). Эти цветовые элементы определяются нами как особый сквозной образ, значимый для конструирования индивидуально-авторской картины мира. Метафорическое и символическое употребление цветовой лексики - средство выражения сугубо личностных смыслов и эмоций автора. Рассматриваемые единицы выполняют стилистические функции, являются особым стилистическим приемом, который способен передавать весь внутренний, индивидуальный и эмоциональный мир личности.
Каждый цвет имеет основное и переносное значение. Больше всего значений у красного и белого цвета. Меньше всего значений имеет синий, желтый, зеленый цвет. Переносные значения создаются на основе метафоры или метонимии. Цветообозначния часто используются в пословицах и устойчивых выражениях.
В дипломной работе мы изучили 43 текста песен группы «Мельница», написанных в период с 1999 по 2008 гг. Из текстов были выписаны примеры, содержание цветонаименования. Всего было выбрано 32 лексические единицы, в которых содержится сема цвета.
Были рассмотрены типы колоративов, представленные в текстах группы «Мельница». В качестве классификации была взята классификация В. Г. Кульпиной-А. П. Василевича, рассмотренная в теоретической части.
Большая часть колоративов в текстах песен группы «Мельница» - это те колоративы, что выраженны СО, встречаются и колоративы, выраженные металексемой цвета; колоративы, которые совпадают с названием предметов субъектов и объектов, послуживших основой для его создания; колоративы, выраженные действием; колоративы сравнительного оборота. Колоративы, в основном, выражаются простыми прилагательными, глаголами и существительными с лексемой цвета.
Не обнаружены такие типы колоративов, как колоративы, содержащие в составе металексему цвета и колористическое прилагательное / существительное, у которого отсутствуют формы изменения слова; колоративы, выраженные признаковым существительным; колоративы, выраженные наречием; колоративы, которые являются частью фразеологического оборота.
Были выделены наиболее частотные цвета, которые встречаются в текстах песен «Мельницы» - это красный и его производные - 21%, белый - 19%, зеленый и производные - 17%, черный - 16%. Эти цвета, за
исключением зеленого, являются традиционными и наиболее частотными для фольклорных произведений восточно-славянской культуры.
Но основными являются алый, синий, голубой, багряный, серый, желтый и его производные, а также лиловый; серый. Таким образом, в текстах группы «Мельница» цвет используется ограниченно. Цветовая лексика часто несет образно-символьное значение, причем символика обычно совпадает с символикой славянской культуры. Это можно объяснить тем, что «Мельница» является фолк-группой, то есть, ориентированной на традиционные фольклорные символы, образы, мотивы.
Цветоообзначения являются важными и интересными для изучения семантическими группами слов русского языка. Изучение колоративов позволяет в некоторой степени исследовать языковую картину мира, дух народа, отраженный в языке.
На основе проведенного исследования нами был разработан факультативный курс по русскому языку «Колоративы в русской литературе и современном музыкальном искусстве» для 10-11 класса.


1. Альберти, Л.-Б. Три книги о живописи [Текст] / Л.Б. Альберти. Том 2 — М.: Академия архитектуры, 1981. - 343 с.
2. Аристотель. Никомахова этика [Текст] / Аристотель. Соч. Т.4. - м.6 1983. - 459 с.
3. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
4. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке [Текст] / Н.Б. Бахилина. - М.: Наука,1975. - 286 с.
5. Болотина, М.А. Когнитивно-дискурсивные аспекты
лингвистических исследований. Символика цвета в русском и английском языках [Текст] / М.А. Болотина // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта: Научный журнал. - 2011 - № 2 - С. 7-12.
6. Борисова, Д. Н. К проблеме выбора термина для названия форм цветообозначения в языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-problem e-vybora-termina-dlya-nazvaniya-form- tsvetooboznacheniya-v-yazyke (дата обращения: 03.03.2021)
7. Василевич, А.П. Цвет и названия цвета в русском языке [Текст] / А.П. Василевич. - М.: КомКнига, 2007.- 183 с.
8. Вежбицкая, А. Обозначение цвета и универсалии зрительного восприятия [Текст] / А. Вержбицкая // Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996 - C. 231-290.
9. Венгранович, М.А. Стилистика фольклорного текста: учебное пособие [Текст] / М.А. Венгранович. - Тольятти: ТГУ. 2011. -266 с.
10. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика [Текст] /Виноградов В.В. //Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во. Ан. СССР, 1963. - 255 с.
11. Воевода, Е.В. Цветовосприятие и ассоциативные поля в русском и английском языках [Текст] / Е.В. Воевода // Научный Вестник. - 2012.- № 2. - С. 113-123.
12. Гете, И.В. Учение о цвете. Теория познания [Текст] / И.В. Гете. - М.: Ленанд, 2016. - 200 c.
13. Духовные стихи Русского Севера [Текст] / Сост. В. П. Кузнецова; сост. нот.прил. Г. В. Лобкова, М. Н. Шейченко. - Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2015. - 487 с.
14. Кульпина, В. Г. Лингвистика цвета [Текст] / В. Г. Кульпина. — М. : МГУ, 2001. - 254 с.
15. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве [Текст] / Да Винчи Л. - Спб. : Азбука, 2001. - 376 с.....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ