Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования
ловкости у детей 6-7 лет 8
1.1. Анализ системы физического воспитания детей 6-7 лет 8
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет 13
1.3. Футбол как эффективный вид спорта для формирования ловкости
у детей 6-7 лет 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методы и организация исследования 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 40
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Разработка, апробация и оценка эффективности
комплекса упражнений с элементами футбола для развития ловкости у детей 6-7 лет 44
3.1. Обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений с
элементами футбола для развития ловкости у детей 6-7 лет 44
3.2. Оценка эффективности использования комплекса упражнений с
элементами футбола для развития ловкости у детей 6-7 лет 73
Выводы по третьей главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения
Актуальность. Физическое воспитание, несомненно, занимает одну из главных позиций в развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, основы воспитания физических качеств, основы здорового образа жизни, формируются моторика. Детский организм имеет большие резервные возможности, что дает возможность внедрять доступные детям спортивные элементы в систему физического воспитания дошкольного учреждения. Степень сформированности психофизических качеств у дошкольников в Федеральном государственном образовательном стандарте выделена одной из главных задач физического воспитания и устанавливается успешностью двигательной деятельности детей и способностью к овладению новыми формами движений, умение пользоваться ими в повседневной жизни [31]. В связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах все больше внимания уделяется развитию физических качеств у детей дошкольного возраста.
Физические качества - это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. В литературе вопросами развития физических качеств у детей дошкольного возраста занимались такие специалисты как Вавилова Е.Н., Осокина Т.И., Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. и др. К необходимым физическим качествам относят такое качество, как ловкость [7, 19]. Ловкость - способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
В исследованиях Е.Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей говорится о высоком уровне развития ловкости, чему свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т.е. не всегда целесообразно действовать немедленно [6]. Основным средством развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста являются физические упражнения. Д.В. Хухлаева классифицирует физические упражнения по группам: гимнастика, спорт, туризм, подвижные игры и игры-эстафеты. Но в детском саду дети овладевают лишь основами техники спортивных упражнений, что составляет базу для занятий спортом в последующем.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, А.И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Л.В. Артамоновой и др. Они рассматривали подвижные игры как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников [5, 14]. Среди многообразия исследований по проблеме формирования
двигательных навыков и развития физических качеств нас заинтересовал вопрос развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста при помощи спортивной игры футбол, как наиболее естественного двигательного акта ребенка, и была сформулирована проблема исследования: как нужно составить комплекс упражнений с элементами футбола, чтобы успешно развивать ловкость у детей 6-7 лет?
Проведенный анализ проблемы показывает, что в практике работы дошкольных учреждений имеются явные противоречия: существующие возможности использования комплекс упражнений с элементами футбола имеют положительные перспективы, но недостаточно используются в образовательном процессе дошкольников; педагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в профессионально - педагогической деятельности соответствующие дошкольному возрасту элементы футбола.
Таким образом, выявленные проблема и противоречия обусловили выбор темы исследования: «Комплексная методика формирования ловкости детей 6-7 лет посредством занятий футболом».
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие ловкости у детей 6-7 лет посредством занятий футболом.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать,
апробировать и оценить комплекс упражнений, направленный на развитие ловкости у детей 6-7 лет посредством занятий футболом.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу для выявления существующих комплексов упражнений, направленных на развитие ловкости у детей 6-7 лет посредством занятий футболом.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие ловкости у детей 6-7 лет посредством занятий футболом.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса упражнений, направленного на развитие ловкости у детей 6-7 лет посредством занятий футболом.....
1. Анализ исследований свидетельствует о том, что использование упражнений с элементами спортивных игр в процессе физкультурнооздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях оказывает положительное влияние на повышение уровня физической подготовленности, физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста. При этом в теории физического воспитания выявлена проблема использования элементов игры в футбол на физкультурных занятиях с детьми старших и подготовительных групп ДОУ, которая является одной из наименее разработанных и экспериментально обоснованных.
2. На основе анализа анкетных данных выявлено, что в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп ДОУ доля использования спортивных игр составляет от 10% до 15% от общего числа рекомендованных в программе упражнений. В различных формах занятий физическими упражнениями специалистами используются элементы игры в баскетбол (100%), волейбол (22%) и лишь в 13% упражнения из арсенала футбола. Специалистами отмечается необходимость разработки методики занятий (87%), создания доступных возрастным особенностям детей условий, опирающихся на интеграцию двигательной и познавательной деятельности, обеспечивающих развитие координационных способностей и расширение двигательного опыта детей за счет формирования новых двигательных действий ногами (79%).
3. Выявлены особенности владения мячом детьми 6-7 лет, характеризующие нерациональность совершаемых двигательных действий решения двигательных задач в футболе. Большинство мальчиков (57,1%) и девочек (46,2%) выполняют ведение мяча по прямой только правой ногой, ведение мяча только левой ногой осуществляют в среднем от 14 до 23% детей. Поочередное ведение мяча правой и левой ногой используют лишь 30% мальчиков и девочек. Удары по мячу при ведении его наносят либо внутренней стороной стопы, либо используют сочетание ударов носком и внутренней стороной стопы, что не является рациональным с точки зрения скорости продвижения вперед. Удар по мячу большинство детей наносят носком стопы (86,3%). Другие способы ударов детьми практически не используются, что свидетельствует о низким уровнем управления движениями и ограниченностью использования всего потенциала движений ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
4. Разработана программа физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол для детей 6-7 лет, которая основывается: на подборе доступных возрастным особенностям способов и приемов выполнения детьми ударов и ведений мяча; подборе упражнений, обеспечивающих координацию движений для выполнения двигательных действий футболиста (удары по мячу, передачи, остановки, ведения и др.); распределении упражнений по сложности выполнения; составление блоков специальных упражнений по направленности для освоения двигательных действий и игр в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности детей. Программа реализуется в течение года на 3-х занятиях в неделю по 25-30 минут в объеме 25% (на 34 занятиях), 50% (на 44 занятиях) и 100% (на 24 занятиях) применения элементов игры в футбол от общего времени занятий по отношению к другим средствам, традиционно используемым в процессе физкультурных занятий в дошкольном учреждении.
5. Определено, что физкультурные занятия на основе использования элементов игры в футбол оказывают положительное влияние на развитие физических качеств дошкольников 6-7 лет. По окончанию педагогического эксперимента дети экспериментальной группы показали результаты достоверно выше, чем сверстники из контрольной группы (р<0,05) в тестах: «Скоростное ведение мяча по прямой 5+5м», «Восьмерка на время 1*2м», «Змейка 2 стоек», «Удары по мячу за 30 сек».
6. В результате апробирования комплекса упражнений с элементами футбола для детей 6-7 лет, направленный на развитие ловкости, в период формирующего этапа педагогического эксперимента произошло достоверное повышение показателей, характеризующих уровень ловкости у старших дошкольников. Эти изменения определяются спецификой проведения занятий физической культурой в ДОУ.
Можно с высокой степенью достоверности отметить, что проведение занятий физической культурой с использованием элементов игры в футбол будет способствовать развитию ловкости у детей 6-7 лет.
1. Абдульманова, Л.В. Проектирование организационно-методических условий развития самоорганизации детей в подвижной игре / Л.В. Абдульманова, С.А. Губина // Тенденции развития науки и образования. -
2019. - № 55-7. - С. 5-8.
2. Абрашина, И.В. Использование современных технологий в футболе / И.В. Абрашина, В.А. Нуждин, М.А. Солдатова, С.В. Титовец // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -
2020. - № 12. - С. 103-110.
3. Адольф, В.А. Физическая культура и спорт - спорт - здоровье. Социально-воспитательный аспект / В.А. Адольф, К.В. Адольф, Л.К. Сидоров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VIII международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 26 февраля 2019 г.). - Чебоксары, 2019. - С. 300-306.
4. Адольф, В.А. Исследования технико-тактических действий мужской команды по футболу при выступлениях на соревнованиях среди команд организации высшего образования / В.А. Адольф, С.С. Ситничук // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 5. - С. 97-102.
5. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. - URL: http: vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennosti-psikhologicheskogo- razvitiya-doshkolni/ (дата обращения 30.10.2021)
6. Баландин, В.А. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / В.А. Баландин, К.Ю. Чернышенко, Т.А. Эфендиев // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2019. - № 3. - С. 74-78.
7. Беликов, М.В. Здоровье как национальное достояние России в контексте физического воспитания детей дошкольного возраста / М.В. Беликов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Казань, 21 февраля 2018 г.). - Казань, 2018. - С. 473-477.
8. Бойко, В.В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Бойко. - Ярославль, 2018. - 23 с.
9. Бочкарникова, Н.В. Повышение двигательной активности как
основа здоровья дошкольников Читы / Н.В. Бочкарникова, Е.Г. Фоменко, Н.И. Самойлова // Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования: материалы II Международной научно-практической
конференции (г. Чита, 6-7 ноября 2016 г.). - Чита, 2016. - С. 68-70.
10. Бусловская, Л.К. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике: монография / Л.К. Бусловская, В.Л. Волошина, Г.Е. Воробьева [и др.] / под общ. ред. Л.Н. Волошиной, В.Л. Кондакова, Е.Н. Копейкиной. - Белгород: Литературный караван, 2019. - 176 с.
11. Бутко, М.А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста / М.А. Бутко // Физическая культура и здоровье. - 2016. - № 2 (53). - С. 60-62.
12. Волошина, Л.Н. Обогащение двигательного опыта дошкольников в детском взрослом взаимодействии в спортивных играх / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская // Дошкольное воспитание. - 2019. - №1. - С. 45-50.
13. Волошина, Л.Н. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская, О.В. Никулина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2020. - Т. 6. - № 4. - С. 16-27.
14. Волошина, Л.Н. Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа / Л.Н. Волошина, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, И.Г. Волошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 47-49.
15. Дворкина, Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.И. Дворкина. - Майкоп, 2015. - 46 с....52