РЕФЕРАТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ 3
РЕФЕРАТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия «вычислительный навык». Математические и педагогически аспекты 12
1.2. Особенности формирования вычислительного навыка в младшем школьном
возрасте 23
1.3. Методические особенности организации деятельности учащихся в процессе
формирования вычислительного навыка 34
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА
2.1. Изучение актуального состояния сформированности вычислительного
навыка младших школьников 53
2.2. Методика формирования вычислительного навыка: комплекс упражнений,
содержащий приемы рациональных устных
вычислений 59
2.3. Динамика сформированности вычислительного навыка у обучающихся 2
класса 73
Выводы по 2 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Одной из главных задач начального обучения всегда была задача формирования у школьников прочного вычислительного навыка. В ФГОС НОО сказано, что, изучая математику учащиеся овладевают «основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов». Навык вычисления, наряду с навыком письма, чтения, являются межпредметными, используемыми не только при овладении математическим материалом, но и при изучении других школьных предметов.
Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.
Вычислительный навык необходим как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, а в дальнейшем - по химии, физике, алгебре, геометрии и т.д. невозможно решить, не обладая элементарными способами вычислений.
На уроке математики формирование вычислительного навыка занимает большое место. Формирование вычислительного навыка - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе, поскольку вычислительный навык необходим при изучении арифметических действий. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий.
Важное место в формировании прочного вычислительного навыка младших школьников занимает устный счет. К устным упражнениям относятся все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящиеся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100.
Учителю необходимо на каждом уроке математики проводить устный счет: различные специальные упражнения (задачи, примеры, уравнения и т.д.) в различной форме (игровой, письменной, устной, индивидуальной, фронтальной).
Умения рационально производить вычисления характеризуют довольно высокий уровень математического развития. Знакомство и применение рациональных способов вычислений развивает вариативность мышления, показывает ценность знаний, которые при этом используются. Эти умения чрезвычайно сложны, формируются они медленно и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно сформированы. В соответствие с требованиями ФГОС НОО, в которых говорится о необходимости развития у младших школьников алгоритмического мышления, можно сделать вывод, что процесс формирования у них вычислительного навыка - это организованный учителем процесс овладения вычислительными алгоритмами.
Именно эти факты свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования.
Как показывает изученный опыт работы, многие учителя, признавая устаревшим навык устного счета, не включают его в структуру урока, а если и включают, то проводится он формально, скорее для неосмысленной тренировки, в результате чего отмечается снижение дидактической ценности данных заданий, которые позволяют формировать осознанность и рациональность счета, также происходит уровня сложности выполняемых учащимися вычислений и - это противоречие актуализировало проблему нашего исследования и позволило определить тему.
Проблема исследования - каким образом можно включить рациональные способы вычислений с сохранением дидактической ценности таких заданий в систему формирования устной части вычислительного навыка у обучающихся младшей школы.
...
Вычислительные навыки - один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью,
обобщенностью, автоматизмом и прочностью. В целях формирования осознанных, обобщенных и рациональных навыков начальный курс математики строится так, что изучение вычислительного приема происходит после того, как учащиеся усвоят материал, являющийся теоретической основой этого вычислительного приема.
В ходе формирования вычислительных умений и навыков М.А. Бантова выделяет следующие этапы: 1) подготовка к введению нового приёма; 2) ознакомление с вычислительным приёмом; 3) закрепление знаний приёма и выработка вычислительного умения и навыка.
В методике различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящиеся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100. К письменным относятся все приемы для всех других случаев вычислений над числами, большими 100.
В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение четырех лет обучения в начальных классах учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений:
1) нахождение значений математических выражений;
2) сравнение математических выражений;
3) решение уравнений;
4) решение задач.
В начальных классах рекомендуется как можно больше устных упражнений проводить в форме игры. Такая форма работы повышает интерес детей к математике.
Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий (свойства действий, связь между результатами и компонентами действий, изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов и т.п.). Устные вычисления помогают лучшему усвоению приемов вычислений, так как последние включают в себя элементы устных вычислений. Практическое значение состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно в тех случаях, когда письменно выполнить действия не предоставляется возможным: при покупке, продаже и т.д. Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся, их сообразительности, математической зоркости и наблюдательности.
По теме выпускной квалификационной работы было проведено исследование. Цель исследования - обосновать и проверить опытно экспериментальным путем результативность комплекса упражнений содержащего приемы устных вычислений, направленного на формирования вычислительного навыка у обучающихся 2 класса. Местом исследования было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеключинская основная общеобразовательная школа №4» с. Большие Ключи, Рыбинского района, Красноярского края. В качестве респондентов выступили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Исследование состояло из опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Констатирующий эксперимент был проведён во второй четверти (19 ноября) 2019-2020 учебного года. Цель констатирующего эксперимента: проведение диагностики уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов и, как следствие, определение экспериментальной и контрольной групп. Констатирующий эксперимент показал, что необходимо вести систематическую работу по формированию вычислительных навыков у младших школьников. Контрольной группой стал 2 «А» класс, экспериментальной - 2 «Б» класс.
В экспериментальной группе в период с 20 ноября по 30 апреля был проведен формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента: подбор системы упражнений, способствующих эффективному формированию вычислительного навыка младших школьников. В ходе формирующего эксперимента были подобраны устные упражнения, которые предлагались детям на каждом уроке математики. На устный счет отводилось около семи минут в начале каждого урока.
В четвертой четверти (30 апреля) 2019-2020 учебного года был проведен контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента: выявление динамики в формировании вычислительного навыка у младших школьников. Этот эксперимент представил собой тестирование. Учащиеся 2 «Б» класса после проведения формирующего эксперимента набрали такое же количество процентов, а по некоторым показателям и больше, чем учащиеся 2 «А» класса. Учащиеся экспериментальной группы повысили уровень вычислительного навыка.
Систематический, методически грамотно организованный устный счет способствует положительной динамике в формировании уровня вычислительного навыка у младших школьников.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты. Гипотеза подтверждена.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 2007. - 248 с.
2. Алтынов П.И., Антоненко С.Г. Учебный справочник школьника. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 1664 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2000.¬678 с.
4. Бадма - Гаряева М.В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 2 класса // Начальная школа. - 2005. - №11 - с.21 - 24.
5. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в нач. классах: Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 335 с.
6. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 2003. - №11. - с. 38 - 43.
7. Белошистая А.В. Прием формирования устных вычислительных умений// Начальная школа. - 2001. - №7. - с. 44 - 49.
8. Богомолова Г.Г. Не забывать о способных / Г.Г. Богомолова// Начальная школа. - 1991. - № 5. - с.23-26.
9. Вапняр Н.Ф. Помощь ученикам при выполнении самостоятельных работ по математике / Н.Ф. Вапняр // Начальная школа. - 2000. - № 6. - с.32-33.
10. Вапняр Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики / В.Ф. Вапняр // Начальная школа. - 2002. - № 12. - с.23-25.
11. Виленкин Н.Я. Математика: учеб. пособ. для студ. пед. инстит. - М.: Просвещение, 2003. - 315 с.
12. Виленкин Н.Я. Рассказы о множествах. - М.: МЦНМО, 2005. - 208 с.
Вокуева М.К. Упражнения по математике для индивидуальной
работы / М.К. Вокуева // Начальная школа. - 1997. - № 7. - с.32-35.
14. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2009. - 245 с.
15. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Просвещение, 2001. - 324 с.
...
60 источников