Введение 3
Глава 1. Специфика репрезентации интеллекта в английской языковой картине мира 5
1.1. Познание как специфический вид деятельности человека (Познание с точки
зрения психологии и гносеологии) 5
1.2. Репрезентация интеллектуальной деятельности в английской языковой
картине мира 9
1.2.1 Понятие о языковой картине мира 9
1.2.2. Представление о глупости и мудрости в англоязычной культуре и русской
культурах 13
Выводы по главе 19
Глава 2. Актуализация признака «ограниченные интеллектуальные
способности» в английском языке 20
2.1. Лексико-семантическое поле ментальной деятельности 20
2.2. Средства актуализации признака «ограниченные интеллектуальные
способности» 24
2.3. Структурно-семантический анализ имен с ядерным компонентом «глупый
человек» 28
2.4. Прагматический потенциал имен с ядерным компонентом «глупый человек» 40
Выводы по главе 46
Заключение 49
Библиографический список 51
Возвышение человека разумного как вида над другими существами нашей планеты связано прежде всего с пробуждением сознания и развитием познавательной деятельности. Известное Декартово Cogito ergo sumявляется утверждением примата ментального над биологическим. Жизнь как поддержание биологических процессов — существование. Представление о важности интеллектуальной деятельности, направленной на познание себя и окружающей действительности, получило свое отражение в языковой картине мира. О значимости данной сферы для каждой отдельной культуры можно судить исходя из количества единиц, представляющих оценку интеллектуальных способностей в конкретном языке.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости описать данный фрагмент языковой картины мира с позиций разных областей знания (лингвистики и культурологии).
Объектом исследования являются имена с ядерным компонентом «глупый человек» в английском языке.
Предметом исследования является семантика и прагматика данных единиц.
Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа структуры, семантики и прагматики существительных, вербализующих признак «ограниченные интеллектуальные способности» в английском языке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение представлений об интеллектуальной деятельности в английской языковой картине мира, определение значимости данного фрагмента действительности для англоязычной культуры;
- выявление ядерной, центральной и периферийной зон в функционально - семантическом поле ментальной деятельности;
- инвентаризация единиц, вербализующих признак «ограниченные интеллектуальные способности» в английском языке;
- систематизация исследуемых единиц по структурным и семантическим основаниям;
- выявление прагматического потенциала имен с ядерным компонентом «глупый человек».
Материалом для исследования послужили примеры фразеологических словарей и словарей тезаурусов, контексты, представленные в Британском национальном корпусе, а так же художественная литература на английском языке.
Для обработки фактического материала в работе использовались лингвистические методы компонентного, дистрибутивного, контекстуального анализа, метод семантического развертывания, а так же общенаучные методы анализа: индукция и дедукция.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.
В общественном сознании носителей любой культуры есть понятия о глупости, а также целый набор слов с различными оттенками значений, способные передать отношение говорящего или общества к глупому человеку. И самостоятельно разобраться в оттенках значения представителю другой культуры с абсолютно другим миропониманием не представляется возможным. Данная работа как раз и рассчитана на дифференциацию различных номинаций «глупый человек» в англоязычной культуре.
В настоящей работе была предпринята попытка выделить и проанализировать слова - «глупый человек».
C этой целью были рассмотрены словарные дефиниции существительных лексико-семантической группы номинаций.
При исследовании семантики интересующих нас единиц было обнаружено, что «глупость» понимается, как:
• физиологический недостаток
• отсутствие информации, опыта
• необдуманное, неразумное поведение
При анализе синонимов, описывающих глупого человека, было обнаружено, что субъект, который обладает признаком «низкие интеллектуальные способности», это человек, который
• неспособен воспринимать/учиться/понимать/знать
• не обладающий информацией (невежественный);
• не имеющий опыта (наивный, простак);
• не имеющий здравого смысла (непрактичный);
• отличающийся неразумным поведением.
Семантическим центром исследуемой группы слов является существительное «fool».Оно имеет наиболее нейтральное значение.
В исследовании были представлены различные номинации с семами, которые предопределяли возможные контексты их употребления: от характера отношений говорящих до времени и ситуации использования. На примерах можно проследить, как меняется смысл высказывания при использовании той или иной номинации.
В каждом языке есть лексические единицы, которые содержат в себе определенную культурную информацию, формирующую так называемую пресуппозицию общения. Последняя, как известно, является гарантией успешной коммуникации. Формирование языковой пресуппозиции в области использования лексических единиц со значением «низкие интеллектуальные способности» определило актуальность данного исследования. В этой связи исследование имеет определенную практическую значимость для изучающих английских язык с целью использования его в процессе межкультурного взаимодействия. Отсутствие коммуникативной компетенции в совокупности культурной и языковой составляющих неизбежно влечет за собой коммуникативную неудачу.