ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы обучения синтаксису на уроках немецкого языка на среднем этапе 8
1.1. Возрастные характеристики учащихся средних классов 8
1.2. Психологические особенности учащихся среднего звена 12
1.3. Организационно-педагогические условия обучения синтаксису
иностранного языка на среднем этапе 16
1.3.1. Представление единиц системы грамматического уровня языка.... 19
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Теоретические аспекты применения
коммуникативных упражнений в процессе обучения синтаксису немецкого языка 31
2.1 Дидактические основы применения комплекса
коммуникативных упражнений на уроках немецкого языка для формирования грамматических навыков у учеников средней школы 31
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Технологии работы по обучению коммуникативным упражнениям, как средство формирования грамматических навыков
на уроках немецкого языка 37
3.1 Стадии формирования языкового грамматического навыка 37
3.2 Технологии использования коммуникативных упражнений для формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка 45
Выводы по главе 3 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Библиографический список 53
Приложение А 57
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 62
Приложение Д 67
Приложение Е
Важно и совершенно справедливо утверждение о том, что работу на учебных и вне учебных занятиях следует выстраивать с учетом возрастных особенностей учащихся. В работе на среднем этапе это должен быть учебный материал, формы работы на уроке, а также определения заданий.
В этом возрасте, при организации процесса обучения, следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, ученику следует давать возможность участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою точку зрения. С учетом возрастных особенностей учителю удастся максимально эффективно выстроить процесс обучения иностранному языку.
На данной ступени совершенствуются приобретенные раннее знания, навыки и умения, а также улучшается качество практического владения языком.
Курс для основной школы построен на взаимодействии трех основных содержательных линий: первая из них - коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, вторая - языковые средства и навыки оперирования ими и третья - социокультурные знания и умения [2, с. 3].
Согласно ФГОС основного общего образования одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы должно явиться формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке [1, с. 10].
Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений.
Часто в школах преподавание грамматики ограничивается таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает.
Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивность учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования соответствующих навыков.
Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для выработки речевых навыков необходимы специальные упражнения, вытекающие из принципов коммуникативной направленности.
Таким образом, проблема заключается, как нам кажется, в малом количестве обучающих грамматических упражнений, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Проведенный анализ УМК по немецкому языку в седьмом классе „Deutsch Mosaik 7“, выявил необходимость разработки, а также использования данного вида упражнений с целью развития грамматического навыка, необходимого для правильного говорения учащихся. Это и является актуальностью настоящей дипломной работы.
Цель работы обосновать эффективность создания и применения коммуникативных упражнений для формирования грамматического навыка на уроках немецкого языка.
Объект исследования - грамматический уровень языка и его единицы, которые служат для создания коммуникативных упражнений с целью использования в процессе обучения немецкому языку в средней школе.
Предмет исследования - коммуникативные упражнения как средство развития грамматического навыка у учащихся средней школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать возрастные особенности учащихся в средней школе.
2. Изучить особенности формирования грамматического навыка у учащихся средней школы.
3. Изучить единицы системы грамматического уровня, которые применяются в обучении языку;
4. Проанализировать теоретические аспекты использования коммуникативных упражнений в процессе обучения немецкому языку в средней школе;
5. Рассмотреть стадии развития грамматических навыков;
6. Изучить технологии создания и проведения
коммуникативных упражнений;
7. Разработать систему коммуникативных упражнений, направленных на выработку грамматических навыков.
8. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования:
Теоретические:
■ анализ психолого-педагогической и методической литературы по предмету исследования;
Эмпирические:
■ тестирование;
■ экспериментальная проверка использования грамматических
коммуникативных упражнений в ходе проведения собственных уроков;
■ изучение „Deutsch Mosaik 7“, Н. Д. Гальсковой, О. Л. Захаровой, Г. А. Корниковой, Л. Н. Яковлевой, Г. В. Яцковской, Москва «Просвещение», 2012 г.
Статистические:
■ количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Материалом для анализа послужил учебник „Deutsch Mosaik 7“, Н. Д. Гальсковой, О. Л. Захаровой, Г. А. Корниковой, Л. Н. Яковлевой, Г. В. Яцковской, так как он является продолжением серии УМК по немецкому языку
«Deutsch. Mosaik» для II - VI классов. Цели УМК 7 класса направлены на совершенствование у учащихся умения более сознательно грамматически оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач. (Приложение П)
Теоретической базой для настоящей работы послужили методические исследования: И.А. Зимней, Р.П. Мильруда, Е.И. Пассова, Б.В. Беляева, И.Л. Бим, Е.В. Мусницкой, В.М. Филатова, Е.Н. Солововой и других по данной теме; работы таких лингвистов, как А.В. Бондарко, Е. М. Верещагин; а также Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования и Пособие для учителей общеобразовательных организаций.
Практическая ценность - предлагаемые материалы могут быть использованы преподавателями иностранных языков, так как разработанная серия упражнений позволяет добиться успешных результатов при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения.
Результатом данной работы является комплекс коммуникативных упражнений, направленных на формирование грамматических навыков общения учащихся.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав , заключения, списка литературы, приложения.
Период перехода в жизни школьника значительно меняет мировоззрение под воздействием меняющегося сознания. Знания становятся ценностью другого порядка. Теперь школьнику не интересно получение готовых знаний, он требует доказательств, аргументации. Развивается критическое мышление и, как следствие, происходит полная переоценка собственной жизни, моральных принципов и устоев. Все это говорит о необходимости повышенного внимания к каждому ученику со стороны учителя. Поскольку у ученика в этот возрастной период проявляется повышенная активность, учителю требуется чаще менять формат работы, вносить новое в учебный процесс (экскурсии, практические занятия и т.п.). Еще одной важной характеристикой этого возраста является стремление ученика к пониманию практической значимости получаемой информации, что также важно при выборе методов, приемов и средств обучения.
Проанализировав методическую литературу, мы рассмотрели коммуникативные упражнения как средство формирования грамматических навыков для обучения структуре немецкого предложения на уроках немецкого языка в седьмом классе. Раскрыв понятия «грамматика», «грамматический навык», «коммуникативные упражнения» мы выявили значимость формирования грамматических навыков у учащихся седьмых классов.
Рассмотрев особенности формирования грамматических навыков при обучении иностранному языку школьников, следует заметить, что это очень сложный и трудоемкий процесс, особенно, касаемо синтаксиса в немецком языке. Формирование грамматических навыков происходит в несколько этапов:
1) ознакомление с ним и осознание его значения, формы и употребления;
2) тренировка в его практическом использовании по опорам в микроконтексте;
3) применение на репродуктивном и продуктивном уровне.
Каждый из этих этапов имеет свое значение и определенные сложности, особенно для детей данного возраста, учитывая их возрастные и психологические особенности.
Процесс формирования грамматических навыков требует больших умственных усилий. В результате этого возникает ряд проблем при обучении грамматики, которые обусловлены различными факторами. Наличие коммуникативной ситуации создает благоприятный психологический климат при обучении грамматической стороне речи.
Эффективному формированию грамматических навыков у учащихся младших классов могут способствовать специально разработанные коммуникативные упражнения. Для проведения исследования были выбраны учащиеся 7 класса в количестве двенадцати человек МАОУ «Гимназия №6» города Красноярска.
Поставленные нами задачи для достижения цели выполнены:
■ разработать критерии оценивания уровня сформированности
грамматических навыков с использованием коммуникативных упражнений;
■ провести серию уроков с использованием коммуникативных упражнений с целью формирования грамматических навыков (Приложение Е);
■ исследовать влияние коммуникативных упражнений на процесс формирования грамматических навыков у школьников.
Проведенный тест на уровень сформированности по грамматическим темам «Die gerade und invertierte Wortfolge», также свидетельствует о низком уровне сформированности этой грамматической конструкции. (Приложение А)
Согласно общим показателям можно сделать вывод, что половина учащихся справилась с тестом вполне успешно, остальные же владеют пройденной грамматической темой на удовлетворительном уровне.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2010 . - №1897- 17 дек.
2. Рабочие программы по немецкому языку. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Предметная линия Н.Д. Гальскова 5-9 классы: М., Просвещение: 2014. 18 с.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965. - с. 140-147.
4. Бондарко А.В. Категоризация в системе грамматики. — М.: Языки славянских культур, 2011. — 472 с.
5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова, М., 1980. — 320 с.
6. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Г.О. Винокур. Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 419 - 442.
7. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике И.Я. (Факторы для лучшего достижения цели практического владения языком). 5/2000 с.22
8. Горчев А.Ю. Объекты и приемы контроля в обучении грамматической стороне устной речи/ Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - с. 19-28
9. Зимняя И.А. Психологические основы обучения иностранному языку. М., 1992 г. 269 с.
10. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения ИЯ. - М., 1982. - с. 45
11. Климентенко А.А., Миролюбова Н.: Теоретические основы методики обучения И.Я. в средней школе. М. 1981, с. 82 М.: Педагогика, 1981. Периодическое издание Иностранные языки в школе № 2, 1995; №2, 1994.
12. Коростелев В.С. Коммуникативность и псевдокоммуникативность. 5/1991 с.17
13. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике (упрощенным предложениям) // Иностранный язык в школе. - 2002. - № 2. - с. 15.
14. Миньяр - Белоручев Р.К. «Примитивная» грамматика для изучающих И.Я. 4/2000 с.9
15. Москаленко Л.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка. 1/1999 с.39
16. Мусницкая Е.В. 100 вопросов к себе и к ученику М., 1996 г. 190 с.
17. Мусницкая Е.В. Контроль в обучении иностранным языкам: Книга для учителя. - М.: Дом педагогики, 1996. - 192 с.
18. Никитина Л.К. Методическое сопровождение урока иностранного языка: практикум для учителя немецкого языка. СПбАППО,2007. - 112с
19. Пассов Е.И. Методика обучения иностранным языкам. Методическая школа Пассова. Воронеж, 2002 г. с. 23
20. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения И.Я. на современном этапе развития общества. 6/1987 с.29
21. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранному языку. / Под ред. Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова-М.: Просвещение,1991.-340 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство Питер, 1-е издание, 2009 год, 720 с.
23. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1966. - с. 252
24. Соловова Е.Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании. 7/2004 с.8
25. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. Изд. 4-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 312 с.
26. Стояновский А.М., Пассов Е.И. Использование ситуаций в процессе обучения иноязычному общению. 4/1990 с.13
27. Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи. 1/1998 с.18
28. Шатилов С.Ф., Хрулева Н.И. Об организации и содержании экспериментального - опытного обучения немецкому языку в пятом классе на коммуникативно - когнитивной основе. 2/1992 с.8
29. Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения. 4/1985 с.16
30. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 432 с.
31. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. М., 2004 г. 407 с.
32. Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий ^теория и практика обучения языкам/. — М.: Издательство ИКАР. 2009 [Электронный ресурс]. URL:http://methodological terms.academic.ru/(дата обращения: 12.04.2016).
33. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф., Словарь морфем русского языка, М., 1986 [Электронный ресурс]. URL:http://les.academic.ru/706(дата обращения: 17.04.2016).
34. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с. [Электронный ресурс]. URL:http://les.academic.ru/1061/(дата обращения: 17.04.2016).
35. Новый словарь иностранных слов.-by EdwART, 2009
[Электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic fwords/22341/(дата обращения: 17.04.2016).
36. Понятие системы. Система языка. [Электронный ресурс]. URL: http://school.xvatit.com/index.php?title(дата обращения: 12.04.2016).
37. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник
лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение.. 1985 [Электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/1484/(дата обращения: 21.04.2016).
38. Словарь сочетаемости слов русского языка, 2 изд., М., 1983
[Электронный ресурс]. URL:http: //ekni gi. org/gumanitarnye nauki/133561-slovar-sochetaemosti-slov-russkogo-yazyka.html(дата обращения: 21.04.2016).
39. Сытина Н.С. Современные дидактические основы процесса
обучения. 2013 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://sdo.bspu.ru/mod/page/view.php?id=310(дата обращения: 23.05.2016).
40. Теоретические основы грамматики. Глава 6. Понятие системы в
лингвистическом приложении. [Электронный ресурс]. URL:
http://robotlibrаry.com/book/146-teoreticheskie-osnovy-grаmmаtiki/6-g-l-а-v-а-1-ponyаtie-sistemy-v-lingvisticheskim-prilozhenii.html(дата обращения: 12.04.2016).
41. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в
начальной и основной общеобразовательной школе, 2004, 416 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.kodges.ru/nauka/inyaz/265413-metodika-obucheniya-
inostrannym-yazykam-v-nachalnoy-i-osnovnoy-obscheobrazovatelnoy-shkole.html(дата обращения: 20.05.2016).
42. Формирование социальной компетенции на уроке. [Электронный
ресурс]. URL: festival.1 september.ru>articles/592697/(дата обращения:
13.05.2016).