ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ ПЕДАГОГОВ 11
1.1. Теоретико-методологические основы исследования отношения к
здоровью 11
1.2. Здоровье педагога как объект психологического исследования 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 58
2.3. Методические рекомендации педагогам по развитию осознанного
ответственного отношения к здоровью 78
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Здоровье работников образования является одной из фундаментальных проблем современного общества. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что к личности учителя и его роли в учебно-воспитательном процессе повышаются требования со стороны общества, и это связано с переходом современной школы на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов.
Обновление структуры и содержания образования предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности преподавателя, его психолого-педагогической компетентности, эмоционально-волевой устойчивости, а также к состоянию личного здоровья как основе психофизического и социального благополучия, базису полноценной жизнедеятельности.
Особенности современной жизни и специфика самой педагогической профессии требует, чтобы учитель обладал целым рядом качеств личности, значимых для компетентного выполнения функциональных обязанностей, при этом способного сохранить здоровье. Соответственно, одним из важнейших условий эффективности любого образовательного процесса является здоровье учителя, осуществляющего этот процесс.
Профессия педагога относится к одной из наиболее выраженных профессиональных групп риска развития различных заболеваний (В.З. Коган), при этом, отношение к собственному здоровью у педагогов обусловлено недостаточной мотивацией сохранения своего здоровья [6, 9, 54].
И одной из важнейших причин сложившегося неблагополучия в состоянии здоровья педагогов является их неадекватное отношение к собственному здоровью, к ведению здорового образа жизни, недооценка здоровья как ценности [54].
Обследования учителей говорят о нередко тяжелых условиях труда, переживаемых стрессовых состояниях, формирующихся акцентуациях характера, расстройствах физического и психического здоровья, о чем свидетельствуют работы В.З. Когана, В.И. Батенковой, Л.П. Гуреевой, И.В. Зеленовой, Э.Э. Сыманюк [9, 19, 33, 66].
Проблема отношения личности к своему здоровью и здоровью других людей в психологическом аспекте имеет относительно краткую историю разработки, хотя уже с древнейших времен была более или менее ясна огромная роль психологического фактора в этиологии заболеваний и в ходе лечения, в частности такого фактора, как «установка на выздоровление».
Психологический аспект отношения к здоровью изучался психологами 20-30-х годов ХХ века, но лишь эпизодически. В.Н. Мясищев заложил общетеоретические основы психологии отношений, которые, несмотря на эпизодические критические анализу, до сих пор лежит в основе психологической интерпретации феноменов типа отношения к здоровью среди отечественных психологов (В.З. Коган, М.И. Бобнева, Е.Д. Дорофеев и др.).
Наконец, в последние годы мы наблюдаем своеобразный всплеск интереса к этой проблеме как в социологическом аспекте (И.В. Журавлева, Л.С. Шилова и др.), так и в психологическом (В.А. Бодров, Т.Ф. Базылевич, Б.С. Братусь, А.Л. Гройсман, К.К. Платонов, Н.В. Тарабрина, Е.Д. Хомская, В.А. Пономаренко, В.З. Коган, В.А. Полесский, А.Г. Маклаков, М.Л. Лазарев, В.В. Корченов и другие). Эти исследования, проведенные на материале некоторых профессиональных групп населения, включают изучение актуальных вопросов тенденций изменения состояния здоровья и их социальных и социально-психологических причин, ценностных и мотивационных установок, самооценки здоровья, элементов образа жизни и режима труда и многие другие моменты.
- между ценностной личностной и общественной значимостью здоровья педагогов и напряженных, стрессовых условиях профессиональной деятельности педагогов;
- между пониманием педагогами значимости здоровья и здорового образа жизни и реальным отношением к собственному здоровью;
- между желанием педагогов сохранять здоровье в процессе
педагогической деятельности и недостаточно разработанными психологическими условиями в условиях образовательного учреждения.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какова взаимосвязь личностных особенностей и отношения к здоровью педагогов.
Однако проведенный анализ литературных источников свидетельствует о недостаточности исследований отношения к собственному здоровью педагогов и его взаимосвязи с личностными особенностями педагогов.
Цель исследования: выявление особенностей отношения к своему здоровью педагогов в зависимости от их личностных особенностей.
Объект исследования: отношение к собственному здоровью педагогов.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их отношением к собственному здоровью.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что отношение к собственному здоровью педагогов зависят от их личностных особенностей (самооценки, уровня субъективного контроля, эмоциональной устойчивости, открытости и доверчивости в общении).
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть понятие отношения к здоровью в психологии.
2. Изучить проблему здоровья педагогов в теоретических исследованиях.
3. Эмпирическим путем выявить отношение к здоровью педагогов и личностные особенности педагогов.
4. Разработать модель взаимосвязи личностных особенностей и отношения к здоровью педагогов.
5. Разработать методические рекомендации по формированию ответственного отношения к здоровью педагогов.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных психологов:
- субъективно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов и др.);
- положения и выводы, раскрывающие различные аспекты психологии здоровья (Л.И. Августова, В.А. Ананьев, Н.Е. Водопьянова, М.А. Гулина, И.Н. Гурвич, И.В. Ежов, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, Г.И. Мурзабеков, Г.С. Никифоров, А.В. Никольский, Л.В. Огинец, С.А. Романова);
- общетеоретические положения, составившие основу принципиальных представлений о развитии личности, сформулированные Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, AH. Петровским, С.Л. Рубинштейном;
- теории отношений, согласно которым отношение может быть рассмотрено как принцип изучения человека (В.М. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.Л. Бодалев); как подструктура сознания, определяющая поведение (М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо); как сложная, многоуровневая категория, имеющая определенную структуру (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, С.Д. Дерябо, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов, В.М. Кабаева, Д.В. Колесов, Л.Н. Овчинникова и др.);
- психологические основы педагогического труда (Л.И. Божович, М.М. Кашапов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, A.A. Реан, Д.И. Фельдштейн, Н.П. Фетискин).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: метод опроса, тестирование;
- методы математической статистики: метод ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1. Методики исследования личностных особенностей педагогов:
- многофакторный опросник Р. Кэттелла, предназначенный для измерения 16 параметров личности;
- методика УСК (уровень субъективного контроля) Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда;
- тест самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан;
- опросник самооценки реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированный Ю.Л. Ханиным.
2. Методики исследования отношения к здоровью педагогов:
- экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье (Ю.В. Науменко);
- опросник «Отношение к здоровью» (Р.А. Березовская);
- методика «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо и В. Ясвина.
База исследования: исследование проводилось на базе СШ № ХХ г. Красноярска.
В исследовании принимали участие 48 педагогов в возрасте 25-57 лет, имеющие педагогический стаж от 2 до 24 лет.
Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогов в средних профессиональных и высших учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников образования.
Непосредственное практическое значение имеет сформированный пакет методов, позволяющих объективно и оперативно диагностировать отношение к здоровью педагогов и тем самым повышать эффективность его коррекции. Разработанные методические рекомендации, направленные на формирование адекватного субъективного отношения к здоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье, совершенствование механизмов психологической саморегуляции и индивидуальных способов укрепления и сохранения своего здоровья педагогов могут применяться в работе психологической службы общего образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отношение к здоровью - система индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
2. Отношение педагогов к своему здоровью выражается в форме моделей поведения, которые проявляются через действия, суждения и переживания относительно факторов, влияющих на здоровье.
3. Модель взаимосвязи, отношения педагогов к своему здоровью и их личностными особенностями, представлена связями самооценки, тревожности, уровня субъективного контроля, эмоциональной устойчивости, открытости, доверчивости с показателями психологического и социального здоровья, с эмоциональными и познавательной шкалами отношения к здоровью, с интенсивностью отношения педагогов к своему здоровью.
4. Особенности отношения педагогов к своему здоровью представлено на когнитивном уровне за счет широкой осведомленности в области здоровья, ценность здоровья входит в важную жизненную сферу педагога, эмоциональный компонент отношения к здоровью является адекватным и амбивалентно окрашенным, мотивационный компонент отношения к здоровью говорит о стремлении педагогов повлиять на отношение к здоровью у окружающих людей. Интенсивность отношения к здоровью выражена на среднем уровне. Педагоги имеют более высокие показатели экологического и духовного здоровья, низкие показатели психологического здоровья.
5. Методические рекомендации представлены комплексом занятий, направленных на расширение знаний и представлений педагогов по проблеме здоровья и отношения к собственному здоровью, развитие представлений о здоровье как самоценности; развитие умения планировать коррекционную деятельность по отношению к своему здоровью; развитие осознанного отношения к здоровью, стимулирование собственной активности педагогов через включение их в работу по планированию и осуществлению коррекционной деятельности, проведению самоанализа, самонаблюдения; создание ситуаций выбора модели поведения, творческого поиска решения поставленных задач.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; теоретико-методологической обоснованностью программы исследования логикой научного исследования; применением комплекса научно обоснованных и взаимодополняющих методов, выбором валидных и надежных методик эмпирического исследования; сочетанием качественного и количественного подходов к анализу полученных результатов, использованием современных методов математико-статистической обработки эмпирических данных.
По теме исследования опубликовано 2 статьи:
- «Особенности отношения педагогов к собственному здоровью»;
- «Связь личностных особенностей педагогов и их отношение к своему здоровью».
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Отношение педагога к здоровью - как своему, так и здоровью окружающих - является детерминантой его профессионального здоровья. Следовательно, для улучшения качества педагогической деятельности в области сохранения и укрепления здоровья необходимо формировать у педагогов осознанное, ценностное отношение к собственному здоровью, включающую осознание значимости категории здоровья для всех сфер жизни, устойчивую позитивную мотивацию на его сохранение и укрепление и системные представления о способах саморегуляции физического и психологического состояния.
Проведенное собственное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
На когнитивном уровне на осведомленность в области здоровья городских педагогов оказывают влияние врачи и научно-популярные источники. Педагоги стремятся активно влиять на отношение к здоровью у окружающих людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни.
На эмоциональном уровне - когда со здоровьем все благополучно, испытывают положительные эмоции. Меньше всего они ощущают безразличие, что подчеркивает важность и значимость хорошего самочувствия. При ухудшении здоровья испытывают сожаление, расстройство и озабоченность.
Для педагогов города на первый план выступают семейные ценности. Ценность здоровья занимает второе место в иерархии ценностей педагогов. Для поддержания своего здоровья они следят за своим весом, занимаются физическими упражнениями, избегают вредных привычек и посещают врача с профилактической целью. При недомогании сами принимают меры, исходя из своего прошлого опыта.
Отношение к здоровью в группе педагогов, сформировано на когнитивном уровне за счет широкой осведомленности в области здоровья, активных межличностных коммуникаций и возможности делиться собственным опытом в вопросах поддержания здоровья. Эмоциональный компонент отношения к здоровью является адекватным и амбивалентно окрашенным, в связи с тем, что забота о здоровье не всегда является для педагогов желаемым занятием. Мотивационный компонент отношения к здоровью говорит о стремлении педагогов повлиять на отношение к здоровью у окружающих людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни и пропаганде ими различных средств оздоровления организма.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношение к здоровью у педагогов осознанно недостаточно.
Педагоги имеют более высокие показатели экологического и духовного здоровья, но психологическое здоровье имеет более низкие показатели, что является очень важным для осуществления профессиональной деятельности педагогов, что может привести к появлению профессионального стресса и эмоциональному выгоранию.
Интенсивность отношения к здоровью свидетельствует о некотором положительном отношении к здоровью и здоровому образу жизни педагогов, однако они находятся в зоне риска, и существует вероятность того, что в случае отсутствия поддержки здоровья и игнорирования здоровый образ жизни, рано или поздно приведет к заболеваниям.
В контексте исследования были проанализированы взаимосвязи между показателями отношения к здоровью и личностными особенностями педагогов:
1. Педагоги с высоким уровнем субъективного контроля имеют высокие показатели социального здоровья, в большей степени высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Педагоги проявляют большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в СМИ, любят общаться с другими людьми на данную тему и т.д.
2. Педагоги имеющие высокую самооценку, эмоциональную устойчивость и выдержанность, низкую тревожность, жизнерадостностные, уверенные в себе и в своих силах имеют более высокие показатели психологического здоровья.
3. Общительные, непринужденные и открытые в общении педагоги, терпимые и уступчивые в общении, готовые к сотрудничеству и совместной работе, оказывающие внимание к людям, готовность к совместной работе имеют высокие показатели социального здоровья. В свою очередь, низкие показатели социального здоровья имеют скрытые, необщительны педагоги, проявляющие в общении отчужденность и недоверчивость, замкнутость, настороженные по отношению к людям.
4. Педагоги, характеризующиеся чувствительностью, проживающие богатство эмоциональных переживаний, с развитыми эстетическими интересами в большей степени заботятся о своем здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия, способны наслаждаться своим здоровьем и получать эстетическое удовольствие от здорового организма. Педагоги чутко реагируют на поступающие от него сигналы. Наоборот, у самоуверенных, рассудочных и практических педагоги отношение к здоровью носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него - просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья.
Были разработаны методические рекомендации, включающие в себя комплекс занятий. направленный на развитие ценности здоровья и ответственного отношения к здоровью педагогов.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2011. 264 с.
2. Авдеева Н.Н., Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова Здоровье как ценность и предмет научного знания // Журнал мир психологии. 2000. № 1. С.68-75.
3. Адлер А. Постижение человеческой природы. М.: АСТ, 2005. 289 с.
4. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию // Журнал психология XXI века. 2003. №3. С. 39-85.
5. Раздумья о здоровье: Хрестоматия / Сост. Н.М. Амосов. Минск, 2001. 224 с.
6. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: учеб. пособие. СПб.: Балтийская Педагогическая академия, 2008. 148 с.
7. Баранов А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 48 с.
8. Бароненко В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Журнал валеология. 2002. №3. С. 74-77.
9. Батенкова В.И. Состояние здоровья учителей в современных условиях / В.И. Батенекова, Е.В. Субботина // Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни: материалы всероссийской научно-практической конференции, Набережные Челны, 7-8 окт. 2004. Казань: РЦИМ, 2004. Т. 1. С. 99-100.
10. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию педагогической направленности студента - будущего учителя. Самара: СамГПУ, 2000. 185 с.
11. Березовская Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. Вып. 1. 2011. С. 221-226.
12. Березовская Р.А. Отношение менеджеров к своему здоровью как фактору профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2001. 240 с.
13. Блюм В.В. Структура внутренней картины здоровья. СПб.: СПбГУ, 2006. 96 с.
14. Валеология человека: Здоровье - любовь - красота. В 5 томах / Валеологический семинар академика В.П. Петленко. СПб.: Петроградский и К, 1996. Т. 1. 281 с.
15. Валеология: Сб. науч. тр. / Дальневосточное отделение РАН, Тихоокеанский океанол. ин-т. отв. ред. И.И. Брехман. Вып. 1. СПб.: Наука, 1993. 267 с.
16. Вальцев В.В., Балыкин М.В., Бондарь С.Б., Писанец А.Г. Просветительская работа среди педагогов как неотъемлемый элемент системы валеологического образования // Материалы 2 -ой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы валеологии в образовании». Липецк: Липецкий госпедуниверситет, 1999. С. 38-39.
17. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 462 с.
18. Васильева, О.С., В.Р. Филатов Психология здоровья человека. М.: Наука, 2001. 319 с.
19. Володина Т.В. Жизнестойкость личности как фактор сохранения здоровья педагога // Журнал интеграция образования. Саранск. 2010. № 2. С. 95 - 99.
20. Волынская Е.В. Валеологическая подготовка учителя // Материалы 2-й межрегион. научно-практ. конф. «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты». Липецк: ЛГПУ, 2000. С. 30 - 32.
21. Габдреева Г.Ш. Значение эмоционального интеллекта в саморегуляции состояния при психическом выгорании // В.М. Бехтерев и современная психология: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции; отв. ред. проф. Л.М. Попов. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. Т. 1. С. 165 - 171.
22. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психологических состояний человека // Психологические состояния: сетевой журн. 2014. №7. URL: http://pandia.ru/text/78/593/72678-10.php(дата обращения 05.03.2015).
23. Гаркуша Н.С. Сравнительный анализ ценностного отношения к здоровью российских и североевропейских педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 7. С. 30 - 37.
24. Голубев А.И., Калина И.Г. Исследование уровня образованности педагога дополнительного образования в вопросах здоровья, отношения к физической культуре и ее места в их повседневной жизни // Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни: материалы всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны, 7-8 окт. 2004. Казань: РЦИМ, 2004. Т. 2. С. 120 - 121.
25. Гревцова Е.А., Буробина Л.Н., Николаева А.Д. Формирование здорового образа жизни учителя // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологический аспект»: материалы конференции. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004. С.113 - 115.
26. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья: дис... д-ра психол. наук. СПб, 1997. 392 с.
27. Гуреева Л.П., Великанова Л.П. Психологические аспекты дезадаптации у педагогов общеобразовательных школ // В.М. Бехтерев и современная психология: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции; отв. ред. проф. Л.М. Попов. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. Т. 2. С. 372 - 376.
28. Данилова Г.И. О возрастной динамике состояния здоровья педагогов // Журнал валеология. 2002. №1. С. 42-46.
29. Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения // Журнал директор школы. 1999. № 2. С.7-17.
30. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. М.: Petra, 1990. 56 с.
31. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006. 216 с.
32. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: регуляция психики. СПб.: Детство - Пресс, 2000. 96 с.
33. Зеленова И.В. Феноменологические особенности состояния «эмоционального выгорания» педагогов // Психология психических состояний: сборник статей под ред. проф. А.О.Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. Вып. 5. С. 204 - 216.
34. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1997. 178 с.
35. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1. С.49-58.
36. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. СПб.: Астраль - СПб. 2013. 76 с.
37. Кабаева В. М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 37 с.
38. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // Психологические состояния: сетевой журн. 2015. №4. URL: http://www.medpsy.ru/meds/meds240.php(дата обращения 15.10.2016).
39. Какорина Е.П. Здоровье - основная жизненная ценность // Журнал мир психологии. 2000. № 1. С. 75-82.
40. Каримова А.Р. Взаимосвязь коммуникативных качеств личности
с эмоциональным выгоранием // Психология психических состояний: сборник статей; под ред. проф. А.О.Прохорова. Казань: Центр
инновационных технологий, 2004. Вып. 5. С. 499 - 511.
41. Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных факторов на формирование здоровья человека // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: межвузовский сб. науч. тр. Пенза. 2008. 176 с.
42. Корнилова Д.С., Асриян О.Б., Черемискина И.И. Отношение к здоровью у учителей Приморского края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1. С. 146-150.
43. Лазарев М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей: дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 170 c.
44. Леван Т.Н. Отношение педагогов к собственному здоровью как
фактор эффективности реализации ими здоровьесозидающей функции Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. [Электронный ресурс]:
http: //ruaest.ru/EFD/LVL3/87078
45. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 2011. 163 с.
46. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб.: Наука. 2003. 312 с.
47. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание.
2002. 40 с.
48. Маджуга А.Г., Мамадияров М.Д., Ткаченко С.В. Формирование валеологической культуры в контексте совместно-диалогической здравотворческой деятельности субъектов образовательного процесса // Журнал валеология. 2003. №12. С. 58-61.
49. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: монография. Тюмень: изд-во Тюменского гос. уни-та. 2008. 120 с.
50. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с.
51. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки отношения к здоровью человека // Психологический журнал. 2011. №2. С. 74-82.
52. Масловская С.В., Фомина М.В. Здоровье как фактор развития профессиональной компетентности педагога // Вестник ОГУ. 2009. № 1. С. 81-87.
53. Мельник Ю.И. Психология здоровья // Журнал прикладной психологии. 2000. №3. С. 11-14.
54. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 368 с.
55. Митина Л.М. Психология профессионального здоровья учителя. М.: Просвещение. 1998. 217 с.
56. Мурзабеков Г.И. Психологические механизмы отношения государственных служащих к здоровью: дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 102 с.
57. Мясищев В.Н. Психологические отношения: избранные
психологические труды. М.: Изд-во института практич. психологии; Воронеж: НПО Модэк, 2005. 356 с.
58. Нежкина Н.Н., Смирнова Н.В., Майорова М.К. Охраняем здоровье учителя и ученика // Журнал народное образование. 2008. № 9. С. 209 - 215.
59. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
60. Орел В.Е. Структурная организация синдрома «психического выгорания» // Психология психических состояний: сборник статей; под ред. проф. А.О. Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий. 2004. Вып. 5. С. 484 - 498.
61. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Журнал вопросы психологии. 1991. №5. С. 156-161.
62. Рубинштейн М.М., Сластенин В.А. Проблема учителя. М.:
Academia. 2004. 176 с.
63. Сревцова Е.А. Медицинские и социально-педагогические аспекты труда учителя общеобразовательной школы // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект». Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002. С. 58-60.
64. Стрельцова В.П. Концепция «психологии отношений личности» В. Н. Мясищева и ее методологическая, научно-теоретическая и практико-психологическая значимость: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 145 с.
65. Сущенко Т.В. Здоровье как жизненная ценность руководителя образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 142 с.
66. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов // Журнал мир психологии. 2004. № 3. С. 202-207.
67. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала //
Журнал становление личности учителя-профессионала: проблемы и
перспективы. Ставрополь. 1993. №7. С. 75-76.
68. Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / под ред. Т.Н. Леван. Новосибирск: СибАК. 2013. 365 с.
69. Холомогорова А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье // Журнал вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-74.
70. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной
валеологии: дис. ... канд. филос. наук. Великий Новгород. 2000. 170 с.
71. Чайников С.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни педагогов высшей школы в условиях Кольского Севера: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск. 2004. 160 с.
72. Ченцова С.Н., Антонова А.А., Сердюков В.Г. Актуальные вопросы изучения и оценки здоровья учителей общеобразовательных школ // Астраханский медицинский журнал. 2013. Т. 8. № 1. С. 302 - 306.
73. Шадриков В. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013. 464 с.
74. Щербакова Т.Н. Профессиональные установки педагога и
здоровье личности // Журнал валеология. 1998. №2. С. 12-13.
75. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в
психологии // Психология и практика: Ежегодник Российского
психологического общества. Ярославль. 1998. Т.4. Вып. 2. С. 364-366.
76. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Просвещение, 2003. 364 с.