Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки формирования толерантности у обучающихся шестых классов 9
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «толерантность» 9
1.2. Шестиклассники как субъекты межкультурного взаимодействия 16
1.3. Уровни сформированности толерантности у обучающихся шестых
классов 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры 33
2.1. Обоснование программы формирования толерантности у обучающихся
шестых классов на уроках физической культуры 33
2.2. Апробация программы формирования толерантности у обучающихся
шестых классов на уроках физической культуры 39
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Практические рекомендации 68
Список использованных источников 69
Приложение А
Актуальность. Этнически наше государство представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку и культуре, по духовному складу и национальному характеру.
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряженности. Сегодня на улицах российских городов и деревень нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликтам на национальной почве.
Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки процесса общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит её будущее. Поэтому в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
В последнее время в ряде государственных документов расставлены акценты на мирное решение вопросов в области межнациональных отношений. В основополагающих документах в области образования (Декларации принципов толерантности, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Региональных концепции и программе-ориентире воспитания детей и молодёжи Красноярского края и др.) определены приоритеты отечественного и краевого образования и воспитания. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности [20].
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться и не проявиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Вместе с тем, анализ проведенных исследований (работы А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, А. Грачева, Н. Едыгова и др.) свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности школьников на уроках физической культуры ещё не получил должного научного обоснования.
Проблему воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих научных работах и публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, Н.К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Тишков, Б. Уильямс и др.; психологи: AT. Асмолов, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Г.У. Солдатова и др. Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности посвящены исследования Н.В. Бордовской, Б.С. Гершунского, П.Ф. Каптерева, А.А. Реана, К.Д. Ушинского и др.; воспитание терпимости в контексте формирования культуры межнационального общения рассматривали А.Г. Абсалямова, Ю.В. Арутюнян, З.Т. Гасанов, Л.М. Дробижева и др.; технологические вопросы воспитания толерантности поднимали Н.П. Едыгова, В.А. Ситаров, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов и др.; теории и концепции формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, П.И. Лукьяненко, В.И. Лях и др.).
Анализ научных исследований позволил выделить противоречия между:
- потребностью государства и общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на её формирование и воспитание;
- нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группы, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является;
- устойчивым убеждением, что толерантность не формируется на уроках физической культуры, и реальным потенциалом дисциплины в данном направлении воспитания.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: можно ли эффективно формировать толерантность у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры?
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры.
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить программу формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: программа формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры будет результативной, если в ней:
- учтены особенности формирования толерантности у шестиклассников;
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования толерантности у обучающихся шестых классов и применены на уроках физической культуры;
- реализуются следующие компоненты: проведение системы уроков по олимпийскому образованию шестиклассников (уроки образовательно-познавательной направленности); организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективного средства формирования толерантности шестиклассников (уроки образовательно-предметной направленности); выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущностное содержание понятия «толерантность» в научных исследованиях.
2. Раскрыть особенности обучающихся шестых классов как субъектов толерантного взаимодействия. Рассмотреть проявление толерантности в отношениях в школе, в кругу друзей и окружающем мире, у себя дома.
3. Определить и описать уровни сформированности толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры.
4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы по формированию толерантности у обучающихся шестых классов средствами физической культуры.
5. Дать сравнительный анализ результатов реализации программы формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры и разработать методические рекомендации.
Методы педагогического исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2019г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы, направленных на формирование толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры.
Второй этап исследования (сентябрь 2019г. - середина марта 2020г.) был освящен реализации программы опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2020г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ СШ № 108 с углубленным изучением отдельных предметов г. Красноярска. В исследовании было задействовано 50 учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятия «толерантность»; разработана программа формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры; разработаны уровни сформированности толерантности у обучающихся шестых классов и описаны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры; во внедрении разработанной программы по формированию толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры в учебно-воспитательный процесс.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ СШ № 108 г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике VI Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» (20 мая 2020 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (52 источника), 1 приложения, 78 страниц.
Проблема толерантности в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения содержания образования, которое направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры в школе мало изучена. Проблема создания условий формирования толерантности у обучающихся шестых классов не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Всё это послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей (работы Е.В. Гаврилова, Б.С. Гершунского, В.И. Ляха, А.И. Матвеева, Н.Е. Сидорова), мы обосновали необходимость и возможность формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры, разработали и реализовали программу по формированию толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры, включающую в себя проведение системы уроков по олимпийскому образованию (уроки образовательно-познавательной направленности); организацию и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективного средства формирования толерантности обучающихся шестых классов (уроки образовательно-предметной направленности); выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней школы № 24 г.Красноярска.
При диагностике сформированности толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры нами были выделены компоненты толерантности (эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческо-деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования толерантности у обучающихся шестых классов на уроках физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления толерантности у обучающихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество шестиклассников (на конец опытно-экспериментальной работы) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при результатах диагностики тестом «Индекс толерантности» на 12%, в контрольной группе 8%, со средним уровнем на 16%, в контрольной группе на 4%, количество обучающихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 28%, а в контрольной группе только на 4%.
При проведении теста «Методика изучения толерантности детей» результаты такого показателя как «Толерантность в кругу друзей» свидетельствуют, что количество обучающихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в ЭГ на 12%, в КГ 4%, со средним уровнем ЭГ на 12%, в КГ на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в ЭГ на 24%, а в КГ только на 8%; показателя «Толерантность и окружающий мир» с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ на 4%; со средним - ЭГ на 4%, КГ на 2%; с низким ЭГ на 12%, КГ на 8%; показателя «Толерантность у себя дома», с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ 4%; со средним ЭГ на 16%, КГ на 8%; с низким ЭГ на 24%, КГ 12%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования, также полностью подтвердилась выдвинутая нами гипотеза.
1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М: Смысл, 2000. - 255 с.
2. Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников. - Братск: ГИМНЦ, 2015. - 97 с.
3. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Вербум-М, 2016. - 168 с.
4. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО «МПСИ», 2017. - 176 с.
5. Бондырева К.С., Колесова Д.В. Толерантность: введение в проблему. - Москва МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭ», 2016. - 240 с.
6. Варфоломеева З.С. Олимпийское образование как средство формирования этнической толерантности младших подростков в процессе обучения физической // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. - С. 1831-1835;
7. Воспитание толерантности: хрестоматия / Авт.-сост. И.И. Барахович, В.П. Калинина. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. - 214 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2018. - 671 с.
9. Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве // Социальная педагогика. - 2015. - № 1. - С. 15.
10. Ганаева Е.Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности // Педагогика высшей школы. - 2016. - №1. - С. 25-27.
11. Гершунский Б.С. Толерантность в системе целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2015. - № 7. - С. 3-13.
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М: «Просвещение», 2015. - 26 с.
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2015. - № 5. - С. 7.
14. Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php(дата обращения 10.02.2020)
15. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. - 2015. - №1. - С. 8-14.
16. Касимов Р.Р. Социально-культурная деятельность как средство
формирования толерантного сознания подростков [Электронный ресурс] // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011 (2). - С. 59-64. Режим доступа:
http://elibrary.ru/issues.asp?id=7618&volume=&selid=955467 (дата обращения 10.02.2020)
17. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2016. - 173 с.
18. Колпакова Т.В., Кужугет А.А. Математическая статистика для студентов ИФКСиЗ им. И.С.Ярыгина: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2014. - 68 с.
19. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
учётом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 Ю-ФКЗ, от05.02.2014 №-ФКЗ,от21.07.2014 NH-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 10.02.2020)
20. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года. - 24 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8afD9d72 44d8033c66928fa27e527 (дата обращения: 10.02.2020)
21. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Павел Фёдорович Комогоров. - Курган, 2000. - 22 с.
22. Котельникова P.A. Модель педагогического процесса формирования толерантности средствами игры / P.A. Котельникова // Поволжский педагогический поиск. - 2015. - № 2(2) - С. 91-96.
23. Котельникова P.A. Сущность феномена толерантности в аспекте межличностных отношений / P.A. Котельникова // Инновации и традиции в современном образовании: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции с международным участием: 27 октября 2012; под ред. Л.Б. Набатовой, H.H. Белухиной. - Ульяновск: УлГПУ, 2015. - С. 129-134.
24. Котельникова P.A. Формирование толерантности школьников подросткового возраста средствами игровой деятельности: методические рекомендации для общеобразовательных учебных заведений / P.A. Котельникова. - Ульяновск: УлГПУ, 2016. - 78 с.
25. Котельникова P.A. Формирование толерантности школьников в свете деятельностного и аксиолого-педагогического подходов [Электронный ресурс] / P.A. Котельникова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа:http://www.scienceeducation.ru/I21-I7822.
26. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - 428 с.
27. Кулаченко, М.П. Использование интерактивных методов и технологий в процессе формирования толерантности подростков / М.П. Кулаченко // Инновационная наука. - 2015. - № 8-1. - С. 108-110.
28. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 64 с.
29. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 63 с.
30. Новая философская энциклопедия: В 4 томах / ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2016. - Т. 3. - 692 с.
31. Оллпорт, Г.У. Природа предубеждения: Толерантная личность / Г.У. Оллпорт // Научно-публицистический вестник «Век толерантности» / Моск. гос. ун-т. - Электронный журнал. - М.:МГУ, 2016. - Вып.6. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru(дата обращения 10.02.2020)
32. Осипова С.И., Богданова А.И. Генезис сущности и содержания понятия «толерантность» // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 114-131.
33. Постановление от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной
доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата
обращения 10.02.2020)
34. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. - 112 с.
35. Проблемы толерантности в молодежной среде: Материалы
Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 12 декабря 2014 г., Курск / отв. ред. Е.А. Никитина. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. - 159 с.
36. Пугачева Е. А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2017. - №3. - С.69-70.
37. Пчелинцева И. Р. Толерантность и школьник. - М.: Мозаика-Синтез,
2017. - 193 с.
38. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - М.: «Современное слово», 2015. - 720 с.
39. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская Газета: rg.ru. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения 10.02.2020)
40. Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодёжи Красноярского края / под общ. ред. М.И. Шиловой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 3-е изд., обновлённое. - Красноярск, 2015. - 94 с.
41. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль, 2015. - 256 с.
42. Сидорова Н.Е. Конструирование среды воспитания культуры межнационального школьников-подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Наталья Евгеньевна Сидорова. - Красноярск, 2004. - 194 с.
43. Селюкова Е.А., Фокина М.Н. Воспитание толерантных
взаимоотношений в школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2016. - с. 103-105. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/68/3587/ (дата обращения 20.03.2020)
44. Смирнова Е.О., Холмогоров В.М. Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция. - М.: Владос, 2015. - 205 с.
45. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис, 2016. - 112 с.
46. Таланов В.И. Педагогика толерантности // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С. 150-152.
47. Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности. - М.: Изд-во МГОУ, 2016. - С.150-155.
48. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. - 2015. - №3. - С.18-22.
49. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений / Отв. ред. С. К. Бондырева (теория и практика: сб. науч. метод. статей.). Ч. 2. Изд. стереотип. - М: Изд-во Московского психолого-социального института.
- Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2017. - 388 с.
50. Усова Т.В., Строгова Н.Е. Формирование толерантности у шестиклассников на уроках физической культуры // Human and natural sciences and problems of modern communication: materials of the I European international research and practice conference September 30th 2017. - Prague, Czech Republic. - С. 14-21.
51. Фатыхова А.Л., Сулейманова Ф.М. Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях межкультурного диалога // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Научные труды Международной научной конференции (12-14 марта 2014 г.).
- М.: МАНПО, Ярославль: Ремдер, 2014. - С.426-428.
52. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)» http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a204.htm(дата обращения 10.02.2018)
53. Gervers M., Powell J.M. Tolerance and Intolerance: Social Conflict in the Age of the Crusades. - Syracuse University Press, 2016. - 212 p.
54. Schoonover B. Zero Tolerance Discipline Policies: The History, Implementation, and Controversy of Zero Tolerance Policies in Student Codes of Conduct. - iUniverse, 2019. - 168 p.