ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 6
2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ 13
3 РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ И ЕГО СИСТЕМЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ГЛОССАРИЙ 28
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Известно, что важнейшей, конституционно закрепленной, ценностью государства признаются права и свободы граждан, которые, в свою очередь, должны охраняться законом, основанном на общепризнанных принципах и нормах международного права. При этом пенсии, наряду с пособиями и другими видами социальной помощи, должны обеспечивать уровень жизни, признаваемый достойным.
В системе социального обеспечения пенсии признаются одним из основных его видов, поскольку они являются главным и нередко единственным источником средств к существованию для большинства пенсионеров. Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Для реализации права граждан на достойный уровень пенсионного обеспечения в стране должна быть закреплена соответственная система гарантий. Закрепление пенсионных прав граждан в Конституции Российской Федерации является гарантией их исполнения, но при условии, что сами конституционные гарантии в свою очередь обеспечены эффективным механизмом их реализации. Однако, пенсионная реформа не устранила многих проблем пенсионной системы, которые были обозначены в ее концепции: повышение уровня пенсионного обеспечения, обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы; большинство граждан при реализации своего права на пенсию сталкивается с трудностями, что свидетельствует о недостаточно эффективной системе правового регулирования пенсионного обеспечения.
Многие десятилетия пенсионное страхование не воспринималось наукой и практикой как наиболее цивилизованная основа построения системы пенсионного обеспечения. В силу целого ряда идеологических, экономических, социальных, политических и иных причин развитие пенсионного права (как составной части права социального обеспечения) шло по пути не страхового пенсионного обеспечения.
Кардинальные изменения базовых экономических отношений поставили перед современной наукой и практикой целый ряд вопросов, потребовавших нового осмысления многих известных экономических понятий. В связи с этим актуальность исследования определяется чрезвычайной остротой проблемы пенсионного обеспечения в нашей стране на современном этапе и необходимостью изучения особенностей правового регулирования обязательного пенсионного страхования в целях его дальнейшего совершенствования.
Объектом исследования является обязательное пенсионное страхование как объективная необходимость современного общества, его сущность и роль.
Предметом исследования выступает правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России.
Цель исследования – анализ правового регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ.
Задачи исследования:
- изучить историю становления обязательного пенсионного страхования в России,
- исследовать понятие и сущность обязательного пенсионного страхования,
- проанализировать российское законодательство об обязательном пенсионном страховании и его системе,
- выявить проблемы в указанной сфере,
-по результатам исследования сформулировать выводы и предложения.
Для решения поставленных задач использовались общие научные методы исследования, такие как логический, анализ источников и научной литературы, исторически-правовой, системный, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и другие.
Нормативной основой исследования явилась Конституция РФ, Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного страхования», Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», другие законы и подзаконные акты имеющие значение в рассматриваемой области.
Работа состоит из введения, трех глав, глоссария, списка использованной литературы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что модернизация пенсионной системы, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации.
Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Важную роль в решении указанных задач играет эффективно работающая система пенсионного страхования, опирающаяся на долгосрочную финансовую обеспеченность.
Рассмотрев в данной работе этапы создания и развития Пенсионного фонда, проанализировав основные виды деятельности и перспективы развития, изучив литературу, я пришла к выводу, что в Пенсионном фонде, как и в любой другой государственной структуре существуют как положительные, так и отрицательные аспекты.
Одна из основных проблем Пенсионного фонда – это дефицит бюджета. С финансовой точки зрения плохое состояние дел в Пенсионном фонде выражается в его постоянно растущем дефиците. Если бы Пенсионный фонд существовал как самостоятельная структура, а не был бы встроен в систему общегосударственных финансов, пенсионерам пришлось бы очень туго – для повышения пенсий у Фонда не имелось бы никаких ресурсов. А повышать пенсии крайне необходимо, хотя бы для того, чтобы компенсировать постоянный рост цен. Но пока Пенсионный фонд является составной частью бюджетной системы России, он может покрывать свой дефицит за счет гигантского профицита федерального бюджета, и проводить индексации пенсий в более или менее разумные сроки.
Другая проблема, связанная с пенсионным обеспечением, это демографическая ситуация в стране. Население России стремительно стареет и работающим всё сложнее содержать прирастающую с каждым днём армию пенсионеров. Сейчас, по данным Росстата, на тысячу россиян в трудоспособном возрасте в среднем по стране приходится 331 пенсионер. И в дальнейшем их число будет только увеличиваться. Так, к 2026 году, по некоторым прогнозам, на тысячу трудящихся придётся уже 478 пенсионеров.
Чтобы избежать кризиса, было принято решение реформировать пенсионную систему, и мы перешли от распределительной к распределительно-накопительной системе: трудовая пенсия была поделена на базовую, страховую и накопительную части, причём на размер последней влияет исключительно наше неравнодушие к своему завтрашнему дню. Одни доверили распоряжаться ею государству, другие перевели накопительную часть пенсии в частные управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды. А с 1 октября россияне получили возможность самостоятельно пополнять свой пенсионный счёт.
Таким образом, не смотря на трудности в развитии пенсионной системы России, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд в своей деятельности стремится реализовать весь спектр возложенных на него задач и функций, а правительство вводит новые законодательные акты и положения, которые направлены на стабилизацию работы Пенсионного фонда, на улучшение благосостояния граждан, нуждающихся в пенсионном обеспечении.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета», № 68, 10.04.1996.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета, № 139, 21.07.1999.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О страховых пенсиях» // Российская газета, № 296, 31.12.2013.
6. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. 176 с.
7. Пешкова Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
9. Иное законодательство РФ, касающееся темы исследования;
10. Диссертационные исследования, монографии, научная литература по теме исследования.
11. Учебники, научные журналы и статьи, справочные данные сети Internet - сайтов.