Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование страхового стажа (Право социального обеспечения, Южно-Уральский государственный университет)

Работа №69889

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (Формула расчета страховой пенсии по старости в 2021 году).
Есть доклад и презентация к защите.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО СТАЖА КАК ИНСТИТУТА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 7
1.1 Понятие страхового стажа 7
1.2 Значение страхового стажа в праве социального обеспечения 14
2 НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА И ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА 20
2.1 Нормативно-правовая основа исчисления страхового стажа 20
2.2 Анализ практики исчисления страхового стажа 31
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА 40
3.1 Проблематика нормативно-правового регулирования исчисления страхового стажа 40
3.2 Основные направления оптимизации правового регулирования исчисления страхового стажа 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Проблематика сферы исследования заключается в перманентном реформировании пенсионной системы Российской Федерации, вследствие чего изменяется соотношение и значение таких категорий, как «страховой стаж», «трудовой стаж» и т.д.
Изменяются содержание этих категорий и их юридическое значение, порядок исчисления трудового и страхового стажа, их влияние на размер выплат (пенсионных, по нетрудоспособности и т.д.).
В частности, ранее именно трудовой стаж выступал основной категорией права социального обеспечения, теперь же именно страховой стаж играет первостепенную роль при назначении пенсий и иных социальных выплат.
Безусловно, отсутствие стабильности в нормативно-правовом регулировании вопросов, связанных с исчислением страхового стажа, являет собой существенную проблему сферы исследования, однако было бы неверным говорить, что в современным условиях, в частности, осложненных «постковидным» состоянием российской экономики, ожидать финансовой стабильности в вопросах социального обеспечения населения Российской Федерации достаточно сложно - очевидно, что для преодоления последствий пандемии потребуются существенные материальные ресурсы – и, соответственно, не следует рассчитывать и на стабилизацию законодательства в данной сфере.
Соответственно, в таких условиях возрастает роль и значение правоприменения, в первую очередь со стороны работников Пенсионного фонда России, которые должны досконально разбираться во всех изменениях законодательства, неукоснительно соблюдать правовые нормы и разъяснять гражданам, обращающимся за той или иной выплатой (в первую очередь за страховой пенсией), порядок учета их страхового стажа. Последнее крайне необходимо для формирования в обществе доверия к Пенсионному фонду и системе социального обеспечения в целом.
Актуальность темы работы обусловлена важностью и значимостью институтов социального обеспечения для всего общества. По сути, поднимаемые в ходе исследования вопросы в силу объективных причин востребованы каждым гражданином России, поскольку каждый гражданин нашего государства тем или иным является участником правоотношений в сфере страхового стажа.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения в сфере социального обеспечения населения Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные акты, научная литература, эмпирические материалы.
Цель исследования – выработка направлений совершенствования правового регулирования страхового стажа.
Задачи исследования:
 изучить понятие страхового стажа;
 определить значение страхового стажа в праве социального обеспечения;
 рассмотреть нормативно-правовую основу исчисления страхового стажа;
 провести анализ практики исчисления страхового стажа;
 проанализировать проблематику нормативно-правового регулирования исчисления страхового стажа;
 рассмотреть основные направления оптимизации правового регулирования исчисления страхового стажа. .
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как Е.А. Гирич, Т.В. Зырянова, Т.К. Миронова, Т.П. Свиридова, Е.А. Токарева, В.В. Юранев и др.
Эмпирическая основа исследования – статистические и аналитические сведения, материалы судебной практики.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Практическая основа исследования - практика деятельности отделения Пенсионного фонда России по г. Нижневартовску.
Научная новизна исследования связана с тем, что работа основана на эмпирических материалах отделения ПФР России по г. Нижневартовску за последние годы, иными словами, работа максимально приближена к актуальным практическим проблемам.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в рамках настоящей работы исследование правового регулирования исчисления страхового стажа позволило сделать определенные выводы:
1) Страховой стаж представляет собой общую (суммарную) продолжительность определяемых законодательством периодов деятельности лица, в течение которых за данное лицо или им самим осуществлялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
2) Страховой стаж в сфере социального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, временно нетрудоспособных лиц, а также беременных женщин и матерей, представляет собой периоды трудовой и иной деятельности граждан, в течение которой их работодателями или ими самостоятельно производились страховые отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Значение страхового стажа в данном случае заключается в том, что его продолжительность влияет на размер страховых пособий.
Например, полная оплата временной нетрудоспособности производится при наличии у лица восьмилетнего страхового стажа.
Страховой стаж в системе социального обеспечения временно нетрудоспособных граждан, а также беременных женщин и матерей, в отличие от страхового стажа при пенсионном обеспечении, определяет не только сам факт социальной выплаты, но и ее размер.
При этом анализ судебной практики, «типовое» решение которой приведено в работе, указывает на то, что достаточно часто Фонд социального страхования так же пытается понимать размер страхового стажа в качестве обоснования для осуществления социальных выплат как таковых, а не только для определения их размера.
Подобный подход не допустим, и суды, как правило, встают на сторону застрахованных лиц и их работодателей.
3) Нормативно-правовую основу порядка исчисления страхового стажа составляют положения федеральных законов, а также подзаконных актов Правительства Российской Федерации.
Важную роль в сфере исчисления страхового стажа играет правоприменительная деятельность сотрудников Пенсионного фонда России. Пенсионный фонд России представляет собой орган государственного управления, интегрированный в систему исполнительной власти, имеющий свой административно-правовой статус и полномочия и представляет собой государственное учреждение, наделенное публично-властными полномочиями.
При этом, несмотря на отмеченную Конституционным судом схожесть полномочий фонда с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, Пенсионный фонд таковым не является, и представляет собой особую единицу в системе государственного управления.
Система источников права социального обеспечения, в том числе в части регулирования исчисления страхового стажа, чрезвычайно широка и включает в себя нормативные правовые акты различной юридической силы, сферы действия и т.д.
Очевидно, что для более эффективного и удобного правотворчества и правоприменения в сфере социального обеспечения нормы права социального обеспечения необходимо кодифицировать посредством принятия Социального кодекса Российской Федерации, в Общей части которого будут содержаться основные положения и принципы социальной защиты населения, а в Особенной – нормы, сгруппированные в зависимости от конкретного направления социального обеспечения (пенсионного, в связи с материнством, инвалидностью и т.д.).
4) Пенсионный капитал каждого гражданина России, осуществлявшего трудовую деятельность до 01 января 2002 года, состоит из двух частей - капитала, представляющего собой конвертированные дореформенные пенсионные права и капитала, образованного в персонифицированного учета страховых взносов
Конвертация пенсионных прав граждан осуществлялась в соответствии со строго установленными принципами, призванными обеспечить полное соблюдение пенсионных прав граждан и «перенос» этих прав в новую систему пенсионного страхования.
Важнейшей характеристикой конвертации пенсионных прав граждан, приобретенных до начала реформы, связанной с персонифицированием страховых взносов, являлась количественная.
Иными словами, необходимо было трансформировать пенсионные права граждан в количественное (денежное) выражение.
Это было осуществлено посредством условной ситуации, при которой все граждане стали считаться вышедшими на пенсию, т.е, по сути, реализовавшими свои пенсионные права. Далее было произведено определение размера пенсии в денежном выражении, т.е. какую пенсию конкретный гражданин получал бы, если бы действительно, а не условно, вышел на пенсию.
Таким образом, была проведена конвертация пенсионных прав граждан, приобретенных до 01 января 2002 года, что позволило обеспечить преемственность системы пенсионного страхования и исключить двоякое понимание категорий, учитываемых при определении размера пенсии после введения системы персонифицированного учета страховых взносов граждан.
5) Поскольку основной характеристикой категории «страховой стаж» выступает продолжительность, важную роль играют механизмы исчисления страхового стажа, поскольку именно продолжительность такого стажа имеет решающее значение при определении размера страховой пенсии.
Основными проблемными моментами исчисления страхового стажа выступает признание или непризнание деятельности лица составной частью страхового стажа, а также подтверждение факта этой деятельности.
В случае, когда между лицом и органами Пенсионного Фонда РФ возникают соответствующие разногласия, точку в споре может поставить суд. Такие дела подсудны суду общей юрисдикции.
Кроме того, обращает на себя внимание проблема недобросовестности многих работодателей, которые не производят отчисления страховых взносов, вследствие чего грубо нарушаются пенсионные права граждан.
6) Безусловно, важнейшая задача оптимизации нормативно-правового регулирования вопросов исчисления страхового стажа – стабилизация законодательства в данной сфере.
Вместе с тем, с учетом нестабильности финансово-экономической системы в России, которая со всей очевидностью еще длительное время будет подвергаться негативным последствиям пандемии, вряд ли можно рассчитывать, что вопросы, связанные со страховым стажем, не будут подвергаться многочисленным изменениям с точки зрения нормативно-правового регулирования.
Соответственно, в настоящее время необходимо решать более «локальные» задачи, в частности, обеспечивать неукоснительное исполнение работодателями требований законодательства о страховых взносах в пользу работников, совершенствовать систему подтверждения и учета имеющегося у гражданина страхового стажа, упрощать систему контроля за состоянием своего страхового стажа со стороны граждан, повышать профессиональную грамотность и ответственность работников Пенсионного фонда России.
В целом для совершенствования правового регулирования страхового стажа в праве социального обеспечения России необходимо следующее:
 ужесточить ответственность для работодателей, не производящих отчисления страховых взносов за своих работников;
 систематизировать законодательство, регулирующее вопросы социального обеспечения, в том числе исчисление страхового стажа, посредством принятия Социального кодекса Российской Федерации. Это позволит повысить эффективность и качество правотворчества и правоприменения в сфере социального обеспечения граждан Российской Федерации, в том числе в части исчисления страхового стажа;
 упростить процедуру контроля со стороны граждан за состоянием своего страхового стажа, например, посредством портала «Госуслуги». Такой контроль должен воспрепятствовать недобросовестным действиям работодателей, нарушающих требования законодательства о формировании страховой части пенсии граждан.



1.1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» (ред. от 30.04.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 29.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от. 30.04.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.4. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 24.02.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.5. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.6. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (ред. от 11.03.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.7. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» (ред. от 11.09.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) : [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.01.2016 № 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.9. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 «Об организации Пенсионного Фонда РСФСР» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
1.10. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.1991 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru): [сайт]. – URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
2. Научная и учебная литература
2.1. Гирич, Е. А. Пенсионный фонд России: история создания, роль в системе пенсионного страхования / Е. А. Гирич // Образование и право. – 2019. – № 4. – С. 101-108.
2.2. Дерябина, Е. М. Кодификация законодательства / Е. М. Дерябина. – Москва : ЮристЪ, 2013. – 255 с.
2.3. Зырянова, Т. В. Конвертации пенсионных прав в капитал / Т. В. Зырянова, Е. М. Кот. – Вестник ЮУрГУ. – 2015. – № 4. – С. 64-69.
2.4. Лазарева, М. А. Развитие современного законодательства в сфере социального обеспечения граждан России / М. А. Лазарева // Legal concept. – 2017. – № 5. – С. 132-139.
2.5. Малеева, Т. М. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы / Т. М. Малеева. – Москва : Дашков и Ко, 2015. – 280 с.
2.6. Мартьянова, М. В. К вопросу о проблематике правовой категории «страховой стаж» / М. В. Мартьянова // Трудовое право. – 2018. – № 2. – С. 64-69.
2.7. Миронова, Т. К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении / Т. К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 4. – С. 198-202.
2.8. Миронова, Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты : специальность 12.00.05 «Трудовое право; право социального обеспечения» : автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук / Тамара Карловна Миронова ; Казанский государственный университет. – Москва, 2007. – 30 с.
2.9. Морозов, К. А. Страховой стаж в праве социального обеспечения. Понятие, значение, исчисление / К. А. Морозов // Вестник Псковского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 65-69.
2.9. Свиридова, Т. П. Современные особенности исчисления трудового и страхового стажа в России / Т. П. Свиридова // Трудовое право. – 2021. – № 1. – С. 52-58.
2.10. Севастьянов, А. К. К вопросу о совершенствовании института страховых пенсий в России / А. К. Севастьянов // Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – № 5. – С. 206-212.
2.11. Смирнова, А. Н. К вопросу о проблематике исчисления страхового стажа / А. Н. Смирнова // Концепт. – 2019. – № 4. – С. 103-109.
2.12. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М. Б. Смоленский. – Москва : Юстицинформ, 2014. – 490 с.
2.13. Токарева, Е. А. Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения / Е. А. Токарева / Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2017. – № 4. – С. 67-71.
2.14. Юранев, В. В. Конвертация пенсионных прав граждан / В. В. Юранев / Вопросы социального обеспечения. – 2015.– № 2. – С. 76-81.
2.15. Яковлева, А. Н. Исчисление страхового стажа: практика и проблемы / А. Н Яковлева // Трудовое право. – 2020. – № 5. – С. 88-93.
3. Материалы правоприменительной практики
3.1. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2001. – № 27. – Ст. 2804.
3.2. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2002 года № 1015п01пр по делу по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на приговор Омского областного суда от 10.01.2001 в отношении К. – URL: https://base.garant.ru/5584677/ (дата обращения: 12.01.2021).
3.3. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2018 по иску индивидуального предпринимателя Левкоева А.Н. к Челябинскому РО ФСС РФ. – URL: https://chel.arbitr.ru/online (дата обращения: 12.01.2021).
3.4. Решение Нижневартовского городского суда от 10.09.2018 по делу № 2-7510/2018 по иску Лежневой к УПФР по г. Нижневартовску. – URL: http://sudrf.ru/online (дата обращения: 03.04.2021).
3.5. Отчет о деятельности Управления ПФР России по г. Нижневартовску за 2015 год. – URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 03.04.2021).
3.6. Отчет о деятельности Управления ПФР России по г. Нижневартовску за 2016 год. – URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 03.04.2021).
3.7. Отчет о деятельности Управления ПФР России по г. Нижневартовску за 2017 год. – URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 03.04.2021).
3.8. Отчет о деятельности Управления ПФР России по г. Нижневартовску за 2018 год. – URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 03.04.2021).
3.9. Отчет о деятельности Управления ПФР России по г. Нижневартовску за 2019 год – URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 03.04.2021).
3.10. Отчет о деятельности Управления ПФР России по г. Нижневартовску за 2020 год – URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 03.04.2021).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ