Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни 9
1.1. Историческое развитие и современное состояние проблемы
обеспечения безопасности 9
1.2. Характеристика безопасного поведения как системы взаимодействия
подростка с окружающей средой 16
1.3. Научение в формировании готовности подростков к безопасному
поведению 26
Выводы по первой главе 34
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни 35
2.1. Критериально-уровневая характеристика готовности подростков к
безопасному поведению в повседневной жизни 35
2.2. Апробация программы по формированию готовности подростков к
безопасному поведению в повседневной жизни 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.67
Выводы по второй главе 75
Практические рекомендации 77
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложения
Актуальность. Частота проявления разрушительных сил природы, промышленные аварии и катастрофы, опасности социального характера, агрессивность окружающей среды, отсутствие навыков правильного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях вызывает потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. Специалисты разных научных направлений отмечают, что система образования призвана обеспечить воспитание личности безопасного типа, не только хорошо знакомой с современными проблемами безопасности, осознающей их исключительную важность, но и умеющей их решать, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Становление безопасной личности со знаком «+» возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих. Поэтому перед системой образования стоит задача - сформировать готовность обучающихся к безопасному поведению в окружающей среде с целью обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей.
В целях подготовки к безопасному поведению в учебных планах общеобразовательных организаций присутствует дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Несомненно, на уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии, технологии и других учебных дисциплин формируются представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности. Однако эффективность подготовки подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой, что подтверждается статистическими данными ГИБДД, МЧС, МВД о травмировании и гибели детей и подростков. Например, в 2019 году в России на дорогах погибли 857 детей и подростков до 18 лет, ещё 24 318 получили ранения. При этом около 100 несовершеннолетних погибли и почти 5000 были ранены по собственной вине. За 2018 год на дорогах погибли 872 детей, а число раненых было даже меньше - 24 099 ребенка. Соотношение причин аварий также осталось идентичным - в подавляющем количестве аварий это нарушение ПДД водителям (по данным сайта gazeta.ru). Ситуацию с детским травматизмом в нашей стране можно считать катастрофической.
Наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями подростки. Они и сами являются источником, опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в их неоправданно рискованных поступках. В то же время подростковый возраст является наиболее сенситивным для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения. На наш, именно этот возрастной период является оптимальным и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств подготовки школьников к безопасному поведению. Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко, А.Т. Смирнов раскрыли теоретические вопросы курса ОБЖ и обучения основам безопасности жизнедеятельности. Проблема воспитания культуры безопасности исследуется в работах Л.Н. Гориной, В.Н. Мошкина, А.В. Попкова: учёные рассматривают сущность, структуру, содержание и направления деятельности, методы и формы воспитания. Вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников освещаются в трудах Т.Г. Хромцовой, А.Г. Маслова, С.П. Черного, Н.В. Елисеевой, А.В. Шигаева, В.Ф. Купецковой, Р.В. Григорян, Я.Б. Каплан и др. Однако почти все авторы рассматривают безопасное поведение в какой-либо одной ситуации - в дорожном движении, при пожарах, в природной среде, в быту и т.п.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между социальным заказом общества и государства на личность безопасного типа, что актуализирует потребность в формировании готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни, и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения этого процесса;
- между необходимостью эффективной подготовки подростков к безопасному взаимодействию с опасной ситуацией и сложившейся практикой обучения и воспитания, направленной в основном только на усвоение знаний о правилах безопасного поведении, что подтверждается сохраняющимся высоким уровнем гибели и травматизма детей в опасных ситуациях повседневной жизни.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных путей подготовки подростков к безопасному поведению в повседневной жизни. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности обучающихся 7-8 классов к безопасному поведению в повседневной жизни».
Объект исследования: процесс формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: программа формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: готовность подростков к безопасному поведению в повседневной жизни будет достаточной, если обеспечить формирование и развитие:
- системы знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни, ценностного отношения к собственной безопасности, здоровью и жизни;
- умений предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности путем анализа конкретной ситуации;
- опыта безопасного поведения через имитационное моделирование измененных и нестандартных опасных ситуаций, взаимодействие с ситуациями дозированного риска;
- умений подростков осуществлять саморегуляцию своего поведения, контролировать свои действия, осуществлять анализ и оценку своего поведения в опасной ситуации и его результатов посредством имитационного и мысленного проигрывания действий в возможной опасной ситуации.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить социальные и психолого-педагогические основы формирования безопасного поведения подростков в повседневной жизни.
2. Разработать программу формирования готовности подростков к безопасному поведению.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы формирования готовности к безопасному поведению. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно¬методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно¬программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы, направленных на формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Второй этап исследования (сентябрь 2020г. - апрель 2021г.) был освящен реализации программы опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2021г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Гимназия № 7 г. Красноярск. В исследовании было задействовано 30 учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены этапы готовности подростков к безопасному поведению - мотивационно-информационный, тренировочный и творческий; выделены мотивационный, когнитивный, практический и рефлексивный критерии оценивания готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе Гимназия № 7 г. Красноярск.
1. Изучив социальные и психолого-педагогические основы формирования безопасного поведения подростков в повседневной жизни можно сказать, что обеспечить собственную безопасность подросток может лишь в том случае, если у него сформирована готовность к безопасному поведению. Только обладая устойчивой мотивацией к безопасной жизнедеятельности, системой знаний, умений и опыта взаимодействия с опасной ситуацией, умений саморегуляции своего поведения, контроля и оценки своих поступков, подросток способен не только защитить себя от опасностей и угроз окружающей среды, но и исключить или минимизировать создаваемые им самим опасные ситуации.
2. Разработав программу формирования готовности подростков к безопасному поведению это комплексный подход к обучению подростков безопасному поведению через предметы, непосредственно связанные с проблемами безопасности, реализацию содержательных линий «Обеспечение личной безопасности» и «Здоровый образ жизни» учебных дисциплин: физики, химии, биологии, технологии, обществознания, физической культуры; внеклассную воспитательную работу школы; организацию последовательного погружения подростков в ситуации, приближающиеся к реальности; осуществление мониторинга готовности к безопасному поведению.
3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что эффективное формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни возможно посредством целенаправленного педагогического воздействия на ее ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, регулятивный и рефлексивный компоненты.
1. Александров, Ю.И. Основы психофизиологии: учебник / Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 349 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.В. Старостенко и др. - СПб.: Питер, 2015. - 302 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Л.А. Муравья. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 431 с.
4. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / Фонд нац. и междунар. безопасности.; авт.-сост. В. Б. Волошинов и др. - М.: Фонд нац. и междунар. безопасности, 2014. - 472 с.
5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов вузов / С.В. Белов и др.; под ред. С.В. Белова. - Изд. 7-е, стер. - М.: Высшая школа, 2007. - 615 с.
6. Воробьёв, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2016. - 316 с.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
8. Гиззатулин, Е.Р. Безопасность жизнедеятельности личности: формирование историко-философских подходов / Е.Р. Гиззатулин // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения: материалы XIII Международной научно¬практической конференции, 14-15 мая г. Москва. - М.: КУНА, 2008. - с. 160¬166.
9. Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. / Томас Гоббс; пер. с латин. и англ. - М.: Мысль, 1964. - Т.1. - 583 с.; Т.2. - 748 с.
10. Гордиенко, М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Гордиенко. - Омск, 2009. - 25 с.
11. Гринин, А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. - 336 с.
12. Дандарова, Ж.К. Психология подростка: учебник / Ж.К. Дандарова, И. Кон, С.Н. Костромина и др.; под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014. - 480 с.
13. Забегаев, А.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / А.В. Забегаев. - М.: АСВ, 2014. - 140с.
14. Крайг, Г. Психология развития / Грейс Крайг; пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - СПб.: Питер, 2013. - 987 с.
15. Краснянская, Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учеб. пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Т.М. Краснянская; Таганрог, гос. радиотехн. ун-т. - Ставрополь: Пресса, 2015. - 215 с.
16. Костецкая, Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г.А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. - 2012. - № 10. - С. 37-40.
17. Кошкина, Н.А. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» / Н.А. Кошкина, Е.Н. Половникова, О.Ю. Беспятых // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 8 (12). - С. 43-47.
18. Лефрансуа, Г. Теории научения. Формирование поведения человека / Ги Лефрансуа. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 278 с.
19. Лобачев, А.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / А.И. Лобачев. - М.: Юрайт-Издат, 2016. - 360 с.
20. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Джон Локк; [Пер. с англ.]. - М.: Мысль, 1985. - Т.1. - 622 с.; Т.2. - 560 с.; Т.3. - 668 с.
21. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Наталья Александровна Лызь. - Таганрог, 2006. - 399 с.
22. Маньков, В.Д. Безопасность общества и. человека в современном мире: учебное пособие / В.Д. Маньков. - СПб.: Политехника, 2015. - 551 с.
23. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.
24. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. - Екатеринбург: Изд-во ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52 с.
25. Муравьева, А.Н. Результаты исследования проблемы безопасности жизнедеятельности школьников в образовательном пространстве школы / А.Н. Муравьева, З.К. Бакшеева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011.
- № 2. - С. 94-99.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стер. / В.С. Мухина.
- М.: Академия, 1999. - 456 с.
27. Неверов, В.Н. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект / В.Н. Неверов, А.М. Деркач // Молодой ученый. - 2014. - № 5.1. - С. 50-53.
28. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн.: учеб. для пед. вузов / Р.С. Немов. - изд. 4-е. - М.: Владос, 2014. - Кн. 2: Психология образования. - 606 с.
29. Орлов, Ю.М. Научение / Ю.М. Орлов; Ин-т проблем сознания Междунар. акад. информатизации ООН. - М.: Импринт-Гольфстрим, 2017. - 36 с.
30. Пилипенко, В.Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: История. Концепции. Документы: методическое пособие / В.Ф.
Пилипенко, Н.В. Ерков; под ред. Л.Я. Олиференко. - М.: Айрис-пресс, 2015.
- 128 с.
31. Попков, А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Артём Викторович Попков. - Ижевск, 2007. - 270 с.
32. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. - Изд. 10-е, стер.
- СПб.: Лань, 2016. - 447 с.
33. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты / Ж. Ж. Руссо. - М.: Канон-пресс-Ц, 2000. - 542 с.
34. Скоролупова, О.А. Правила и безопасность / О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий-2003, 2015. - 144 с.
35. Сорокина, Л.А. Формирование готовности подростков к
безопасному поведению на основе различных форм научения. [Электронный ресурс] / Л.А. Сорокина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. - Режим доступа: URL:
https://sibac.info/conf/pedagog/xix/28847(дата обращения 10.02.2018)
36. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М.: Юнити, 2012. - 607 с.
37. Суворова, Т.В. Формирование культуры безопасности студентов колледжа на основе здоровьесбережения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Викторовна Суворова. - М., 2008. - 19 с.
38. Такман, Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.В. Такман; пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012. - 572 с.
39. Терницкая, С.В. Социально-педагогические подходы к безопасности личности / С.В. Терницкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-4. - С. 17-19
40. Терницкая, С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема / С.В. Терницкая // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 1 (35). - С. 90-95.
41. Узнадзе, Д.И. Общая психология / Д.Н. Узнадзе; пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе; под ред И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. - 413 с.
42. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/(дата обращения 10.02.2018)
43. Хегенхан, Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 474 с.
44. Хомякова, В.С. Безопасность как фактор устойчивого развития (социально-философский аспект): дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Вера Сергеевна Хомякова. - Чита, 2007. - 154 с.
45. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие / В.Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2016. - 320 с.
46. Шакирова, З.В. Задачи педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде / З.В. Шакирова // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения: сборник докладов международной научно-практической заочной конференции 16 мая 2016 г. - Казань, 2016. - С. 179-181.
47. Шакирова, З.В. Особенности педагогического взаимодействия в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно¬транспортной среде / З.В. Шакирова // Современные проблемы социально¬гуманитарных наук. - 2015. - № 2. - С. 36-39.
48. Шаповаленко, И. В. Возрастная, психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2015. - 349 с.
49. Шафикова, Г.Р. Профилактика негативного влияния интернета на детей / Г.Р. Шафикова // Вестник ВЭГУ. - 2017. - № 4 (90). - С. 118-123.
50. Юнацкевич, П.И. Основы общественной безопасности: учебно-методическое пособие для сотрудников Комитета безопасности России / П.И. Юнацкевич. - СПб.: ГОНО «Институт нравственности», 2006. - 44 с.
51. Ярочкин, В.И. Теория безопасности / В.И. Ярочкин, Я.В. Бузанова. - М., 2015. - 278 с.