Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
|
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни9
1.1. Историческое развитие и современное состояние проблемы обеспечения безопасности
1.2. Характеристика безопасного поведения как системы взаимодействия подростка с окружающей средой 16
1.3. Научение в формировании готовности подростков к безопасному поведению 2б
Выводы по первой главе
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
2.1. Критериально-уровневая характеристика готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
2.2. Апробация программы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни б7
Выводы по второй главе 75
Практические рекомендации 77
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложения 87
Глава I. Теоретические основы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни9
1.1. Историческое развитие и современное состояние проблемы обеспечения безопасности
1.2. Характеристика безопасного поведения как системы взаимодействия подростка с окружающей средой 16
1.3. Научение в формировании готовности подростков к безопасному поведению 2б
Выводы по первой главе
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
2.1. Критериально-уровневая характеристика готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
2.2. Апробация программы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни б7
Выводы по второй главе 75
Практические рекомендации 77
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложения 87
Актуальность. Частота проявления разрушительных сил природы, промышленные аварии и катастрофы, опасности социального характера, агрессивность окружающей среды, отсутствие навыков правильного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях вызывает потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. Специалисты разных научных направлений отмечают, что система образования призвана обеспечить воспитание личности безопасного типа, не только хорошо знакомой с современными проблемами безопасности, осознающей их исключительную важность, но и умеющей их решать, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Становление безопасной личности со знаком «+»» возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих. Поэтому перед системой образования стоит задача - сформировать готовность обучающихся к безопасному поведению в окружающей среде с целью обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей.
В целях подготовки к безопасному поведению в учебных планах общеобразовательных организаций присутствует дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Несомненно, на уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии, технологии и других учебных дисциплин формируются представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности. Однако эффективность подготовки подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой, что подтверждается статистическими данными ГИБДД, МЧС, МВД о травмировании и гибели детей и подростков.
Например, в 2017 году в России на дорогах погибли 857 детей и подростков до 18 лет, ещё 24 318 получили ранения. При этом около 100 несовершеннолетних погибли и почти 5000 были ранены по собственной вине. За 2016 год на дорогах также погибли 857 детей, а число раненых было даже меньше - 24 099 ребенка. Соотношение причин аварий также осталось идентичным - в подавляющем количестве аварий это нарушение ПДД водителям (по данным сайта gazeta.ru). Ситуацию с детским травматизмом в нашей стране можно считать катастрофической.
Наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями подростки. Они и сами являются источником, опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в их неоправданно рискованных поступках. В то же время подростковый возраст является наиболее сензитивным для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения. На наш, именно этот возрастной период является оптимальным и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств подготовки школьников к безопасному поведению. Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко, А.Т. Смирнов раскрыли теоретические вопросы курса ОБЖ и обучения основам безопасности жизнедеятельности. Проблема воспитания культуры безопасности исследуется в работах Л.Н. Гориной, В.Н. Мошкина, А.В. Попкова: учёные рассматривают сущность, структуру, содержание и направления деятельности, методы и формы воспитания. Вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников освещаются в трудах Т.Г. Хромцовой, А.Г. Маслова, С.П. Черного, Н.В. Елисеевой, А.В. Шигаева, В.Ф. Купецковой, Р.В. Григорян, Я.Б. Каплан и др. Однако почти все авторы рассматривают безопасное поведение в какой-либо одной ситуации - в дорожном движении, при пожарах, в природной среде, в быту и т.п.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между социальным заказом общества и государства на личность безопасного типа, что актуализирует потребность в формировании готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни, и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения этого процесса;
- между необходимостью эффективной подготовки подростков к безопасному взаимодействию с опасной ситуацией и сложившейся практикой обучения и воспитания, направленной в основном только на усвоение знаний о правилах безопасного поведении, что подтверждается сохраняющимся высоким уровнем гибели и травматизма детей в опасных ситуациях повседневной жизни.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных путей подготовки подростков к безопасному поведению в повседневной жизни. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни».
Объект исследования: процесс формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: программа формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: готовность подростков к безопасному поведению в повседневной жизни будет достаточной, если обеспечить формирование и развитие:
- системы знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни, ценностного отношения к собственной безопасности, здоровью и жизни;
- умений предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности путем анализа конкретной ситуации;
- опыта безопасного поведения через имитационное моделирование измененных и нестандартных опасных ситуаций, взаимодействие с ситуациями дозированного риска;
- умений подростков осуществлять саморегуляцию своего поведения, контролировать свои действия, осуществлять анализ и оценку своего поведения в опасной ситуации и его результатов посредством имитационного и мысленного проигрывания действий в возможной опасной ситуации.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить социальные и психолого-педагогические основы формирования безопасного поведения подростков в повседневной жизни.
2.Определить сущность и структуру готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
3. Разработать критерии и показатели сформированности данной готовности подростков.
4. Разработать программу формирования готовности подростков к безопасному поведению.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы формирования готовности к безопасному поведению.
6. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2017г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы, направленных на формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Второй этап исследования (сентябрь 2017г. - май 2018г.) был освящен реализации программы опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2018г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МКОУ СШ № 3 с. Богучаны. В исследовании было задействовано 30 учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены этапы готовности подростков к безопасному поведению - мотивационно-информационный, тренировочный и творческий; выделены мотивационный, когнитивный, практический и рефлексивный критерии оценивания готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МКОУ СШ № 3 с. Богучаны.
Основные идеи и результаты отражены в статьях, опубликованных в сборнике IV Всероссийской научно-практической конференции в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» и XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе».
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка (51 источник), 4 приложений, 78 страниц.
В целях подготовки к безопасному поведению в учебных планах общеобразовательных организаций присутствует дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Несомненно, на уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии, технологии и других учебных дисциплин формируются представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности. Однако эффективность подготовки подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой, что подтверждается статистическими данными ГИБДД, МЧС, МВД о травмировании и гибели детей и подростков.
Например, в 2017 году в России на дорогах погибли 857 детей и подростков до 18 лет, ещё 24 318 получили ранения. При этом около 100 несовершеннолетних погибли и почти 5000 были ранены по собственной вине. За 2016 год на дорогах также погибли 857 детей, а число раненых было даже меньше - 24 099 ребенка. Соотношение причин аварий также осталось идентичным - в подавляющем количестве аварий это нарушение ПДД водителям (по данным сайта gazeta.ru). Ситуацию с детским травматизмом в нашей стране можно считать катастрофической.
Наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями подростки. Они и сами являются источником, опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в их неоправданно рискованных поступках. В то же время подростковый возраст является наиболее сензитивным для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения. На наш, именно этот возрастной период является оптимальным и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств подготовки школьников к безопасному поведению. Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко, А.Т. Смирнов раскрыли теоретические вопросы курса ОБЖ и обучения основам безопасности жизнедеятельности. Проблема воспитания культуры безопасности исследуется в работах Л.Н. Гориной, В.Н. Мошкина, А.В. Попкова: учёные рассматривают сущность, структуру, содержание и направления деятельности, методы и формы воспитания. Вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников освещаются в трудах Т.Г. Хромцовой, А.Г. Маслова, С.П. Черного, Н.В. Елисеевой, А.В. Шигаева, В.Ф. Купецковой, Р.В. Григорян, Я.Б. Каплан и др. Однако почти все авторы рассматривают безопасное поведение в какой-либо одной ситуации - в дорожном движении, при пожарах, в природной среде, в быту и т.п.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между социальным заказом общества и государства на личность безопасного типа, что актуализирует потребность в формировании готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни, и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения этого процесса;
- между необходимостью эффективной подготовки подростков к безопасному взаимодействию с опасной ситуацией и сложившейся практикой обучения и воспитания, направленной в основном только на усвоение знаний о правилах безопасного поведении, что подтверждается сохраняющимся высоким уровнем гибели и травматизма детей в опасных ситуациях повседневной жизни.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных путей подготовки подростков к безопасному поведению в повседневной жизни. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни».
Объект исследования: процесс формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: программа формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: готовность подростков к безопасному поведению в повседневной жизни будет достаточной, если обеспечить формирование и развитие:
- системы знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни, ценностного отношения к собственной безопасности, здоровью и жизни;
- умений предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности путем анализа конкретной ситуации;
- опыта безопасного поведения через имитационное моделирование измененных и нестандартных опасных ситуаций, взаимодействие с ситуациями дозированного риска;
- умений подростков осуществлять саморегуляцию своего поведения, контролировать свои действия, осуществлять анализ и оценку своего поведения в опасной ситуации и его результатов посредством имитационного и мысленного проигрывания действий в возможной опасной ситуации.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить социальные и психолого-педагогические основы формирования безопасного поведения подростков в повседневной жизни.
2.Определить сущность и структуру готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
3. Разработать критерии и показатели сформированности данной готовности подростков.
4. Разработать программу формирования готовности подростков к безопасному поведению.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы формирования готовности к безопасному поведению.
6. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2017г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы, направленных на формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Второй этап исследования (сентябрь 2017г. - май 2018г.) был освящен реализации программы опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2018г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МКОУ СШ № 3 с. Богучаны. В исследовании было задействовано 30 учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены этапы готовности подростков к безопасному поведению - мотивационно-информационный, тренировочный и творческий; выделены мотивационный, когнитивный, практический и рефлексивный критерии оценивания готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МКОУ СШ № 3 с. Богучаны.
Основные идеи и результаты отражены в статьях, опубликованных в сборнике IV Всероссийской научно-практической конференции в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» и XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе».
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка (51 источник), 4 приложений, 78 страниц.
1. В повседневной жизни подросток встречается с различными опасностями окружающей среды. Обеспечить собственную безопасность он может лишь в том случае, если у него сформирована готовность к безопасному поведению. Только обладая устойчивой мотивацией к безопасной жизнедеятельности, системой знаний, умений и опыта взаимодействия с опасной ситуацией, умений саморегуляции своего поведения, контроля и оценки своих поступков, подросток способен не только защитить себя от опасностей и угроз окружающей среды, но и исключить или минимизировать создаваемые им самим опасные ситуации.
2. Сформировать готовность подростков к безопасному поведению в повседневной жизни может система образования. Программа по формированию готовности состоит из целевого, нормативного, технологического и результативного блоков. Она является базой для формирования готовности к безопасному поведению посредством последовательного погружения в опасные ситуации (информационные, имитационные, дозированного риска), создаваемые педагогами на мотивационно-информационном, тренировочном и творческом этапах обучения. Использование поэтапно сообщающего (вербального) и наглядного (викарного) научения посредством словесных воздействий и наблюдения за наглядно представленными образцами поведения; копирующего (имитационного) научения через воспроизведение подростками способов и приемов поведения в опасной ситуации, разработанных другими лицами; самостоятельного (путем переноса, открытий) научения через успешное нахождение своего варианта выхода из нестандартной ситуации (на основе имеющихся в памяти у субъекта вариантов поведения) обеспечивает продвижение учеников от расширения его информированности, через развитие функциональной грамотности к компетентности самосохраняющего поведения.
3. Необходимыми педагогическими условиями формирования готовности к безопасному поведению являются: комплексный подход к обучению подростков безопасному поведению через предметы, непосредственно связанные с проблемами безопасности, реализацию содержательных линий «Обеспечение личной безопасности» и «Здоровый образ жизни» учебных дисциплин: физики, химии, биологии, технологии, обществознания, физической культуры; внеклассную воспитательную работу школы; организацию последовательного погружения подростков в ситуации, приближающиеся к реальности; осуществление мониторинга готовности к безопасному поведению.
4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что эффективное формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни возможно посредством целенаправленного педагогического воздействия на ее ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, регулятивный и рефлексивный компоненты.
2. Сформировать готовность подростков к безопасному поведению в повседневной жизни может система образования. Программа по формированию готовности состоит из целевого, нормативного, технологического и результативного блоков. Она является базой для формирования готовности к безопасному поведению посредством последовательного погружения в опасные ситуации (информационные, имитационные, дозированного риска), создаваемые педагогами на мотивационно-информационном, тренировочном и творческом этапах обучения. Использование поэтапно сообщающего (вербального) и наглядного (викарного) научения посредством словесных воздействий и наблюдения за наглядно представленными образцами поведения; копирующего (имитационного) научения через воспроизведение подростками способов и приемов поведения в опасной ситуации, разработанных другими лицами; самостоятельного (путем переноса, открытий) научения через успешное нахождение своего варианта выхода из нестандартной ситуации (на основе имеющихся в памяти у субъекта вариантов поведения) обеспечивает продвижение учеников от расширения его информированности, через развитие функциональной грамотности к компетентности самосохраняющего поведения.
3. Необходимыми педагогическими условиями формирования готовности к безопасному поведению являются: комплексный подход к обучению подростков безопасному поведению через предметы, непосредственно связанные с проблемами безопасности, реализацию содержательных линий «Обеспечение личной безопасности» и «Здоровый образ жизни» учебных дисциплин: физики, химии, биологии, технологии, обществознания, физической культуры; внеклассную воспитательную работу школы; организацию последовательного погружения подростков в ситуации, приближающиеся к реальности; осуществление мониторинга готовности к безопасному поведению.
4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что эффективное формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни возможно посредством целенаправленного педагогического воздействия на ее ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, регулятивный и рефлексивный компоненты.
Подобные работы
- Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Формирование готовности обучающихся 7-8 классов к безопасному поведению в повседневной жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЭФФЕКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование безопасного поведения обучающихся в природной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Туризм как средство формирования безопасного поведения обучающихся в природной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков безопасного поведения у обучающихся 7 класса методом проектирования с использованием электронных
образовательных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



