Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни

Работа №154083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни9
1.1. Историческое развитие и современное состояние проблемы обеспечения безопасности
1.2. Характеристика безопасного поведения как системы взаимодействия подростка с окружающей средой 16
1.3. Научение в формировании готовности подростков к безопасному поведению 2б
Выводы по первой главе
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
2.1. Критериально-уровневая характеристика готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни
2.2. Апробация программы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни 48
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни б7
Выводы по второй главе 75
Практические рекомендации 77
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложения 87


Актуальность. Частота проявления разрушительных сил природы, промышленные аварии и катастрофы, опасности социального характера, агрессивность окружающей среды, отсутствие навыков правильного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях вызывает потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. Специалисты разных научных направлений отмечают, что система образования призвана обеспечить воспитание личности безопасного типа, не только хорошо знакомой с современными проблемами безопасности, осознающей их исключительную важность, но и умеющей их решать, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Становление безопасной личности со знаком «+»» возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих. Поэтому перед системой образования стоит задача - сформировать готовность обучающихся к безопасному поведению в окружающей среде с целью обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей.
В целях подготовки к безопасному поведению в учебных планах общеобразовательных организаций присутствует дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Несомненно, на уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии, технологии и других учебных дисциплин формируются представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности. Однако эффективность подготовки подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой, что подтверждается статистическими данными ГИБДД, МЧС, МВД о травмировании и гибели детей и подростков.
Например, в 2017 году в России на дорогах погибли 857 детей и подростков до 18 лет, ещё 24 318 получили ранения. При этом около 100 несовершеннолетних погибли и почти 5000 были ранены по собственной вине. За 2016 год на дорогах также погибли 857 детей, а число раненых было даже меньше - 24 099 ребенка. Соотношение причин аварий также осталось идентичным - в подавляющем количестве аварий это нарушение ПДД водителям (по данным сайта gazeta.ru). Ситуацию с детским травматизмом в нашей стране можно считать катастрофической.
Наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями подростки. Они и сами являются источником, опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в их неоправданно рискованных поступках. В то же время подростковый возраст является наиболее сензитивным для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения. На наш, именно этот возрастной период является оптимальным и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств подготовки школьников к безопасному поведению. Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко, А.Т. Смирнов раскрыли теоретические вопросы курса ОБЖ и обучения основам безопасности жизнедеятельности. Проблема воспитания культуры безопасности исследуется в работах Л.Н. Гориной, В.Н. Мошкина, А.В. Попкова: учёные рассматривают сущность, структуру, содержание и направления деятельности, методы и формы воспитания. Вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников освещаются в трудах Т.Г. Хромцовой, А.Г. Маслова, С.П. Черного, Н.В. Елисеевой, А.В. Шигаева, В.Ф. Купецковой, Р.В. Григорян, Я.Б. Каплан и др. Однако почти все авторы рассматривают безопасное поведение в какой-либо одной ситуации - в дорожном движении, при пожарах, в природной среде, в быту и т.п.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
- между социальным заказом общества и государства на личность безопасного типа, что актуализирует потребность в формировании готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни, и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения этого процесса;
- между необходимостью эффективной подготовки подростков к безопасному взаимодействию с опасной ситуацией и сложившейся практикой обучения и воспитания, направленной в основном только на усвоение знаний о правилах безопасного поведении, что подтверждается сохраняющимся высоким уровнем гибели и травматизма детей в опасных ситуациях повседневной жизни.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных путей подготовки подростков к безопасному поведению в повседневной жизни. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни».
Объект исследования: процесс формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: программа формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: готовность подростков к безопасному поведению в повседневной жизни будет достаточной, если обеспечить формирование и развитие:
- системы знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни, ценностного отношения к собственной безопасности, здоровью и жизни;
- умений предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности путем анализа конкретной ситуации;
- опыта безопасного поведения через имитационное моделирование измененных и нестандартных опасных ситуаций, взаимодействие с ситуациями дозированного риска;
- умений подростков осуществлять саморегуляцию своего поведения, контролировать свои действия, осуществлять анализ и оценку своего поведения в опасной ситуации и его результатов посредством имитационного и мысленного проигрывания действий в возможной опасной ситуации.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить социальные и психолого-педагогические основы формирования безопасного поведения подростков в повседневной жизни.
2.Определить сущность и структуру готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
3. Разработать критерии и показатели сформированности данной готовности подростков.
4. Разработать программу формирования готовности подростков к безопасному поведению.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы формирования готовности к безопасному поведению.
6. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2017г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы, направленных на формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Второй этап исследования (сентябрь 2017г. - май 2018г.) был освящен реализации программы опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2018г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МКОУ СШ № 3 с. Богучаны. В исследовании было задействовано 30 учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены этапы готовности подростков к безопасному поведению - мотивационно-информационный, тренировочный и творческий; выделены мотивационный, когнитивный, практический и рефлексивный критерии оценивания готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МКОУ СШ № 3 с. Богучаны.
Основные идеи и результаты отражены в статьях, опубликованных в сборнике IV Всероссийской научно-практической конференции в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» и XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе».
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка (51 источник), 4 приложений, 78 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В повседневной жизни подросток встречается с различными опасностями окружающей среды. Обеспечить собственную безопасность он может лишь в том случае, если у него сформирована готовность к безопасному поведению. Только обладая устойчивой мотивацией к безопасной жизнедеятельности, системой знаний, умений и опыта взаимодействия с опасной ситуацией, умений саморегуляции своего поведения, контроля и оценки своих поступков, подросток способен не только защитить себя от опасностей и угроз окружающей среды, но и исключить или минимизировать создаваемые им самим опасные ситуации.
2. Сформировать готовность подростков к безопасному поведению в повседневной жизни может система образования. Программа по формированию готовности состоит из целевого, нормативного, технологического и результативного блоков. Она является базой для формирования готовности к безопасному поведению посредством последовательного погружения в опасные ситуации (информационные, имитационные, дозированного риска), создаваемые педагогами на мотивационно-информационном, тренировочном и творческом этапах обучения. Использование поэтапно сообщающего (вербального) и наглядного (викарного) научения посредством словесных воздействий и наблюдения за наглядно представленными образцами поведения; копирующего (имитационного) научения через воспроизведение подростками способов и приемов поведения в опасной ситуации, разработанных другими лицами; самостоятельного (путем переноса, открытий) научения через успешное нахождение своего варианта выхода из нестандартной ситуации (на основе имеющихся в памяти у субъекта вариантов поведения) обеспечивает продвижение учеников от расширения его информированности, через развитие функциональной грамотности к компетентности самосохраняющего поведения.
3. Необходимыми педагогическими условиями формирования готовности к безопасному поведению являются: комплексный подход к обучению подростков безопасному поведению через предметы, непосредственно связанные с проблемами безопасности, реализацию содержательных линий «Обеспечение личной безопасности» и «Здоровый образ жизни» учебных дисциплин: физики, химии, биологии, технологии, обществознания, физической культуры; внеклассную воспитательную работу школы; организацию последовательного погружения подростков в ситуации, приближающиеся к реальности; осуществление мониторинга готовности к безопасному поведению.
4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что эффективное формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни возможно посредством целенаправленного педагогического воздействия на ее ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, регулятивный и рефлексивный компоненты.



1. Александров, Ю.И. Основы психофизиологии: учебник / Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 349 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.В. Старостенко и др. - СПб.: Питер, 2015. - 302 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Л.А. Муравья. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 431 с.
4. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для
преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / Фонд нац. и междунар. безопасности.; авт.-сост. В. Б. Волошинов и др. - М.: Фонд нац. и междунар. безопасности,
2014. - 472 с.
5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов вузов / С.В. Белов и др.; под ред. С.В. Белова. - Изд. 7-е, стер. - М.: Высшая школа, 2007. - 615 с.
6. Воробьёв, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2016. - 316 с.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
8. Гиззатулин, Е.Р. Безопасность жизнедеятельности личности: формирование историко-философских подходов / Е.Р. Гиззатулин // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения: материалы XIII Международной научно¬практической конференции, 14-15 мая г. Москва. - М.: КУНА, 2008. - с. 160¬166.
9. Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. / Томас Гоббс; пер. с латин. и англ. - М.: Мысль, 1964. - Т.1. - 583 с.; Т.2. - 748 с.
10. Гордиенко, М.В. Воспитание личности безопасного типа
поведения младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Гордиенко. - Омск, 2009. - 25 с.
11. Гринин, А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. - 336 с.
12. Дандарова, Ж.К. Психология подростка: учебник / Ж.К. Дандарова, И. Кон, С.Н. Костромина и др.; под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2014. - 480 с.
13. Забегаев, А.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / А.В. Забегаев. - М.: АСВ, 2014. - 140с.
14. Крайг, Г. Психология развития / Грейс Крайг; пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - СПб.: Питер, 2013. - 987 с.
15. Краснянская, Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учеб. пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Т.М. Краснянская; Таганрог, гос. радиотехн. ун-т. - Ставрополь: Пресса, 2015. - 215 с.
16. Костецкая, Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г.А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. - 2012. - № 10. - С. 37-40.
17. Кошкина, Н.А. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» / Н.А. Кошкина, Е.Н. Половникова, О.Ю. Беспятых // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 8 (12). - С. 43-47.
18. Лефрансуа, Г. Теории научения. Формирование поведения человека / Ги Лефрансуа. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 278 с.
19. Лобачев, А.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / А.И. Лобачев. - М.: Юрайт-Издат, 2016. - 360 с.
20. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Джон Локк; [Пер. с англ.]. - М.: Мысль, 1985. - Т.1. - 622 с.; Т.2. - 560 с.; Т.3. - 668 с.
21. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Наталья Александровна Лызь. - Таганрог, 2006. - 399 с.
22. Маньков, В.Д. Безопасность общества и. человека в современном мире: учебное пособие / В.Д. Маньков. - СПб.: Политехника, 2015. - 551 с.
23. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.
24. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. - Екатеринбург: Изд-во ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52 с.
25. Муравьева, А.Н. Результаты исследования проблемы безопасности жизнедеятельности школьников в образовательном пространстве школы / А.Н. Муравьева, З.К. Бакшеева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011.
- № 2. - С. 94-99.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стер. / В.С. Мухина.
- М.: Академия, 1999. - 456 с.
27. Неверов, В.Н. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект / В.Н. Неверов, А.М. Деркач // Молодой ученый. - 2014. - № 5.1. - С. 50-53.
28. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн.: учеб. для пед. вузов / Р.С. Немов. - изд. 4-е. - М.: Владос, 2014. - Кн. 2: Психология образования. - 606 с.
29. Орлов, Ю.М. Научение / Ю.М. Орлов; Ин-т проблем сознания Междунар. акад. информатизации ООН. - М.: Импринт-Гольфстрим, 2017. - 36 с.
30. Пилипенко, В.Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: История. Концепции. Документы: методическое пособие / В.Ф.
Пилипенко, Н.В. Ерков; под ред. Л.Я. Олиференко. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 128 с.
31. Попков, А.В. Формирование безопасного поведения подростков во
внеурочной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Артём
Викторович Попков. - Ижевск, 2007. - 270 с.
32. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. - Изд. 10-е, стер.
- СПб.: Лань, 2016. - 447 с.
33. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты / Ж. Ж. Руссо. - М.: Канон-пресс-Ц, 2000. - 542 с.
34. Скоролупова, О.А. Правила и безопасность / О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий-2003, 2015. - 144 с.
35. Сорокина, Л.А. Формирование готовности подростков к
безопасному поведению на основе различных форм научения. [Электронный ресурс] / Л.А. Сорокина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. - Режим доступа: URL:
https://sibac.info/conf/pedagog/xix/28847(дата обращения 10.02.2018)
36. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М.: Юнити, 2012. - 607 с.
37. Суворова, Т.В. Формирование культуры безопасности студентов колледжа на основе здоровьесбережения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Викторовна Суворова. - М., 2008. - 19 с.
38. Такман, Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.В. Такман; пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012. - 572 с.
39. Терницкая, С.В. Социально-педагогические подходы к безопасности личности / С.В. Терницкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-4. - С. 17-19
40. Терницкая, С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема / С.В. Терницкая // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 1 (35). - С. 90-95.
41. Узнадзе, Д.И. Общая психология / Д.Н. Узнадзе; пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе; под ред И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. - 413 с.
42. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/(дата обращения 10.02.2018)
43. Хегенхан, Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 474 с.
44. Хомякова, В.С. Безопасность как фактор устойчивого развития (социально-философский аспект): дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Вера Сергеевна Хомякова. - Чита, 2007. - 154 с.
45. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие / В.Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2016. - 320 с.
46. Шакирова, З.В. Задачи педагогического взаимодействия социальных институтов в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде / З.В. Шакирова // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения: сборник докладов международной научно-практической заочной конференции 16 мая 2016 г. - Казань, 2016. - С. 179-181.
47. Шакирова, З.В. Особенности педагогического взаимодействия в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно¬транспортной среде / З.В. Шакирова // Современные проблемы социально¬гуманитарных наук. - 2015. - № 2. - С. 36-39.
48. Шаповаленко, И. В. Возрастная, психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2015. - 349 с.
49. Шафикова, Г.Р. Профилактика негативного влияния интернета на детей / Г.Р. Шафикова // Вестник ВЭГУ. - 2017. - № 4 (90). - С. 118-123.
50. Юнацкевич, П.И. Основы общественной безопасности: учебно-методическое пособие для сотрудников Комитета безопасности России / П.И. Юнацкевич. - СПб.: ГОНО «Институт нравственности», 2006. - 44 с.
51. Ярочкин, В.И. Теория безопасности / В.И. Ярочкин, Я.В. Бузанова.
- М., 2015. - 278 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ