Введение 8
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности школьников к выбору профессии 15
1.1. Требования современного социума к профессиональной ориентации
школьников 15
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности
школьников к выбору профессий 24
1.3. Профессиональная ориентация школьников в программе дисциплины
«Технология» 36
Выводы по первой главе. 46
Глава 2. Обеспечение учебно-методическими материалами процесса формирования готовности школьников к выбору профессии по дисциплине «Технология» 50
2.1. Методические рекомендации по обеспечению учебно-методическими
материалами процесса формирования готовности школьников к выбору профессии по дисциплине «Технология» 50
2.2. Разработка дидактических материалов для формирования готовности
школьников к выбору профессии 56
2.3. Реализация дидактических материалов в деятельности образовательной организации для формирования готовности школьников к выбору профессии 75
Выводы по второй главе. 81
Заключение 83
Литература 86
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность исследования: Формирование готовности школьников к выбору профессии является профессиональной обязанностью и ответственностью школы. В требованиях к освоению основной образовательной программы отмечается необходимость формирования «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» [48]. Данное требование задает программу деятельности педагога в сотрудничестве с родителями обучающихся в формировании их профессиональных предпочтений. Профессиональный подход к профориентированию строится на изучении психологических, физиологических, интеллектуальных возможностей школьников и определении их увлечений, интересов и наклонностей заниматься тем или иным делом.
В своих исследованиях И.С. Кон подчеркивал, что основные направления совместной работы семьи и школы в этой области можно выразить так: «профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях; в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях; ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу» [29]. Обозначенная задача вполне коррелируется с современными требованиями образовательного стандарта. Чтобы у школьника сложилась целостная картина мира труда, осознание своих возможностей в выборе профессии, педагогам и родителям необходима реализация такого условия как построение реального взаимодействия между собой. Задача взаимодействия семьи и школы заключается в том, чтобы не только запустить у ребенка процесс формирования профессиональных предпочтений, но и сформировать понимание значимости профессионального выбора для развития личности [34].
Степень изученности проблемы: Анализ философской,
психологической, педагогической литературы показывает, что в настоящее время созданы необходимые научные предпосылки для решения задачи формирования готовности обучающихся к выбору профессии.
В постиндустриальном обществе преобладают инновации, которые неразрывно связаны с высокими технологиями производства, с развитием сферы услуг, высокоразвитой индустрией знаний, конкуренцией в экономике, а научные разработки являются основной движущей силой во всех сферах производства. Постиндустриальное общество формулирует новые требования к профессиональным, трудовым навыкам современных работников. Опираясь на статистику, Ананьева Т.В. отмечает, что наиболее нуждающимися в кадрах сферами являются: IT; медицина; тяжелая промышленность; добывающая отрасль; коммерческая деятельность. Наблюдается недостаток в кадрах государственные учреждения. Так, например, специалисты, отучившиеся на учителей и социальных работников, не желают работать по специальности в связи с низкой заработной платой [2].
Исследователи называют проблемы выбора профессии выпускниками школ:
- незнание выпускниками школ перечня востребованных профессий;
- незнание школьниками требований к уровню подготовки, необходимых для поступления в профессиональные образовательные организации;
- неумение анализировать школьниками собственных возможностей для получения того или иного профессионального образования;
- неумение проектировать собственную деятельность в достижении цели получения той или иной профессии.
Именно эти проблемы являются основой для формулировки задач, стоящих перед системой образования России, а именно системой профориентации в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основная задача современной образовательной организации в рамках выполнения стандарта - это помочь самоопределиться обучающемуся, познать себя, свои способности, развить их, научить соотносить их с предъявляемыми профессиональными требованиями, стать самостоятельным в выборе нужной профессии, обрести уверенность в себе.
Анализируя документы, определяющие содержание школьного образования, необходимо отметить следующее. ФГОС ОО (ООО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"). Выпускнику школы необходимо ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [48].
В требованиях к выпускнику отмечается необходимость формирования «ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде».
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися профессиональными устремлениями школьников.
Противоречия: государство и общество формулируют в образовательных стандартах требования к профессиональному самоопределению выпускников, однако информационное обеспечение данных вопросов в образовательной практике не систематизировано; методически не разработаны рекомендации для эффективной реализации программных материалов.
Проблема исследования: как методически обеспечить процесс реализации задач формирования готовности школьников к выбору профессии средствами дисциплины "Технология"
Тема исследования: Формирование готовности школьников к выбору профессии средствами дисциплины «Технология»
Цель: Обеспечение процесса формирования готовности школьников к выбору профессии учебно-методическими материалами.
Объект: Образовательный процесс по дисциплине «Технология» в основной школе.
Предмет: процесс формирования готовности школьников к выбору профессии средствами дисциплины «Технология».
Гипотеза: процесс формирования готовности школьников к выбору профессии средствами дисциплины «Технология» будет продуктивным, если - будут исследованы вопросы теории профессиональной ориентации; требования социума к уровню готовности выпускников школы к выбору профессии; требования ФГОС ООО к освоению образовательной программы дисциплины Технология;
- в практическом плане будут разработаны учебно-методические материалы по освоению программы профориентации по дисциплине Технология в основной школе; апробированы в образовательной практике.
Задачи:
1. Исследовать требования современного социума к профессиональной ориентации школьников
2. Выявить психолого-педагогические аспекты формирования готовности школьников к выбору профессий
3. Проанализировать содержание программы дисциплины "Технология" и выявить вопросы, направленные на формирование готовности школьников к выбору профессии.
4. Разработать учебно-методические материалы по обеспечению процесса формирования готовности школьников к выбору профессии по дисциплине «Технология», критерии и уровни сформированности готовности школьников к выбору профессии.
5. Апробировать учебно-методические материалы по формированию готовности школьников к выбору профессии.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили:
- труды, посвященные проблеме психологической готовности к самоопределению (Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Хамизова И. X., Столяренко А. М., Крюкова Т. Б., Морозова И. С., Коломеец Л. А.);
- теоретические и практические исследования по проблемам формирования готовности к выбору профессии (Климов Е.А., Дьяченко М. И.).
Для выполнения работы использованы следующие методы: -теоретические: анализ нормативной документации по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы, понятийно-терминологической системы, систематизация, анализ ФГОС ООО
- эмпирические: наблюдение, сравнение
Теоретическая значимость работы состоит том, что расширены научные знания в области формирования готовности школьников к выбору профессии за счет:
- конкретизации сущности понятия «готовность обучающегося к выбору профессии»;
- разработки критериев и показателей готовности школьников к выбору профессии.
Практическая значимость работы состоит в разработке, систематизации учебно-методических материалов для формирования готовности школьников к выбору профессии средствами дисциплины «Технология» и применении его в общеобразовательной школе.
Апробация результатов работы проводилась на базе «МАОУ Средняя школа №154» города Красноярска.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух рисунков, восьми таблиц, пяти диаграмм, двух приложений.
Список литературы содержит 51 источник.
Результаты исследования опубликованы в статьях:
1. И.А. Непомнящих. Создание электронного ресурса как условие реализации
образовательного стандарта// Молодежь и наука XXI века. XX международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Педагог в условиях цифрового образования: материалы научно-методической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 26 апреля 2019 г. [35]
2. И.А. Непомнящих. Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования профессиональных предпочтений школьников// Молодежь и наука XXI века. XXI международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Педагог в условиях цифрового образования: материалы научно-методической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 22 апреля 2020 г. [34]
Решая задачи, поставленные в диссертации, нами проведен анализ современных научных исследований по проблеме формирования готовности школьников к выбору профессии.
Выявлено, что современный социум формулирует следующие задачи профессиональной ориентации школьников:
- формирование представлений выпускников школ о востребованных профессиях;
- формирование умений анализировать собственные возможности (способности, интересы) для освоения той или иной профессии;
- информирование об условиях получения той или иной профессии;
- проектирование школьником индивидуальной траектории в достижении цели получения той или иной профессии (профессиональные пробы).
Обозначены принципы решения задач профориентационной работы: системности; последовательности; реалистичности.
Выявлены новые требования к профессиональным качествам работника: гибкость, финансовая грамотность, инициативность, умение анализировать, вести переговоры, работать в команде, многофункциональность; готовность полностью инициировать рабочий процесс и довести его до определённого результата; умения гибко ориентироваться в нескольких различных сферах.
Выявлена зависимость формирования готовности школьников к выбору профессий от уровня развитости его эмоционально - психологической сферы:
- мотивов и способностей, предъявляемых особенностями деятельности, профессией;
- понимание, осознание ответственности;
- желание добиться успеха, целенаправленное самовыражение, включающее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества;
- установка на активные действия, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности;
- пригодность к деятельности, выражающаяся в положительном отношении к ней, склонности ею заниматься, увлеченность.
Принято понимание: «готовность к выбору профессии» это устойчивое состояние личности учащегося включающее:
- внутреннюю убежденность, осознанность фактора выбора профессии;
- осведомленность школьника о мире труда; понимание требований, которые профессия предъявляет к человеку;
- направленность интересов и склонностей личности ребенка к делу, которым он будет заниматься после окончания школы.
Выделена тематика, связанная с формированием профессиональных предпочтений образовательной области «Технология».
В программе по технологии отмечены требования к результатам освоения содержания:
- проявление познавательных интересов и творческой активности в предметной области «Технология»;
- выражение желания учиться и трудиться на производстве; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
В результате освоения программы по «Технологии» школьники должны овладеть умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы.
Сформирован учебно-методический материал для эффективного формирования готовности школьников к выбору профессии (видеосюжеты, видеоролики, презентации, тесты).
Апробирован учебно-методический материал, проведена экспериментальная работа, которая показала возросший уровень готовности к выбору профессии в экспериментальных классах (диаграммы 1-4) и формирующиеся профессиональные предпочтения учащихся (диаграмма 5).
Таким образом, поставленные в диссертации задачи решены, гипотеза доказана, цель достигнута.
1. Адольф В. А. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс] В. А. Адольф, Н. Ф. Яковлева. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. №. 1 (35). С. 43-47. - URL:http://vestnik.kspu.ru
2. Ананьина Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению [Электронный ресурс] / Е. В. Ананьина // Человек. Спорт. Медицина. - 2006. - № 9(64). - URL:https: //cyberleninka.ru
3. Богословская, О. А. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии. [Текст] / О. А. Богословская // Высшее образование в России. - 2006 - № 5 - С. 44-47.
4. Белоусова А.К. Формирование готовности обучающихся к выбору профессии в образовательном пространстве региональной системы образования. [Электронный ресурс]: дис. канд. наук Белоусова Анастасия Константиновна. - URL:https://www.dissercat.com
5. Вузопедия. Перспективные профессии Красноярского края. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://vuzopedia.ru
6. Гарипова Т.Г. Влияние информационно-коммуникационных технологий на успешность учебной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. - URL:https: //infourok.ru
7. Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся.
[Электронный ресурс] / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко. // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778-781. — URL:
https://moluch.ru/archive/101/22874/
8. Григорьева С. И. Влияние семьи на выбор профессии в юношеском
возрасте. [Текст] Социокультурная детерминация субъектов
образовательного процесса. Сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. 2016 Издательство: Московский государственный областной университет (Москва)
9. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учебное пособие для вузов. [Текст] М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
10. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. [Электронный ресурс]. Минск : Изд-во БГУ, 1976. - URL:https://search.rsl.ru
11. Жукова А.А. Какие факторы влияют на выбор профессии: школа, семья, друзья, личные способности. [Электронный ресурс]. - URL:http://fb.ru
12. Зеер Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. [Текст] Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - 3-е изд. - М.: Академический проспект; Фонд «Мир», 2008. - 192 с.
13. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. И. А. Зимняя. Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.
14. Казакевич В.М. Программа по технологии 5-9 классы. [Электронный ресурс]. - URL:https: //drofa-ventana.ru
15. Капина О. А. Готовность к выбору профессии и ее структура. [Электронный ресурс] О.А. Капина. Проблемы современной науки и образования 2016 г. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-vyboru-professii-i-ee-struktura
16. Климов Е.А. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) [Электронный ресурс]. - URL:https://studfiles.net
17. Климов Е.А. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения [Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net
18. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. [Текст] - учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А. Климов 4-е издание, стереотипное - Москва: Издательский центр «Академия» 2010. - 304с.
19. Коблева С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников. [Электронный ресурс] С. Я. Коблева. Вестник Адыгейского государственного университета. - URL:https://cyberleninka.ru
20. Колб Л. Работа будущего: какие навыки обязательно нужно развить к 2020 году. [Электронный ресурс]. - URL:https://thepoint.rabota.ua
21. Концепция развития предметной области «Технология». [Электронный ресурс]. - URL:http: //bcro .edusite.ru
22. Корзун А., Нестеров Н. 100 профессий будущего. [Электронный ресурс] РБК Тренды. - URL:https://trends.rbc.ru
23. Крецан З.В., Морозов Е.В. К проблеме формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] З. В. Крецан, Е. В. Морозов. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки 2019 г. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-gotovnosti-starsheklassnikov-k-vyboru-buduschey-professionalnoy-deyatelnosti
24. Крутецкий В. А. Психология. [Текст] В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1986. С. 39.
25. Крюкова Т. Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере. [Электронный ресурс] Т. Б. Крюкова. Вестник Ивановского государственного энергетического университета 2011 г. - URL: https://cyberleninka.ru
26. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. [Текст]/ Д. А. Леонтьев, Е. Ф. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2002 - № 1 - С. 156-176.
27. Мазова Г.С. Возрастные психологические особенности пятиклассников. [Электронный ресурс]. - URL:https://nsportal.ru
28. Май Т.Н., Попович А.Э. Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии. [Электронный ресурс] Т.Н. Май, А.Э.
Попович. Педагогика и психология образования 2011 г. - URL: https://cyberleninka.ru
29. Мамедова Л.В., Стручкова В.Н. Взаимодействие семьи и школы по
профессиональному самоопределению подростков. Научный журнал. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 11 (часть 3) 2016 год. [Электронный ресурс]. - URL:https://applied-
research.ru
30. Микаэлян Д. А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. [Текст] дис. канд. псих. наук: Микаэлян Диана Арменовна. Ставрополь, 2014. 246 с.
31. Микеладзе И.П. Возрастные особенности подростков 8 - 9 класс. [Электронный ресурс]. - URL:http://pedsovet.su
32. Морозова И. С., Коломеец Л. А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками. [Электронный ресурс] И. С. Морозова, Л. А. Коломеец. Теория и практика общественного развития. - URL:https: //cyberleninka.ru
33. Немов, Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учебно-методическое пособие. [Текст] / Н. В. Немов. - Москва : АПК и ПРО, 2015 - 68 с.
34. Непомнящих И.А., Барахович И.И. Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования профессиональных предпочтений школьников. [Электронный ресурс] // Молодежь и наука XXI века. XXI международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Педагог в условиях цифрового образования: материалы научно-методической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 22 апреля 2020 г. - URL:http: //www.kspu.ru
35. Непомнящих И.А., Барахович И.И. Создание электронного ресурса как условие реализации образовательного стандарта. [Электронный ресурс] // Молодежь и наука XXI века. XX международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Педагог в условиях цифрового образования: материалы научно-методической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 26 апреля 2019 г. - URL:http: //www.kspu.ru
36. Павлова С. М. Формирование готовности к профессиональному самоопределению сельских старшеклассников. [Текст] Автореф. дис. канд. пед. наук: Павлова Светлана Михайловна. М., 2006. 24 с.
37. Пешкова В.Е. Педагогика. Теория обучения (Дидактика) Курс лекций: (Учебное пособие) [Текст]. Майкоп, 2010. 148 с. (9,2 п.л.)
38. Плетина А.А. Влияние семьи на выбор профессии ребёнка. [Электронный ресурс]. - URL:https: //infourok.ru
39. Прихожан А.М. Семиклассники. Журнал школьный психолог [Текст] 2002г.
40. Прощицкая Е.Н. Анкета «Мир профессий». [Электронный ресурс]. - URL:http://psycholog-school.ru
41. РИА Новости. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности. [Электронный ресурс]. - URL:https://ria.ru
42. Рогозина Л.И. Профессиональная ориентация школьников в современных условиях. [Электронный ресурс]. - URL:https://nsportal.ru
43. Столяренко А. М. Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России. [Электронный ресурс] А.М. Столяренко. Труды Академии управления МВД России. - URL:https: //cyberleninka.ru
44. Студопедия. Методы и формы компьютерного обучения. [Электронный ресурс]. - URL:https://studopedia.ru
45. Тасс. Красноярскому краю не хватает около 1,5 тыс. школьных учителей. [Электронный ресурс]. - URL:https://tass.ru
46. Тихомирова Е. Новые профессии. [Электронный ресурс]. - URL: https://info-profi.net
47. Успенский В.Б. Опросник для выявления готовности к выбору профессии. [Электронный ресурс]. - URL:https://nsportal.ru
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (с изменениями на 31 декабря
2015 года). [Электронный ресурс]. - URL:http://doc.knigi-x.ru
49. Хамизова И. X. Акмеологические факторы готовности молодых специалистов и студентов к успешной профессиональной деятельности. Кострома, 2013. [Электронный ресурс]. - URL:https://search.rsl.ru
50. Холланд Дж. Л. Опросник профессиональных предпочтений (ОНИ) [Электронный ресурс]. - URL:https://proforientatsia.ru
51. Центр трудоустройства студентов и выпускников КГНУ. [Электронный ресурс]. - URL:http: //www.kspu.ru