Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики обучающихся (Тольяттинский государственный университет)

Работа №154076

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы27
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 28».
Выборка: 5 учащихся 2 класса «А».
Есть приложение.

Введение…………………………………………………………………....... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения метода наблюдения………….. 5
1.1 Понятие психолого-педагогической диагностики…………….. 5
1.2 Значение наблюдения как метода психолого-педагогической диагностики обучающихся ….................... 8
Глава 2. Практика применения наблюдения как метода психолого-педагогической диагностики………14
2.1 Особенности проведения метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике……………………14
2.2 Использование наблюдения в процессе психолого-педагогической диагностики обучающихся 2 «А» класса «Школы №28»…17
2.3 Рекомендации по применению метода наблюдения…………. 21
Заключение………………………………………………………23
Список используемой литературы ……………………24
Приложение А……………………………………………………………… 26


Педагогический процесс имеет свою логику: от постановки целей до результатов. Цель профессиональной деятельности педагога – создание условий для разностороннего развития личности обучающегося. Результатом деятельности становится – формирование определенного комплекса знаний, умений и навыков, свойств качеств личности. Успешность деятельности, своевременность коррекции тех или иных педагогических воздействий зависит от получения информации о ходе и промежуточных результатов педагогического процесса.
Психолого-педагогическая диагностика является средством, позволяющим получить требуемую информацию. В арсенале психолого-педагогической диагностики присутствуют различные методы: беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, ранжирование и другие.
Одним из основных методов психолого-педагогической диагностики является наблюдение. Исследователь, наблюдая за испытуемым получает важные данные, позволяющие сделать педагогический процесс управляемым
С помощью наблюдения можно исследовать естественное поведение обучающегося. Оно позволяет педагогу лучше изучить личность ученика. Проанализировать его поведение и поступки, эмоциональное состояние, взаимоотношения с одноклассниками. Полученные результаты становятся основой для построения педагогического процесса.
Изучению наблюдения как метода исследования посвящены труды: В. П. Кащенко, А. Ф. Лазурского, Г. Я. Трошина, О. Б. Фельцмана и других. Однако вопросы практического применения наблюдения как метода психолого-педагогической диагностики обучающихся рассмотрено не полностью.
Проблема исследования заключается в особенностях применения метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике.
Объектом исследования является психолого-педагогическая диагностика.
Предмет исследования: организация процесса наблюдения.
Целью данной курсовой работы является выявить особенности использования метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике.
В соответствии с заданной целью были сформированы задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования.
3. Реализовать наблюдение как метод.
4. Разработать рекомендации по применению метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике обучающихся в младших классах.
Гипотеза исследования. Наблюдение может стать результативным методом психолого-педагогической диагностики при условии соблюдения алгоритма его проведения.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); практические (беседа, наблюдение, опрос).
Практическая значимость. Разработанные рекомендации могут быть использованы психологами, педагогами, учителями начальных классов.
База исследования. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа № 28». В исследовании приняло участие 5 учащихся 2 класса «А».
Структура курсовой работы представлена введением, двумя основными главами, заключением, списком использованной литературы и приложением.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать вывод: наблюдение является одним из основных методов психолого-педагогической диагностики. Оно не трудоемкое и позволяет получить наиболее точные данные о личности ученика, так как метод проводится в естественных для обучающегося условиях.
Проведенное исследование ставило цель – выявить особенности использования метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
В процессе проведения исследования была изучена научная литература, в которой рассмотрены сущность, содержание и основные понятия психолого-педагогической диагностики. Была рассмотрена история возникновения диагностики и появления методов диагностирования. Более подробно был рассмотрен метод наблюдения, были выделены особенности его проведения как метода психолого-педагогической диагностики.
Использование наблюдение как метода проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа № 28». В исследовании приняло участие 5 учащихся 2 класса «А».
По итогу наблюдения было выявлено, что 60% обучающихся имеет высокий уровень активности на уроке.
Результаты наблюдения подтвердили гипотезу исследования.
Также были сформулированы рекомендации по применению метода наблюдения в психолого-педагогической диагностике обучающихся в младших классах, которые будут полезны учителям начальных классов.
Таким образом, поставленная цель достигнута, все задачи исследования решены.



1. Кухтерина Г. В., Кукуев Е. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 180 с.
2. Голубева Е.В., Тулынина А.Ю. Общий психологический практикум. Раздел III. Методы наблюдения и беседы. Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 96 с.
3. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Метод наблюдения в психологии // Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б. Михалевской. – М., 1985. 139 с.
4. Наблюдение как метод психологического исследования: методические указания ⁄составитель Т.Н. Козловская; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2021. 50 с.
5. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб. пособие / Ин-т биологии и психологии человека. - СПб.: Речь, 2002. 103 с.
6. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.
7. Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике: учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. 388 с.
8. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / О. В. Алмазова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. 227 с
9. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
10. Артемьева Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013. 157с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ