Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Работа №154063

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения особенностей Я-концепции подростков
группы риска 9
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 9
1.2 Особенности Я-концепции подростков группы риска 16
1.3 Возможности коррекции Я-концепции в подростковом возрасте 25
2 Эмпирическое исследование Я-концепции подростков группы риска и
возможностей коррекции ее особенностей 33
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 33
2.2 Описание и анализ полученных результатов 39
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 45
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А Результаты первичной диагностики позитивной Я-концепции у подростков группы риска 61
Приложение Б Система занятий, направленная на развитие позитивной Я- концепции у подростков группы риска 62
Приложение В Результаты повторной диагностики позитивной Я-концепции у подростков группы риска 80


В условиях современной реальности в нашем обществе одним из наиболее актуальных общественных вопросов представляется социальное развитие и поддержка подростков группы риска. В настоящее время в научных исследованиях последних лет (В. Б. Антипиной, Р. Б. Бернс, Е. Ю. Киселева, Н. В. Козловской, Е. И. Мишкиной, Л. Ф. Обухова, Г. С. Остапенко и др.) обращается пристальное внимание на тот факт, что число детей и подростков, которые относятся к категории группы риска, и, как следствие, нуждаются в специальном психолого-педагогическом системном сопровождении, резко растет.
Таким образом, указанными выше положениями определяется актуальность и прикладная значимость настоящего исследования.
Актуальность проблемы формирования и коррекции «Я-концепции» у современных подростков из группы риска подтверждается рядом государственных документов. Так, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС одной из задач предлагает формирование личностных компетенций детей и подростков.
Актуальность проблемы повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса изучения и коррекции «Я-концепции» у детей подросткового возраста группы риска и недостаточной методической разработанностью способов ее формирования во внеурочной деятельности.
Цель исследования - изучение и коррекция особенностей Я-концепции подростков группы риска при помощи, специально разработанной системы занятий, направленной на коррекцию и развитие некоторых особенностей Я- концепции подростков группы риска.
Объект исследования: «Я-концепция» у подростков группы риска.
Предмет исследования: динамика показателей «Я-концепции» у
подростков группы риска.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы изучения особенностей Я- концепции у подростков группы риска.
2. Уточнить особенности Я-концепции у подростков группы риска.
3. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование особенностей Я-концепции подростков группы риска.
4. Разработать и реализовать систему занятий, направленную на коррекцию и развитие некоторых особенностей Я-концепции подростков группы риска.
5. Провести повторную диагностику и определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что к особенностям Я-концепции подростков группы риска будут относиться сниженный уровень отраженного самоотношения, саморуководства и самопоследовательности, в ситуации включения этих подростков в коррекционную работу показатели самоотношения будут изменяться, но незначительно.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на следующих принципах:
1) принцип деятельностного подхода в работе с подростками (Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н.);
2) системный подход (Ломов Б. Ф.);
3) основные положения концепции социально-психологической адаптации (Налчаджян А. А., Александровский Ю. А., Медведев В. И. и др.).
Методы, использованные в работе:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Тест-опросник самоотношения» (автор В. В. Столпи, С. Р. Пантелеев); методика «Тест- опросник шкала самоуважения Розенберга».
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Епишинская основная общеобразовательная школа №6» имени А. С. Валетова. Выборка представлена учащимися 5-9 классов. Возраст испытуемых 12-16 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 10 человек.
Этапы эмпирического исследования:
1 этап (январь 2021 г.) - определение методов и выборки эмпирического исследования, проведение первичной диагностики на определение характерных особенностей позитивной Я-концепции у лиц подросткового возраста группы риска.
2 этап (февраль - апрель 2021 г.) - организация системы профилактической работы позитивной Я-концепции у подростков группы риска.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики особенностей позитивной Я-концепции у подростков группы риска, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности профилактической работы с подростками группы риска, формулирование выводов.
Результаты исследования были представлены на III Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы развития человека в современном обществе" (Лесосибирск, 2020 г.). По теме ВКР опубликована 1 статья.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке и внедрении психолого-педагогической системы занятий по формированию коррекции и развитию некоторых особенностей Я-концепции подростков группы риска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, и приложений. В работе содержится 4 таблицы и 14 рисунков. Общий объем работы составляет 80 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что социально-психологические новообразования в подростковом периоде развития включают абсолютно все психические процессы и явления. Они проявляются и в общей личностной структуре на системном уровне функционирования - в интересах и потребностях, склонностях и в характере взрослеющего человека, в общем. Заслуживает внимания, что важнейшими психическими процессами подросткового возраста представляются развитие и последующее совершенствование сознания и самосознания как важнейшие элементы Я- концепции.
Для подростка группы риска в процессе формирования его Я-концепции при самопрезентации существенную роль имеет социальное ожидание, непосредственным образом связанное с образом «Я» и образом окружающих людей. И поведенческие стереотипы, которые оказывают влияние на самопрезентационный стиль, представляются неосознанным отражением ценностей и самоотношения самого подростка.
Применительно к процессу формирования Я-концепции подростков группы риска в качестве личностных факторов определены наследственность, среда и воспитание, при этом ряд исследователей предлагали ранжирование факторов воспитания и развития личности на внутренние и внешние, включающие влияние образовательной среды.
Считать Я-концепцию подростка психологическим новообразованием можно лишь в том случае, когда самооценка каждого взятого человека по отдельности в данной возрастной категории формируется в результате понимания им своей уникальности. А во-вторых, когда у подростка появляется способность осознавать свое поведение вне своей личности. «Я-концепция» тогда вступает в активную фазу, когда подросток все чаще и чаще начинает использовать такие местоимения как: «Я», «я хочу», «я не хочу», «я могу», «я не могу», «я думаю».
В подростковом возрасте у ребенка происходит значительная перестройка сознания. Приходится принимать новые правила, устанавливать новые социальные связи, следовать новым нормам. Родители несколько отходят на второй план, появляются новые объекты для подражания. Мышление становится более рациональным: необходимо уметь планировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты. По мере обучения развивается интеллект (в этом возрасте происходит самый бурный его рост, и во многом закладывается база для будущих успехов или неудач в учебе).
В целом Я-концепция личности в современной науке трактуется как довольно сложное когнитивно-аффективное образование, основная зрелость которого детерминируется качеством взаимосвязи и уровнем согласованности его составляющих компонентов. Его структура определяется как состоящая из двух частей - рационального отношения к себе как к активному субъекту социальной активности («образ - Я») и эмоционально-ценностного восприятия себя - в форме переживания и оценки своей значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я».
Нами организовано экспериментальное исследование на базе МБОУ «Епишинская ООШ № 6 имени кавалера «Ордена Мужества» А. С. Валетова», среди обучающихся 6-9 классов. В качестве диагностического инструментария мы использовали методики: «Тест-опросник самоотношения» (авторы - В. В. Столпи, С. Р. Пантелеев); «Тест-опросник шкала самоуважения Розенберга» (автор - М. Розенберг).
Исходя из полученных результатов, мы разработали и описали, систему занятий, которая была реализована с подростками группы риска экспериментальной группы по формированию позитивной Я-концепции. Таким образом, подводя итоги первичной и повторной диагностики, мы можем сказать, что в подростковой группе риска, состоящих из 10 человек, наша система занятий, оказала положительный эффект. Показатели положительной Я-концепции у подростков группы риска значительно улучшились, что говорит об эффективности данной системы занятий.



1. Андреева, Н. Ю. Психология личности / Н. Ю. Андреева // Психология личности. - Челябинск : ЧИПКРО, 2018. - 307 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - Москва : Академический проект, 2019. - 704 с.
3. Азаев, В. А. Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема инклюзивного образования / В. А. Азаев, Е. Н. Буслаева // European research. - 2015. - № 9(10). - С. 10-14.
4. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев // О проблемах современного человекознания. - Москва : Наука, 2017. - 380 с.
5. Антипин, В. Б. Агрессивность современной молодежи как психолого-педагогическая проблема общества / В. Б. Антипин, Е. В. Герман // Омский научный вестник. - 2018. - № 5(122). - С. 160-162.
6. Белинская, Е. П. Я-концепция и ценностная ориентация старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е. П. Белинская // Вестник МГУ. - 2018. - 166 с.
7. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев // Самопознание. - Москва : Союз, 2019. - 397 с.
8. Бернс, Р. Б. Развитие «Я концепции» и воспитание / Р. Б. Беренс // Развитие «Я концепции» и воспитание. - Москва : Прогресс, 2018. - 420 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психология творческих способностей. - Москва : Академия, 2015. - 522 с.
10. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович // Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности : Избранные психологические труды. - Москва : Международная пед. академия, 2019. - С. 121.
11. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно // Терапия творческим самовыражением. - Москва : Деловая книга, 2016. - 478 с.
12. Вальдерс Одриосола, М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии / М. С. Вальдерс Одриосола // Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии. - Москва : Гном и Д, 2018. - 311 с.
13. Виноградова, Н. С. Гендерный подход к профилактике агрессивного поведения подростков / Н. С. Виноградова, В. М. Заенчик // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2018. - № 3(7). - С. 62 - 65.
14. Винокуров, Л. Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков / Л. Н. Винокуров // Кострома : КГПУ, 2019. - 307 с.
15. Гамезо, М. В. Общая психология: учебно-методическое пособие. Москва, 2018. - 511 с...41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ