ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Понятие речевого портрета и подходы его изучению 8
1.1.1. Изучение понятия «речевой портрет» в современной лингвистике 8
1.1.2. Соотношение понятий «речевой портрет» и «языковая личность» 11
1.2. Модели и принципы описания речевого портрета 13
1.3. Речевой портрет в военной сфере 19
1.3.1. Исследования речевых портретов военных 19
1.3.2. Особенности речи военных 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА
АМЕРИКАНСКОГО ГЕНЕРАЛА БОННЕРА ФЕЛЛЕРСА В РАЗНЫХ
ТИПАХ ДИСКУРСА 27
2.1. Репрезентация речевого портрета в кинодискурсе 27
2.2. Особенности репрезентации речевого портрета американского
генерала Боннера Феллерса в кинодискурсе 32
2.2.1. Фонетические особенности речи киногероя 34
2.2.2. Лексико-семантические особенности речи киногероя 37
2.2.3. Синтаксические особенности речи киногероя 42
2.2.4. Стилистические особенности речи киногероя 46
2.3. Специфика документального дискурса 49
2.4. Особенности речевого портрета американского генерала Боннера
Феллерса на основе документальных источников 51
2.4.1. Лексико-семантические особенности речи генерала 52
2.4.2. Синтаксические особенности речи генерала 61
2.4.3. Стилистические особенности речи генерала 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
В последние десятилетия изучение взаимосвязи между языком и личностью стало предметом особого интереса в области лингвистики, семиотики, педагогики, психологии и социологии. Исследователи стремятся выяснить, каким образом язык отражает и формирует отличительные черты личности, ее социальные роли и взаимодействие в обществе. В этом контексте концепция «речевого портрета» стала одним из ключевых направлений научных исследований.
Исследование речевого портрета открывает новые горизонты в изучении взаимосвязи между языком и личностью, начиная с введения этого термина М.В. Пановым в 1960-х годах [Панов, 1990]. Изначально это понятие относилось к составлению фонетического портрета, где ученый учитывал личностные характеристики, такие как диалектные особенности, эмоциональность, уверенность и другие. Впоследствии идея фонетического портрета была развита другими исследователями (Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова и др.), которые расширили ее до концепции речевого, или социолингвистического портрета. Этот подход отражает тактику выбора речевого поведения в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации, а также другие аспекты, присущие конкретному индивидууму.
В современном мире изучение речевых портретов играет значительную роль в создании героев в литературе, кинематографе и других сферах искусства. Анализ и понимание речевых особенностей персонажей имеет решающее значение для интерпретации их мотивов и поведения. Одним из факторов, определяющих выразительность речи и стиль общения, являются социальные группы, в которые входит человек. Так, исследования М.В. Панова, Т.М. Николаевой, Л.П. Крысина и др. показали, что речевые портреты социальных групп отражают свойственные им лингвистические особенности, что открывает широкие возможности для исследования и анализа речевых особенностей индивидов.
В данной работе рассматриваются речевые особенности американского генерала Боннера Феллерса, сыгравшего немаловажную роль в решении вопроса о судьбе Японии во конце Второй мировой войны. Сравнительный анализ речевого портрета генерала, основанный на художественном материале и документальных источниках, позволяет выявить возможные различия и сходства в его стиле общения, что, в свою очередь, дает более полное представление о речевых особенностях и индивидуальности представителей военных структур в разных типах дискурса.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в ней раскрывается значимость изучения речевых портретов исторических личностей путем анализа их изображения в художественном и документальном контекстах. Изучая, как эти фигуры представлены в разных источниках, исследователи могут получить более глубокое понимание их черт характера, истинных мотивов и намерений. Такой сравнительный анализ помогает отделить вымышленные образы от подлинных речевых портретов, способствуя более точному пониманию исторических личностей.
Объектом исследования является речевой портрет военного.
Предметом исследования языковые средства, репрезентирующие речевой портрет генерала Боннера Феллерса в американском художественном и документальном дискурсах.
Цель работы - выявить и описать языковые средства, формирующие речевой портрет генерала Боннера Феллерса на основе художественного и документальных источников. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить речевой портрет и способы его изучения в современной лингвистике;
2) соотнести понятия «речевой портрет» и «языковая личность»;
3) рассмотреть модели и принципы описания речевого портрета;
4) выявить особенности речевых портретов в военной сфере;..
Целью нашего исследования являлось выявление и описание языковых средств, которые формируют речевой портрет американского генерала Боннера Феллерса на основе художественного и документальных источников. В результате анализа материалов были решены последовательно поставленные задачи исследования и сделаны выводы по проблеме описания речевого портрета исторической личности.
В ходе анализа мы основывались на положении о том, что в настоящее время не существует универсального определения термина «речевой портрет». Это положение было подтверждено работами таких ученных, как Т.М. Николаева, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова, Л.П. Крысин и др., которые дают свою терминологию с учетом интересующих их аспектов. Понятия «речевой портрет» и «языковая личность» тесно связаны, и из-за совпадения их направленности трудно провести между ними различие. Опираясь на работы В.В. Виноградова, И.Г. Ольшанского, Г.И. Богина и Ю.Н. Караулова, мы выяснили, что языковая личность заключается в динамичности языка, которая формируется под влиянием множества факторов. Языковая личность - это более широкая оценка использования языка человеком. Она рассматривает общий стиль и манеру речи человека. Речевой портрет - это статичная величина, которая позволяет глубже проанализировать вербальную и невербальную коммуникацию человека в рассматриваемых условиях и моментах времени.
Обзор моделей описания речевых портретов показал, что ученые не всегда придерживаются какой -либо фиксированной модели. Однако ключевым аспектом анализа речевого портрета остается выделение и описание наиболее ярких и характерных языковых средств.
Исследования свидетельствуют о том, что речевые характеристики, отраженные в речевых портретах социальных групп, соответствуют языковым особенностям, присущим этим группам. Примером тому служит 76
ограниченный словарный запас, использование клишированных фраз, профессионализмов, ненормативной лексики, однообразие синтаксических конструкций, которые демонстрируют военные специалисты.
В ходе проведенного практического исследования были изучены существующие исследования по проблемам кинодискурса и документального дискурса. Результаты исследования показывают, что в кинодискурсе репрезентация персонажей достигается с помощью использования экстралингвистических приемов и создания речевых портретов, которые служат средством отражения ценностей, социального статуса персонажей, а также передачи авторской позиции по отношению к ним. В то же время, отмечается недостаток исследований, посвященных документальному дискурсу, ввиду его относительной новизны. Однако, существует положительная динамика в этой области, проявляющаяся в увеличении числа исследований и объема доступной документации. Это направление исследований может привести к более глубокому пониманию языковых особенностей и коммуникативных стратегий, которые необходимы для создания речевого портрета в контексте документального дискурса.
Были проанализированы художественный и документальные источники с целью выявления фонетических, лексико-семантических, синтаксических и стилистических особенностей речи американского генерала Боннера Феллерса...
1. Азарова Л.Е. Специфика языковой личности нового типа. В: Материалы Международной конференции «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: человек, сознание, коммуникация, интернет», 2013. С. 173-177.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях // Лингвистика и лингводидактика на рубеже веков: теоретические и прикладные аспекты: материалы региональной научно¬методической Интернет-конференции, посвященной 10-летию факультета романо-германских языков Ставропольского университета. Ставрополь: изд - во СГУ, 2010. С. 106-109.
4. Арапова М.А. Речевой портрет как важный элемент
формирования кинообраза современного ученого. // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2019. № 2. С. 156-162.
5. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Наука, 2010. C.102-105.
6. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990. С. 136-137.
7. Баймулова Л.Н. Особенности создания речевого портрета персонажа (на материале современного английского романа Ника Хорнби «Мой мальчик») // Евразийский союз ученых № 4-8 (13). М: Логика, 2015. С. 37-38.
8. Богатова Е.Б. Документный дискурс - «нелюбимый ребёнок» русской лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013. № 6-1(24). С. 40-43.
9. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Л., 1984. 98 с.
10. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: Изд-во
Калинин. гос. ун-та, 1980. 312 с.
11. Бойко Б.Л. Корпоративный жаргон как средство социально - ориентированного общения на материале «солдатского языка» / немецкого военного жаргона // Ауэрбах Т.Д. Словарь немецкого военного жаргона. Немецко-русский словарь жаргонных слов, кличек и крепких словечек / Под ред. Н.Н. Биязи М.: ООО «Издательство Эллис», 2005. 407 с.
12. Бойко Б.Л. Социально-речевой портрет человека на войне (на материале дневниковых записей). М., 2008. С. 49-52.
13. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. М.:
Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
14. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
15. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт:
становление антропоцентрической" парадигмы в языкознании //
Филологические науки, 2001. № 1. С. 64-72...59