Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Современное школьное иноязычное образование: общая
характеристика 8
1.2 Blended learning как современная технология цифрового иноязычного
образования 12
1.2.1 Понятия «технологии образования» и «технологии обучения» 122
1.2.2 Цифровизация современного образования 166
1.2.3 Blended learning в контексте цифровизации иноязычного образования
211
1.3 Анализ деятельности учителей по организации blended learning в школьном иноязычном образовании 27
2 Опытно-экспериментальная работа по организации blended learning обучающихся на уроках иностранного языка 32
2.1 Организация blended learning с учащимися 5-х классов (на основе УМК
«Английский язык» для 5-х классов) 322
2.2 Организация blended learning с учащимися 9-х классов (на основе умк
«Английский язык» для 9-х классов) 39
2.3 Экспериментальное обоснование эффективности применения blended learning при обучении учащихся 5-х и 9-х классов английскому языку . 47
Заключение 611
Список использованных источников 64
Список интернет-ресурсов 72
Приложение А (модель работы с учащимися 5-х классов) 73
Приложение Б (модель работы с учащимися 9-х классов) 74
Приложение В (модель диалога для 9-х классов) 7575
Современное иноязычное образование находится в состоянии непрерывного поиска новых подходов и средств обучения, которые должны соответствовать требованиям, имеющим характер вызовов в условиях информационного образовательного пространства. Ситуация усугубляется активным внедрением цифровизации в образование.
Совершенно очевидно, что традиционный формат обучения не способен решить задачи, которые ежедневно ставит перед нами реальность, полная неопределенности и неоднозначности. Такое положение вещей привело к тому, что в образовании стали пользоваться спросом смешанные модели обучения, одной из разновидностей которых является Blended learning - подход в образовании, который сочетает традиционное обучение с учителем и онлайн-технологии. Ситуация оказалась вызовом для всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, управленцев, родителей.
Несмотря на то, что в настоящее время Blended learning активно используется в образовании учителями-практиками, методический аспект этого средства обучения применительно к иноязычному образованию в средней школе на разных этапах обучения недостаточно изучен. Исходя из этого, представляется целесообразным и актуальным провести исследование, направленное на экспериментальное доказательство высокой результативности в результате работы по моделям смешанного обучения в общеобразовательной школе в средней ступени обучения. Кроме того, актуальность исследования объясняется современными глобальными цифровыми трансформациями и переходом к цифровой экономике и цифровому обществу. Цифровизация вызвана качественными
технологическими изменениями, которые имеют место в современном мире, в том числе в образовании.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких исследователей, как Л. С. Ахраменко, Н. Д. Гальскова, Р. С. Дорохов, П.Н. Дробот, В. П. Жежерова, М. С. Ильин, Е.В. Нечитайлова, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, А. Н. Щукин, В.А. Фандей, A. A. Amer, K. M. Armstrong, R. Blake, D. M. Chun, T. Cononelos и др.
Цель исследования - изучить, экспериментально апробировать модели организации Blended learning в иноязычном образовании с обучающимися 5х и 9-х классов общеобразовательной школы и доказать их эффективность.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что применение Blended learning в современном школьном иноязычном образовании на средней ступени обучения способно обеспечить высокий уровень эффективности образовательного процесса, если будет соблюдаться оптимальная интеграция очного и онлайн-обучения.
Объект работы - процесс обучения иностранному языку...
В заключение нашей исследовательской работы отметим, что нами поддерживается мнение исследователей о том, что обучение иностранному языку является в современной системе образования средством воспитания личности для осуществления межкультурной коммуникации.
В процессе изучения современных образовательных стандартов в предметной области «иностранный язык», мы пришли к мнению, что программы обучения нацелены на развитие гармоничной личности, способной удовлетворять свои коммуникативные потребности в учебных и неучебных ситуациях.
С этой целью нами были рассмотрены понятия «технологии образования» и «технологии обучения» и выделены их особенности и различия в работах отечественных и зарубежных исследователей. Несмотря на отдельную сущность каждого из этих терминов, технологии обучения зависят от целей образования, где они являются системообразующим фактором.
Мы выяснили в процессе исследования, что технологизация процесса обучения представляет собой процедуру трансформации и внедрения конкретных инновационных методов, средств, форм и их элементов в реальные системы обучения.
В дополнение к этому разбор отечественных и зарубежных научных исследований по цифровизации образования позволил выявить положительные стороны цифровизации образования.
Вместе с тем, проведенный анализ литературы убедил нас в том, что в отечественных и зарубежных исследованиях нет однозначного мнения о роли и месте цифровизации в образовательном процессе. Признавая, что цифровые технологии изменили современное образование, ученые подчеркивают опасения и сомнения в этой области. В этой связи в нашем исследовании отмечены и минусы цифрового образования.
В основной части нашего исследования был проанализирован описанный в научных источниках опыт учителей-практиков по применению Blended learning (BL) в образовательном процессе. Также рассмотрены подходы к определению содержания понятия BL.
Результаты анализа и проведенный практический эксперимент с использованием теорий ведущих отечественных и зарубежных теоретиков и методологов показали, что успеваемость учащихся, проходящими обучение по модели BL в значительно выше, чем у тех, которые учились исключительно очно. Кроме того, смешанное обучение оказалось более успешным в отношении достижения образовательных задач.
Вся проделанная исследовательская работа привела нас к определению BL как технологии смешанного обучения, подразумевающая интеграцию очного и онлайн-обучения и стратегического сочетания онлайн-обучения и личного очного обучения.
Проведенный эксперимент с использованием отечественных УМК показал, что организация обучения по модели BL позволяет обучающимся практиковать все четыре языковых навыка: чтение, письмо, аудирование и говорение.
На основе анализа деятельности учителей по организации BL в школьном иноязычном образовании можно утверждать, что в целом учащиеся положительно относятся к смешанному обучению.
Таким образом, результаты применения учителями модели BL в обучении показали важность смешанного обучения, поскольку подобная организация занятий способствуют развитию как предметных, так и метапредметных умений.
Исходя из этого, при рассмотрении возможности организации обучения по модели BL с учащимися нами был сделан вывод о том, что модель BL представляется эффективной в учебном процессе для реализации межкультурного и межъязыкового взаимодействия и повышения уровня коммуникативных навыков обучающихся.
1. Афанасьев, А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? / А. Афанасьева. -URL: https://vc.ra/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy- shkoly-chto-budet-s-detmi (дата обращения: 18.10.2021)
2. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. - №3. - 2005. - С. 26-32.
3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. / Н. С. Гальскова - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 192 с. - ISBN 5-89415-290-9.
4. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2006. - 336 с. - ISBN 5-7695-2969-5.
5. Гришина, Д.В. Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. - С. 44-47.
6. Дробот, П. Н. Высокое качество образования: Flipped Learning, Blended Learning, MOOC или сила традиций и проверенное временем образование? / П. Н. Дробот, Р. А. Толстиков, А. Д. Трушин // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2020. - С. 44-45.
7. Еникеева, С. Д. Процесс цифровизации высшего образования в России / С. Д. Еникеева, И. X. Еникеев // Теория и практика проектного образования. - Москва: ООО «ФАГОТ-ИНЖИНИРИНГ», 2017. - С. 6-10.
8. Жежерова, В. П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. - С. 36-43.
9. Закон об образовании в Российской Федерации-URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 20.05.2022)
10. Ильин, М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку / М. С. Ильин. - Москва : Педагогика, 1975. - 152 с. - ISBN 796364.
11. Кладова, И. С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка / И. С. Кладова : Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. - Березники, 2010. - 15 с.
12. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Макбет К. Английский язык. 5 класс: учебник. - Инновационная школа - Русское слово, 2016. -150 с.
13. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Макбет К. Английский язык. 9 класс: учебник. - Инновационная школа - Русское слово, 2014. -154 с.
14. Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку / АА. В. Конышева. - 3-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2004. - 175 с. - ISBN 985-470-230-0.
15. Кудинова, Е. С. Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку студентов переводческого факультета / Е. С. Кудинова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - Москва, 2019. - С. 6368...75