Ключевые понятия и их определения 4
Введение 5
Глава 1 «Особенности формирования грамматического навыка по построению вопросительных предложений в английском языке» 8
1.1 Грамматика как обязательный компонент обучения межкультурной
коммуникации. Программные требования 8
1.2 Этапы формирования и развития грамматических навыков английского языка в коммуникативном подходе на уровне начального
образования 10
1.3 Трудности в обучении грамматическим формам английского языка 13
1.3.1 Лингвистические трудности 13
1.3.2 Психологические трудности 13
1.3.3 Методологические трудности 13
1.4 Система упражнений по обучению грамматическим формам английского языка в коммуникативном подходе 14
Вывод по главе 1 19
Глава 2. Возможности использования интерактивных методик в обучении грамматическим вопросительным формам английского языка
на этапе начального образования 21
2.1 Интерактивное обучение 21
2.2 Интерактивные методики, формы и технологии обучения 22
2.3 Коллективные учебные занятия 26
2.3.1 Связь интерактивного обучения и коллективного способа
обучения (КСО) 29
Вывод по главе 2 31
3. Практическая часть 33
3.1 Технология «Маршрутное такси» 33
3.2 Технология «Карточки-ключи» 38
3.3 Технология «Учебные станции» 41
3.4 Ход исследования 45
Заключение 47
Библиографический список 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведение обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся же занимает позицию воспринимающего. Такая форма коммуникации неприемлема сегодня по многим причинам.
Самая важная из них - пассивность обучающегося во время занятия, в то время как педагогические и социологические исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения после непродолжительного промежутка времени не остается и следа. Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р.Карникау и Ф.Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% - услышанного; 12% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% - того, что говорит сам; 90% - того, до чего дошел в деятельности самостоятельно.
Принципиально иной является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Специально организованный способ многосторонней коммуникации предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса. Возрастает количество интенсивных коммуникативных контактов между самими обучающимися.
Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования должны быть разработаны новые формы обучения, которые позволят “сформулировать сомнения и получить опыт освоения спорности”.[21] Занятия целесообразно проводить с использованием интерактивных методов обучения, которые бы заставили обучающихся активно взаимодействовать друг с другом и с преподавателем во время урока.
При обучении грамматике есть сложность, которая заключается в отсутствии множества грамматических явлений в русском языке. Обучение грамматическим вопросительным формам является показательным примером. И поэтому мы пытаемся преодолеть эту проблему, сделав процесс обучения более мыследеятельным и проблемным. Для этого мы используем интерактивный режим обучения вопросительным формам, который обеспечивает тренировку и автоматизацию грамматического навыка. Интерактивный режим осуществляется в рамках коммуникативного подхода, и за счет этого у учеников развиваются мотивация и компенсаторный навык, что является требованием ФГОСов.
Актуальность. Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в таких методах обучения, которые бы помогали не только качественно обучить ребенка, но и развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся активно принимать участие в социальных переменах. “Система образования сейчас нацелена на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы” [3] Все это требует значительного усиления роли самостоятельной работы учеников и повышения уровня интерактивности при проведении учебного процесса. Поэтому на уроке иностранного языка особое место занимает “интерактивное обучение”, обучение, погруженное в общение, которое сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. [12]
Цель работы: формирование грамматического навыка по обучению построения вопросительных предложений на английском языке.
Задачи:
- проанализировать основные методы работы над грамматикой;
- изучить основы интерактивного обучения;
- изучить особенности обучения на уровне начальной школы;
- разработать методические материал для обучения грамматике на уровне начального этапа.
Объект исследования: процесс формирования грамматического навыка по построению вопросительных предложений с помощью интерактивных методик.
Предмет исследования: обучение грамматическим вопросительным формам обучения на уровне начальной школы.
Гипотеза: использование интерактивных методик делает процесс обучения грамматическим вопросительным формам в английском языке более эффективным и обеспечивает автоматизацию этих форм в речевой деятельности.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- обобщение опыта педагогов, психологов, методистов.
В ходе нашей работы мы изучили, что такое грамматика и грамматический навык и почему вокруг этой темы столько много проблемных вопросов. Мы выяснили, какие Программные требования содержатся в ФГОС, что учащиеся должны уметь, что знать.
Мы также пришли к выводу, что в современных учебниках содержится недостаточное количество упражнений для отработки вопросительных форм английского языка. И сами учебники больше рассчитаны в основном на фронтальную работу.
Поэтому возникла необходимость использовать интерактивную методику, обеспечивающую многократную тренировку, которая в основе своей использует множество различных карточек, текстов и заданий для обмена, взаимообучения и взаимопроверки. Интерактив расширяет диапазон упражнений и делает уроки (даже грамматические) более интересными, что повышает интерес и мотивацию у учащихся.
Итак, использование интерактивных методов обучения и контроля в процессе обучения:
- повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем;
- обеспечивает не только прирост знаний, умений и навыков, но и раскрытие новых возможностей обучающихся;
- развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе;
- развить способности разрешать конфликты и способности к компромиссам.
Преподавателю данная методика позволяет развить нестандартное отношение к организации образовательного процесса. Также она формирует мотивационную готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.
Главная цель обучения иностранному языку - формирование умения учащихся пользоваться им как многофункциональным средством общения. Следовательно, каждый учитель должен стремиться к достижению грамматической правильности речи учащихся. И в это ему могут помочь интерактивные методы обучения.
В практической части нашей работы мы постарались объединить грамматику и интерактивное обучение. В итоге у нас получился дополнительный материал для проведения уроков, направленных на автоматизацию навыка построения вопросительных предложений у учащихся начального этапа обучения.
1. Адаменко Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам / Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. - Хабаровск. - 1999. - С.225.
2. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Выпуск 4: Сборник научных статей. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. -276 с.
3. Барабаш Т.А.. Грамматика английского языка. - Москва: Высшая школа, 1983.-239с.
4. Беляев В.Б.. Очерки по психологии обучения иностранным языкам , 2-е изд. - Москва, Просвещение, 1965.- 220с.
5. Березина, О.А. Английский язык для студентов университетов.
Упражнения по грамматике: Учебное пособие для студентов
учреждений высшего профессионального образования / О.А. Березина, Е.М. Шпилюк. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 с.
6. Болдова Т.А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т.А.Болдова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - 2000. - Вып.5. - С.52-61.
7. Витлин Ж.Л.. Современные проблемы обучения грамматики иностранного языка. - Москва: Просвещение, 2000.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С.Выготский. - СПб., 1997.- С. 197-211
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.. Теории обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - Москва, Академкнига, 2006.
10. Дьяченко В.К.. Коллективные способы обучения. Дидактика в
диалогах. М. : Народное образование, 2004. - 352 с.
11. Интерактивный способы работы с педагогами ( учебно -методический материал) [электронный ресурс]. - социальная сеть работников образования nsportal.ru- Режим доступа: свободный.
12. Коптюг Н.М. Интернет - уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка / Н.М.Коптюг // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 4. - С.57-59.
13. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе формирования навыков иноязычного общения.// Иностранные языки в школе № 5 - 1998.
14. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад / А.А.Леонтьев. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 24 с.
15. Липский, И. А. Политика в области воспитания: новые идеи / И. А. Липский // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С. 8-13.
16. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания. Учебник / Л. И. Маленкова. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
17. Миролюбов А.А., Рохмано И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - Москва: Просвещение, 1967.-210с.
18. Новые технологии в преподавании иностранного языка: Тез. докл. Междунар. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. - 43 с.
19. Новый взгляд на синтаксис английского языка[электронный ресурс]
20. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н Цукин. 2009.
21. Образовательные ресурсы Интернета [электронный ресурс]. Alleng.ru- Режим доступа: свободный
22. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - Изд- во “Русский язык”. - 1998. - 278 с.
23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
24. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. - 2000г., с. 5-6
25. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н.Поливанова. - М., 2000. (Кризис 7 лет. - С. 70-75, 126-140, 174)
26. Преподавание иностранного языка в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч. -практ. конф. - М., 1998. - 120 с.
27. Роль интерактивный форм обучения в повышении познавательной активности учащихся [электронный ресурс]. - Сызрань, ПЕДСОВЕТ.ОЯО. Режим доступа: свободный.
28. Селиванова, Н. Воспитание в школе: современные тенденции / Н. Селиванова // Народное образование. - 2008. - № 7. - С. 223-226.
29. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
30. Семенова Т.В.. Использование технологии интерактивного обучения на занятиях по педагогике [электронный ресурс]. - Исилькуль, Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”- Режим доступа: свободный.
31. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. - Москва: издательство ЛКИ, 2007. - 296 с.
32. Соловова Е.Н.. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей. - Москва: Просвещение, 2002. - 219 с.
33. Степанов, Е. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития / Е. Степанов // Воспитание школьников. - 2002. - № 2. - С. 8-14.
34. Ступин С.Б.. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебное пособие. - Саратов: издательский центр “Наука”, 2009. - 52 с.
35. Теоретические проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Межвузовский сборник научных трудов, Красноярск:
36. Технология интерактивного обучения [электронный ресурс]. - Бесплатный образовательный портал School-box.ru- Режим доступа: свободный.
37. ФГОС. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки средней школы по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2013
38. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета, [электронный ресурс]. -www.charko/narod.ru. -режим доступа: свободный.
39. Шамова Т.И., Нефедова К.А.. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. - Москва, ] 985.
40. Щукин А.Н.. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. - Москва: Филоматис, 2010-188с.
41. Hiltz S.R. Collaborative learning: The virtual classroom approach / Hiltz S.R. // Technological Horizons in Education (T.H.E.) Journal. - 1990. - Vol. 17, N 10. - P.59-65.