Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения групповой сплоченности младших школьников 7
§1.1. Основные подходы к понятию групповой сплоченности в психолого - педагогической литературе. Понятие «коллектив» 7
§1.2. Особенности формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте 19
§1.3. Способы формирования групповой сплоченности младших школьников 26
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию групповой сплоченности младших школьников 33
§2.1. Методическая организация исследования 33
§2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
§2.3 Организация и проведение формирующего эксперимента 47
§2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 54
Выводы по Главе 2 64
Заключение 67
Список используемых источников 70
Приложения
Актуальность работы. В современной социально-психологической науке малые группы занимают особое место. Это старейшая и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Очевидно, что в ходе всей своей жизни человек непрерывно связан с малыми группами. Он не только участвует в них, но и с их помощью получает первую информацию о мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Малая группа «схватывается» как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. [8].
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка младшего школьного возраста. Так, ученический коллектив является базой накопления социального опыта, формирующегося при взаимодействии с окружающей действительностью, в общении со сверстниками, педагогами.
В процессе совместной деятельности, совместных переживаний, возникает эмоциональное заражение, в результате чего ученик глубже чувствует, ярче переживает происходящие события, испытывает чувство радости от труда, общения, обогащается внутренний мир взаимной информацией и создается так называемое поле интеллектуально-морального напряжения, что самым существенным образом влияет на формирование представлений, взглядов и устремлений учащихся [13, с.68].
Интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к проблеме межличностного общения и факторов групповой деятельности обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека.
Проблемами групповой сплоченности занимались такие деятели как: А. и Б. Лотты, Л. Фестингер, К. Левин, Д. Морено, Т. Ньюком, А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, А.И. Донцов и др.
Общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности.
Уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми приходится на период поступления ребенка в школу, причиной этого являются новизна коллектива и смена деятельности. Благоприятный психологический климат в коллективе дает возможность ребенку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.
Вопросы становления детского коллектива и межличностных отношений в ней, влияние школьной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. В идеале классный коллектив самодеятелен и самоуправляем.
Цель исследования разработать и апробировать программу совместной деятельности, направленной на формирование групповой сплоченности младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования групповой сплоченности.
Предметом исследования является совместная деятельность как средство формирования групповой сплоченности.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование групповой сплоченности у младших школьников будет эффективным если:
1) в основе работы будет лежать совместная деятельность;
2) будут учтены актуальные особенности групповой сплоченности у младших школьников;
3) на занятиях будут применяться задания, стимулирующие взаимопонимание, рефлексию;
4) занятия будут направлены на развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.
Исходя из вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения групповой сплоченности.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня групповой сплоченности младших школьников.
4. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента, направленного на формирование групповой сплоченности младших школьников.
5. Проследить динамику уровня сформированности групповой сплоченности до и после проведения формирующего эксперимента.
Методы исследования
1. Методы теоретического анализа научной литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Эксперимент.
5. Методы математической обработки данных.
6. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №120 г. Новосибирска. В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 4 «А» класса. Всего в количестве 27 человек, 18 девочек и 9 мальчиков.
По теме исследования имеется публикация.
Младший школьный возраст - особо ответственный период, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка.
В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе класса начальной школы .
В первой главе нашей работы мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы и дали определение понятию «групповая сплоченность». Так, мы пришли к выводу о том, что феномен групповой сплоченности сам по себе крайне важен, но еще не вполне исследован. Во всяком случае, можно сделать вывод, что сплоченность — это многомерное и многофакторное явление. Групповая сплоченность- показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой [35, с. 20].
На основании различных концепций по изучению групповой сплоченности, нам удалось вывести структуру групповой сплоченности. Подробно изучить особенности формирования групповой сплоченности в группе младших школьников.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня развития групповой сплоченности у младших школьников.
По результатам исследования были выявлены следующие особенности:
1) дети младшего школьного возраста имеют высокий уровень развития когнитивного компонента - у членов группы, совпадают ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности. Все члены группы принимают и усваивают свои ролевые требования, основанные на требованиях группы. Происходит ориентация на общие цели и принятие групповых норм.
2) младшие школьники обладают средним и высоким уровнем развития эмоционального компонента, где на среднем уровне члены группы проявляют друг к другу равнодушие, не видят различий между своей и чужой группой, наличествуют отдельные группировки по эмоциональным симпатиям. На высоком - в группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, доброжелательность к новичкам, поддержка неопытных, ценится и уважается личность каждого. Члены группы эффективно работают просто в силу самого членства в данной группе (принадлежность как поощрение). Присутствует чувство доверия, защищенности, общности, каждый рассматривает себя как неотъемлемую часть коллектива. Участники открыто выражают чувства.
3) учащиеся в младшем школьном возрасте имеют средние показатели развития поведенческого компонента, где позитивная деятельность группы ограничивается только рамками своего класса, а члены группы участвуют в отдельных видах деятельности.
В целом групповая сплоченность младших школьников развита на среднем уровне.
С целью формирования групповой сплоченности младших школьников нами была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента. Исходя из цели, была выбрана такая неформальная форма работы как совместная деятельность, в основе которой лежит идея о знакомстве с традициями, обычаями и играми разных народов. Мы использовали метод проекта, результатом занятий стала книга-сборник, содержащая информацию об особенностях, играх, традициях изучаемых народов.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений в уровне развития групповой сплоченности. Групповая сплоченность развита на высоком уровне.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных занятий создает благоприятные условия для развития групповой сплоченности.
Анализ работы позволил определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии различных точек зрения на понятие групповой сплоченности, особенностях формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость работы заключается в подборе диагностического комплекса, составлении и апробации программы по формированию групповой сплоченности младших школьников.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны учителям средних общеобразовательных школ, практическим психологам, а также студентам, интересующимся данной проблемой.
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Текст]/ В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2002. №5. С.71- 75.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учеб. пособие для вузов[Текст]/
B. В. Абраменкова. Воронеж: НПО Модэк, 2002. 228с.
3. Азаров, Ю.П. Диалог [Текст] / Ю. П. Азаров // Новый мир. 1978. №2.
C. 43.
4. Алёхина, И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников [Текст]/ Алёхина, И. А.// Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 83
5. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 110 с.
6. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя [Текст] / Ш. А. Амонашвилли. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
7. Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания [Текст] / Г.М. Андреева // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 125 - 130.
8. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб.для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. "Психология" [Текст] / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
9. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / Н.П. Аникиева. М.: Просвещение, 1999. 195 с.
10. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Т.В. Бендас. М.: Питер, 2005. 293с.
11. Битянова, М.Р. Как измерить отношения в классе [Текст] / М. Р. Битянова. М.: Сфера, 2005. 185 с.
12. Битянова, М.Р. Организация психологическойИработы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. М.: Генезис, 2000. 298с.
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте [Текст] / Божович Л.И. М.: Педагогика, 2008. 379с.
14. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учеб. пособие для вузов [Текст] /Б. С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2002. 125 с.
15. Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности [Текст]/Гавров С.Н., Никандров Н.Д //Вестник УРАО. 2008.
16. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Гликман И.З. М.: Издательство «Школьные технологии»; 2008. 176 с.
17. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. Минск: Харвест; М.: ООО Издательство АСТ, 2003. 800 с.
18. Групповое решение проблем (groupproblemsolving) это // Словари и
энциклопедии на Академике [Электронный^Иресурс]. Режим
доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc psychology/190/Г рупповое
19. Денисова, Т.Н. Практикум по социальной психологии:Ираздел «Специализированные социально-психологические методы» [Текст] / Т.Н. Денисова, М.Н. Крутцова, О.К. Соколовская; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. Гос. Пед. ун-т. Вологда, 2011. 36 с.
20. Довыдов, К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива [Текст] / К Д. Довыдов. Кадры, 2005. 208 с.
21. Донцов, А.И. О понятии группы в социальной психологии [Текст]/ А.И. Донцов // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.:Аспект Пресс, 2003. С. 147 - 152.
22. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности [Текст]/ Донцов А.И. М., 1979. 126 с.
23. Донцов, А.И. Психологическое единство коллектива. [Текст]/ Донцов А.И. М., 1982. 163 с.
24. Донцов, А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: учеб.пособие [Текст]/ А.И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
25. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения [Текст] /А.К. Дусавицкий//Вопросы психологии. 2003. №1. С. 63-65.
26. Захарова, А.В. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонента самооценки в младшем школьном возрасте [Текст]/ Захарова А.В., Худобина Е.Ю. // Новые исследования в психологии и физиологии. 1990.
27. Ильин, Е.П.: Психология общения и межличностных отношений [Текст]/ Ильин Е.П. СПб.:Питер. 2010
28. Киричук, А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе [Текст]/ Киричук А.В. В кн.: Проблемы общения и воспитание / под ред. Л.А. Буевой. Тарту, 1974. 197 с.
29. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб.пособие [Текст]/ Я.Л. Коломенский. Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
30. Лутошкин, А.Н. «Как вести за собой» [Текст]/ Лутошкин А.Н. М.: «Просвещение», 1986. 159 с.
31. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов [Текст] / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
32. Майерс, Д. Социальная психология. - 7-е изд. [Текст] / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2007. 794 с.
33. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст]/ А.С. Макаренко; сост. и автор вступ. ст. В.В. Кумарин. Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1988. 261с.
34. Макаров, Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга [Текст]/ Макаров Ю.В. // Психология малых групп и коллективов. 2010. № 128
35. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний: учебное пособие [Текст] / И.М. Марковская. Челябинск, 2004. 61 с.
36. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов [Текст]/ В.С. Мухина. М.: Академия, 2002. 269с.
38. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р.В. Овчарова. М.:ТЦ Сфера, 2006. 97с.
39. Попова, С.И. Изучение динамики эмоционального состояния младших школьников в процессе педагогического регулирования [Текст]/ Попова С.И. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. №21. С.139
40. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст]/ Т.А. Репина. М.: Московский психологический институт; Воронеж: Модэк, 2004. 387 с.
41. Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников [Текст]/ Сачкова М.Е. //Ярославский педагогический вестник. 2011. №2. том 2
42. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Семаго Н.Я., Семаго М.М. СПб.: Речь, 2005.
43. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. 576 с.
44. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения младших школьников [Текст] /Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. М. 2003. 389с.
45. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива [Текст]/ В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
46. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива [Текст]/ В.А. Сухомлинский. М.: Мол.гвардия, 1975. 236 с.
47. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесс «развития личности [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. М.: Издательство Флинта, 1999. 487с.
48. Формирование личности в младшем школьном возрасте (краткий текст лекций) [Эле^ронный ресурс]. Режим доступа:http://studopedia.info/3-51589.html
49. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. Пособие [Текст]/Чернышева Н.С. М.: Флинта; Наука. 2006.
50. Шукчус, Л.В. Особенности личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте [Текст]/ Шукчус Л.В. М., 2002.