Введение
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование здорового образа жизни студентов 10
1.1 Понятие здорового образа жизни. его структура. Критерии «здоровья»
1.2 Формирование здорового образа жизни в студенческой среде
Глава II. Организация и методыз2
2.1 Методы исследования зз
2.2 Организация исследования .32
Глава III. Экспериментальное обоснование программы по формированию здорового образа жизни студентов средствами кроссфита и оценка её эффективности
3.1 Разработка и апробация программы кроссфит как средство, направленное на формирование здорового образа жизниз7
3.2 Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы 49
Список используемых источников
Приложение
Студенты это значительная часть молодого поколения, они представляют отдельную социальную группу, которая отличается условиями жизни и социальным поведением. Они испытывают отрицательное воздействие окружающей среды и сталкиваются с трудностями, которые преподносит им жизнь. Также вместе с физическим и умственным ростом, им приходится адаптироваться к новым условиям жизни. И чтобы студентам преодолеть все тягости, им нужно вести здоровый образ жизни. Чтобы поддерживать свое здоровье, не надо иметь специальной подготовки, для этого нужно следить за состоянием и изменениями своего организма, также придерживаться общепринятым нормам.
Проблема в формировании здорового образа жизни заключается в следующем: будущие специалисты ведут определенный образ жизни, в котором есть место вредным привычкам (сигареты, наркотики, алкоголь), неправильному режиму труда и отдыха (поздно ложатся спать и рано встают, из-за этого усталость и др. последствия), не соответствии питания (полуфабрикаты, фаст-фуд), малой двигательной активности, а также не соблюдению гигиены и не разборчивым половым связям. Молодые люди воспринимают все новое, не задумываясь о будущем, поэтому они тянутся как к положительному, так и к отрицательному.
В связи с этим, работники учебных заведений должны побуждать студентов к сохранению и укреплению собственного здоровья, вести пропаганду здорового образа жизни и мотивировать их на «светлую здоровую» жизнь.
Для формирования у студентов здорового образа жизни нужно выявить причины, по которым они ведут не здоровый образ жизни. И помочь им выбрать правильный путь для самосохранения и саморазвития.
Во многих учебных заведениях проводят диагностики и мониторинг здорового образа жизни, уже собрано достаточное количество сведений. Образ жизни студентов постоянно контролируется, и преподаватели корректируют совершенную работу в этом направлении.[57]
На современном этапе развития общества активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой и ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки с последующим снижением работоспособности. Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение. Неслучайно педагоги в последнее время проявляют глубокий интерес к проблеме здоровья студентов, воспитания у них ответственного отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих и здоровью будущих поколений.
Эта проблема рассматривается на различных уровнях: в решении коллегии Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета по физической культуре и спорту РФ и президиума РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации как факторе национальной безопасности» в приказе МО РФ № 2715 22716619 от 16.07.2002 г. Для всех государственных структур поставлены конкретные задачи по обеспечению условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и юношей средствами физической культуры, организации мониторинга состояния молодёжи, рационализации досуговой деятельности. Физическая культура является одним из факторов здорового образа жизни, поэтому формирование здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания является одной из таких задач в образовательных учреждениях.[55]
Современный учебный процесс зачастую приводит к ухудшению здоровья студентов. Эти статистические данные подтверждают ежегодные медицинские обследования студентов в вузе. В 2019 г. медицинский осмотр, проведённый межвузовской поликлиникой, показал, что 75% студентов имеют хронические заболевания: это остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, различные заболевания зрительных органов, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания, 1% венерические заболевания. Отмечается тенденция к росту такого заболевания как ожирение. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах РФ. [1]
К причинам, вызывающим ухудшение здоровья студентов, относятся высокие умственные нагрузки, интенсификация учебного процесса и существующая его ориентация, основанная на преобладании статических нагрузок, что способствует искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности студентов. 78,4% студентов страдают гиподинамией, последствием которой является снижение работоспособности, общей реактивности организма и ростом заболеваемости. К причинам, вызывающим ухудшение состояния здоровья молодежи, мы относим и распространённость среди молодёжи курения, употребления алкогольных напитков, наркотиков. Свой отдых и досуг они связывают с посещением кафе, баров и т.д. Все это говорит о низком уровне культуры здоровья молодежи, о безответственном отношении к своему здоровью.
Поэтому физическая культура должна рассматриваться как важное средство в процессе физического воспитания студентов, в формировании у них здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановления телесных и духовных сил.
В физическом воспитании важное место в формировании культуры здоровья молодёжи отводится физической культуре.
Культура, в собственно антропологическом аспекте, есть способ и форма человеческого бытия, историческая мера и «границы» человеческого образа жизни, его доминирующий облик, в ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного, социального и собственно культурного мира. На основе его показания формируются, сохраняются, совершенствуются и передаются от поколения к поколению формы человеческой ментальности. Подобный подход в понимании культуры позволяет не только охарактеризовать её как механизм социальной наследственности, но и даёт основание понимать культуру сохранения здоровья как социальную необходимость. [2]
Физическая культура является частью общей культуры человека. В физической культуре человек осваивает не только своё природное существо, но и человеческую культуру, стремясь к гармонизации с самим собой, окружающим миром, природой и социумом.
Формирование физической культуры личности на современном этапе развития общества — это целенаправленный, многогранный и в то же время целостный процесс перехода от преимущественно физической подготовки к реализации индивидуальных здоровьесберегающих программ, физического самосовершенствования личности, изменению уровня развития психофизических качеств и свойств.
Формирование мотивационного отношения к занятиям физической культурой направлено на приобретение студентами здоровья как ценностной ориентации. Данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. И реальное участие студентов в этой деятельности недостаточное, хотя именно физкультурно- спортивная деятельность предполагает формирование таких качеств и свойств личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни студентов является основной целью физического воспитания, задачами которого являются повышение функциональных, адаптивных возможностей организма, воспитание и развитие личности, направленное на развитие и саморазвитие физической культуры человека.[56]
Считаю, что физическое воспитание в вузе должно быть не только учебной дисциплиной, но и важнейшим базовым компонентом формирования культуры здоровья студенческой молодёжи. Целью физического воспитания и образования в вузе будет являться формирование у студентов сознательного и активного отношения к физической культуре, что позволит организовать у них собственный здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям. Реализация этой цели позволит решить проблему формирования здорового образа жизни студентов в вузе, потому что только физическая культура способствует гармонизации телесно¬духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое совершенство студенческой молодёжи. Понимание физической культуры студентом как ценности может стать действенным фактором формирования здорового образа жизни и прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребности в освоении ценностей физической культуры как вида культуры будущего специалиста. [3]
Таким образом, актуальность данной темы позволяет нам выделить проблему, которая состоит в необходимости формирования здорового образа жизни студентов. В этой связи мною сформулирована тема «Формирование здорового образа жизни у студентов ВУЗов». В данном проекте выделю аспект: формирование здорового образа жизни у студентов, который является фундаментом для воспитания здорового образа жизни на протяжении всего обучения в школе.
Цель исследования — научно обосновать и проверить на практике педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ литературы и изучить
накопленный в теории и практике опыт по проблеме исследования
2) Разработать методику «кроссфит» для формирования здорового
образа жизни студентов
3) Внедрить методику в образовательном процессе и экспериментальным путем проверить результативность его применения.
Объект исследования - формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания
Предмет исследования - программа кроссфит, как средство формирование здорового образа жизни у студентов вузов
Гипотеза: В соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования:
- обеспечивается постоянный педагогический, психологический и медико-физиологический контроль за здоровьем студентов, призванный своевременно отреагировать на изменения показателей культуры здоровья и физического состояния студентов;
- разработана и экспериментально проверена программа кроссфит, направленная на формирования здорового образа жизни;
- физическая подготовленность студентов улучшается посредством занятий кросфитом
Исследование проведено в три этапа:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы. Составление плана исследования, подбор методики;
2 этап - разработка программы кроссфит, направленная на формирование здорового образа жизни студентов вузов
3 этап - диагностика развития познавательной активности студентов й курса, Красноярского Государственного Педагогического университета в городе Красноярск. Обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
В соответствии с задачами исследования на разных этапах использовались следующие методы:
- теоретические: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, систематизация;
- эмпирические: наблюдение, методы математической обработки.
Научная новизна заключается в том, внедрена программа кроссфит как средство формирования здорового образа жизни у студентов, отслежена динамика показателей физической подготовленности обучающихся.
Практической значимостью исследования является разработка программы кроссфит, направленная на формирование здорового образа жизни у студентов
Экспериментальной базой исследования является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Лстафьева»
Структура работы: исследование состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников и приложений
В результате теоретического анализа научно - методической литературы выявлено, что здоровьесбережение необходимо формировать на протяжении всей жизни человека и постоянно повышать работоспособность.
Основой данной работы являлось - формирования здорового образа жизни у студентов и его влияние на здоровья в процессе занятий культурой.
Выводы:
1. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
2. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей»— хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Издат. центр "Академия", 2019. - 672 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М.: 2018.-607с.
3. Айзман Р.И., Жарова Т.Н. Принципы и методы комплексного подхода к формированию здорового образа жизни через предметы анатомо-физиоло-гического цикла. // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. С-Пб.: 2019. - С.43-44.
4. Акинина С.П. и др. Состояние здоровья студенток-выпускниц педвуза.// Проблемы валеологии в образовании. Липецк: 2016. -С. 1.
5. Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. В.И.Фомина М.: 2018.-205 с.
6. Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Э.Н.Вайнера. - Липецк, 2016.-217 с.
7. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. . канд. пед. наук. Волгоград: 2018.-206 с.
8. Алексеев C.B., Петленко В.П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. Сб. «Медицина. Культура. Философия.» / Под ред. Юрьева В.К. С-Пб.: 2017. 120с.
9. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 2017. - 192с.
10. Ю.Ананьев В.А. Психологические и психопрофилактические основы здорового образа жизни //Здоровый образ жизни: Сб. научн. Рудов. Л.: 2016. - 85-112. .
11. П.Ананьев В.А. Концептуальная основы учебной программы «психологияздоровья» //Ш-й Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии: Тезисы докл. С.- Пб.: - 2017.- 16-17
12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Изд. Казанского ун-та, 2018. 287 с.
13. З.Аникин Л.С., Волынская Е.В. Валеология в жизни человека // Проблемы валеологии в образовании. Липецк: 2018. - С.4-5.
14. Анохин П.К. Рефлекс цели как объект физиологического анализа // Журн. высш. нервн. деят. 2017. - Т. 12. - Вып. 1. - С. 7.
15. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Ун. др. нар. им. П.Лулумбы, 2016.-61 с.
16. Антиалкогольное и антинаркотическое воспитание учащейся молодежи. Сб. научн. тр. НИИ возрастной физиологии и гигиены. М.: АПН СССР,
2016. - 122 с.
17. Антропова М., Бородкина Г., Кузнецова Л. Инновация, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование. 2017. - № 9-10. - С. 171-174.
18. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 2013. - 300 с.
19. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика,
2017. - 115 с.
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2014. -124 с.
21. Баевский Р.М., Гуров С.Г. Измерьте ваше здоровье. (Искусство быть здоровым). М.: Советская Россия, 2016. - 94 с.
22. Базарный В.Ф. Главная опасность для цивилизации: здоровых людей - единицы // Народное образование. 2014. № 9-10. - С.157-165.
23. Баранчукова Г.А. Педагогическое творчество глазами учителя валеологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. С- Пб.:2015.-С. 15-17.
24. Бартенев В.А. Педагогические условия фасилитации социальной адаптации старшеклассников средствами физической культуры: Дис. . канд.!пед. наук. -Ярославль, 2016. 144 с
25. Бахерева Е.В. Двигательная активность компонент здорового образа жизни. Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи. - Екатеринбург, 2014. - С.26-28.
26. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд. института профессионального образования Министерства образования России, 2017.- 198 с.
27. Берсенева Т.А. Валеологический аспект урока: типо-дифференциальный подход к учащимся // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. С-Пб.: 2013 - С. 46-48.
28. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 2017.413 с.
29. Богданова В.А., Зыкова О.М. Экологическая среда и здоровье человека // Проблемы валеологии в образовании. Липецк: 2015. С. 18-19.
30. Богомолова Г.Н. Умственный труд в режиме дня студентов // Проблемы ва-леологии в образовании. Липецк: 2017 -С. 18-19.
31. Богомолова Г.Н. Режим питания студентов // Проблемы валеологии в образовании.-Липецк: 2015.-С. 20.
32. Болтенков Е.М. и др. Валеология как фундаментальный интегративный принцип культуры и медицины //Сб. матер. IV национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. С-Пб.: Национальный институт здоровья, 2014. -С. 26.
33. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. М. - Ростов н/Д.:
35. Бондин В.И. Введение в валеологию: Учебно-методические рекомендации. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2016. -28 с.
36. Борисова Н.А. Пути и условия формирования у студентов- первокурсников культуры использования времени жизни. Автореферат дис. . канд. пед. наук.-Орел: 2014.-16 с.!
37. Борисенко Н.Ф., Бородюк Т.М., Маленко Н.Д. и др. О методологических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни населения // Гигиена и санитария. 2013.- № 11.- С. 82-84
38. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт,2016. - 208с.
39. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья школьника // Вопросы философии 2017. - № 2. - С.48
40. Бузян В.В. Методические рекомендации по проведению анализа: Учебно-методическая разработка. Орехово-Зуево: 3016. - 13 с.
41. Булансова Н. Формируем валеологическую культуру // Народное образование. 2017. - № 3. -С. 170-174.
42. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебник. Липецк: 2014. - 183 с.
43. Васильев C.B. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений.-Автореферат дис. канд. пед. наук. С-Пб.: 2013.
44. Васильева О., Журавлева Е. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование.2018. - № 10- С. 202-207.
45. Васильков В. Главное здоровье детей // Народное образование. - 2011. -№
3. - С. 175-177.
46. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, проф. Бондаревской Е.В.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 2014.172 с.
47. Вербицкий A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 2017. - № 6. - С. 31-36.
48. Волкова JI.C. Организационно-педагогическая система развития компьютерной культуры педагога: Дис. . канд. пед. наук. Казань: 2017. -192 с.
49. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Дис. . докт. пед. наук в форме научного доклада.-М.:2019.-84 с.
50. Воронцова В.Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогический аспект // История педагогики сегодня; под ред.
В.Г.Воронцовой. С.-Пб, 2916. - С. 120-134.
51. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Т.Сухарева.-М.: Медицина, 2017.496 с.
52. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Че- Ро,2012.-336с.
53. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработка экогуманитарной пародигмы. М.: Современный писатель, 2017.¬432 с.
54. Глазачев С.Н. и др. Культура мира: Взгляд из России.-М.: Горизонт,
2014. -88 с.
55. Глинянова И.Ю. Основы педагогической валеологаи: Проблемы и решения. -Волгоград: Перемена, 2016.-183 с.
56. Гарбузов В.И. Человек жизнь-здоровье: (Древние и новые каналы медицины). 2-е изд.- С: Пб.: Комплект, 2014.- 429с.
57. Горячев В. Здоровье категория педагогическая // Народное образование.-
2015. № 9. - С.219-231.
58. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2015 г. М.: 2017.
59. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2016 г. -М.: 2017.
60. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2018 г. М.: 2018.
61. Грезнева О.Ю. Основные требования здоровьесберегающих образовательных технологий // Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты. -Липецк: 2018. С.38-39.
62. Грезнева О.Ю., Бекетова Л.М. Валеологические аспекты работы с родителями (Методические рекомендации для студентов, педагогов- валеологов, классных руководителей).- Липецк: ЛГПИ, 2018. -51 с.
63. Гришанов Д.Л. и др. Перспективы валеологической подготовки в условиях многоуровневого образования // Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологаи. С.-Пб.: 2006. - С.26-27.
64. Гуськов С.В. Древняя наука дыхания в современном техническом воплощении. // Природа. -2018.-№ 4.-С.70-71.
65. Гундаров И.А., Киселева Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни //Медицина и здравоохранение. Серия: Формирование здорового образа жизни. Обзорная информация. Вып.2.- М.: 2019.-83с.
66. Дамянов Б., Дамянова В. Цветовая среда и обучение // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологаи. С.-Пб.: 2018. - С. 51-54.
67. Зайцев Г.К. Концептуально методические основы валеологического образования школьников // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. Материалы Всероссийского научно-педагогического семинара.-С-Пб.: 2019.-С. 11-12.
68. Иванова М.В. Валеологизация образовательной среды и учебного процесса путем воспитания культуры здоровья и двигательной активности учащихся начальной школы в условиях гимназии. Сб. Екатеринбург: 2018.- С.65-67.
69. Иванюшкин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентации человека // Вест. АМН. СССР, 1982. Т.45. - N4. - С.29-33.
70. Ильин B.C. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостно1го процесса // Воспитание школьников в процессе обучения. Волгоград: 2018. С. 5-15.
71. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Оптимизация учебных режимов методом типодифференциального тестирования // Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии. С.-Пб.: 2017. - С. 35-37.
72. Инновационные процессы валеологической направленности в системе общего образования Волгоградского региона: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2019.-156 с.