ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ Ю-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 10
1.1. Сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ
жизни» 10
1.2. Здоровьесберегающие технологии формирования здорового
образа жизни 18
1.3. Физические упражнения как основное средство формирования
ЗОЖ 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ28
2.1. Характеристика методов исследования 28
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 35
3.1. Обоснование и разработка методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры . 35
3.2. Оценка эффективности разработанной методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры 46
ВЫВОДЫ 58
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение А 68
Приложение Б 70
Приложение В 73
Приложение Г 80
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 10
1.1. Сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ
жизни» 10
1.2. Здоровьесберегающие технологии формирования здорового
образа жизни 18
1.3. Физические упражнения как основное средство формирования
ЗОЖ 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ28
2.1. Характеристика методов исследования 28
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 35
3.1. Обоснование и разработка методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры . 35
3.2. Оценка эффективности разработанной методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры 46
ВЫВОДЫ 58
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение А 68
Приложение Б 70
Приложение В 73
Приложение Г 80
Актуальность: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким» - эти слова Жан-Жака Руссо в настоящее время обретают особую актуальность, ведь здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни.
Здоровье - это драгоценное богатство не только каждого человека, но и всего социума, здоровье способствует человеку успешно решать жизненно-важные задачи, выполнять планы, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Несомненно, важную роль в формировании, а затем и в сохранении здоровья играет сам человек, его ведению образа жизни, его установкам, ценностям и, конечно же, степени гармонизации внутреннего мира и отношении с окружающим миром.
В наши дни, здоровье подрастающего поколения - это не только социальная проблема, но и нравственная. Ребенок обязан обладать способностью не только поддерживать и сохранять свое здоровье, но и воспитать и сформировать здоровый образ жизни у своих детей в будущем.
Одной из важных задач для поднятия уровня здоровья должна быть целенаправленная, осознанная работа самого человека по формированию и возобновлению жизненных ресурсов, по преобразованию здорового образа жизни в потребность, принятию на себя ответственности за собственное здоровье. На сегодняшний день, как у школьников, так и у населения в целом, не сформировано понимание о том, что свое здоровье и здоровье окружающих - это очень важный компонент жизни и, таким образом, мы наблюдаем небрежное и неответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; люди не понимают роли здоровья, что оно играет немаловажную роль не только для социально-экономического развития страны, но и для выживания нации в целом; невысока степень восприятия проблемы здоровья как личностно значимых [2]. В данный момент с уверенностью можно сказать, что у нынешних школьников не сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, не организован образ поведения, гарантирующий здоровье. Значительная часть выпускников и подростков общеобразовательных школ не имеют представления о тех факторах, которые определяют в нашей жизни здоровье, о сути здоровья человека и его аспектах, о составляющих здорового образа жизни. Благоприятному развитию таких способностей ученика как память, внимание, восприятие, высокий уровень устойчивости, умственная работоспособность, наблюдательность, способствует нормальное физическое развитие. На уроках физической культуры учащиеся усваивают оптимальные способы жизнедеятельности, принципы собственной и общественной гигиены, закаливания, что, несомненно, положительно влияет на умственное развитие, процесс умственного воспитания, интеллект [3]. Привлечение школьников к мероприятиям по сохранению своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. ля того, чтобы сформировать душевный комфорт, необходимы знания о законах морфофункционального развития организма человека, его взаимодействии с социальными факторами. ля того, чтобы сформировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, необходимо делать это совместными усилиями педагогов, родителей, психологов , что в дальнейшем будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
На данный момент, к сожалению, школа не может выступать тем местом, которое могло бы предоставить ей возможность стать местом формирования школьников [5]. Это связано с тем, что в школе присутствуют недостатки в системе гигиенического обучения и воспитания подростков и детей по формированию у них знаний, умений и навыков здорового образа жизни, отсутствии у школьников понимания и сознательного отношения к тому, что сохранение здоровья является наиболее важным элементом нашей жизни. Но в последние годы пересматриваются программы, средства и методы гигиенического обучения и воспитания, внедряются принципы здорового образа жизни, приведение их в соответствие с изменившимися социальными, трудовыми и экономическими условиями жизни населения. За последние годы произошли благоприятные изменения в физическом воспитании школьников: Были вновь введены нормы ГТО, введен третий час урока физической культуры, что, несомненно, является плюсом, так как общество заинтересовано в здоровых, крепких и сильных людях, а эти изменения сыграют немаловажную роль в формировании здоровых учеников!
Малоподвижный образ жизни играет негативную роль в жизни человека. Из-за этого у человека резко понижается обмен веществ, так как в организм недостаточно поступает кислород. Отсюда и многие заболевания: атеросклероз, инфаркт, инсульт, болезни легких и др.
При гиподинамии наступают различные болезни, например, ожирение, а из костей теряется кальций. Гиподинамия приводит к снижению микронасосной функции скелетных мышц, а сердце тем самым лишается своих надежных помощников, что приводит к различным нарушениям кровообращения в организме человека и сердечно - сосудистым заболеваниям. Бездействие мышц приводит к нарушению кровообращения во всех органах, но чаще других страдают сердце и мозг. Малоподвижный образ жизни является одним из главных факторов раннего старения организма человека: атрофируются мышцы, резко снижается жизненный тонус, падает работоспособность, появляются ранние морщины, ухудшается память [47].
В последние годы опубликованы работы, в которых указывается, что малоподвижный образ жизни способствует развитию опухолевых заболеваний. А вот занятия физическими упражнениями, наоборот, положительно сказываются на функции всех органов и систем, повышают резервные возможности человека. Регулярные занятия физической культурой и спортом препятствуют развитию спазмов сосудов и тем самым предупреждают стенокардию, инфаркт и другие заболевания сердца. Учеными доказано, что при правильном дыхании в организме человека развиваются компенсаторные процессы, в частности, происходит образование новых альвеол и капилляров кровеносных сосудов. ля того, чтобы физическая культура и спорт принесли ощутимую пользу, ими необходимо заниматься не менее 6 часов в неделю [47].
Вместе с тем теоретический анализ проблемы, освещенной в трудах исследователей, и существующая практика обучения и воспитания в школе дают право выделить следующие противоречия:
- на социальном уровне: между повышающимися социальными требованиями к физической подготовленности школьников, вызванными нехваткой здорового населения России, способных к оборонной деятельности и реальным состоянием уровня здоровья подрастающего поколения.
- на научно - теоретическом уровне: между отсутствием значительных физических нагрузок в процессе учебной деятельности и требованиями к высокой физической подготовленности, которая диктуется нормативными актами;
- на научно - методическом уровне: между потребностью в определении содержания форм, методов, условий высокой физической готовности к оборонной, прикладной, трудовой деятельности и недостаточной разработанностью научно-методических основ обоснования здорового образа жизни школьников 10-11 лет.
Данные противоречия определяют научную проблему исследования, связанную с разработкой практических аспектов процесса укрепления и сохранения здоровья и позволили выбрать следующую тему исследования: «Формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры».
Цель исследования: разработка содержания методики формирования здорового образа жизни и ее применение для укрепления здоровья школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить и выполнить анализ современной учебно-методической и специальной литературы по теме исследования;
2. Выполнить тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни;
3. Разработать экспериментальную методику формирования здорового образа жизни у детей 10-11 лет средствами физической культуры и применить ее на практике;
4. Выполнить анализ и произвести оценку результативности педагогического эксперимента.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что в результате использования методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет повысятся знания о здоровом образе жизни, будут приобретены дополнительные умения и навыки по ведению ЗОЖ если будет:
- выполнен анализ современной учебно - методической и специальной литературы;
- выполнено тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни;
- разработана и апробирована экспериментальная методика формирования здорового образа жизни у детей 10-11 лет средствами физической культуры.
Теоретическая значимость определяется тем, что проведенное нами исследование вносит определенный вклад в формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Практическая значимость заключается в том, что разработанную методику научно - экспериментального исследования можно внедрять в учебный процесс в общеобразовательных школах для овладения знаниями о здоровом образе жизни и повышения уровня состояния здоровья.
Теоретическая база исследования: вопросами применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, в разное время занимались такие учёные, как Максименко А. М., Матвеев Л. П., Лях В. И., Холодов Ж. К., Брехман И. И., Чумаков Б. Н., Смирнов Н. К., Сонькин В. Д., труды которых легли в основу написания данной впускной квалификационной работы.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Здоровье - это драгоценное богатство не только каждого человека, но и всего социума, здоровье способствует человеку успешно решать жизненно-важные задачи, выполнять планы, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Несомненно, важную роль в формировании, а затем и в сохранении здоровья играет сам человек, его ведению образа жизни, его установкам, ценностям и, конечно же, степени гармонизации внутреннего мира и отношении с окружающим миром.
В наши дни, здоровье подрастающего поколения - это не только социальная проблема, но и нравственная. Ребенок обязан обладать способностью не только поддерживать и сохранять свое здоровье, но и воспитать и сформировать здоровый образ жизни у своих детей в будущем.
Одной из важных задач для поднятия уровня здоровья должна быть целенаправленная, осознанная работа самого человека по формированию и возобновлению жизненных ресурсов, по преобразованию здорового образа жизни в потребность, принятию на себя ответственности за собственное здоровье. На сегодняшний день, как у школьников, так и у населения в целом, не сформировано понимание о том, что свое здоровье и здоровье окружающих - это очень важный компонент жизни и, таким образом, мы наблюдаем небрежное и неответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; люди не понимают роли здоровья, что оно играет немаловажную роль не только для социально-экономического развития страны, но и для выживания нации в целом; невысока степень восприятия проблемы здоровья как личностно значимых [2]. В данный момент с уверенностью можно сказать, что у нынешних школьников не сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, не организован образ поведения, гарантирующий здоровье. Значительная часть выпускников и подростков общеобразовательных школ не имеют представления о тех факторах, которые определяют в нашей жизни здоровье, о сути здоровья человека и его аспектах, о составляющих здорового образа жизни. Благоприятному развитию таких способностей ученика как память, внимание, восприятие, высокий уровень устойчивости, умственная работоспособность, наблюдательность, способствует нормальное физическое развитие. На уроках физической культуры учащиеся усваивают оптимальные способы жизнедеятельности, принципы собственной и общественной гигиены, закаливания, что, несомненно, положительно влияет на умственное развитие, процесс умственного воспитания, интеллект [3]. Привлечение школьников к мероприятиям по сохранению своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. ля того, чтобы сформировать душевный комфорт, необходимы знания о законах морфофункционального развития организма человека, его взаимодействии с социальными факторами. ля того, чтобы сформировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, необходимо делать это совместными усилиями педагогов, родителей, психологов , что в дальнейшем будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
На данный момент, к сожалению, школа не может выступать тем местом, которое могло бы предоставить ей возможность стать местом формирования школьников [5]. Это связано с тем, что в школе присутствуют недостатки в системе гигиенического обучения и воспитания подростков и детей по формированию у них знаний, умений и навыков здорового образа жизни, отсутствии у школьников понимания и сознательного отношения к тому, что сохранение здоровья является наиболее важным элементом нашей жизни. Но в последние годы пересматриваются программы, средства и методы гигиенического обучения и воспитания, внедряются принципы здорового образа жизни, приведение их в соответствие с изменившимися социальными, трудовыми и экономическими условиями жизни населения. За последние годы произошли благоприятные изменения в физическом воспитании школьников: Были вновь введены нормы ГТО, введен третий час урока физической культуры, что, несомненно, является плюсом, так как общество заинтересовано в здоровых, крепких и сильных людях, а эти изменения сыграют немаловажную роль в формировании здоровых учеников!
Малоподвижный образ жизни играет негативную роль в жизни человека. Из-за этого у человека резко понижается обмен веществ, так как в организм недостаточно поступает кислород. Отсюда и многие заболевания: атеросклероз, инфаркт, инсульт, болезни легких и др.
При гиподинамии наступают различные болезни, например, ожирение, а из костей теряется кальций. Гиподинамия приводит к снижению микронасосной функции скелетных мышц, а сердце тем самым лишается своих надежных помощников, что приводит к различным нарушениям кровообращения в организме человека и сердечно - сосудистым заболеваниям. Бездействие мышц приводит к нарушению кровообращения во всех органах, но чаще других страдают сердце и мозг. Малоподвижный образ жизни является одним из главных факторов раннего старения организма человека: атрофируются мышцы, резко снижается жизненный тонус, падает работоспособность, появляются ранние морщины, ухудшается память [47].
В последние годы опубликованы работы, в которых указывается, что малоподвижный образ жизни способствует развитию опухолевых заболеваний. А вот занятия физическими упражнениями, наоборот, положительно сказываются на функции всех органов и систем, повышают резервные возможности человека. Регулярные занятия физической культурой и спортом препятствуют развитию спазмов сосудов и тем самым предупреждают стенокардию, инфаркт и другие заболевания сердца. Учеными доказано, что при правильном дыхании в организме человека развиваются компенсаторные процессы, в частности, происходит образование новых альвеол и капилляров кровеносных сосудов. ля того, чтобы физическая культура и спорт принесли ощутимую пользу, ими необходимо заниматься не менее 6 часов в неделю [47].
Вместе с тем теоретический анализ проблемы, освещенной в трудах исследователей, и существующая практика обучения и воспитания в школе дают право выделить следующие противоречия:
- на социальном уровне: между повышающимися социальными требованиями к физической подготовленности школьников, вызванными нехваткой здорового населения России, способных к оборонной деятельности и реальным состоянием уровня здоровья подрастающего поколения.
- на научно - теоретическом уровне: между отсутствием значительных физических нагрузок в процессе учебной деятельности и требованиями к высокой физической подготовленности, которая диктуется нормативными актами;
- на научно - методическом уровне: между потребностью в определении содержания форм, методов, условий высокой физической готовности к оборонной, прикладной, трудовой деятельности и недостаточной разработанностью научно-методических основ обоснования здорового образа жизни школьников 10-11 лет.
Данные противоречия определяют научную проблему исследования, связанную с разработкой практических аспектов процесса укрепления и сохранения здоровья и позволили выбрать следующую тему исследования: «Формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры».
Цель исследования: разработка содержания методики формирования здорового образа жизни и ее применение для укрепления здоровья школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить и выполнить анализ современной учебно-методической и специальной литературы по теме исследования;
2. Выполнить тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни;
3. Разработать экспериментальную методику формирования здорового образа жизни у детей 10-11 лет средствами физической культуры и применить ее на практике;
4. Выполнить анализ и произвести оценку результативности педагогического эксперимента.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что в результате использования методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет повысятся знания о здоровом образе жизни, будут приобретены дополнительные умения и навыки по ведению ЗОЖ если будет:
- выполнен анализ современной учебно - методической и специальной литературы;
- выполнено тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни;
- разработана и апробирована экспериментальная методика формирования здорового образа жизни у детей 10-11 лет средствами физической культуры.
Теоретическая значимость определяется тем, что проведенное нами исследование вносит определенный вклад в формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Практическая значимость заключается в том, что разработанную методику научно - экспериментального исследования можно внедрять в учебный процесс в общеобразовательных школах для овладения знаниями о здоровом образе жизни и повышения уровня состояния здоровья.
Теоретическая база исследования: вопросами применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, в разное время занимались такие учёные, как Максименко А. М., Матвеев Л. П., Лях В. И., Холодов Ж. К., Брехман И. И., Чумаков Б. Н., Смирнов Н. К., Сонькин В. Д., труды которых легли в основу написания данной впускной квалификационной работы.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
1. Анализ научно - методической и специальной литературы по теме «Формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры» показал, что с каждым годом проблема здоровья школьников становится острее. Это связано с тем, что в 21 веке - веке технологий, наблюдается низкий уровень здоровья у детей. Школьники большое количество времени проводят за компьютером, телефоном и телевизором, мало бывают на свежем воздухе, не уделяют внимание развитию своим физическим способностям, а также укреплению здоровья. Чтобы повысить уровень здоровья учащихся, учитель должен не только рассказать правила ведения здорового образа жизни, а сформировать сознательное, целенаправленное отношение к своему образу жизни, своему здоровью.
2. Тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни осуществлялось при помощи тестов: «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья», «какое у тебя здоровье» (Орлова Т. В.)», «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?», «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни», «исследование сердечно - сосудистой системы (тест Руфье ) ». В ходе тестирования до эксперимента достоверных различий между контрольной группой (4 «Х») и экспериментальной группой (4 «М») не было выявлено (P>0,05). Так, в тесте «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья», среднее арифметическое у контрольной группы составило 9,73 балла, а у экспериментальной группы 9,8. Разница составила 0,7%. Проанализировав тест «какое у тебя здоровье» Орлова Т. В. », достоверных различий до эксперимента не было выявлено (P>0,05). Среднее арифметическое у контрольной группы составило 41 балл, а у экспериментальной группы 41,6. Разница в процентах составила 1,4. В тесте «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?» достоверных различий между двумя группами выявлено не было (P>0,O5). В контрольной группе среднее арифметическое составило 13,2 балла, а в экспериментальной 13,3. Разница составила 0,7%. В ходе тестирования до эксперимента по тесту «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни», достоверных различий между контрольной группой и экспериментальной выявлено не было (P>0,05). Среднее арифметическое у контрольной группы составило 11,46 балла, а у экспериментальной 11,6. Разница составила 1,2%. В тесте «Руфье» в начале эксперимента не было достоверных различий P>0,05 . Среднее арифметическое у контрольной группы составило 12,6, а у экспериментальной 12,73. Разница составила 1,03%.
3. Описанная нами методика была направлена на формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет. Она использовалась нами в период педагогической практики. Наша методика состояла из комплекса мероприятий, который включал в себя:
1. Музыкальные зарядки по утрам;
2. Туристические походы по выходным;
3. Футбольный турнир;
4. Лекции «Я выбираю Здоровый образ жизни»;
5. Участие во всероссийском забеге «Лыжня России»;
6. Посещение бассейна раз в неделю;
7. Оздоровительный бег.
Данная методика показала на практике, что ее целесообразно применять в учебном процессе.
4. Применение разработанной экспериментальной методики на протяжении педагогического эксперимента позволило нам выявить достоверные различия в конце исследования между контрольной группой и экспериментальной. В течение эксперимента была обоснована и апробирована методика формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
В результате проведенного исследования мы выявили достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой (P<0,05) в тестах: «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья» разница между группами составила 24,7%, прирост в экспериментальной группе составил 30,6%, а среднее арифметическое составило 12,8±0,074 баллов; «какое у тебя здоровье» (Орлова Т. В.)» разница между группами составила 34,2%, прирост в экспериментальной группе составил 40,04%,а среднее арифметическое составило 58,26±1,61 баллов; «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?» разница между контрольной группой и экспериментальной группой составила 36,2%, прирост в экспериментальной группе составил 40,3%, а среднее арифметическое составило 18,66±0,22 баллов; «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни» разница между контрольной группой и экспериментальной группой составила 32,2%, прирост в экспериментальной группе составил 41,37%, а среднее арифметическое составило 16,4±0,45 баллов; «исследование сердечно - сосудистой системы (тест Руфье)» разница между группами составила 19,4%, прирост в экспериментальной группе составил 23,6%, а среднее арифметическое составило 9,73±0,77.
Таким образом, к концу педагогического эксперимента произошел значительный прирост показателей у школьников из экспериментальной группы (4 «М» класс), а значит, можно сказать, что наша методика по формированию здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры является эффективной, по сравнению с контрольной группой (4 «Х» класс), который занимался по обычной школьной программе.
2. Тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни осуществлялось при помощи тестов: «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья», «какое у тебя здоровье» (Орлова Т. В.)», «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?», «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни», «исследование сердечно - сосудистой системы (тест Руфье ) ». В ходе тестирования до эксперимента достоверных различий между контрольной группой (4 «Х») и экспериментальной группой (4 «М») не было выявлено (P>0,05). Так, в тесте «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья», среднее арифметическое у контрольной группы составило 9,73 балла, а у экспериментальной группы 9,8. Разница составила 0,7%. Проанализировав тест «какое у тебя здоровье» Орлова Т. В. », достоверных различий до эксперимента не было выявлено (P>0,05). Среднее арифметическое у контрольной группы составило 41 балл, а у экспериментальной группы 41,6. Разница в процентах составила 1,4. В тесте «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?» достоверных различий между двумя группами выявлено не было (P>0,O5). В контрольной группе среднее арифметическое составило 13,2 балла, а в экспериментальной 13,3. Разница составила 0,7%. В ходе тестирования до эксперимента по тесту «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни», достоверных различий между контрольной группой и экспериментальной выявлено не было (P>0,05). Среднее арифметическое у контрольной группы составило 11,46 балла, а у экспериментальной 11,6. Разница составила 1,2%. В тесте «Руфье» в начале эксперимента не было достоверных различий P>0,05 . Среднее арифметическое у контрольной группы составило 12,6, а у экспериментальной 12,73. Разница составила 1,03%.
3. Описанная нами методика была направлена на формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет. Она использовалась нами в период педагогической практики. Наша методика состояла из комплекса мероприятий, который включал в себя:
1. Музыкальные зарядки по утрам;
2. Туристические походы по выходным;
3. Футбольный турнир;
4. Лекции «Я выбираю Здоровый образ жизни»;
5. Участие во всероссийском забеге «Лыжня России»;
6. Посещение бассейна раз в неделю;
7. Оздоровительный бег.
Данная методика показала на практике, что ее целесообразно применять в учебном процессе.
4. Применение разработанной экспериментальной методики на протяжении педагогического эксперимента позволило нам выявить достоверные различия в конце исследования между контрольной группой и экспериментальной. В течение эксперимента была обоснована и апробирована методика формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
В результате проведенного исследования мы выявили достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой (P<0,05) в тестах: «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья» разница между группами составила 24,7%, прирост в экспериментальной группе составил 30,6%, а среднее арифметическое составило 12,8±0,074 баллов; «какое у тебя здоровье» (Орлова Т. В.)» разница между группами составила 34,2%, прирост в экспериментальной группе составил 40,04%,а среднее арифметическое составило 58,26±1,61 баллов; «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?» разница между контрольной группой и экспериментальной группой составила 36,2%, прирост в экспериментальной группе составил 40,3%, а среднее арифметическое составило 18,66±0,22 баллов; «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни» разница между контрольной группой и экспериментальной группой составила 32,2%, прирост в экспериментальной группе составил 41,37%, а среднее арифметическое составило 16,4±0,45 баллов; «исследование сердечно - сосудистой системы (тест Руфье)» разница между группами составила 19,4%, прирост в экспериментальной группе составил 23,6%, а среднее арифметическое составило 9,73±0,77.
Таким образом, к концу педагогического эксперимента произошел значительный прирост показателей у школьников из экспериментальной группы (4 «М» класс), а значит, можно сказать, что наша методика по формированию здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры является эффективной, по сравнению с контрольной группой (4 «Х» класс), который занимался по обычной школьной программе.
Подобные работы
- Физическая культура и спорт как фактор формирования здорового образа жизни детей возраста 12-14 лет
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ здорового образа жизни младших школьников в образовательном процессе (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством естественных сил природы и процедур закаливания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Особенности формирования здорового образа жизни у школьников 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



