Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ Ю-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №153975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 10
1.1. Сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ
жизни» 10
1.2. Здоровьесберегающие технологии формирования здорового
образа жизни 18
1.3. Физические упражнения как основное средство формирования
ЗОЖ 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ28
2.1. Характеристика методов исследования 28
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 35
3.1. Обоснование и разработка методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры . 35
3.2. Оценка эффективности разработанной методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры 46
ВЫВОДЫ 58
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение А 68
Приложение Б 70
Приложение В 73
Приложение Г 80

Актуальность: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким» - эти слова Жан-Жака Руссо в настоящее время обретают особую актуальность, ведь здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни.
Здоровье - это драгоценное богатство не только каждого человека, но и всего социума, здоровье способствует человеку успешно решать жизненно-важные задачи, выполнять планы, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Несомненно, важную роль в формировании, а затем и в сохранении здоровья играет сам человек, его ведению образа жизни, его установкам, ценностям и, конечно же, степени гармонизации внутреннего мира и отношении с окружающим миром.
В наши дни, здоровье подрастающего поколения - это не только социальная проблема, но и нравственная. Ребенок обязан обладать способностью не только поддерживать и сохранять свое здоровье, но и воспитать и сформировать здоровый образ жизни у своих детей в будущем.
Одной из важных задач для поднятия уровня здоровья должна быть целенаправленная, осознанная работа самого человека по формированию и возобновлению жизненных ресурсов, по преобразованию здорового образа жизни в потребность, принятию на себя ответственности за собственное здоровье. На сегодняшний день, как у школьников, так и у населения в целом, не сформировано понимание о том, что свое здоровье и здоровье окружающих - это очень важный компонент жизни и, таким образом, мы наблюдаем небрежное и неответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; люди не понимают роли здоровья, что оно играет немаловажную роль не только для социально-экономического развития страны, но и для выживания нации в целом; невысока степень восприятия проблемы здоровья как личностно значимых [2]. В данный момент с уверенностью можно сказать, что у нынешних школьников не сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, не организован образ поведения, гарантирующий здоровье. Значительная часть выпускников и подростков общеобразовательных школ не имеют представления о тех факторах, которые определяют в нашей жизни здоровье, о сути здоровья человека и его аспектах, о составляющих здорового образа жизни. Благоприятному развитию таких способностей ученика как память, внимание, восприятие, высокий уровень устойчивости, умственная работоспособность, наблюдательность, способствует нормальное физическое развитие. На уроках физической культуры учащиеся усваивают оптимальные способы жизнедеятельности, принципы собственной и общественной гигиены, закаливания, что, несомненно, положительно влияет на умственное развитие, процесс умственного воспитания, интеллект [3]. Привлечение школьников к мероприятиям по сохранению своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. ля того, чтобы сформировать душевный комфорт, необходимы знания о законах морфофункционального развития организма человека, его взаимодействии с социальными факторами. ля того, чтобы сформировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, необходимо делать это совместными усилиями педагогов, родителей, психологов , что в дальнейшем будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
На данный момент, к сожалению, школа не может выступать тем местом, которое могло бы предоставить ей возможность стать местом формирования школьников [5]. Это связано с тем, что в школе присутствуют недостатки в системе гигиенического обучения и воспитания подростков и детей по формированию у них знаний, умений и навыков здорового образа жизни, отсутствии у школьников понимания и сознательного отношения к тому, что сохранение здоровья является наиболее важным элементом нашей жизни. Но в последние годы пересматриваются программы, средства и методы гигиенического обучения и воспитания, внедряются принципы здорового образа жизни, приведение их в соответствие с изменившимися социальными, трудовыми и экономическими условиями жизни населения. За последние годы произошли благоприятные изменения в физическом воспитании школьников: Были вновь введены нормы ГТО, введен третий час урока физической культуры, что, несомненно, является плюсом, так как общество заинтересовано в здоровых, крепких и сильных людях, а эти изменения сыграют немаловажную роль в формировании здоровых учеников!
Малоподвижный образ жизни играет негативную роль в жизни человека. Из-за этого у человека резко понижается обмен веществ, так как в организм недостаточно поступает кислород. Отсюда и многие заболевания: атеросклероз, инфаркт, инсульт, болезни легких и др.
При гиподинамии наступают различные болезни, например, ожирение, а из костей теряется кальций. Гиподинамия приводит к снижению микронасосной функции скелетных мышц, а сердце тем самым лишается своих надежных помощников, что приводит к различным нарушениям кровообращения в организме человека и сердечно - сосудистым заболеваниям. Бездействие мышц приводит к нарушению кровообращения во всех органах, но чаще других страдают сердце и мозг. Малоподвижный образ жизни является одним из главных факторов раннего старения организма человека: атрофируются мышцы, резко снижается жизненный тонус, падает работоспособность, появляются ранние морщины, ухудшается память [47].
В последние годы опубликованы работы, в которых указывается, что малоподвижный образ жизни способствует развитию опухолевых заболеваний. А вот занятия физическими упражнениями, наоборот, положительно сказываются на функции всех органов и систем, повышают резервные возможности человека. Регулярные занятия физической культурой и спортом препятствуют развитию спазмов сосудов и тем самым предупреждают стенокардию, инфаркт и другие заболевания сердца. Учеными доказано, что при правильном дыхании в организме человека развиваются компенсаторные процессы, в частности, происходит образование новых альвеол и капилляров кровеносных сосудов. ля того, чтобы физическая культура и спорт принесли ощутимую пользу, ими необходимо заниматься не менее 6 часов в неделю [47].
Вместе с тем теоретический анализ проблемы, освещенной в трудах исследователей, и существующая практика обучения и воспитания в школе дают право выделить следующие противоречия:
- на социальном уровне: между повышающимися социальными требованиями к физической подготовленности школьников, вызванными нехваткой здорового населения России, способных к оборонной деятельности и реальным состоянием уровня здоровья подрастающего поколения.
- на научно - теоретическом уровне: между отсутствием значительных физических нагрузок в процессе учебной деятельности и требованиями к высокой физической подготовленности, которая диктуется нормативными актами;
- на научно - методическом уровне: между потребностью в определении содержания форм, методов, условий высокой физической готовности к оборонной, прикладной, трудовой деятельности и недостаточной разработанностью научно-методических основ обоснования здорового образа жизни школьников 10-11 лет.
Данные противоречия определяют научную проблему исследования, связанную с разработкой практических аспектов процесса укрепления и сохранения здоровья и позволили выбрать следующую тему исследования: «Формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры».
Цель исследования: разработка содержания методики формирования здорового образа жизни и ее применение для укрепления здоровья школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить и выполнить анализ современной учебно-методической и специальной литературы по теме исследования;
2. Выполнить тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни;
3. Разработать экспериментальную методику формирования здорового образа жизни у детей 10-11 лет средствами физической культуры и применить ее на практике;
4. Выполнить анализ и произвести оценку результативности педагогического эксперимента.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что в результате использования методики формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет повысятся знания о здоровом образе жизни, будут приобретены дополнительные умения и навыки по ведению ЗОЖ если будет:
- выполнен анализ современной учебно - методической и специальной литературы;
- выполнено тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни;
- разработана и апробирована экспериментальная методика формирования здорового образа жизни у детей 10-11 лет средствами физической культуры.
Теоретическая значимость определяется тем, что проведенное нами исследование вносит определенный вклад в формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
Практическая значимость заключается в том, что разработанную методику научно - экспериментального исследования можно внедрять в учебный процесс в общеобразовательных школах для овладения знаниями о здоровом образе жизни и повышения уровня состояния здоровья.
Теоретическая база исследования: вопросами применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, в разное время занимались такие учёные, как Максименко А. М., Матвеев Л. П., Лях В. И., Холодов Ж. К., Брехман И. И., Чумаков Б. Н., Смирнов Н. К., Сонькин В. Д., труды которых легли в основу написания данной впускной квалификационной работы.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ научно - методической и специальной литературы по теме «Формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры» показал, что с каждым годом проблема здоровья школьников становится острее. Это связано с тем, что в 21 веке - веке технологий, наблюдается низкий уровень здоровья у детей. Школьники большое количество времени проводят за компьютером, телефоном и телевизором, мало бывают на свежем воздухе, не уделяют внимание развитию своим физическим способностям, а также укреплению здоровья. Чтобы повысить уровень здоровья учащихся, учитель должен не только рассказать правила ведения здорового образа жизни, а сформировать сознательное, целенаправленное отношение к своему образу жизни, своему здоровью.
2. Тестирование знаний и умений ведения здорового образа жизни осуществлялось при помощи тестов: «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья», «какое у тебя здоровье» (Орлова Т. В.)», «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?», «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни», «исследование сердечно - сосудистой системы (тест Руфье ) ». В ходе тестирования до эксперимента достоверных различий между контрольной группой (4 «Х») и экспериментальной группой (4 «М») не было выявлено (P>0,05). Так, в тесте «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья», среднее арифметическое у контрольной группы составило 9,73 балла, а у экспериментальной группы 9,8. Разница составила 0,7%. Проанализировав тест «какое у тебя здоровье» Орлова Т. В. », достоверных различий до эксперимента не было выявлено (P>0,05). Среднее арифметическое у контрольной группы составило 41 балл, а у экспериментальной группы 41,6. Разница в процентах составила 1,4. В тесте «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?» достоверных различий между двумя группами выявлено не было (P>0,O5). В контрольной группе среднее арифметическое составило 13,2 балла, а в экспериментальной 13,3. Разница составила 0,7%. В ходе тестирования до эксперимента по тесту «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни», достоверных различий между контрольной группой и экспериментальной выявлено не было (P>0,05). Среднее арифметическое у контрольной группы составило 11,46 балла, а у экспериментальной 11,6. Разница составила 1,2%. В тесте «Руфье» в начале эксперимента не было достоверных различий P>0,05 . Среднее арифметическое у контрольной группы составило 12,6, а у экспериментальной 12,73. Разница составила 1,03%.
3. Описанная нами методика была направлена на формирование здорового образа жизни у школьников 10-11 лет. Она использовалась нами в период педагогической практики. Наша методика состояла из комплекса мероприятий, который включал в себя:
1. Музыкальные зарядки по утрам;
2. Туристические походы по выходным;
3. Футбольный турнир;
4. Лекции «Я выбираю Здоровый образ жизни»;
5. Участие во всероссийском забеге «Лыжня России»;
6. Посещение бассейна раз в неделю;
7. Оздоровительный бег.
Данная методика показала на практике, что ее целесообразно применять в учебном процессе.
4. Применение разработанной экспериментальной методики на протяжении педагогического эксперимента позволило нам выявить достоверные различия в конце исследования между контрольной группой и экспериментальной. В течение эксперимента была обоснована и апробирована методика формирования здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры.
В результате проведенного исследования мы выявили достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой (P<0,05) в тестах: «экспресс - диагностика представлений о ценности здоровья» разница между группами составила 24,7%, прирост в экспериментальной группе составил 30,6%, а среднее арифметическое составило 12,8±0,074 баллов; «какое у тебя здоровье» (Орлова Т. В.)» разница между группами составила 34,2%, прирост в экспериментальной группе составил 40,04%,а среднее арифметическое составило 58,26±1,61 баллов; «знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?» разница между контрольной группой и экспериментальной группой составила 36,2%, прирост в экспериментальной группе составил 40,3%, а среднее арифметическое составило 18,66±0,22 баллов; «здоровый образ жизни - залог счастливой жизни» разница между контрольной группой и экспериментальной группой составила 32,2%, прирост в экспериментальной группе составил 41,37%, а среднее арифметическое составило 16,4±0,45 баллов; «исследование сердечно - сосудистой системы (тест Руфье)» разница между группами составила 19,4%, прирост в экспериментальной группе составил 23,6%, а среднее арифметическое составило 9,73±0,77.
Таким образом, к концу педагогического эксперимента произошел значительный прирост показателей у школьников из экспериментальной группы (4 «М» класс), а значит, можно сказать, что наша методика по формированию здорового образа жизни у школьников 10-11 лет средствами физической культуры является эффективной, по сравнению с контрольной группой (4 «Х» класс), который занимался по обычной школьной программе.



1. Агаджанян Н. А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н. А. Агаджанян. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27 с.
2. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. - М., 1998. - 178 с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М., 1987 с. 44
4. Апанасенко Г. А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. - с. 49-60
5. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. -М., «Физкультура и спорт». с. 354
6. Богащенко Ю. А., Зырянова В. И. Для возрождения России нужен государственный заказ на здоровый образ жизни / Ю. А. Богащенко // Теория и практика физической культуры. - 2010. - No 5. - с. 21-25
7. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
8. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В. П. СПб, 1997, Т. 5
9. Валеология: иагностика, средства и практика обеспечения
здоровья. СПб, 1993, 269 с., с. 114
10. Васильева О. С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на- Дону, 1997, Вып.3. С. 406-411
11. Васильева О. С., Журавлева Е. В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на- ону, 1997, Вып. 3. С. 422
12. Визитей Н. Н.Физическая культура личности [Текст] (проблемы человеческой телесности: методологические, социально - философские, педагогические аспекты) / Н. Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 2009. - 110 с.
13. Виноградова Н. Ф. Все о младшем школьнике [Текст] : книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вента-Граф, 2005. - 400 с.
14. Воскресенский Б. А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. М., 1987. С. 39
15. Вульфович А. С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни (на материале образовательного процесса в лицее педагогического профиля : Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324-341
17. Гогунов Е. Н., Мартьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
18. авидович В. В. Здоровье как философская категория / В. В. Давидович, А. В. Чекалов // Валеология. - 2007. - No 1
19. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В. А. Бароненко Л. А. Рапопорт. - 2-е изд., перераб. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 336 с.: ил.
20. Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе : монография / Л. В. Кузьмина, Л. Н. Эйдельман, А. А. Курбанова [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Лалетина ; Сиб. Федер. ун-т ; Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. - Красноярск : ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013. - 208 с.
21. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2009. - 172 с.
22. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе : монография / Г. В. Ильина, Л. А. Иванова, О. В. Савельева [и др.] ; под общ. ред. А. П. Савина ; Сиб. федер. ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. - Красноярск : Центр информации ЦНИ «Монография», 2014, - 168 с.
23. Иванюшкин А. Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т. 45. №1, с. 49-58, №4, с. 29-33
24. Изуткин А. М., Царегородцев Г. И. Социалистический образ жизни. М., 1977
25. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 90 с.
26. Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе: Метод. пособие. СПб., 1992
27. Коростель Н. Б. От А до Я. - М., «Физкультура и спорт», 1995
28. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - №2. - с. 58-65
29. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982
30. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
31. Лисицын Ю. П., Полунина И. В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984
32. Лукьяненко В. П., Физическая культура: основы знаний: учебн. пособие. 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт. - 2005. - 224 с.
33. Матвеев Л. П., Теория и методика физической культуры общие
основы теории и методики физического воспитания; теоретико¬методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.:
Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.
34. Пахомова, Л. Э. Образ жизни современных школьников и его влияние на здоровье и качество жизни / Л. Э. Пахомова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - No 9. - с. 19-23
35. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. - М., «Физкультура и спорт», 1978. - 427 с.
36. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е. С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005.- 116 с.
37. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности
учителя сельской школы / Сельская школа как личностно - ориентированная образовательная система: Материалы научно¬
практической конференции (май 2004г.). Вып.1-Ростов — н/Д: РГПУ, 2004
38. Попов С. В. Валеология в школе и дома о физическом
благополучии школьников ). СПб., 1997
39. Редя Г. П. Изучение компетенции здоровьесбережения
обучающихся / Г. П. Редя // Сибирский учитель. - 2012. - No 85. - с. 42-45
40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994
41. Смирнов Н. К. Валеология: новая область образовательного пространства. - М.: Генезис, 1997
42. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. - с. 272
43. Сонькин В. Методические рекомендации:
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002.- 304 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №
1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
иВЕ:ййр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 15.02.2017).
45. Федоткина С. А. Физкультурно - Оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе / С. А. Федоткина / Материалы 3 российской научно - практической конференции, Красноярск- 2006 - 112 с.
46. Физическая культура и спорт : методология, теория, практика : учеб. пособие для студ. выш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 528 с.
47. Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии: Сб. материалов международного симпозиума/ Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 340 с.
48. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14
49. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. - 316 с.
50. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - Л., 1989. с. 11
51. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск : Наука, 1998. С. 17
52. Яковлева Н. В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т. 4. Вып.2. с. 364-366
53. Яшина Г. А. Школа Здоровья: стратегия и тактика [Текст] / Г. А. Яшина, А. С. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №1. - с. 31-33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ