Формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет 9
1.1. Психолого-педагогические и анатомо-физиологические
особенности обучающихся 9-10 лет 9
1.2. Сущность понятия «игровая коммуникация» в психолого-педагогических исследованиях 13
1.3. Баскетбол как эффективное средство формирования игровой
коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования. . . 24
2.1. Организация и методы исследования по формированию игровой
коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования 24
2.2. Оценка физической подготовленности и физического состояния
юных баскетболистов 9-10 лет 28
2.3. Апробация и анализ опытно-экспериментальной работы по формированию игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет
в системе дополнительного образования 34
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Практические рекомендации 49
Список использованных источников 50
Глава 1. Теоретические основы формирования игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет 9
1.1. Психолого-педагогические и анатомо-физиологические
особенности обучающихся 9-10 лет 9
1.2. Сущность понятия «игровая коммуникация» в психолого-педагогических исследованиях 13
1.3. Баскетбол как эффективное средство формирования игровой
коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования. . . 24
2.1. Организация и методы исследования по формированию игровой
коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования 24
2.2. Оценка физической подготовленности и физического состояния
юных баскетболистов 9-10 лет 28
2.3. Апробация и анализ опытно-экспериментальной работы по формированию игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет
в системе дополнительного образования 34
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Практические рекомендации 49
Список использованных источников 50
Актуальность. В настоящее время современное общество диктует каждому человеку определенные требования, которые он обязан соблюдать для того, чтобы плодотворно и эффективно заниматься спортом, выстраивать игровую коммуникацию, благоприятно взаимодействовать в команде. Среди этих требований особо нужно отметить быструю ориентацию на изменения во внешней среде, качественную интерпретацию получаемой извне информации, адекватную и быструю оценку в сложившейся конкретной ситуации. Достаточно адекватно и эффективно с данными требованиями справляются только те люди, у которых благоприятно сформирована игровая коммуникация, то есть те люди, которые, благодаря этому, умеют работать в команде, посредством создания наиболее благоприятных условий совместного труда.
Поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой является подготовка подрастающего поколения, способного объединить свои усилия в процессе решения поставленной задачи с целью выработки наиболее адекватной ситуации решения и быстрого его достижения, а именно способность сформировать игровую командную коммуникацию у юных баскетболистов, в сфере дополнительного образования. А это значит, что команда - это не только модное слово, а реально функционирующая структура, которая требует плодотворной работы, для эффективного выполнения задач в спорте, а также различных сферах жизнедеятельности. Перед системой дополнительного образования стоит важная задача подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, способных работать в команде и обладать для этого соответствующими умениями и навыками игровой коммуникации, которые являются универсальными, т.к. могут использоваться не только в спорте, но и в других аспектах жизнедеятельности.
Баскетбол, одна из наиболее массовых спортивных игр во всем мире, играть в баскетбол престижно. Победа на крупнейших международных соревнованиях по баскетболу, особенно на олимпийский играх и чемпионатах мира, значительно повышает спортивный, а, следовательно, и политический авторитет страны. В настоящее время отличается психологическими или физиологическими характеристиками, нужны они для того что бы стать престижным игроком, играть в престижной команде, занимать победные места на крупнейших соревнованиях высокого уровня.
Результаты анализа крупнейших соревнований показывают, что тенденцией современного баскетбола является жесткое требование к повышению игровой коммуникации спортсменов баскетбольной команды. Командный характер игры обуславливает требование к качеству взаимодействия игроков в процессе соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, а так же с тренерами, судьями.
Начало систематической спортивной деятельности юных баскетболистов, мальчиков и девочек, приходится на возраст 9-10 лет. Подростковый возраст - один из самых трудных и даже опасных возрастных периодов. Он характеризуется изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения. Потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обуславливают появление новой ведущей деятельности - общения.
А.П. Травина установила, что достижение игрового взаимопонимания определяется двумя группами факторов: субъективными, характеризующими согласованность взаимодействия, и объективными характеризующими сложность спортивно-игровой деятельности, - дефицитом времени (выполнение игровых приемов в резко ограниченных отрезках времени) и дефицитом информации (необходимость выбора одного решения из множества возможных вариантов) [7, 17]. Вышесказанное позволяет
заключить, что до последнего времени исследователи уделяли основное внимание факторам, являющимся косвенным по отношению к личностным характеристикам, определяющим успех в общении, и игнорировали факторы, непосредственно детерминирующие успех коммуникации, т.е. коммуникативные способности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречий между:
1) большой значимостью для соревновательной деятельности эффективного взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта, в частности игры баскетбол, и отсутствием необходимого внимания в теории и методике спортивной подготовки развитию коммуникации юных баскетболистов;
2) ориентацией современной теории спортивной подготовки на всестороннее развитие личности спортсменов-школьников и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к юным баскетболистам младшего школьного возраста в процессе развития коммуникативных способностей;
3) признание общения в качестве ведущей деятельности младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью научно¬методического обеспечения процесса формирования игрового взаимопонимания между юными спортсменами.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и обосновании комплекса упражнений, направленных на эффективное формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Таким образом, выявленные проблема и противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования».
Объект исследования: процесс спортивной подготовки юных баскетболистов в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений, направленного на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
- будут учтены психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности обучающихся;
- будет разработан специальный комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет;
- разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9 -10 лет, будет реализовываться в системе дополнительного образования.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
3. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2023 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка комплекса упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Второй этап исследования (сентябрь 2023 г. - середина марта 2024 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2024 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МАУ ДО «Спортивная школа по видам единоборств» г. Красноярск. В исследовании было задействовано 20 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о потенциале баскетбола как важного средства формирования игровой коммуникации и вносят тем самым вклад в исследование целостной концепции воспитания личности. Комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования, уточняет имеющиеся теоретические представления о способах формирования игровой коммуникации в спорте в целом.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации комплекса упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МАУ ДО «Спортивная школа по видам единоборств» г. Красноярск.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, таблиц и гистограмм.
Поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой является подготовка подрастающего поколения, способного объединить свои усилия в процессе решения поставленной задачи с целью выработки наиболее адекватной ситуации решения и быстрого его достижения, а именно способность сформировать игровую командную коммуникацию у юных баскетболистов, в сфере дополнительного образования. А это значит, что команда - это не только модное слово, а реально функционирующая структура, которая требует плодотворной работы, для эффективного выполнения задач в спорте, а также различных сферах жизнедеятельности. Перед системой дополнительного образования стоит важная задача подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, способных работать в команде и обладать для этого соответствующими умениями и навыками игровой коммуникации, которые являются универсальными, т.к. могут использоваться не только в спорте, но и в других аспектах жизнедеятельности.
Баскетбол, одна из наиболее массовых спортивных игр во всем мире, играть в баскетбол престижно. Победа на крупнейших международных соревнованиях по баскетболу, особенно на олимпийский играх и чемпионатах мира, значительно повышает спортивный, а, следовательно, и политический авторитет страны. В настоящее время отличается психологическими или физиологическими характеристиками, нужны они для того что бы стать престижным игроком, играть в престижной команде, занимать победные места на крупнейших соревнованиях высокого уровня.
Результаты анализа крупнейших соревнований показывают, что тенденцией современного баскетбола является жесткое требование к повышению игровой коммуникации спортсменов баскетбольной команды. Командный характер игры обуславливает требование к качеству взаимодействия игроков в процессе соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, а так же с тренерами, судьями.
Начало систематической спортивной деятельности юных баскетболистов, мальчиков и девочек, приходится на возраст 9-10 лет. Подростковый возраст - один из самых трудных и даже опасных возрастных периодов. Он характеризуется изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения. Потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обуславливают появление новой ведущей деятельности - общения.
А.П. Травина установила, что достижение игрового взаимопонимания определяется двумя группами факторов: субъективными, характеризующими согласованность взаимодействия, и объективными характеризующими сложность спортивно-игровой деятельности, - дефицитом времени (выполнение игровых приемов в резко ограниченных отрезках времени) и дефицитом информации (необходимость выбора одного решения из множества возможных вариантов) [7, 17]. Вышесказанное позволяет
заключить, что до последнего времени исследователи уделяли основное внимание факторам, являющимся косвенным по отношению к личностным характеристикам, определяющим успех в общении, и игнорировали факторы, непосредственно детерминирующие успех коммуникации, т.е. коммуникативные способности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречий между:
1) большой значимостью для соревновательной деятельности эффективного взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта, в частности игры баскетбол, и отсутствием необходимого внимания в теории и методике спортивной подготовки развитию коммуникации юных баскетболистов;
2) ориентацией современной теории спортивной подготовки на всестороннее развитие личности спортсменов-школьников и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к юным баскетболистам младшего школьного возраста в процессе развития коммуникативных способностей;
3) признание общения в качестве ведущей деятельности младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью научно¬методического обеспечения процесса формирования игрового взаимопонимания между юными спортсменами.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и обосновании комплекса упражнений, направленных на эффективное формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Таким образом, выявленные проблема и противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования».
Объект исследования: процесс спортивной подготовки юных баскетболистов в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений, направленного на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
- будут учтены психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности обучающихся;
- будет разработан специальный комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет;
- разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9 -10 лет, будет реализовываться в системе дополнительного образования.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
3. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2023 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка комплекса упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Второй этап исследования (сентябрь 2023 г. - середина марта 2024 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2024 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МАУ ДО «Спортивная школа по видам единоборств» г. Красноярск. В исследовании было задействовано 20 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о потенциале баскетбола как важного средства формирования игровой коммуникации и вносят тем самым вклад в исследование целостной концепции воспитания личности. Комплекс упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования, уточняет имеющиеся теоретические представления о способах формирования игровой коммуникации в спорте в целом.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации комплекса упражнений, направленный на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МАУ ДО «Спортивная школа по видам единоборств» г. Красноярск.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, таблиц и гистограмм.
В результате проведенного нами исследования был решен ряд следующих задач:
1. Проведен анализ учебно-методическую литературу по проблеме исследования, благодаря которому мы определили актуальность, поставили цели, задачи, а также, нашли необходимые данные для разработки комплекса.
2. Раскрыли особенности формирования игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования, определили особенности данного возрастного периода, выявили факторы, которые могут повлиять на развитие игровой коммуникации
3. Разработали комплекс упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
4. Экспериментально проверили эффективность разработанного комплекса упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
5. Проанализировали полученные результаты, благодаря тестированиям, направленным на выявление уровней игровой коммуникации на начало и окончание эксперимента.
По результатам проведённого исследования методом сравнительного анализа была подтверждена эффективность разработанного нами комплекса, уровни игрового взаимодействия у юных баскетболистов возросли, а также улучшилось командное взаимодействие.
Исходя из этого, цель данной работы достигнута, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.
Следовательно, эксперимент можно считать успешным, а его результаты положительными.
1. Проведен анализ учебно-методическую литературу по проблеме исследования, благодаря которому мы определили актуальность, поставили цели, задачи, а также, нашли необходимые данные для разработки комплекса.
2. Раскрыли особенности формирования игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования, определили особенности данного возрастного периода, выявили факторы, которые могут повлиять на развитие игровой коммуникации
3. Разработали комплекс упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
4. Экспериментально проверили эффективность разработанного комплекса упражнений, направленных на формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования.
5. Проанализировали полученные результаты, благодаря тестированиям, направленным на выявление уровней игровой коммуникации на начало и окончание эксперимента.
По результатам проведённого исследования методом сравнительного анализа была подтверждена эффективность разработанного нами комплекса, уровни игрового взаимодействия у юных баскетболистов возросли, а также улучшилось командное взаимодействие.
Исходя из этого, цель данной работы достигнута, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.
Следовательно, эксперимент можно считать успешным, а его результаты положительными.



