Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №153948

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Современное состояние проблемы преодоления оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием
речи 9
1.2 Особенности формирования оптико-пространственных
представлений у детей с общим недоразвитием речи III
уровня 24
1.3 Обзор методов и приемов, направленных на определение оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 34
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 42
2.2. Интерпритация результатов констатирующего
эксперимента 49
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 54
3.2. Эффективность экспериментальной работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

В современных условиях общественных отношений и модернизационных процессов в образовании актуализируется проблема обучения детей с нарушениями различного рода. В настоящее время отмечается ряд проблем у детей младшего школьного возраста. Именно на эту категорию школьников нужно обращать повышенное внимание, в связи с необходимостью обеспечить благоприятные условия для дальнейшего обучения ребенка.
Среди современных школьников младшего возраста, ведущими проблемами являются нарушения логопедического характера. Речевые нарушения приводят к серьезным трудностям ребенка в процессе обучения, в частности у детей с речевыми нарушениями наблюдаются отклонения в устной и письменной речи.
Наиболее распространенным логопедическим заключением для младших школьников является общие нарушения речи III уровня. Дети с таким нарушением испытывают трудности в развитии письменной речи, которые являются предпосылками к разным видам дисграфий. Частым нарушением у младших школьников является оптическая дисграфия. В связи с этим проблема коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня представляет большую актуальность. Коррекция оптической дисграфии представляет собой не только проблему логопедического и образовательного характера, но и содержит существенный потенциал для социализации школьника и развития его познавательного интереса.
Проблем коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня касаются в своих работах ряд отечественных логопедов. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина).[1, 30] Свой вклад в изучении дисграфии у младших школьников внесли такие учёные как: Р.И. Лалаева, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, Ф.А.Рау, О.А. Токарева и другие. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом формирование навыка письма изучено мало, а интерес к этой проблеме не угасает.
Оптико-пространсвенные представления необходимы для социализации личности, успешности познания и активного преобразования действительности. Пользование оптико­
пространственными на свободном уровне, дает возможность обладать фундаментальным умением, объединяющим разные виды деятельности. Для современной школы весьма актуальной проблемой является возникновение школьной дезадаптациии детей на начальном этапе обучения.
У 30% школьников 6 - 8 лет имеются предпосылки оптической дисграфии, которые являются следствием проблем освоения родного языка. Своевременная обнаружения проблем данного характера и их коррекция поможет устранить не только трудности изучения русского языка, но и предотвратит сложности на всем дальнейшем обучении.При отсутствии специализированной и организованной помощи у обучающегося может возникнуть замкнутость в себе, проявление тревожности и низкой самооценки. Кроме того, ситуация неуспеха достаточно быстро формирует отрицательное отношение к урокам в школе, боязнь учителя, что напрямую ведет к снижению успеваемости по всем предметам [7].
В числе младших школьников с патологиями речи высокий процент составляют дети с общим недоразвитием речи. Известно, что при общем нарушении речи можно наблюдать недостатки всех компонентов системы речи (лексико-грамматической, фонетико­фонематической), в последствии более позднее начало речевого развития и низкая речевая активность в целом.
Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися [19].
Для детей с дисграфией характерны отклонения в развитии речи и других психических процессов, которые определяют трудности в обучении грамоте. Данные трудности определяются особенностями формирования. Во многочисленных исследовательских работах по общей и специальной психологии обращается внимание на сложности овладения грамотой, которые неразрывно связаны с недостаточной сформированностью невербальных психических процессов, частности оптико-пространственного восприятия (Л.В. Венидиктова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова). Кроме того, по мнению исследователей, эффективность коррекции не очень высокая [23]. Исходя из этого, исследование данного вопроса имеет большое практическое значение, так как трудности формирования оптико- пространственных представлений влияют на овладении многими учебными предметами: письмо, литературное чтение, математика, ручной труд, изобразительное искусство, а так же могут быть причинами возникновения других проблем в обучении
Анализ специальной психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил определить противоречие между
необходимостью профилактики нарушений письменной речи у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным вниманием к данной проблеме на уровне младшего школьного образования. Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: изучение особенностей проявления и устранение
оптической дисграфии у обучающихся с общим недоразвитием речи....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несформированность процесса письма является одной из самых значимых и актуальных проблем для школьного обучения, именно письмо из цели обучения становится средством дальнейшего получения знаний обучающимися. Анализ литературы по данной проблеме позволил отметить, что в основном авторы связывают на рушения устной ре чи и дисграфию (О.А. Токарева , А .Н. Корне в, И.В. Прищепова , М.Е . Хватцев, Р.Е . Ле вина , Л.Г. Парамонова , Е .А . Логинова , И.Н. Садовникова , Р.И. Ла ла е ва )....


1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их
нейропсихологическая диагностика - М .,2001.- С 52-58.
2. Волкова Г.А., Методика психолого-педагогического
обсле дова ния де те й с на руше ниями ре чи. Вопросы диффе ре нциа льной диагностики - СПб. 2003.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные
психологиче ские иссле дова ния. - М.: Изда те льство А ПН РСФСР, 1959
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1961г- 472с.
5. Буцыкина Т.П., Вартанян Г.Н. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников. //Логопед. 2005. №3.
6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. - М., 2005 г.
7. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. М., 2004
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопе диче ской ра боты в условиях дошкольного обра зова те льного учре жде ния. Ме тод.ре коме нда ции. СПб. 2000.
9. Дубровска я Н.Ф., Фа рбе р Д.А., Бе зруких М.М.,
Психофизиология ре бе нка . М., 2000.
10. Е кжа нова Е .А ., Стре бе ле ва Е.А. Систе ма те мный подход к ра зра ботке програ ммы корре кционного-ра звива юще го обуче ния де те й с на руше ниями инте лле кта //Де фе ктология. 1999. №6.
11. Е ле цкая О.В., Логинова Е .А., Пе ньковская Г.А ., Смирнова В.П., Тараканова А .А ., Тимакова С.М., Щукина Д.А . Мониторинг корре кционно-логопе диче ской ра боты. Уче бно-ме тодиче ское пособие / под ред. О.В. Елецкой. - М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
12. . Елецкая О. В., Смирнова В. П., Хвостова О. А., Куликова
Н. С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Научно­
методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 11-15. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2015/75280.htm.
13. Елецкая О. В., Логинова Е. А., Щукина Д. А. Научно­
теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 36-40. - URL: http://e -koncept.ru/2015/75285.htm.
14. Елецкая О. В., Паскина Н. В., Пионтек А. В., Черевичная
Н. Н. Пути формирования целеобразования как первой фазы учебной де яте льности у уча щихся начальных кла ссов с за де ржкой психического развития на уроках русского языка // Научно­методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75288.htm.Жинкин Н.И. Язык.
Речь. Творчество. - М. Лабиринт, 1998.
15. Жинкин Н.И. Инте лле кт, язык и речь...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ