ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Современное состояние проблемы преодоления оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием
речи 9
1.2 Особенности формирования оптико-пространственных
представлений у детей с общим недоразвитием речи III
уровня 24
1.3 Обзор методов и приемов, направленных на определение оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 34
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 42
2.2. Интерпритация результатов констатирующего
эксперимента 49
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 54
3.2. Эффективность экспериментальной работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
В современных условиях общественных отношений и модернизационных процессов в образовании актуализируется проблема обучения детей с нарушениями различного рода. В настоящее время отмечается ряд проблем у детей младшего школьного возраста. Именно на эту категорию школьников нужно обращать повышенное внимание, в связи с необходимостью обеспечить благоприятные условия для дальнейшего обучения ребенка.
Среди современных школьников младшего возраста, ведущими проблемами являются нарушения логопедического характера. Речевые нарушения приводят к серьезным трудностям ребенка в процессе обучения, в частности у детей с речевыми нарушениями наблюдаются отклонения в устной и письменной речи.
Наиболее распространенным логопедическим заключением для младших школьников является общие нарушения речи III уровня. Дети с таким нарушением испытывают трудности в развитии письменной речи, которые являются предпосылками к разным видам дисграфий. Частым нарушением у младших школьников является оптическая дисграфия. В связи с этим проблема коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня представляет большую актуальность. Коррекция оптической дисграфии представляет собой не только проблему логопедического и образовательного характера, но и содержит существенный потенциал для социализации школьника и развития его познавательного интереса.
Проблем коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня касаются в своих работах ряд отечественных логопедов. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина).[1, 30] Свой вклад в изучении дисграфии у младших школьников внесли такие учёные как: Р.И. Лалаева, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, Ф.А.Рау, О.А. Токарева и другие. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом формирование навыка письма изучено мало, а интерес к этой проблеме не угасает.
Оптико-пространсвенные представления необходимы для социализации личности, успешности познания и активного преобразования действительности. Пользование оптико
пространственными на свободном уровне, дает возможность обладать фундаментальным умением, объединяющим разные виды деятельности. Для современной школы весьма актуальной проблемой является возникновение школьной дезадаптациии детей на начальном этапе обучения.
У 30% школьников 6 - 8 лет имеются предпосылки оптической дисграфии, которые являются следствием проблем освоения родного языка. Своевременная обнаружения проблем данного характера и их коррекция поможет устранить не только трудности изучения русского языка, но и предотвратит сложности на всем дальнейшем обучении.При отсутствии специализированной и организованной помощи у обучающегося может возникнуть замкнутость в себе, проявление тревожности и низкой самооценки. Кроме того, ситуация неуспеха достаточно быстро формирует отрицательное отношение к урокам в школе, боязнь учителя, что напрямую ведет к снижению успеваемости по всем предметам [7].
В числе младших школьников с патологиями речи высокий процент составляют дети с общим недоразвитием речи. Известно, что при общем нарушении речи можно наблюдать недостатки всех компонентов системы речи (лексико-грамматической, фонетикофонематической), в последствии более позднее начало речевого развития и низкая речевая активность в целом.
Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися [19].
Для детей с дисграфией характерны отклонения в развитии речи и других психических процессов, которые определяют трудности в обучении грамоте. Данные трудности определяются особенностями формирования. Во многочисленных исследовательских работах по общей и специальной психологии обращается внимание на сложности овладения грамотой, которые неразрывно связаны с недостаточной сформированностью невербальных психических процессов, частности оптико-пространственного восприятия (Л.В. Венидиктова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова). Кроме того, по мнению исследователей, эффективность коррекции не очень высокая [23]. Исходя из этого, исследование данного вопроса имеет большое практическое значение, так как трудности формирования оптико- пространственных представлений влияют на овладении многими учебными предметами: письмо, литературное чтение, математика, ручной труд, изобразительное искусство, а так же могут быть причинами возникновения других проблем в обучении
Анализ специальной психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил определить противоречие между
необходимостью профилактики нарушений письменной речи у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным вниманием к данной проблеме на уровне младшего школьного образования. Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: изучение особенностей проявления и устранение
оптической дисграфии у обучающихся с общим недоразвитием речи....
Несформированность процесса письма является одной из самых значимых и актуальных проблем для школьного обучения, именно письмо из цели обучения становится средством дальнейшего получения знаний обучающимися. Анализ литературы по данной проблеме позволил отметить, что в основном авторы связывают на рушения устной ре чи и дисграфию (О.А. Токарева , А .Н. Корне в, И.В. Прищепова , М.Е . Хватцев, Р.Е . Ле вина , Л.Г. Парамонова , Е .А . Логинова , И.Н. Садовникова , Р.И. Ла ла е ва )....
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их
нейропсихологическая диагностика - М .,2001.- С 52-58.
2. Волкова Г.А., Методика психолого-педагогического
обсле дова ния де те й с на руше ниями ре чи. Вопросы диффе ре нциа льной диагностики - СПб. 2003.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные
психологиче ские иссле дова ния. - М.: Изда те льство А ПН РСФСР, 1959
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1961г- 472с.
5. Буцыкина Т.П., Вартанян Г.Н. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников. //Логопед. 2005. №3.
6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. - М., 2005 г.
7. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. М., 2004
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопе диче ской ра боты в условиях дошкольного обра зова те льного учре жде ния. Ме тод.ре коме нда ции. СПб. 2000.
9. Дубровска я Н.Ф., Фа рбе р Д.А., Бе зруких М.М.,
Психофизиология ре бе нка . М., 2000.
10. Е кжа нова Е .А ., Стре бе ле ва Е.А. Систе ма те мный подход к ра зра ботке програ ммы корре кционного-ра звива юще го обуче ния де те й с на руше ниями инте лле кта //Де фе ктология. 1999. №6.
11. Е ле цкая О.В., Логинова Е .А., Пе ньковская Г.А ., Смирнова В.П., Тараканова А .А ., Тимакова С.М., Щукина Д.А . Мониторинг корре кционно-логопе диче ской ра боты. Уче бно-ме тодиче ское пособие / под ред. О.В. Елецкой. - М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
12. . Елецкая О. В., Смирнова В. П., Хвостова О. А., Куликова
Н. С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Научно
методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 11-15. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2015/75280.htm.
13. Елецкая О. В., Логинова Е. А., Щукина Д. А. Научно
теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 36-40. - URL: http://e -koncept.ru/2015/75285.htm.
14. Елецкая О. В., Паскина Н. В., Пионтек А. В., Черевичная
Н. Н. Пути формирования целеобразования как первой фазы учебной де яте льности у уча щихся начальных кла ссов с за де ржкой психического развития на уроках русского языка // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75288.htm.Жинкин Н.И. Язык.
Речь. Творчество. - М. Лабиринт, 1998.
15. Жинкин Н.И. Инте лле кт, язык и речь...40