Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры 8
1.1. Психолого-педагогические особенности обучающихся среднего звена
общеобразовательной школы 8
1.2. Сущность понятия «команда» в социально-педагогических
исследованиях 14
1.3. Подвижные игры как эффективное средство формирования командного
взаимодействия пятиклассников 20
Выводы по первой главе 29
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры 31
2.1. Обоснование комплекса подвижных игр, направленных на
формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры 31
2.2. Оценка физической подготовленности и физического состояния
пятиклассников 37
2.3. Апробация комплекса подвижных игр, направленных на
формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры, и анализ опытно-экспериментальной работы по проверке его эффективности 42
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Практические рекомендации 62
Список использованных источников
Актуальность. В настоящее время современное общество диктует каждому человеку определенные требования, которые он должен соблюдать для того, чтобы плодотворно жить и трудиться. Среди этих требований особо нужно отметить быструю ориентацию на изменения во внешней среде, качественную интерпретацию получаемой извне информации, адекватную и быструю оценку в сложившейся конкретной ситуации. Достаточно мобильно и эффективно с данными требованиями справляются только те люди, которые умеют работать в команде, посредством создания наиболее благоприятных условий совместного труда.
Поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой является подготовка подрастающего поколения, способного объединить свои усилия в процессе решения поставленной задачи с целью выработки наиболее адекватного ситуации решения и быстрого его достижения. А это значит, что команда - это не только модное слово, а реально функционирующая структура, которая все чаще используется для эффективного выполнения задач в различных сферах деятельности. Перед отечественной системой образования стоит важная задача подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, способных работать в команде и обладать для этого соответствующими умениями и навыками, которые являются универсальными, т.к. могут использоваться в самых разнообразных областях жизнедеятельности человека (промышленности, экономике, политике, спорте и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в портрете выпускника основной школы акцентируется внимание на том, что он уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов [45]. В метапредметных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования в пункте 9 также нашло отражение умение взаимодействовать в команде - «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов» [45].
Необходимым потенциалом в реализации данного направления и для достижения указанного метапредметного результата обладают многие учебные предметы, в том числе и физическая культура, располагающая целым арсеналом командных игр: футбол, баскетбол, волейбол и др., где опять же перед педагогом встает задача научить школьников слаженно играть в команде. Эффективными средствами для её решения могут выступать подвижные игры и игровые упражнения.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной образовательной теории и практике существует противоречия между:
- возросшей потребностью общества в выпускниках образовательных организаций, владеющих навыками командного взаимодействия для решения социальных и будущих профессиональных задач, и сохраняющимися традиционными подходами к организации образовательного процесса в нынешней системе образования, не обеспечивающей развитие командного взаимодействия в образовательном процессе;
- социальным заказом системы образования на воспитание высоконравственной личности, умеющей продуктивно работать в команде, и недостаточным использованием в этом воспитании потенциала уроков физической культуры в общеобразовательной школе;
- многообразием подвижных игр, находящихся в арсенале учителя физической культуры, и их фрагментарным использованием в формировании командного взаимодействия обучающихся на уроках физической культуры.
На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: какова роль подвижных игр в формировании командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры?
Обозначенные актуальность, противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование командного взаимодействия обучающихся 5 классов на уроках физической культуры».
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в среднем звене школы.
Предмет исследования: комплекс подвижных игр, направленный на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса подвижных игр, направленных на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: формирование командного взаимодействия обучающихся 5 классов на уроках физической культуры будет эффективным если:
- выявлены и учтены особенности формирования командного взаимодействия пятиклассников;
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования командного взаимодействия у учащихся пятых классов посредством подвижных игр;
- разработан и реализован комплекс подвижных игр, направленный на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
3. Разработать комплекс подвижных игр, направленный на формирование командного взаимодействия пятиклассников.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной комплекса.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2021 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка комплекса подвижных игр, направленных на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Второй этап исследования (сентябрь 2021 г. - май 2022 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2022 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа № 19 имени А.В.
Седельникова» г. Красноярска. В исследовании было задействовано 48 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о воспитательном потенциале подвижных игр как важного средства формирования командного взаимодействия и вносят тем самым вклад в исследование целостной концепции воспитания личности. Комплекс подвижных игр, направленный на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры, уточняет имеющиеся теоретические представления о способах формирования морально-волевой воспитанности личности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации комплекса подвижных игр, направленный на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа № 19 имени А.В. Седельникова» г. Красноярска.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка (54 источника), 68 страниц.
Проблема формирования командного взаимодействия в педагогике очень остро встала не так давно и стала следствием тенденций изменения как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры в школе не достаточно изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры, разработали и реализовали комплекс подвижных игр, включая и элементы спортивных игр.
Для его реализации было необходимо влиться в уже существующее образовательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные подвижные игра, способствующие формированию командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс подвижных игр, направленных на формирование командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Оценка физической подготовленности и физического состояния обучающихся 5 классов на выявила низкий уровень исследуемых показателей.
В ходе исследования комплекс подвижных игр для пятиклассников показал высокую эффективность в повышении как уровня физической подготовленности обучающихся, так и в командном взаимодействии между школьниками в процессе проведения подвижных игр и облегчает освоение учебного материала по спортивным играм.
Повышение уровня командного взаимодействия наглядно демонстрирует прирост показателей навыков игры в волейбол и баскетбол. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию командного взаимодействия пятиклассников на уроках физической культуры подтвердила нашу гипотезу.
1. Аврамова Н.В. Повышение спортивного мастерства квалифицированных волейболисток 15-17 лет на основе программирования и коррекции ведущих технических приемов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Аврамова. - Набережные Челны, 2017. - 23 с.
2. Аджиева Е.М. Личностное развитие учащегося в коллективном взаимодействии // Современные проблемы в образовании: теория и практика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (24 ноября 2017 г., г. Коломна). - Коломна, 2017. - С. 140-147.
3. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 2017. - С. 440-446.
4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - С.42-168.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
6. Ашибоков М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов // Вестник АГУ. - 2006. - №1 (20). - С.290-293.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.:
Физкультура и спорт, 2000. - 223 с.
8. Байбородова Л.В. Методика обучения физической культуре. - М.: Владос,
2014. - 248 с.
9. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2019. - 368 с.
10. Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения. - М.: КноРус, 2017. - 304 с.
11. Белбин Р.М. Команды менеджеров: секреты успеха и причины неудач. - М.: HIPPO, 2003. - 315 с.
12. Беляев A.B., Булыкина Л.В. Основные упражнения как средство разивтия физических качеств волейболисток // Детский тренер (журнал в журнале). -
2015. - № 4. - С. 14.
13. Беляев A.B. Волейбол на уроке физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 143 с.
14. Бурцев A.B. Педагогические основы использования экстраполяции в процессе спортивной подготовки волейболистов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №7. - С. 71-73.
15. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. - М.: Академия, 2018. - 494 с.
16. Геллерт М., Новак К. Всё о командообразовании: руководство для тренеров: пер. с нем. - М.: Вершина, 2016. - 352 с.
17. Глинская Е.Г. Совершенствование приёмов волейбола // Физическая культура в школе. - 2016. - №5. - С.33-36.
18. Гогунов Б.И., Мартьянов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
19. Гончарова А.В. Индивидуально-тактические компоненты надежности защитных действий волейболисток: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Гончарова. - Малаховка, 2018. - 25 с.
20. Губа Д.В., Родин А.В. Обоснование индивидуальной тактической подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №4. - С. 46.
21. Данишкина С.И., Ермакова Е.В. Реализация межпредметных связей физики и физической культуры // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь).
22. Дотоль И.В. Доверие как необходимый элемент коллективного взаимодействия // Труды братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - Т. 1. - С. 78-80.
23. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 520 с.
24. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 400 с.
25. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с.
26. Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Методика обучения физической культуре. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 256 с.
27. Карцева И.В. Подготовка волейболистов посредством подвижных игр // Физическая культура в школе: научно-методический журнал. - 2010. - №6. - С.12-17.
28. Катценбах Дж., Смит К.Д. Командный подход. Создание высокоэффективной организации (The Wisdon of Teams). - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 376 с.
29. Каширин В.А., Бурцев А.В., Назаренко Л.Д. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов. - Ульяновск: УлГУ, 2018. - 132 с.
30. Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: дисс... канд. пед. наук / Д.Д. Кечкин. - Тула, 2019. - 149 с.
31. Куманева О.С. Технология формирования команды на этапе углубленной специализации у волейболисток-подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - №6. - С.48
32. Лях В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
33. Макаров Ю.М., Луткова Н.В., Минина Л.Н. Теория и методика обучения
базовым видам спорта: Подвижные игры. - М.: Издательский центр
«Академия», 2018. - 272 с.
34. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры. - М.: Феникс, 2018. - 576 с.
35. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2018. - 432 с.
36. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс+, 2018. - 320 с.
37. Пересыпкина Ю.Ю. Теория и методология обучения физической культуре
в общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 642-645. — URL https://moluch.ru/archive/148/41004/(дата обращения:
12.03.2022).
38. Письменский И.А., Аплянов Ю.Н. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2018. - 494 с.
39. Погорелов И.А. Принятие решения в условиях коллективного взаимодействия // Проблемы социальной зрелости современной молодежи: материалы международного семинара молодых ученых и аспирантов (23 апреля 2013 г., г. Тамбов). - Тамбов, 2018. - С. 150-152.
40. Погорелов И.А. Особенности самореализации личности при принятии решения в условиях коллективного взаимодействия // Психологические проблемы самореализации современной молодежи: материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов (23 апреля 2014 г., г. Тамбов). - Тамбов, 2018. - С. 127-131.
41. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №
889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163(дата обращения 20.03.2022)
42. Соболева Н.В., Галчинова Д.М. Использование игрового метода для воспитания физических качеств у детей 7-8 лет на занятиях ритмической гимнастикой // Научные труды: ежегодник СибГУФК. - Омск, 2018. - С. 44¬47.
43. Тихонов А.М., Полякова Т.А., Кечкин Д.Д. Физическая культура в школе с позиций системно-деятельностного подхода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». - 2018. - № 4. - С. 2-4.
44. Тихонов А.М., Голяков И.П. Основные подходы к преподаванию
физической культуры в школе в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №5. - С. 13-15.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588(дата обращения: 10.02.2022).
46. Фуряева Т.В., Штумпф С.П. Национальные особенности командного взаимодействия в России // Всероссийская студенческая научно¬практическая конференция с международным участием «Культура и искусство: поиски и открытия». - Кемерово: КГИК, 22 апреля 2016 г. - С. 342-347.
47. Штумпф С.П., Рязанова З.Г., Строгова Н.Е. Инициативность участника команды как социально значимое качество личности будущего педагога // Концепт. - 2018. - № 9. - С. 98-115.
48. Шустова И.Ю., Никитина Н.Н. Технология организации коллективного взаимодействия школьников // Классный руководитель. - 2017. - № 6. - С. 74-84.
49. Шустова И.Ю., Никитина Н.Н. Технология организации коллективного взаимодействия школьников (продолжение) // Классный руководитель. - 2017. - № 7. - С. 91-107.
50. Шустова И.Ю., Никитина Н.Н. Технология организации коллективного взаимодействия школьников (окончание) // Классный руководитель. - 2017. - № 2. - С. 68-81.
51. Эйдер Е. Научно-методические основы возрастного развития и направленного совершенствования физических качеств школьников 7-19 лет: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. Эйдер. - Минск, 2000. - 38 с.
52. Ярая Е.Н. Коллективное взаимодействие детей дошкольного возраста средствами аэробики // Конструктивизм в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 октября 2018 г., г. Казань). - Казань, 2018. - С. 72-77.
53. Anderson L.A., Glover D.R. Building Character, Community, and a Growth Mindset in Physical Education: Activities That Promote Learning and Emotional and Social Development. - Human Kinetics, 2017. - 200 p.
54. Barker D., Quennerstedt M., Annerstedt C. Learning through group work in physical education: a symbolic interactionist approach // Sport, Education and Society. - 2015. - Vol. 20. - P. 604-623.