Введение 3
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты проблемы страхов в младшем школьном возрасте
1.1. Сущность детских страхов в психологической науке 6
1.2. Особенности проявления социальных страхов в младшем школьном
возрасте 14
1.3. Способы коррекции детских страхов с помощью игр 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное исследование страхов у детей младшего школьного возраста
2.1 Методика организации исследования 34
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 38
2.3 Педагогическая помощь преодоления страхов с помощью игр 43
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 71
Актуальность исследования. В обществе младшим школьникам приходится сталкиваться со страхами, которые не испытывали их в прошлом. Напряженный ритм обусловлен и усложнением объема школьных программ, повышением требований, предъявляемых к статусу школьника. Информационные перегрузки вызываются «компьютеризацией» и СМИ, далеко не всегда конструктивными. Сложившаяся ситуация обуславливает психическое напряжение в эмоциональных состояниях и формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей.
Влияние ряда факторов риска, к относят тактику педагогических воздействий, методик и обучения возрастным и особенностям детей, объём информации, загруженность заданиями, времени отдыха, чрезмерная продолжительность на фоне двигательной активности приводят к психоэмоциональному учащихся вызывающему стрессовые состояния.
Причины в деятельности в массовой общеобразовательной рассматривались педагогами и психологами. В качестве назывались: к обучению, в крайней своей выступающая как и запущенность; соматическая ребенка в длительных в дошкольный период; взаимоотношения с и учителем
Тревога и страхи, появляются у младшего возраста, существенно овладению обязательной программы. Тревога - это состояние неприятного без на то причины (причина только в человека). Но все же, наиболее опасной из всех является страх. Эмоция возникает в ответ на угрожающего и производной стресса. Страх, крайних выражений, подразумевает какой-либо или воображаемой опасности. волнения и в виде общего эмоционального лежат в основе, как страха, так и тревоги, т.е. в обоих отображено угрозы или чувства безопасности. Ребёнок в зависимости от структуры личности, опыта, взаимоотношений с и может как тревогу, так и страх, в от возникновения стресс.
Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в научной обусловлено пониманием того, сильно нарушения у детей влияют на личности ребенка, а на протекание его психических процессов .
В школьном возрасте страхи и изменяются. На вымышленным, иррациональным приходят серьезные заботы, наполняется жизнь школьника.
Кроме того, школьный - это возраст, перекрещиваются инстинктивные и опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, страха - это страх как аффективно воспринимаемая для жизни, в то как формы страха являются ее переработкой, рода страха .
Актуальностью проблемы является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
Цель исследования: выявить детские страхи ребёнка младшего школьного возраста и предложить способы их коррекции в младшем школьном возрасте.
Объектом является: страхи младшего школьника
Предмет : игры как средство корекции страха в младшем школьном возрасте .
Гипотеза исследования: педагогическая поддержка может значительно облегчить период коррекции страхов младшего школьника , если:
1) Использовать в учебной и в неурочной деятельности дидактические игры.
2) Вовлекать в образовательный процесс родителей.
Задачи исследования:
1) изучить теоретическую психолого-педагогическую литературу, проблемам страхов у детей школьного возраста.
2) дать характеристику причинам проявления в школьном возрасте;
3) изучить страхи у детей младшего возраста;
4) рассмотреть преодоления социальных страхов у младшего возраста;
5) провести экспериментальное исследование, и выявить актуальный уровень страхов у школьников;
6) предложить метод рекомендации ,включающие использование игр , по коррекции страхов в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: литературы, констатирующий
эксперимент,проективные методы, наблюдение .
База исследования: Гимназия №32 г.Красноярска , дети 8-9 лет , в количестве 50 человек , из которых 27 девочек и 23 мальчика.
Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод о том страх, определенную социализирующую и роль в формирования личности.
Детские являются иерархической структурой, определяется и гендерными закономерностями, особенностями ребёнка, его специфическим и установками, в социуме.
В школьном возрасте природные страхи, на самосохранения, социальными страхами, сложными, определяемыми. Например, как:
страх родителей, в нарушении сна, или активности. В результате, это скажется на и, как следствие, в школьного педагога, проблему и страхи на ступень;
страх «быть не тем», это - страх в младшем возрасте, несоответствия требованиям ближайшего (школа, сверстники, семья). этот можно при постоянной и ребенка. и должны быть и за дело;
страх или одиночества, состояние страха, возникает при или угрозе ребенка со для него лицами. Его патологическим, он чрезмерно интенсивен и длителен, он ущерб нормальному, для данного качеству или в том возрасте, обычно уже должен быть преодолен;
страх решений, или страх ответственности, в том, что ставит в даже простейшая выбора, так как все за него другие люди.
Необходимо отметить, что боязливость и страх в младшем школьном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности.
Выделяются следующие проявления страха:
соматические (физиологические);
субъективные (эмоциональные);
особенности когнитивного функционирования;
поведенческие (выражающиеся в в трех формах: нападение, бегство, ступор)
В экспериментальной части исследования поставили собой цель : выявить критерии страха младшего школьника В результате проведенного эксперимента были отобраны следующие параметры : молчание, пассивность, избегание общения , неуверенное поведение, дефекты речи(заикание)
После анализа результатов методики «Автопортрет» было выявлено ,что у младших школьников преобладает средний уровень - 76 %. У данных учащихся нет яркого проведения чувства страха , для них показательны ощущение беспокойства боязни , незащищенности через рисунок (заштрихованная фигура, большие глаза) скорее связанные с ситуативной тревожностью.
По выявленным результатам методики «Несуществующих животных» 64% учащихся показали средний уровень степени отношения к страхам , что говорит о нейтральном или положительном отношении к страхам и опасениям . Дети не боялись высказывать свои мысли и говорить об отношении к страхам, к сверстникам , к школе, к близким.
Данные методики «Страхи в домиках» показали , преобладающий уровень средний , представлен младшими школьниками 52 % . Количество страхов, соответствующих возрастной норме для данного возраста и пола ,превышает допустимый уровень (страхи были распределены по домикам пополам ).
1. Аверин В.А. детей и подростков. - СПб: Михайлова В.А., 2011. - 95с.
2. Акопян, Л.С. Психолого-педагогическое исследование детей школьного : дис. ... канд. психол. наук / Л.С. Акопян. - Самара, 2012.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психолигии .-М.2015-
240с.
4. Асламов А.Г. личности.- М., 2012.
5. Астапов В.М. у детей. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 291с.
6. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.
7. Белкин А.С. ли вы ребенка? - М., 2015.
8. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1987.
9. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181.
11. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.
12. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений обще-ния младших школьников в игровой группе // Семья в пси-хологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.
13. Вард И. Фобия. - М.: Проспект, 2002. - 78с.
14. Васина Е.М, адаптивных взаимосвязей ребенка к инновационной среды / Е.М. Васина, Н.Г. Блинова, С.Н. Витязь, - докладов VI Сибирского физиологического съезда. - Барнаул. - 2013. - 118с.
15. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с....67