Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 6 классе

Работа №153942

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты культуроведческой компетенции 5
§1.1. Концептуальные подходы к обучению русскому языку 5
§1.2. Определение культуроведческой компетенции 9
Вывод по главе 1 11
Глава 2. Технологии на уроках русского языка, способствующие формированию
культуроведческой компетенции 13
§2.1. Информационно-коммуникационные, проектные технологии и технология интеграции для формирования культуроведческой компетенции 13
§2.2. Анализ УМК под редакцией Т.А. Ладыженской 22
§2.3. Методическая разработка по формированию культуроведческой
компетенции на уроках русского языка 35
Вывод по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 46

Культуроведческая компетенция играет все более важную роль в преподавании русского языка в школах. Она является ключевым элементом в формировании духовно-нравственного мира учащихся, национального самосознания и ценностей общечеловеческого значения. Современные учителя русского языка стремятся познакомить своих учеников с культурой России, ее историей и достижениями, помогая при этом воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ. Ученые, преподаватели и общество признают, что обучение русскому языку на основе культурного контекста является необходимым, поскольку предмет является средством формирования мировоззрения, влияющим на мышление, менталитет и личностное развитие учащихся. Русский язык - это не только учебный предмет, но и ценный инструмент для усвоения других учебных дисциплин.
Актуальность работы обусловлена тем, что с каждым годом все более очевидными становятся изменения в социальном, экономическом и политическом пространстве РФ, что неумолимо влечет за собой изменения в сфере образования.
На наш взгляд, формирование культуроведческой компетенции у школьников является социально значимой задачей, реализация которой крайне положительно скажется на самосознании учащихся, а также на формирование патриотизма.
Цель работы состоит в выявлении эффективных приемов и методик для формирования культуроведческой компетенции. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с теоретической литературой по теме комплексных подходов в обучении;
2) определить сущность культуроведческой компетенции, ее задачи;
3) определить потенциал использования тех или иных технологий обучения на уроках русского языка;
4) проанализировать УМК.
Объект - процесс формирования культуроведческой компетенции.
Предметом выступают способы, методы и подходы для формирования культуроведческой компетенции у учеников среднего звена школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: гипотетико-дедуктивный метод, индукция, описательный метод, методика контекстуального анализа, компонентный анализ, моделирование, анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения результатов работы в создании конспектов уроков по русскому языку, внеурочной деятельности.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель выпускной квалификационной работы - выявить продуктивные приемы и технологии для формирования культуроведческой компетенции. Каждая из поставленных задач, а именно: 1) ознакомиться с теоретической литературой по теме комплексных подходов в обучении; 2) определить сущность культуроведческой компетенции, ее задачи; 3) выявить потенциал использования тех или иных технологий обучения на уроках русского языка;
4) проанализировать УМК была реализована.
Каждый национальный язык является самобытной системой, отражающей осознание действительности его носителями и формирующей их картину мира.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что регулярное использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их наблюдательности и эстетической восприимчивости.
При использовании культуроведческого подхода в методике обучения русскому языку, предполагается, что учащиеся будут усваивать не только языковую тематику, но и жизненный опыт русского народа, их культуру, традиции, религию. Это также означает, что будут формироваться нравственно - этические и духовно-эстетические ценности, которые будут влиять на мысли, чувства, поведение и поступки обучаемых. Благодаря такому подходу, будет развита коммуникативная и культуроведческая компетенции учеников, а также будет расширен их словарный запас специальной лексикой, искусствоведческими терминами. Это в свою очередь позволит им развивать связную речь и общаться в социально-культурной сфере.
Мы считаем, что развитие культуроведческой компетенции учащихся 6 классов способствует их углубленному пониманию истории и культуры, а также моделированию ценностных ориентиров и моральных принципов.



1. Агабалянц И.М. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-6 классов [Электронный ресурс] // URL:https://urok.1sept.ru/articles/676765(свободный; дата обращения: 06.03.2021)
2. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - M: Дрофа, 2004. - 240 с.
3. Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. - 2007. - № 4. - С. 3-7.
4. Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников / Т.М. Воителева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2014. - №3. - С. 98-103.
5. Галимова В.К. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка, 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://multiurok.ru/files/formirovanie-kulturovedcheskoi-kompetentsii-na-uro.html(свободный; дата обращения: 09.04.2022)
6. Галимова Г.В. Культурологический подход в обучении русскому языку и литературе в средней школе / Г.В. Галимова // Вестник Казанского государственного педагогического университета. - 2015. - №3. - С. 76-81.
7. Гордеева Е.А. Культура языка и культура речи как интерактивные процессы в обучении русскому языку / Е.А. Гордеева // Вестник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2015. - №6. - С. 63-67.
8. Дебердеева Т.Х. К вопросу о формировании культуроведческой компетенции [Электронный ресурс] / Т.Х. Дебердеева // ВИПКРО. -
Режим доступа: wiki.vladimir.i-edu.ru/images/b/b8/Stat_dederdeeva.doc
(свободный; дата обращения: 19.02.2022)
9. Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках
русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс - Официальный сайт]. URL:
http://festival.1september.ru/articles/5656700(свободный; дата обращения 19.02.2022)
10. Земскова Е.В. Культурологический подход в обучении русскому языку и
литературе в условиях современной школы / Е.В. Земскова // Педагогическая наука в современной России: теория, практика,
перспективы. - 2015. - Т. 2. - №1. - С. 132-139.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 256 с
12. Косяков Д. Современные подходы к организации педагогического процесса [Электронный ресурс] // URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/podhody-k-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa/(свободный; дата обращения: 19.02.2022)
13. Кочеткова И.Н. Культурологический подход в обучении русскому языку на примере курса "Русский язык и культура" / И.Н. Кочеткова // XXI век: образование, наука, инновации. - 2017. - №2. - С. 9-15.
14. Кривуненко Е.В. Культурологический подход в обучении русскому языку в современной школе / Е.В. Кривуненко // Известия Казанского государственного педагогического университета. - 2016. - №2. - С. 341¬347.
15. Курамшина Р.Х. Культурологический подход в обучении русскому языку: теоретический и методический аспекты / Р.Х. Курамшина // Молодой ученый. - 2017. - № 40. - С. 871-873.
16. Лапина О.А. Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения, 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/08/10/formirovanie-kulturovedcheskoy-kompetentsii(свободный; дата обращения: 09.04.2022)
17. Махотина И.В. Концептуальный подход в преподавании русского
языка [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/statya-
konceptualniy-podhod-v-prepodavanii-russkogo-yazika-2076687.html(свободный; дата обращения: 06.03.2022)
18. Михеев С.Н. Культурологический подход в обучении русскому языку: принципы и методы / С.Н. Михеев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №1. - С. 125-129.
19. Муратов С.С. Культурогенная компонента в процессе овладения русским языком / С.С. Муратов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2013. - Т. 17. - №1. - С. 147-152.
процесса [Электронный ресурс] // URL:
20. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций с прил.на электронном носителе в 2 ч / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2014.
21. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций /
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.:
Просвещение, 2014.
22. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2015.
23. Сеченова О.А. Интеграция культурологического компонента в обучении русскому языку / О.А. Сеченова // Вопросы образования. - 2017. - № 5. - С. 193-202.
24. Синькова Н.Н. Культурологический подход в обучении русскому языку и литературе в современной школе / Н.Н. Синькова // Вестник Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. -
2017. - № 4. - С. 25-29.
25. Федяева О.И. Формирование культуроведческой компетенции средствами фольклора на уроках русского языка в начальной школе, Белгород, 2016 - 88 с.
26. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты
[Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - URL:http://eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm(свободный; дата
обращения 19.02.2022)
27. Чуракова О. В. Интеграция лингвистических и культурологических методов в преподавании языка как способ формирования культурологической компетенции учащихся / О. В. Чуракова, А. М. Ямалетдинова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2018. - № 6. - С. 1160-1166.
28. Шарипова Д.И. Культуроведческий аспект курса «Русский язык и культура речи» на нефилологических факультетах вузов / Д.И. Шарипова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (6), 2009. - С. 1463 - 1467
29. Шахназарова А.А. Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника. 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://multiurok.ru/files/kulturovedcheskaia-kompetentsiia-v-prepodavanii-ru.html(свободный; дата обращения: 18.02.2022)
30. Яковенко Т.Н. Практика культурологического подхода в обучении русскому языку / Т.Н. Яковенко // Иностранные языки в школе. - 2013. - №6. - С. 15-21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ