Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты личностной организации времени профессиональной деятельности педагогов 9
1.1. Психологическое время личности и его структура 9
1.2. Личность как субъект организации времени 15
1.3. Временная перспектива как основа личностной организации
времени 25
1.4. Личностная организация времени в рамках профессиональной
деятельности педагогов 29
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личностной организации
времени педагогов 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ показателей субъективного восприятия времени педагогов 40
2.3. Анализ особенностей организации и переживания времени
педагогов 50
2.4. Рекомендации для педагогов в целях оптимизации временной
организации личности 60
Выводы по Главе 2 64
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение 79
Профессиональная деятельность педагога особенным образом соотносится с вопросом оптимальной организации времени. Одним из важнейших факторов, стимулирующих достижение целей профессионального развития, педагога является четкая организация рабочего времени.
Процесс обучения и передачи накопленного социального опыта подразумевает организацию многих видов педагогической деятельности, связанных с временным аспектом (составление программ обучения, где учитывается своевременность подачи информации, время, отводимое обучаемым на теоретическое усвоение материал, а также на практические занятия и т.п.). Одним из условий, определяющих профессиональную эффективность педагога, является оптимальная организация времени.
Организация времени личностью - одна из важнейших проблем психологии. На современном этапе развития общества все чаще приходится сталкиваться с проблемой отсутствия у личности навыков организации времени. Наиболее остро данная проблема возникает в области профессиональной деятельности, где требуется максимальная эффективность совершенных действий, их своевременность, или иными словами, выполнение должностных обязанностей и заданий в определенные сроки. В основном проблема организации времени личностью имеет место быть ввиду того, что люди не чувствуют ценности такого ресурса как время и не видят необходимости в оптимальном управлении им.
Педагоги являются той категорией профессионалов, которые самостоятельно организуют свое время в рамках своей профессиональной деятельности, и то, насколько успешно это получается - демонстрирует их компетентность как личности и как профессионала. На современном этапе развития общества педагогическая деятельность в сфере образования представлена в виде двух основных направлений: в рамках государственной образовательной системы и частной педагогической практики [63].
Изучением особенностей временной организации жизнедеятельности занимались К.А. Абульханова-Славская, С.Л.Рубинштейн, Т.А. Доброхотова, H.A. Мусина, H.H. Брагина, Ю.М. Забродин и др.
Теоретические положения и принципы исследования проблемы времени, организации человеком времени своей жизни, представлены в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как В.И. Вернадский, И.Р. Пригожин, Г. Бакман, С.В. Мейен, В.П. Казарян, Г.Е. Михаловский, Д.А. Клеопов, Н.М. Черемных, В.И. Ковалев, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л.В. Бороздина,
И. А. Спиридонова, А.К. Болотова, Н.Н. Толстых, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, А. Бергсон, К. Левин, Ж. Нюттен, В. Ленс, Т. Гисме, З. Залески, Ф. Зимбардо Дж. Бойд и др.
В отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и других ученых проблема свойств личности педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической
деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения, однако до сих пор проблема личностной организации времени педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью, является малоизученной.
Цель данного исследования: выявить особенности личностной организации времени педагогов государственных образовательных учреждений и занимающихся частной педагогической деятельностью.
В качестве объекта исследования выступает личностная организация времени.
Предмет исследования: особенности личностной организации времени педагогов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью, будут отмечаться различия в особенностях восприятия, переживания и организации времени.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия личностной организации времени.
2. Выделить характеристики организации времени в рамках профессиональной деятельности педагогов.
3. Определить особенности личностной организации деятельности педагогов на основе проведенного эмпирического исследования.
4. Разработать рекомендаций для педагогов в целях оптимизации временной организации личности в рамках профессиональной деятельности.
Методологическими и теоретическими основами исследования явились подходы отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих суть психологических аспектов восприятия времени (Б.Г. Ананьев, А. Бергсон, В.И. Вернадский, Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, С.Л. Рубинштейн, М.К. Тутушкина и др.); идеи и положения о личностных особенностях организации времени (К.А. Абульханова- Славская, В.И. Ковалев, Т.Н. Березина, О.В. Кузьмина, В.Ф. Серенкова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические аспекты временной перспективы (Ф. Зимбардо, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Бойд, А. Сырцова, О.В. Митина и др.); идеи о специфике организации времени в процессе профессиональной деятельности педагога (И.А. Виноградова, О.В. Кузьмина, В.Н. Мильцин, Е.И. Рабина, Л.И. Савва и др.).
Также методологическую основу исследования составляют принципы единства сознания и деятельности, развития, системности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.); принцип детерминизма, принцип активности и учета личностной способности к самоорганизации времени жизни; теоретические положения о личности как субъекте организации времени (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), концепция временной перспективы Ф.Зимбардо.....
В ходе данного исследования проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Рассмотрены аспекты психологического времени личности, изучены идеи и концепции личностной организации времени, временной перспективы личности.
По итогам теоретического анализа литературы определено понятие личностной организации времени, которое представляет собой способ оптимального соотнесения последовательности жизненных событий личностью таким образом, при котором обеспечивается эффективное планирование и организация времени в процессе деятельности. Основными компонентами личностной организации времени являются: восприятие времени, переживание времени, планирование, а также практическая организация времени.
Также в ходе исследования было установлено, что личностная организация времени зависит от особенностей профессиональной деятельности личности. Профессиональная деятельность определяет специфику личностной организации времени: особенности восприятия и переживания времени, планирования и организации времени изменяются в процессе профессиональной деятельности.
В исследовании рассматривались особенности личностной организации времени педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов-репетиторов, осуществляющих частную педагогическую деятельность. Исследовались такие компоненты личностной организации деятельности педагогов, как особенности субъективного восприятия личностью своего психологического времени; показатели самоорганизации деятельности; система отношений личности к временному континууму.
По результатам качественного и количественного анализа данных выявлена специфика личностной организации времени педагогов различной формы занятости, которая состоит в особенностях субъективного восприятия времени, а также в характерных особенностях переживания времени и его организации.
Так, особенностями личностной организации времени педагогов государственных образовательных учреждений являются: высокая активность времени, негативная эмоциональная окраска времени, низкая величина времени (дефицит времени), низкая ощущаемость времени; планомерность и склонность придерживаться запланированной структуры событий. Также выявлена тенденция к переживанию негативного прошлого и ориентация на будущее.
Особенностями личностной организации времени педагогов- репетиторов являются: некоторая пассивность времени, позитивная эмоциональная окраска времени, высокий уровень величины и ощущаемости времени, целеустремленность в организации своего времени. Также отмечаются более низкие показатели планомерности и склонность к изменению своих планов; принятие прошлого и ориентация на настоящее.
По результатам проведенного исследования выдвигаемая нами гипотеза о том, что у педагогов различной формы профессиональной занятости будут отмечаться различия в особенностях восприятия, переживания и организации времени, полностью подтвердилась.
1. Абульханова, К. А. Личностная организация времени жизни [Текст] / К. А. Абульханова // Мир психологии. - 2011. - № 3. - С. 93-104.
2. Абульханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как
субъекта деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская //
Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989. - С.110-133.
3. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская , Т.Н. Березина. - М.: СПб., Алетейя, 2001. - 304 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Принцип субъекта в философско-
психологической концепции С. Л. Рубинштейна [Текст] /
К.А. Абульханова-Славская // С.Л. Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы.- М.: Наука. - № 4. - 1989. - С. 36-38.
5. Абульханова-Славская, К.А. Проблема определения субъекта в
психологии [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские,
социокультурные аспекты). - Москва: Воронеж, 2001. - С. 36-53.
6. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] /
К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
7. Абульханова-Славская, К. А., Брушлинский А.В. Философско-
психологическая концепция С.Л. Рубинштейна [Текст] /
К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 243 с.
8. Адлер, Г. Практика эффективного использования времени [Текст] / Г. Адлер. - М.: Питер, 2002. - 125 с.
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.:ЛГУ, 1969. - 338 с.
10. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5.
• С. 61-73.
11. Аристотель. Физика [Текст] / Аристотель: пер. с греч. и примеч. В.П. Карпова. - Москва: КомКнига, 2010. - с.162-164.
12. Архангельский, Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений [Текст] / Г.А. Архангельский. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
• 168 с.
13. Аскин, Я.Ф. Проблема времени: ее философское истолкование [Текст] / Я. Ф. Аскин. - Москва: Мысль, 1966. - 198 с.
14. Бергсон, А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флеровой [Текст] / А. Бергсон. - М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2001. - 384 с.
15. Березина, Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности [Текст] / Т. Н. Березина. - Москва : ПЕР СЭ, 2001. - 320 с....97