ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические представления о памяти. Образная память как
вид памяти 8
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста 12
1.3. Условия и средства развития образной памяти у детей старшего
дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 28
2.1. Обоснование практического исследования развития образной памяти
старшего дошкольника 28
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
2.3. Разработка и реализация программы развитию образной памяти у детей
старшего дошкольного возраста, оценка ее эффективности 40
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Новые Федеральные стандарты дошкольного образования [43] глубоко и всесторонне отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования, учитывающие как традиционные нормативы, так и инновационные (новые запросы со стороны общества и государства, новые цели и задачи дошкольного образования), что в совокупности обеспечивает реализацию принципа вариативности, гибкости при проектировании образовательных программ. Есть общий ориентир в дошкольном образовании нашей страны: внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование, однако возможности, средства его достижения крайне разнообразны.
Российское образовательное учреждение каждого уровня ориентировано на воспитание творческой успешной личности, готовой проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность. Отсюда закономерным является процесс обновления содержания дошкольного образования, в общем, и педагогических технологий в частности (в связи с новым социальным запросом).
Это обстоятельство требует от воспитателей детских садов обращения к новым формам работы с дошкольниками. Таким, как совместная деятельность с педагогом и самостоятельная деятельность детей, позволяющие работникам образования обучать детей таким образом, чтобы малыши об этом даже не подозревали. Становится понятным, что развитие ребенка должно осуществляться в любимой детьми игре, а не в навязанной им учебной деятельности. В процессе игры педагог, не особенно нагружая сознание ребёнка, может многому научить последнего и развить в нем самые лучшие человеческие качества, а также развить важные психические познавательные процессы, в числе которых немаловажное значение имеют процессы памяти ребенка.
Память - основа личности, самая долговечная из наших способностей. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [33, с. 209].
Память развивается во всем онтогенезе развития личности, а первые проявления данного психического процесса приходятся на ранний возраст. Ребенок 2-3 лет уже способен запомнить ситуации, предметы, которые вызывают эмоции (как положительные, так и негативные), однако процесс запоминания происходит непреднамеренно, непроизвольно. Процессы памяти активно развиваются в дошкольном детстве, достигая качественно нового уровня в старшем дошкольном возрасте, когда повышается ее качество и объем, повышается произвольность: так, дети предшкольного возраста могут заучить стихотворения. Безусловно, дети пользуются еще механическим запоминанием (и соответствующей ему памятью - механической), т.е. запоминание обеспечивается многократными повторения заучиваемого материала.
В истории человечества встречаются примеры феноменальной памяти: например, А. Македонский знал в лицо и по имени тысячи солдат, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей шестизначных логарифмов, и т.д. Учитывая то, что память как психический процесс имеет большой потенциал развития, такая задача может ставиться перед образованием, признаваться как актуальная. При этом по мере развития психологопедагогической науки смещается акцент возраста детей: если долгое время уделялось детям школьного возраста, воспринимавшегося как возраста активного роста знаний, умений, способности в силу организованного обучения, то сейчас стало признаваться и значение дошкольного возраста для развития процессов памяти.
это важная составляющая познавательной сферы
дошкольника, изучение и развитие которой должно совмещаться в психолого-педагогическом подходе. Так, со стороны психологии определяются особенности процессов памяти, процессов и механизмов запоминания - общепсихологических и возрастных. Педагог использует эти знания и реализует подходящий подход к каждому ребенку, применяет соответствующие индивидуальным особенностям ребенка приемы обучения и воспитания.
Актуальность темы исследования, таким образом, очевидна. Перед современным дошкольным образованием актуализируется задача совершенствования памяти детей, уровень развития которой влияет на успешность последующего обучения, на развитие интеллектуальных способностей, выступает как компонент социальной успешности ребенка.
В связи с этим актуален поиск педагогических средств развития памяти дошкольников - таковой может выступать дидактическая игра как вид игровой деятельности ребенка. К данному педагогическому средству обращались в свое время многие знаменитые педагоги: М. Монтессори, А.И. Сорокина и др. В каждой педагогической концепции дошкольного воспитания дидактические игры занимают особое место.
Методологическая база исследования представлена разработками известных педагогов и психологов советской педагогики: В.Н. Аванесова [1], Л.А Венгер [12], А.П. Усова [42] и др., которые актуальны и по сей день. Дидактическая игра считается эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей, что отмечается не только учеными - педагогами и психологами, но и практиками-воспитателями.....
Благодаря экспериментальной работе и теоретическому анализу психолого-педагогической литературы по теме исследования, поставленная цель - выявить эффективность путей развития и совершенствования образной памяти детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности как средства гармоничного и естественного запоминания информации - была нами достигнута.
Все задачи исследования решены:
1. Изучена научно-методическая литература по проблеме развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Сделаны выводы о том, что на стыке психологических и педагогических знаний находятся психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников: использование игр и упражнений на развитие памяти, внимания, восприятия, активизацию межполушарного взаимодействия, обучение приемам запоминания, обогащение перцептивного опыта, обучение самоконтролю в процессах памяти и пр. Большим потенциалом в развитии образной памяти старших дошкольников обладает дидактическая игра.
2. Проведено исследование уровня развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста (с использованием трех методик: методика «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина), методика «Узнавание фигур» (Т.Е. Рыбаков), методика «Веселые картинки» (Т.В. Розанова). Сделаны выводы о таких характерных особенностях формирования образной памяти у старших дошкольников:
- выявлено три уровня развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), которые показаны почти пропорционально;
• процесс запоминания осуществляется с опорой на частичный способ;
• дошкольники чаще воспроизводят схожее с эталоном изображение;
• детям легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, нежели предметов абстрактных;
• у детей отмечаются солидные индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
• дошкольники чаще используют такие приёмы запоминания: ассоциация и вербализация (по сходству, по противоположности); при этом дети со средним уровнем развития памяти применяют открытую вербализацию чаще, чем дети с высоким уровнем. Это объясняется тем, что дети с высоким уровнем развития памяти обращались к внутренней вербализации. Характерным было и применение ассоциаций по сходству;
• детям не всегда удавалось удерживать мнемическую задачу до конца выполнения задания;
• нередко отмечалось отсутствие у детей заинтересованности в выполнении задания;
• часто в процессе диагностики дети показывали тревожность, неуверенность в поведении;
• у дошкольников нередко отмечалась сниженная произвольность поведения, усидчивость и внимание.
3. Составлена и реализована программа по развитию образной памяти для детей старшего дошкольного возраста. Программа была реализована в групповой форме, воплощалась в жизнь в форме дидактических игр и упражнений. Программа состояла из предварительной работы по развитию восприятия, внимания и обогащению перцептивного зрительного и слухового опыта, а также целенаправленного развития образной памяти. Программа состояла из 12-ти занятий, проходивших 3 раза в неделю.
4. Проведен сравнительный анализ результатов исследования, касающихся уровня развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за детьми показало, что на заключительном этапе дошкольники с высоким уровнем развития памяти были внимательны при выполнении заданий, проявляли интерес к деятельности. Они закрепили такие приемы запоминания как воспроизводящее повторение, вербализация, ассоциации, цепной метод, абстракция от деталей, смысловая группировка. Дети запоминали и сохраняли в памяти до 8 объектов. Дети со средним уровнем развития стали более внимательными не только при восприятии инструкции, но и при выполнении заданий. Они принимали и удерживали задачу запомнить-припомнить на протяжении всего занятия. Реже проявляли негативизм и элементы тревожности, улучшился эмоциональный фон настроения. Дети были способны найти ошибки при указании на них взрослым. В результате этого сократилось число ошибок, связанных с неверным выбором сходных признаков предмета....
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра еще как форма оно организации обучения в еще детском саду. М.: Просвещение, 2010. 176 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
3. Афонькина Ю.А., Борисова О.А., Белотелова Э. Познавательная деятельность дошкольников 5-6 лет в игровом взаимодействии. М.: Учитель. 2019. 52 с.
4. Бабаев Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник.
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 192 с.
5. Белова Т.А., Кудашкина О.В. Психотехнологии развития дошкольника: программа и метод. Рекомендации. Саранск, 2017. 54 с.
6. Блехер Ф.Н., Отмахова Н.А., Федотчева А.Н. Онтогенетические особенности памяти в школьном возрасте // Вопросы психологии. 1999. № 2. С.110-113.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 412 с.
8. Боброва И.Л. Исследование образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 25-26 апреля 2019 г.). Екатеринбург: 2019. С. 129-131.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Владос, 2006. 280 с.
10. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
11. Бысюк А.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры // Материалы VI региональной научно-практической конференции «Проблемы теории и практики психологии развития» (г. Тверь, 31.01.2019 г.). Тверь: 2019. С. 56-63.
12. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2015. № 12. С. 24-30.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1999. 504 с.
15. Дмитриева В.Д. Развитие интеллекта ребенка в дошкольном возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. СПб.: Корона-принт, 2007. 185 с....50