ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ ДОМ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3-5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Возрастные особенности младших школьников 6-10
1.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 11-19
1.3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности 20-34
Вывод по главе 1 35-36
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ ДОМ 37
2.1. Этапы организации педагогической деятельности по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий 37-38
2.2. Выявление исходного уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся 39-48
2.3. Разработка и реализация проекта «Мой дом» по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках английского языка 49-53
2.4. Результаты сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 54-58
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62-66
Приложения 67-70
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Возрастные особенности младших школьников 6-10
1.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 11-19
1.3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности 20-34
Вывод по главе 1 35-36
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ ДОМ 37
2.1. Этапы организации педагогической деятельности по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий 37-38
2.2. Выявление исходного уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся 39-48
2.3. Разработка и реализация проекта «Мой дом» по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках английского языка 49-53
2.4. Результаты сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 54-58
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62-66
Приложения 67-70
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы.
В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Универсальные учебные действия для начального общего образования обусловлены следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования: выявить эффективность реализации проекта «Мой дом» для формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические источники по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте на уроках английского языка.
3. Подготовить диагностический инструментарий.
4. Выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и апробировать проект «Мой дом», направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
6. Выявить эффективность проекта, направленного на повышение уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: Реализация проекта «Мой дом» будет эффективна для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, если в процессе проектной деятельности будут осуществляться:
1. Упражнения - монологи для развития коммуникации как взаимодействия;
2. Упражнения - диалоги для развития коммуникации как кооперации;
3. Игровые упражнения для развития коммуникации как условия интериоризации.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, эксперимент, метод проектов, количественный и качественный анализ результатов обучающего эксперимента.
База исследования: МБОУ «Павловская СОШ», 4 классы
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования, выводы, разработки занятий могут быть использованы учителями для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы.
В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Универсальные учебные действия для начального общего образования обусловлены следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования: выявить эффективность реализации проекта «Мой дом» для формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические источники по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте на уроках английского языка.
3. Подготовить диагностический инструментарий.
4. Выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и апробировать проект «Мой дом», направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
6. Выявить эффективность проекта, направленного на повышение уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: Реализация проекта «Мой дом» будет эффективна для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, если в процессе проектной деятельности будут осуществляться:
1. Упражнения - монологи для развития коммуникации как взаимодействия;
2. Упражнения - диалоги для развития коммуникации как кооперации;
3. Игровые упражнения для развития коммуникации как условия интериоризации.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, эксперимент, метод проектов, количественный и качественный анализ результатов обучающего эксперимента.
База исследования: МБОУ «Павловская СОШ», 4 классы
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования, выводы, разработки занятий могут быть использованы учителями для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться на других этапах. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическое сопровождение познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Роль проектной деятельности в обучении географии в 5 - 7 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О РОДИНЕ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Реализация деятельностного подхода в учебном проекте «Планирование, конструирование и использование сайта «Актуальные экономические вызовы российскому обществу - научное решение проблем»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Интеграция уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в обучении биологии и химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019



