ВВЕДЕНИЕ 3-5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Возрастные особенности младших школьников 6-10
1.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 11-19
1.3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности 20-34
Вывод по главе 1 35-36
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ ДОМ 37
2.1. Этапы организации педагогической деятельности по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий 37-38
2.2. Выявление исходного уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся 39-48
2.3. Разработка и реализация проекта «Мой дом» по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках английского языка 49-53
2.4. Результаты сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 54-58
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62-66
Приложения 67-70
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы.
В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Универсальные учебные действия для начального общего образования обусловлены следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования: выявить эффективность реализации проекта «Мой дом» для формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические источники по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте на уроках английского языка.
3. Подготовить диагностический инструментарий.
4. Выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и апробировать проект «Мой дом», направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
6. Выявить эффективность проекта, направленного на повышение уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: Реализация проекта «Мой дом» будет эффективна для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, если в процессе проектной деятельности будут осуществляться:
1. Упражнения - монологи для развития коммуникации как взаимодействия;
2. Упражнения - диалоги для развития коммуникации как кооперации;
3. Игровые упражнения для развития коммуникации как условия интериоризации.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, эксперимент, метод проектов, количественный и качественный анализ результатов обучающего эксперимента.
База исследования: МБОУ «Павловская СОШ», 4 классы
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования, выводы, разработки занятий могут быть использованы учителями для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться на других этапах. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2012. -С.151.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр
Академия, 2010. С. 192.
5. Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах // Начальная школа. - 2009. -№4.
6. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 53-56.
7. Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. - С. 3-9.
9. Даниленкова, Г. Г. Педагогическое проектирование учебного процесса [Текст]/Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27
10. Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 78-83.
11. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 49-57.
12. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 50-57.
13. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
14. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников//Начальная школа. - 2005. - №9
15. Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку.//Иностранные языки в школе.-1999.-№3-С.9-15.
16. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.
17. Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009.
18. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко.- Москва, Феникс, 2010 г. С. 320.
19. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 10. - С. 50-51.
20. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.,
21. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.: Методическое пособие. - 2-е издание стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
22. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
23. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
24. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова,
А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2013. - № 7. - С. 91-96.
25. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2011. - № 12. - С. 4-9.
26. Мазурчук Н.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка на основе проектов / Н.И. Мазурчук, Е.В. Куль // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3.
27. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках английского чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С. 76-80.
28. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2013. С. 215.
29. Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении [Текст]/Г.Г. Митрофанова//Молодой ученый. - 2011. -№5. Т.2. - С. 148-151.
30. Мурзина, Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. 2009. -№4. - С. 3 - 9.
31. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, 2014.
32. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-13.
33. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. - №4. - С.93-96.
34. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2012.
- № 9. - С. 22-24.
35. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика - Томск: Пеленг, 1993.С. 61.
36. Ромаева, М.В. Исследование коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочное время / М.
B. Ромаева // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 6. - С. 272-273.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. С. 256.
38. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. АРКТИ, 2006.
39. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений / М.А Ступницкая. М.: Центр "Школьная книга", С. 2006. - 452.
40. Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига : Эксперемент, 1997. С. 100.
41. Теплоухова Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: Автореф. ... канд. пед. наук- Ижевск, 2012. С. 156-159.
42. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003.
C. 128 .
43. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3-10.
44. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 2. - С. 3-6.
45. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 6. - С. 82-86.
46. Шакина Г.В. Оценивание сформированное™ коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 5. - С. 17-22.
47. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 4-10.
48. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009.
49. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин//Избранные психологические труды-М.:-Педагогика, 1999.- 560 с.
Список интернет - ресурсов:
50. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ [Электронный ресурс] // http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm
51. Фестиваль педагогических идей «открытый урок» //
http://festival.1september.ru/articles/310429/