Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межпредметные связи на уроках литературы в старших классах

Работа №15391

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ
§1. Проблема межпредметных связей 5
§2. Межпредметные связи на уроках литературы 10
2.1. Литература и русский язык 11
2.2. Литература и история 15
2.3. Литература и обществознание 20
2.4. Литература и изобразительное искусство (живопись) 26
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.
2.1. Методические пояснения к уроку «История создания романа
«Война и мир». Особенности жанра» 31
2.2. Методические пояснения к уроку «Теория Раскольникова» 35
2.3. Методические пояснения к уроку «Поэтический мир Марины Цветаевой» 38
2.4. Методические пояснения к внеклассному мероприятию «Своя игра» 44
Выводы по 2-й главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Изучение литературы в школе - процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература - это вид искусства и явление культуры. Понять своеобразие литературы как вида искусства и как явления культуры помогают связи, реализуемые на уроках через её соотнесение с живописью, музыкой, театром, кино, а также с такими предметами, как русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, иностранный язык и даже география.
Предмет «Литература» развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный эстетический вкус, - формирует коммуникативные свойства личности, так как способствует правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, - способствует формированию познавательных потребностей, через овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., через формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей. Об этом же говорит и опыт других стран. Так, например, в Финляндии, чьё школьное образование считается одним из лучших в Европе, даже объединили несколько дисциплин в одну. Эксперимент три года проходил в Хельсинки , а теперь распространяется на школы всей страны.
Таким образом, актуальность нашей темы заключается в том, что реализация межпредметных связей способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст, продуктивно развивает личностные качества, а также соответствует современному методическому опыту и запросам современной школы.
Методическая новизна работы связана с самостоятельной разработкой ряда занятий по теме.
Цель нашей работы: рассмотреть межпредметные связи на уроках литературы в старших классах и на этой основе разработать несколько уроков.
Задачи:
- изучить научно - методическую и учебную литературу по теме ;
- выявить возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, обществознания и изобразительного искусства;
- на основе изученного разработать уроки с использованием межпредметных связей.
Объект нашего исследования - урок литературы в контексте гуманитарных дисциплин.
Предмет - межпредметные связи на уроках литературы.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, а также работы методистов Е.Н. Колокольцева, В.Я. Коровиной, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, О.Ю. Богдановой, Т.А. Ладыженской, А.В. Дановского.
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, классификация, метод обобщения, метод прогнозирования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей.
Их использование на уроках литературы является одним из самых актуальных вопросов, так как межпредметные связи способствуют более глубокому пониманию литературного произведения, вводят его в широкий культурный контекст, продуктивно развивают личностные качества, а также соответствуют современному методическому опыту и запросам современной школы.
Таким образом, для того, чтобы рассмотреть межпредметную связь на уроках литературы в старших классах и на этой основе разработать несколько занятий, мы выполнили поставленные задачи:
- изучили научно-методическую и учебную литературу по теме «межпредметные связи на уроках литературы»,
- выявили возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, обществознания и изобразительного искусства,
- на основе изученного разработали конспекты уроков с использованием межпредметных связей,
- методической основой наших уроков стали современные педагогические технологии и подходы, наиболее продуктивные для достижения учебных целей формы и приемы работы. Это:
• педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ, индивидуальный подход, системно-деятельностный подход, развитие критического мышления;
• методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
творческого чтения, эвристический, или частично-поисковый;
• приёмы: рассказ учителя, обзорная лекция, построение системы заданий по художественному тексту, постановка проблемы, выразительное чтение учителя, беседа;
• формы работы с классом: фронтальная
Можно с уверенностью утверждать, что будущее школы связано с тесной взаимосвязью разных учебных предметов и прежде всего - гуманитарного цикла в парадигме, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.
Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает больший интерес детей к установлению и усвоению связей между отдельными элементами универсальных знаний и умений из различных учебных предметов.
Подводя итоги, необходимо ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературы не должен быть оторван от других, смежных предметов: истории, обществознания, русского языка, пройденного ранее изобразительного искусства, музыки и других предметов. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла. Это позволяет воспитывать в учениках эстетический вкус, нравственные устои, творческую натуру и в целом гармонически развитую личность.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Внеклассное мероприятие «Своя игра» апробировано во время педагогической практики в МБОУ «Сибирская СОШ».



1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 кл. [Текст]: Хрестоматия для общеобразоват. учреждений; В 2 ч. Ч. 2 / Сост. В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, А.В. Леденев. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 384 с., 16 л. цв. вкл.
2. Азбукин В.Н., Коновалов В.Н. Русская литература Х1Х века [Текст]: Хрестоматия литературовед. материалов. Кн. для учителя / Сост. В.Н. Азбукин, В.Н. Коновалов; Под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1984. - 399 с.
3. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы [Текст] // Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30¬33
4. Аракчеева Е.В. Русская литература XII - XX вв. [Текст]: пособие / Е.В. Аракчеева. - М.: Эксмо, 2013. - 304 с. - (Справочник в кармане).
5. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.ronl.ru/stati/pedagogika/832400/
6. Башмакова Н.И. Выступление на методобъединении [Текст] /
«Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://infourok.ru/vistuplenie-na-metodobedinenii-ispolzovanie-
mezhpredmetnih-svyazey-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1192684.html
7. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе [Текст]. - Под редакцией О.Ю. Богдановой - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
8. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы [Текст]. - М.: Академия, 1999 (2000, 2004 и др. гг. изд.).
9. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. Обществознание. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. - (Академический школьный учебник).
10. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе [Текст] // Лит. В шк. - 1996. - №5 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, - М., 1965
11. Горький М. Избранное: Рассказы. Очерки. Пьеса [Текст] / Послесл. и коммент. И.И. Вайнберга. - М.: Просвещение, 1983. - 288 с. - (Школ. б-ка)
12. Данилов А.А. История России, XX - начало XXI века. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. -М.: Просвещение, 2013. - 383 с., [16] л. ил., карт.: ил.
13. Данилов А.А. История России XIX век. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 287 с., [16] л. ил., карт.
14. Добаева В.Н. Основы межпредметных связей [Электронный ресурс]. -Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe- obobshchenie/library/2014/08/28/osnovy-mezhpredmetnykh-svyazey
15. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1952
16. Довнор Д.И., Запольский А.И. Современная русская литература [Текст]: Хрестоматия / Сост. Д.И. Довнор, А.И. Запольский. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 832 с.
17. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Роман [Текст]: Вступит. статья К. Тюнькина. Оформл. худож. В. Максина. Л., «Худож. Лит.», 1977.
18. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание [Текст]: Роман. В 6 ч. с эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. - М.: Просвещение, 1982. - 480 с. - (Школ. б-ка).
19. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс [Текст]. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: ВАКО, 2015. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
20. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс, II полугодие [Текст]. - 5-е изд. - М.: ВАКО, 2018. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
21. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века [Текст]: 11 класс. ФГОС / Е.В. Иванова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Экзамен», 2015. - 255, [1] с.: ил. (Серия «Учебно-методический комплект»)
22. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы Х1Х века [Текст]: 10 класс. ФГОС / Е.В. Иванова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Экзамен», 2015. - 158, [2] с., ил. (Серия «Учебно-методический комплект»)
23. Интеграция и межпредметные связи [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://infourok.ru/integraciya-i-mezhpredmetnie-svyazi- 1095892.html
24. История русской и зарубежной литературы в школьном изучении
[Электронный ресурс]. - Отличие интегрированного урока от урока с использованием межпредметных связей. - Режим доступа
http://historylib.net/otlichie-integrirovannogo-uroka-ot-uroka-s-ispolzovaniem-mezhpredmetnyx-svyazej/
25. Каптеров П.Ф. Дидактические очерки [Текст]. - Петроград, 1915
26. Колокольцев Е.Н. «...Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия.» [Текст]: О классификации средств наглядности в преподавании лит.// Лит. В шк. - 1990. - №3 - С. 86-93.
27. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. - М., 1955
28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р.
29. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения [Текст]. - М.: Просвещение, 1984. - 250 с.
30. Манн Ю.В., Стукалова О.В. Мировая художественная культура. XIX век. Литература [Текст]. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.: ил. - (Серия «Мировая художественная культура»).
31. Маранцман В.Г. Программы общеобразовательных учреждений [Текст]: Литература 10-11 классы. Под ред. В.Г. Маранцмана - М.: Просвещение, 2009.
32. Межпредметные связи в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Теоретические основы межпредметных связей в образовательном процессе. - Режим доступа
https://studwood.ru/1338251/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_mezhpre
dmetnyh_svyazey_obrazovatelnom_protsesse
33. Методы и приёмы обучения литературе в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://studfiles.net/preview/6021090/page:4/
34. Нестерова О.И. ОГЭ. Литература [Текст]: универсальный справочник / О.И. Нестерова. - Москва: Эксмо, 2016. - 304 с. - (ОГЭ. Универсальный справочник).
35. Образовательный портал Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.edu.ru
36. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]. - М., Учпедгиз, 1955
37. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2013. - 874 с.
38. Павлова И.С. Интеграция и межпредметные связи при изучении современных дисциплин [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://ioc.rybadm.ru/innov/conf/2015/24.09.2015/pavlova_i_s.pdf
39. Песталоцци И.Г. Избранные произведения, т.2 [Текст]. - М., 1963
40. Портреты И.С.Тургенева в живописи [Электронный ресурс].-Режим доступа https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post391362974
41. Сборник нормативных документов. Литература [Текст]. - М.: Дрофа, 2006.
42. Свирина Н.М. Взаимодействие музыки и литературы [Текст] // Лит. В шк. - 1997. - №6. - С. 108-112.
43. Скубачевская Л.А. ЕГЭ. Литература [Текст]: универсальный справочник / Л.А. Скубачевская, Т.В. Надозирная. - Москва: Эксмо,2016. - 432 с. - (ЕГЭ. Универсальный справочник).
44. Соловьёва В.Н. Инновации в образовательных учреждениях.
[Электронный ресурс]. - Межпредметные связи гуманитарных наук при изучении литературы в школе. - Режим доступа
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-gumanitarnyh-nauk-pri-izuchenii-literatury-v-shkole
45. Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история, XX век [Текст]: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко- Цюпа. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2002. - 288 с.: ил.
46. Тареева Л.И., Жданова А.И. Литература. 9 - 11 классы. Воспитание читателя [Текст]: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения / авт.-сост. Л.И. Тареева, А.И. Жданова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 298 с.: ил.
47. Твардовский А.Т. Василий Теркин [Электронный ресурс]. -
Собрание сочинений. Издательство «Художественная литература». М.: 1966 OCR Кудрявцев Г.Г. - Режим доступа
http://lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/terkin.txt
48. Ушинский К.Д. Сочинения, т.8 [Текст] М-Л., АПН РСФСР, 1948-1952
49. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы [Текст] / Сост., вступ. ст. А.М. Туркова; Примеч. А.А. Саакянц. - М.: Сов. Россия, 1988. - 416 с.: 1л. портр. - (Поэтическая Россия)
50. Чехов А.П. Вишнёвый сад [Текст]: Комедия в 4-х д. - Сов. Россия, 1982. - 56 с., 1л. портр.
51. Юдовская А.Я. Новая история, 1800 - 1913 [Текст]: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 270 с.: ил., карты.
52. Языков С.Н. Методическая статья по теме «Интегрированный урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.metod- kopilka.ru/metodicheskaya-statya-po-teme-integrirovanniy-urok- 60362.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ