Межпредметные связи на уроках литературы в старших классах
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ
§1. Проблема межпредметных связей 5
§2. Межпредметные связи на уроках литературы 10
2.1. Литература и русский язык 11
2.2. Литература и история 15
2.3. Литература и обществознание 20
2.4. Литература и изобразительное искусство (живопись) 26
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.
2.1. Методические пояснения к уроку «История создания романа
«Война и мир». Особенности жанра» 31
2.2. Методические пояснения к уроку «Теория Раскольникова» 35
2.3. Методические пояснения к уроку «Поэтический мир Марины Цветаевой» 38
2.4. Методические пояснения к внеклассному мероприятию «Своя игра» 44
Выводы по 2-й главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ
§1. Проблема межпредметных связей 5
§2. Межпредметные связи на уроках литературы 10
2.1. Литература и русский язык 11
2.2. Литература и история 15
2.3. Литература и обществознание 20
2.4. Литература и изобразительное искусство (живопись) 26
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.
2.1. Методические пояснения к уроку «История создания романа
«Война и мир». Особенности жанра» 31
2.2. Методические пояснения к уроку «Теория Раскольникова» 35
2.3. Методические пояснения к уроку «Поэтический мир Марины Цветаевой» 38
2.4. Методические пояснения к внеклассному мероприятию «Своя игра» 44
Выводы по 2-й главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение литературы в школе - процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература - это вид искусства и явление культуры. Понять своеобразие литературы как вида искусства и как явления культуры помогают связи, реализуемые на уроках через её соотнесение с живописью, музыкой, театром, кино, а также с такими предметами, как русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, иностранный язык и даже география.
Предмет «Литература» развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный эстетический вкус, - формирует коммуникативные свойства личности, так как способствует правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, - способствует формированию познавательных потребностей, через овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., через формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей. Об этом же говорит и опыт других стран. Так, например, в Финляндии, чьё школьное образование считается одним из лучших в Европе, даже объединили несколько дисциплин в одну. Эксперимент три года проходил в Хельсинки , а теперь распространяется на школы всей страны.
Таким образом, актуальность нашей темы заключается в том, что реализация межпредметных связей способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст, продуктивно развивает личностные качества, а также соответствует современному методическому опыту и запросам современной школы.
Методическая новизна работы связана с самостоятельной разработкой ряда занятий по теме.
Цель нашей работы: рассмотреть межпредметные связи на уроках литературы в старших классах и на этой основе разработать несколько уроков.
Задачи:
- изучить научно - методическую и учебную литературу по теме ;
- выявить возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, обществознания и изобразительного искусства;
- на основе изученного разработать уроки с использованием межпредметных связей.
Объект нашего исследования - урок литературы в контексте гуманитарных дисциплин.
Предмет - межпредметные связи на уроках литературы.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, а также работы методистов Е.Н. Колокольцева, В.Я. Коровиной, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, О.Ю. Богдановой, Т.А. Ладыженской, А.В. Дановского.
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, классификация, метод обобщения, метод прогнозирования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Предмет «Литература» развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный эстетический вкус, - формирует коммуникативные свойства личности, так как способствует правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, - способствует формированию познавательных потребностей, через овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., через формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей. Об этом же говорит и опыт других стран. Так, например, в Финляндии, чьё школьное образование считается одним из лучших в Европе, даже объединили несколько дисциплин в одну. Эксперимент три года проходил в Хельсинки , а теперь распространяется на школы всей страны.
Таким образом, актуальность нашей темы заключается в том, что реализация межпредметных связей способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст, продуктивно развивает личностные качества, а также соответствует современному методическому опыту и запросам современной школы.
Методическая новизна работы связана с самостоятельной разработкой ряда занятий по теме.
Цель нашей работы: рассмотреть межпредметные связи на уроках литературы в старших классах и на этой основе разработать несколько уроков.
Задачи:
- изучить научно - методическую и учебную литературу по теме ;
- выявить возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, обществознания и изобразительного искусства;
- на основе изученного разработать уроки с использованием межпредметных связей.
Объект нашего исследования - урок литературы в контексте гуманитарных дисциплин.
Предмет - межпредметные связи на уроках литературы.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, а также работы методистов Е.Н. Колокольцева, В.Я. Коровиной, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, О.Ю. Богдановой, Т.А. Ладыженской, А.В. Дановского.
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, классификация, метод обобщения, метод прогнозирования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей.
Их использование на уроках литературы является одним из самых актуальных вопросов, так как межпредметные связи способствуют более глубокому пониманию литературного произведения, вводят его в широкий культурный контекст, продуктивно развивают личностные качества, а также соответствуют современному методическому опыту и запросам современной школы.
Таким образом, для того, чтобы рассмотреть межпредметную связь на уроках литературы в старших классах и на этой основе разработать несколько занятий, мы выполнили поставленные задачи:
- изучили научно-методическую и учебную литературу по теме «межпредметные связи на уроках литературы»,
- выявили возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, обществознания и изобразительного искусства,
- на основе изученного разработали конспекты уроков с использованием межпредметных связей,
- методической основой наших уроков стали современные педагогические технологии и подходы, наиболее продуктивные для достижения учебных целей формы и приемы работы. Это:
• педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ, индивидуальный подход, системно-деятельностный подход, развитие критического мышления;
• методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
творческого чтения, эвристический, или частично-поисковый;
• приёмы: рассказ учителя, обзорная лекция, построение системы заданий по художественному тексту, постановка проблемы, выразительное чтение учителя, беседа;
• формы работы с классом: фронтальная
Можно с уверенностью утверждать, что будущее школы связано с тесной взаимосвязью разных учебных предметов и прежде всего - гуманитарного цикла в парадигме, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.
Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает больший интерес детей к установлению и усвоению связей между отдельными элементами универсальных знаний и умений из различных учебных предметов.
Подводя итоги, необходимо ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературы не должен быть оторван от других, смежных предметов: истории, обществознания, русского языка, пройденного ранее изобразительного искусства, музыки и других предметов. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла. Это позволяет воспитывать в учениках эстетический вкус, нравственные устои, творческую натуру и в целом гармонически развитую личность.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Внеклассное мероприятие «Своя игра» апробировано во время педагогической практики в МБОУ «Сибирская СОШ».
Их использование на уроках литературы является одним из самых актуальных вопросов, так как межпредметные связи способствуют более глубокому пониманию литературного произведения, вводят его в широкий культурный контекст, продуктивно развивают личностные качества, а также соответствуют современному методическому опыту и запросам современной школы.
Таким образом, для того, чтобы рассмотреть межпредметную связь на уроках литературы в старших классах и на этой основе разработать несколько занятий, мы выполнили поставленные задачи:
- изучили научно-методическую и учебную литературу по теме «межпредметные связи на уроках литературы»,
- выявили возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, обществознания и изобразительного искусства,
- на основе изученного разработали конспекты уроков с использованием межпредметных связей,
- методической основой наших уроков стали современные педагогические технологии и подходы, наиболее продуктивные для достижения учебных целей формы и приемы работы. Это:
• педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ, индивидуальный подход, системно-деятельностный подход, развитие критического мышления;
• методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
творческого чтения, эвристический, или частично-поисковый;
• приёмы: рассказ учителя, обзорная лекция, построение системы заданий по художественному тексту, постановка проблемы, выразительное чтение учителя, беседа;
• формы работы с классом: фронтальная
Можно с уверенностью утверждать, что будущее школы связано с тесной взаимосвязью разных учебных предметов и прежде всего - гуманитарного цикла в парадигме, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.
Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает больший интерес детей к установлению и усвоению связей между отдельными элементами универсальных знаний и умений из различных учебных предметов.
Подводя итоги, необходимо ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературы не должен быть оторван от других, смежных предметов: истории, обществознания, русского языка, пройденного ранее изобразительного искусства, музыки и других предметов. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла. Это позволяет воспитывать в учениках эстетический вкус, нравственные устои, творческую натуру и в целом гармонически развитую личность.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Внеклассное мероприятие «Своя игра» апробировано во время педагогической практики в МБОУ «Сибирская СОШ».



