Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №153905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Я- КОНЦЕПЦИИ КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие Я-концепции и ее характеристика 6
1.2. Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 19
1.3. Родительское отношение как условие развития Я-концепции 30
Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ 46
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ результатов исследования 51
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-
родительских отношений 57
Выводы по Главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

В Федеральном государственном образовательном страндарте основного общего образования в части личностных результатов освоения общеобразовательно программы обозначено осознанное отношение к значению в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Однако все чаще мы наблюдаем увеличивающееся количество внутрисемейных конфликтов, негативного отношения к родителям, стремление избежать коммуникации с ними со стороны подростков. Со стороны родительской аудит аудитории также может наблюдаться деструктивные типы родительского отношения и семейного стиля воспитания. Что по итогу приводит к «уходу» подростка в более безопасное поле - межличностную коммуникацию со сверстниками, что как раз соотносится с особенностью и характером общения (интимно-личностное общение). Такая стратегия мотивирована пониманием, принятием, позитивными эмоциями и свободной самореализацией, которые можно получить в среде сверстников.
Подростковый возраст характеризуется стремительными изменениями как в физическом, так и психологическом плане. Для данного периода характерно стремительный рост и развитие, появление чувства взрослости, ориентация на межличностное общение, активные социальные пробы, становление, развитие рефлексии и самосознания, а также самооценки, развивается Я-концепция. При этом отмечается, что Я-концепция является динамичной структурой, развитие которой обусловлена социальным контекстом - ближайшим окружением (родителями и сверстниками). Хоть подросток и имеет социальную направленность на сверстников, родители и семья не перестают играть одну из главных ролей в становлении самоотношения подростка, ведь семья является первичным институтом воспитания ребенка, которому принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов. Так, определенный тип родительского отношения может оказать влияние на становление Я- концепции. Представляя собой субъективно-оценочное, сознательно­избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, родитель может оказать такое воздействие на него, что приведет в последующем к дефицитарному или искаженному развитию Я-концепции подростка.
Изучением данной проблемы занимались О.П. Макушина, О.Н. Истратова, Ж.Г. Куповых, С. Куперсмит, М. Розенберг, Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова и др. Тем не менее внутренние механизмы взаимосвязи родительского отношения и Я-концепции раскрыты недостаточно.
Решением данной проблемы станет теоретический и эмпирический анализ взаимосвязи, а также разработка психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений.
Таким образом целью нашей работы является выявить взаимосвязь родительского отношения и Я-концепции младших подростков.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятий «родительское отношение» и «Я- концепция» в психолого-педагогической литературе.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь родительского отношения и Я-концепции.
4. Провести эмпирическое исследование с целью выявления взаимосвязи родительского отношения и Я-концепции младших подростков.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по
оптимизации детско-родительских отношений.
Объект исследования: Я-концепция младшего подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь родительского отношения и Я- концепции младших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь параметров Я-концепции младших подростков с определенным типом родительского отношения (демократическим).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование (тест-опросник родительского
отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, методика изучения особенностей Я- концепции Е. Пирса, Д. Харриса), опросный метод (опросник социализации для школьников «Моя семья»).
3. Методы количественной и качественной обработки данных: сопоставление процентных долей, корреляционный анализ (критерий r-Спирмена)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что под интернет зависимостью Я-концепцией понимается совокупность устойчивых представлений (установок) личности о себе, осознаваемых ею, которые являются основой для формирования самоотношения. Установки личности о самом себе предполагают базис на когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом уровне. Именно такая основа формирует отношение человека к самому себе и позволяет оценить самого себя, сформировать образ. Процесс самооценивания представляется возможным в силу наличия самосознания, которое активно развивается в период подростничества.
Подростковый возраст сенситивен для формирования Я-концепции. Для данного периода характерно стремительный рост и развитие, физиологические и психологические изменения: проявляется некоторая неустойчивость эмоционально-оценочной сферы, мировоззрения, появляется чувство взрослости, ориентация на межличностное общение, активные социальные пробы, становление, развитие рефлексии и самосознания, а также самооценки. Развитие самосознания важный процесс, происходящий в подростковом возрасте, в процессе которого человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние собственного «Я». Я-концепция подростка является динамичной структурой, динамика которой обусловлена социальным контекстом - ближайшим окружением (родители и сверстники). Родительское отношение оказывает непосредственное влияние на формирование Я- концепции подростка, ведь родители, реализующие воспитание, являются трансляторами человеческого опыта, принципов и мировоззрения.
Таким образом, взаимосвязь родительского отношения и Я-концепции теоретически обоснована.
На основе теоретического анализа было выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь между родительским отношением и Я-концепцией.
Таким образом в ходе работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятий «родительское отношение» и «Я- концепция» в психолого-педагогической литературе.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь родительского отношения и Я- концепции.
4. Провести эмпирическое исследование с целью выявления взаимосвязи родительского отношения и Я-концепции младших подростков.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование, которое позволило получить следующие результаты:
С помощью методики А.Я. Варги, В.В. Столина установлено, что тип родительского отношения Принятие имеет тенденцию к среднему уровню, Социальная желательность имеет тенденцию к среднем уровне представлена у 73%, а на высоком. Симбиотическая связь представлена на среднем уровне. Гиперсоциализация представлена на среднем уровне. Маленький неудачник (инфантизизм) представлен на низком уровне у 73%.
С помощью методики «Опросник социализации для школьников «Моя семья» было установлено: строгость воспитательных установок представлена на среднем уровне в выборке, отношения к школе выражено на высоком уровне в выборке, гибкость методов воспитания имеет тенденцию к среднему уровню, дружеское отношение в семье представлено в среднем уровне в выборке, общность интересов представлена на среднем уровне в выборке.
С помощью методики по изучению особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис) у половины подростков (45%) выявлен средний уровень самоотношения, что демонстрирует положительное отношение к себе, по 22% исследуемых подростков имеют очень высокий и предельно высокий уровень, и еще у 11% выявлен высокий уровень. Низкий уровень самоотношения не выявлен....


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 624 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Просвещение, 2012. 240 с.
3. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2017. С. 356-361.
4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 2016. 432 с.
5. Блохина Т.С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ Я» // Акмеология, 2017. С. 23-29.
6. Выготский Л.С. Психология развития. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 302 с.
7. Гапонова С.А. Развитие «Я концепции» у детей подросткового возраста // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 6. С. 10-12.
8. Дементьева И.В. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. М.: Издательство института педагогики и социальной работы, 2011. 170 с.
9. Долгова В.И., Кошелева А.А. Феномен «Я-концепция» подростка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. № 3. С. 257-261.
10. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал, 2018. № 1(29). С. 6-16.
11. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Феникс, 2004. 485 с.
12. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1980. 391 с .
13. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблема
формирования личности. М.: Просвещение, 1989. 175 с.
14. Кукулите Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2011. № 1(31). С. 127-132.
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2017. 232 с....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ