Только Word
ВВЕДЕНИЕ
КАПРИЗОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие детских капризов в современной теории и практике 7
1.2. Особенности капризов детей раннего возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий помощи
родителям в преодолении капризов детей раннего возраста 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ПРЕОДОЛЕНИИ КАПРИЗОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА 26
2.1. Методы и методики изучения капризов детей 26
2.2. Исследование особенностей проявления капризов детей раннего
возраста 30
2.3. Опыт реализации психолого-педагогической помощи родителям в
преодолении капризов детей раннего возраста 34
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В раннем возрасте у ребенка отсутствует опыт и умение понимать свои возможности, в структуре его психики, доминирующей является эмоциональная составляющая, поэтому в качестве ведущих выступают неосознанные мотивы привлечения внимания. Дети раннего возраста не обладают навыками самостоятельного удовлетворения потребностей, поэтому они пробуют и ищут те способы, что могут помочь им добиться желаемого. При таком поиске могут формироваться как позитивные, так и негативные поведенческие проявления. Негативные поведенческие проявления, вызванные различными эмоциональными переживаниями детей, принято называть детскими капризами, характерными особенностями которых являются раздражительность, истерики, крикливость, агрессия, эгоизм и плач.
Родительская общественность и профессиональные педагоги утверждают, что капризы являются одной из основных форм негативных поведенческих проявлений детей. Данной проблеме были посвящены работы таких ученых как А.И. Полякова, М.П. Тырина, С.А. Саяхова, Н.А. Головнева и др. В их исследованиях рассматриваются причины, отличительные признаки, возрастные особенности детских капризов.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов: Е.Р. Баенской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, А.И. Захаров, Е.В. Корнеевой, А. Луговской,
В.Н. Мясищева, И.М. Сеченова, Ф.А. Сохиной, С. Биддалф,
В.А. Сухомлинского, Д.В. Хорсанд, О. Шевниной, В.И. Ядэшко,
А. Адлера, А. Валлона и других, включавших проблему детских капризов в сферу своих теоретических разработок и исследований. В их исследованиях рассматриваются причины, отличительные признаки, возрастные
особенности детских капризов.
На сегодняшний день капризы детей рассматриваются только как временное явление, которое не требует изучения и специальной педагогической работы по их преодолению. Однако именно капризы в раннем дошкольном возрасте могут оказать значительное влияние на психическое состояние ребёнка в последующие годы, поэтому необходимо изучать особенности проявления детьми капризов, выявлять те ситуации при которых возникают такие поведенческие реакции, их частоту, продолжительность, способы выражения, особенно явно детские капризы начинают проявляться в период поступления детей в детский сад.
От негативных поведенческих проявлений детей - детских капризов, как правило, страдают и сами дети, и взрослые. Поэтому вопросы их преодоление и предупреждения являются актуальными как для педагогов, так и для родителей. Однако предпринятый нами теоретический анализ показал отсутствие комплексных фундаментальных исследованиях по проблемам преодоления и предупреждения детских капризов.
Из всего вышесказанного вытекает ряд существенных противоречий между:
• широкой распространенность в поведении детей капризов и неготовностью педагогов и родителей преодолевать и предупреждать их.
• разработанностью проблемы преодоления и предупреждения детских капризов и отсутствии методического обеспечения к ней для педагогов и родителей;
• разработанностью системы и технологий преодоления и предупреждения детских капризов и недостаточном их внедрении в практику семейного и общественного воспитания детей в детском саду;
Это обусловило проблему выделения условий, способствующих эффективному преодолению капризов детей раннего возраста, что определило тему нашего исследования: «Организация психолого
педагогической помощи родителям в преодолении капризов детей раннего 4
возраста»
Объект исследования - процесс психолого-педагогической помощи родителям.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия организации помощи родителям в преодолении детских капризов.
Цель исследования: выделить, обосновать и проверить
результативность психолого-педагогических условий оказания помощи родителям, способствующих преодолению детских капризов.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, причины и поводы детских капризов; описать особенности их проявления детьми раннего возраста.
2. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать психолого-педагогические условия помощи родителям в преодолении детских капризов.
3. Разработать и подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей проявления капризов детьми раннего возраста , провести их эмпирическое изучение.
4. Разработать и реализовать комплекс психолого-педагогических условий помощи родителям в преодолении капризов детей и оценить их результативность на практике.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическими условиями
помощи родителям, способствующими преодолению детских капризов, могут выступать:
1. Развитие понимания родителями потребностей и эмоций детей раннего возраста.
2. Обучение родителей умению оказывать ребенку эмоциональную поддержку.
Методы исследования: теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, классификация;...
Теоретический анализ работ по психологии и педагогике показал, что капризы детей - это эмоционально выражаемое ими стремления совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Причинами, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость, излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы свидетельствуют о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании и поддержки. Наиболее часто каприз является предсказуемой реакцией ребенка, который привык к безусловному исполнению своих требований и просьб.
Капризы детей в возрасте 1,5-4 лет нередко обуславливается кризисом возрастного этапа, на котором подобное поведение является вполне естественным и способствует развитию личности ребенка. Но в большей степени капризы детей данного возраста зависят от того, насколько правильно родители помогают детям преодолеть эти кризисные периоды, каким образом они влияют на своих детей и как взаимодействуют с ними.
При отсутствии нервно-психологических проблем у ребенка главная проблема капризов выражается в неправильной реакции со стороны родителей на подобные поведенческие негативные проявления детей. Родителям проще уступить ребенку, чем разобраться в истинных причинах данного поведения, при этом они не задумываются о последствиях и дальнейших трудностях воспитания при такой реакции. Необходимо осознать, что капризы ребенка обусловлены тем, что ребенку не хватает любви и понимания со стороны родителей, их внимания, а доносить до взрослых свои желания и просьбы в иной форме они не научены родителями. В детских капризах всегда два участника - взрослый и ребенок, задача 50 взрослого, несравненно более опытного, знающего, подготовленного, понимать своего ребенка и помогать ему. В связи с этим в качестве психолого-педагогическими условий помощи родителям, способствующих преодолению детских капризов, могут выступать: развитие понимания родителями потребностей и эмоций детей раннего дошкольного возраста; обучение родителей умению оказывать ребенку эмоциональную поддержку.
С целью изучения особенностей капризов в поведении детей раннего возраста была разработана карта наблюдения. Результаты наблюдения, занесенные в карту, обрабатывались, что позволило выделить и зафиксировать уровень проявления капризов ребенком, и охарактеризовать 4 степени «капризности» ребенка: очень капризный ребенок, капризный ребенок, мало капризный ребенок, не капризный ребенок.
Исследование проводилось на базе младшей группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании приняла участие 10 детей раннего возраста.
Наблюдение проводится по заранее намеченному плану в соответствии с выделенными критериями, представленным в карте наблюдения. Уровень проявления капризов ребенком раннего возраста изучался по следующим критериям: продолжительность капризов; частота возникновения капризов; причины возникновения капризов; поведенческие проявления капризов; эмоциональные проявления капризов. На основе выделенных критериев уровня проявления капризов детей раннего возраста были выделены и охарактеризованы 4 уровня: высокий, средний, ниже среднего, низкий.
Полученные результаты исследования особенностей проявления капризов в поведении детей раннего возраста позволяют утверждать, что преобладает средний уровень проявления капризов в поведении детей, что говорит о преобладании капризных детей в данной возрастной группе; наиболее часто встречаемыми причинами детских капризов является особенности воспитательных воздействий взрослых и их отношение к 51 ребенку, эмоциональные и поведенческие проявления капризов достаточно ярко выражены и обращают на себя внимание, однозначной картины по частоте проявления капризов детьми нет, часть детей капризничает часто, другая часть редко, выражена тенденция к мало продолжительным капризам.
Результаты констатирующего этапа исследования показали необходимость проведения формирующего этапа, ориентированного на реализацию комплекса психолого-педагогических условий оказания помощи родителям в преодолении детских капризов, обоснованных в первой главе денной работы....
1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. 2005. № 10. С. 16
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2005. 217 с.
3. Бабий О.А. Практические советы для родителей по наиболее частым проблемам, возникающим в процессе воспитания ребёнка // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. № T. 46. С. 29-50.
4. Барсукова О.В. Конспект беседы с родителями по теме: «Детские
капризы и упрямство» (из опыта работы воспитателя и педагога-психолога) // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 3 (3). С. 2429. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/390/ (дата обращения:
18.09.2020).
5. Бауман Н.В. Нетрадиционные формы работы с родителями в
дошкольном учреждении // Вопросы науки и образования. 2017. №9 (10). С. 1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-raboty-s-
roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 19.09.2020).
6. Баярмаа Г. Метод наблюдения за повседневной деятельностью
ребенка // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 5157. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-nablyudeniya-za-
povsednevnoy-deyatelnostyu-rebenka (дата обращения: 19.09.2020).
7. Безруких М.М. Психофизиология ребенка: учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 200. 228 с.
8. Гринспен С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М.: Ломоносовъ, 2010. 464 с.
9. Дробинская А.О. Детские капризы. М.: Линка-Пресс, 2006. 145 с.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 120 с.
11. Зубаирова Р.Р. Детский стресс // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 174-175.
12. Карп Х. Самый счастливый малыш на детской площадке: как воспитывать ребенка от года до четырех лет дружелюбным, терпеливым и послушным: Практическое пособие. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 318 с.
13. Клейникова Т.П. Детский негативизм: признаки и причины
его проявления // Научный диалог. 2013. №8 (20). С. 131138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-negativizm-priznaki-i-
prichiny-ego-proyavleniya (дата обращения: 19.09.2020).
14. Корнеева Е.Н. Детские капризы. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 176 с.
15. Корнеева Е.Н. Детские капризы. Ярославль: Академия развития, 2002. 201 с....22