Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка 5
1.1 Сущность понятия «культуроведческая компетенция» 5
1.2 Особенности формирования культуроведческой компетенции на
уроках русского языка в соответствии с ФГОС 9
Глава 2. Методика формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5 классе 16
2.1 Анализ УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А.
Тростенцовой с точки зрения формирования культуроведческой компетенции в 5 классе 16
2.2 Содержание работы по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5 классе 33
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение
Культуроведческий аспект изучения русского языка и его реализация является одной из основных тенденций современного образования. Данный аспект реализует личностно-ориентированный подход в процессе обучения, формирует духовно-нравственные и патриотические ценности обучающихся, обеспечивает формирование гражданской идентичности.
Изучение русского языка позволяет обучающимся овладеть духовными и культурными ценностями русского народа, а также понимать язык как средство выражения национальной культуры. При изучении русского языка большое внимание уделяется культуроведческой составляющей.
Одним из личностных результатов освоения программы русского языка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является «осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества», однако содержательно данная задача не раскрыта, чем и обусловливается актуальность исследования.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать методические средства и условия формирования культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс формирования культуроведческой компетенции обучающихся.
Предмет исследования - содержание работы по формированию культуроведческой компетенции обучающихся 5 класса на уроках русского языка. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу для определения сущности и содержания понятия «культуроведческая компетенция»;
2) рассмотреть особенности формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка в соответствии с ФГОС;
3) провести анализ учебно-методического комплекса по русскому языку с точки зрения формирования культуроведческой компетенции в 5 классе;
4) определить содержание работы по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: гипотетико-дедуктивный метод, индукция, описательный метод, методика контекстуального анализа, компонентный анализ, моделирование, анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Е.А. Быстровой, Е.А. Жестковой, Л.И. Новиковой, С.В. Плотниковой, И.А. Шевченко и др.
Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Целью данного исследования являлось определение и теоретическое обоснование методических средств и условий формирования культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка.
Анализ методической и научной литературы позволил дать определение таким ключевым понятиям, как «компетенция», «культуроведческий подход», что позволило решить поставленные задачи.
Под культуроведческой компетенцией в целом понимается высокий уровень осознания учащимися способов выражения национальной культуры, особенностей взаимосвязи языка и истории народа, понимание самобытности и уникальности русского языка, владение навыками речевого этикета и межнационального общения.
Формирование культуроведческой компетенции в рамках изучения русского языка предполагает постижение культурных традиций народа, познание самобытности культуры, осознание учащимися важности изучения родного языка, развитие духовно-нравственных и патриотических ценностей учащегося. Важным ориентиром при преподавании русского языка является формирование у обучающихся положительного отношения к культуре и истории своей страны, понимание значимости родного языка в жизни народа. В результате изучения методической литературы выяснилось, что работа по формированию культуроведческой компетенции в средних классах ведется на основе литературного, фольклорного и исторического материала.
Проанализировав учебник Т.А. Ладыженской «Русский язык» за 5 класс можно отметить, что работа по формированию культуроведческой компетенции ведется по всем основным разделам, что формирует стройную и логически завершенную системную работу. Однако рассмотрение 39
содержания учебного материала в отдельных разделах показало недостаточность упражнений с культуроведческой направленностью, что говорит о необходимости дополнить учебный материал.
Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы учителями русского языка для формирования у обучающихся 5-6 классов культуроведческой компетенции.
Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи.
1. Бичегкуева О.Д. К вопросу о формировании культуроведческой компетенции на уроках русского языка // Высшая школа: научные исследования. - 2020. - С. 25-30.
2. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова,
B. И. Капинос. - М.: Дрофа, 2015. - 240 с.
3. Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников / Т.М. Воителева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2014. - №3. - С. 98-103.
4. Голышева И.А., Сбитнева Е.С., Жесткова Е.А. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в начальной школе // Научное обозрение: педагогические науки.- № 2. - 2017. - С. 32-35.
5. Жесткова Е.А. Лингвокультурологический подход в обучении детей-мигрантов русскому языку // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодёжи: материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. -
C. 329-333.
6. Жесткова Е.А. Культурологический подход к преподаванию родного (русского) языка // Начальная школа. - 2016. - № 12. - С. 28-32
7. Крысин Л.П. Новые иноязычные заимствования в нормативных словарях // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. - С. 66-72.
8. Новикова Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения национальной культуры. Монография. - М.: Прометей, 2015. - 42 с.
9. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: монография / Т.Ф. Новикова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 296 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, 2018. - 1376 с.
11. Плотникова С. В., Чиликова И. А. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку // Педагогическое образование в России. - 2013. - №5. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-kulturovedcheskoy-kompetentsii- mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku(дата обращения: 24.12.2020).
12. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 204 с.
13. Рабочая программа составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 2-е изд.,
стереотипное. - М.: Дрофа, 2014. - 28 с.
14. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2ч. Ч.1. Ч.2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова. - М.: Просвещение, 2012. - 192с.; 176 с.
15. Федеральный государственный стандарт основного общего
образования [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https:ZZclassinform.ru/fgosZ1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html
16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - URL: http:ZZeidos.ruZjournalZ2002Z0423-1.htm (дата
обращения 20.12.2020)
17. Шевченко И.А. Работа по формированию культуроведческой компетенции при обучении русскому языку в 5, 6, 9-х классах: учебное пособие / И.А. Шевченко - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. - 90 с.