Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5 классе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка 5
1.1 Сущность понятия «культуроведческая компетенция» 5
1.2 Особенности формирования культуроведческой компетенции на
уроках русского языка в соответствии с ФГОС 9
Глава 2. Методика формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5 классе 16
2.1 Анализ УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А.
Тростенцовой с точки зрения формирования культуроведческой компетенции в 5 классе 16
2.2 Содержание работы по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5 классе 33
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка 5
1.1 Сущность понятия «культуроведческая компетенция» 5
1.2 Особенности формирования культуроведческой компетенции на
уроках русского языка в соответствии с ФГОС 9
Глава 2. Методика формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5 классе 16
2.1 Анализ УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А.
Тростенцовой с точки зрения формирования культуроведческой компетенции в 5 классе 16
2.2 Содержание работы по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 5 классе 33
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение
Культуроведческий аспект изучения русского языка и его реализация является одной из основных тенденций современного образования. Данный аспект реализует личностно-ориентированный подход в процессе обучения, формирует духовно-нравственные и патриотические ценности обучающихся, обеспечивает формирование гражданской идентичности.
Изучение русского языка позволяет обучающимся овладеть духовными и культурными ценностями русского народа, а также понимать язык как средство выражения национальной культуры. При изучении русского языка большое внимание уделяется культуроведческой составляющей.
Одним из личностных результатов освоения программы русского языка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является «осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества», однако содержательно данная задача не раскрыта, чем и обусловливается актуальность исследования.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать методические средства и условия формирования культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс формирования культуроведческой компетенции обучающихся.
Предмет исследования - содержание работы по формированию культуроведческой компетенции обучающихся 5 класса на уроках русского языка. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу для определения сущности и содержания понятия «культуроведческая компетенция»;
2) рассмотреть особенности формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка в соответствии с ФГОС;
3) провести анализ учебно-методического комплекса по русскому языку с точки зрения формирования культуроведческой компетенции в 5 классе;
4) определить содержание работы по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: гипотетико-дедуктивный метод, индукция, описательный метод, методика контекстуального анализа, компонентный анализ, моделирование, анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Е.А. Быстровой, Е.А. Жестковой, Л.И. Новиковой, С.В. Плотниковой, И.А. Шевченко и др.
Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Изучение русского языка позволяет обучающимся овладеть духовными и культурными ценностями русского народа, а также понимать язык как средство выражения национальной культуры. При изучении русского языка большое внимание уделяется культуроведческой составляющей.
Одним из личностных результатов освоения программы русского языка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является «осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества», однако содержательно данная задача не раскрыта, чем и обусловливается актуальность исследования.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать методические средства и условия формирования культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс формирования культуроведческой компетенции обучающихся.
Предмет исследования - содержание работы по формированию культуроведческой компетенции обучающихся 5 класса на уроках русского языка. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу для определения сущности и содержания понятия «культуроведческая компетенция»;
2) рассмотреть особенности формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка в соответствии с ФГОС;
3) провести анализ учебно-методического комплекса по русскому языку с точки зрения формирования культуроведческой компетенции в 5 классе;
4) определить содержание работы по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: гипотетико-дедуктивный метод, индукция, описательный метод, методика контекстуального анализа, компонентный анализ, моделирование, анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Е.А. Быстровой, Е.А. Жестковой, Л.И. Новиковой, С.В. Плотниковой, И.А. Шевченко и др.
Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Целью данного исследования являлось определение и теоретическое обоснование методических средств и условий формирования культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка.
Анализ методической и научной литературы позволил дать определение таким ключевым понятиям, как «компетенция», «культуроведческий подход», что позволило решить поставленные задачи.
Под культуроведческой компетенцией в целом понимается высокий уровень осознания учащимися способов выражения национальной культуры, особенностей взаимосвязи языка и истории народа, понимание самобытности и уникальности русского языка, владение навыками речевого этикета и межнационального общения.
Формирование культуроведческой компетенции в рамках изучения русского языка предполагает постижение культурных традиций народа, познание самобытности культуры, осознание учащимися важности изучения родного языка, развитие духовно-нравственных и патриотических ценностей учащегося. Важным ориентиром при преподавании русского языка является формирование у обучающихся положительного отношения к культуре и истории своей страны, понимание значимости родного языка в жизни народа. В результате изучения методической литературы выяснилось, что работа по формированию культуроведческой компетенции в средних классах ведется на основе литературного, фольклорного и исторического материала.
Проанализировав учебник Т.А. Ладыженской «Русский язык» за 5 класс можно отметить, что работа по формированию культуроведческой компетенции ведется по всем основным разделам, что формирует стройную и логически завершенную системную работу. Однако рассмотрение 39
содержания учебного материала в отдельных разделах показало недостаточность упражнений с культуроведческой направленностью, что говорит о необходимости дополнить учебный материал.
Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы учителями русского языка для формирования у обучающихся 5-6 классов культуроведческой компетенции.
Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи.
Анализ методической и научной литературы позволил дать определение таким ключевым понятиям, как «компетенция», «культуроведческий подход», что позволило решить поставленные задачи.
Под культуроведческой компетенцией в целом понимается высокий уровень осознания учащимися способов выражения национальной культуры, особенностей взаимосвязи языка и истории народа, понимание самобытности и уникальности русского языка, владение навыками речевого этикета и межнационального общения.
Формирование культуроведческой компетенции в рамках изучения русского языка предполагает постижение культурных традиций народа, познание самобытности культуры, осознание учащимися важности изучения родного языка, развитие духовно-нравственных и патриотических ценностей учащегося. Важным ориентиром при преподавании русского языка является формирование у обучающихся положительного отношения к культуре и истории своей страны, понимание значимости родного языка в жизни народа. В результате изучения методической литературы выяснилось, что работа по формированию культуроведческой компетенции в средних классах ведется на основе литературного, фольклорного и исторического материала.
Проанализировав учебник Т.А. Ладыженской «Русский язык» за 5 класс можно отметить, что работа по формированию культуроведческой компетенции ведется по всем основным разделам, что формирует стройную и логически завершенную системную работу. Однако рассмотрение 39
содержания учебного материала в отдельных разделах показало недостаточность упражнений с культуроведческой направленностью, что говорит о необходимости дополнить учебный материал.
Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы учителями русского языка для формирования у обучающихся 5-6 классов культуроведческой компетенции.
Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ФРАЗЕОЛОГИЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ: АССОЦИАТИВНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6 классов в условиях внедрения новых ФГОС ООО
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лингвистической компетенции
учащихся в обучении русскому языку в школе
(на материале изучения темы «Частица»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - Формирование культуроведческой компетенции у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - Формирование лингвокульторологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



