Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры безопасного поведения обучающихся начальных классов на дорогах

Работа №153890

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах 8
1.1. Сущность понятия «культура безопасного поведения» 8
1.2. Характеристика поведенческих особенностей младших школьников 15
1.3. Психолого-педагогические условия формирования культуры
безопасного поведения на дорогах 20
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию культуры безопасного поведения у обучающихся начальных классов на дорогах 33
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры безопасного
поведения на дорогах у младших школьников 33
2.2. Разработка и реализация программы «Безопасная дорога» 45
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
культуры безопасного поведения у обучающихся начальных классов на дорогах 55
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Практические рекомендации 63
Список использованных источников

Актуальность. Обеспечение сохранности здоровья и жизни подрастающего поколения - основная цель и главная задача цивилизованного общества. Ознакомление детей младшего школьного возраста с основными правилами дорожного движения в начальной школе - это жизненная необходимость и гарантия сохранения жизни и здоровья ребенка в условиях современного города. В начальной школе ребенок продолжает усваивать основные понятия системы дорожного движения и важнейшие правила поведения на дороге. Обучение основным знаниям в области безопасности дорожного движения в начальной школе - значительная часть довольно сложной для восприятия информации, которую педагогам необходимо разъяснить детям, поскольку владение данной информацией и умение применить полученные знания на практике тесно связаны с сохранностью жизни и здоровья младших школьников.
Профилактике детского травматизма и смертности, связанными с дорожно-транспортными происшествиями, должно уделяться особое внимание. В современных условиях можно назвать несколько причин увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Назовем лишь некоторые из них: рост числа автомобилей на улицах и автомагистралях, увеличение скорости движения автотранспорта, рост плотности транспортных потоков и, как следствие, увеличение пробок на автодорогах. Актуальность заявленной проблемы заключается в растущей в настоящее время автомобилизации нашей страны в целом и каждого населенного пункта в отдельности и возрастающей в связи с этим проблемой увеличения количества дорожно-транспортных происшествий.
В связи с этим становится очевидным необходимость решать проблему роста количества дорожно-транспортных происшествий на уровне государственных органов и решать поставленные в рамках данной проблемы задачи в системе. Именно перед образовательными учреждениями на государственном уровне ставится задача по формированию культуры безопасного поведения у детей и подростков. Ведь именно формирование данного качества личности ставит целью работы по предотвращению детского травматизма на дорогах. Особенно актуальна эта проблема для младших школьников. Данные статистики говорят о преобладающем проценте среди пострадавших детей - пешеходов именно младших школьников - а именно детей в возрасте 7-11 лет. Прежде всего, это связано с увеличивающейся в этом возрастном периоде необходимостью находится без сопровождения взрослых. Среди наиболее часто встречающихся нарушений: пересечение проезжей части вне пешеходного перехода, игра детей и подростков в непосредственной близости от проезжей части, игнорирование запрещающих сигналов светофора и запрещающих знаков. Так же, плачевна ситуация с детьми-пассажирами, которые, согласно статистике, страдают от травм практически в тридцати процентах всех дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим, можно сделать вывод об остро стоящем вопросе профилактики детского травматизма на дорогах. Данную задачу можно считать наиболее насущной и требующей безотлагательных решений.
Основываясь на данные анализа теоретических исследований вопроса, а также на изучение практики образовательных организаций, нами были выявлены следующие противоречия:
- между актуальностью вопроса безопасности детей на дорогах и реальными знаниями младших школьников о правилах дорожного движения;
- между содержанием программ образовательных организаций по предложенной тематике и содержанием реально проводимых занятий по данным программам;
- между требованиями общества к знаниям школьников о правилах дорожного движения и недостаточно развитым у младших школьников чувства ответственности за собственные жизнь и здоровье, которые они получают в образовательных организациях.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы оптимальные условия формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование культуры безопасного поведения обучающихся начальных классов на дорогах».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы «Безопасная дорога», направленной на формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования культуры безопасного поведения младших школьников на дорогах.
Гипотеза исследования. Процесс формирования у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах будет эффективным, если:
- работа по формированию у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах будет организована в системе с использованием специально разработанной программы «Безопасная дорога»;
- будут созданы необходимые психолого-педагогические условия для формирования культуры безопасного поведения;
- будут учтены поведенческие особенности младших школьников в процессе работы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие «культура безопасного поведения».
3. Разработать программу «Безопасная дорога», направленную на формирование у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос);
статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка программы «Безопасная дорога» для обучающихся начальных классов.
Второй этап исследования (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2021 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МАОУ СШ № 151 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 59 обучающихся 1-ых классов.
Теоретическая значимость заключается в выявлении и систематизации взглядов на понятия «культура безопасного поведения», «условия формирования культуры безопасного поведения», раскрытии понятия «культура безопасного поведения», а также в выделении условий формирования у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах.
Практическая значимость разработана и внедрена программа «Безопасная дорога», направленная на формирование у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах, которая включает в себя: развитие знаний, умений и навыков по безопасному поведению, учет возрастных особенностей личности младших школьников, методическое обеспечение процесса формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ СШ № 151 г. Красноярска..
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике VII Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» (21 мая 2021 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (52 источника), 69 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе проведенного исследования нами было установлено, что проблема формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах является актуальной для педагогической теории и практики, так как она представлена и разработана недостаточно широко. Её актуальность обусловлена многими факторами, указанными во введении.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить базовое понятие «культура безопасного поведения на дорогах», а также нам удалось сформировать диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у первоклассников.
3. В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были выделены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный), а так же уровни (высокий, средний, низкий) сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у обучающихся начальной школы.
4. В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы были реализованы мероприятия разработанной нами программы «Безопасная дорога»
5. Результаты всей опытно-экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о создании необходимых психолого-педагогических условий для формирования культуры безопасного поведения на дорогах, о необходимости проведения систематизированной работы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах в рамках программы «Безопасная дорога».



1. Азбуку дорожную знать каждому положено: сборник работ, присланных на Московский областной конкурс на лучшее детское литературное произведение по пропаганде безопасности дорожного движения. - М., 2018. - 84 с.
2. Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В.М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. - Новосибирск, 2011. - 208 с.
3. Акимов В.А., Дурнев Р.А. Культура безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2018. - № 11. - С. 23-27.
4. Анализ аварийности с участием детей за 12 месяцев 2020 года. URL: https: //www. gimnaziya 15. ru/single-post/анализ-аварийности-с-участием-детей-за-12-месяцев-2020-года(дата обращения 29.04.2021)
5. Аналитическая справка о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма на территории Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» за 12 месяцев 2019 года. URL:http://кр-шк84.учисьучись.рф/media/sub/55/files/analiticheskaya-spravka-o-sostoyanii-detskogo-dorozhno—transportnogo-travmatizma-na-territorii-mu-mvd-rossii-krasnoyarskoe-za-12-mesyatsev-2019-goda.pdf(дата обращения 29.04.2021)
6. Асянова С.Р. Формирование и развитие культуры безопасного поведения школьника на дорогах // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 5 (21). - С. 125-129.
7. Ахмадиева Р.Ш. Формирование личностной компетенции участника дорожного движения // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 5¬
6. - С. 11-18.
8. Булатов M.P., Галимов И.Г. и др. Азбука дорожной науки. № 1. - Казань, 2018. -16 с.
9. Вашкевич А.В., Смородина В.А. Педагогика безопасности: особенности развития жизненного опыта ребенка в области безопасности дорожного движения // Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике:
материалы межведомственной научно-практической конференции, 20 октября 2017 г. - СПб., 2017. - С. 13-17.
10. Взрослые и дети в образовательном пространстве: научно-методический сборник / Под научной ред. И.С. Якиманской; Центр педагогических инноваций РАО. - М.: Северный город, 2016. - 137 с.
11. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. - М., 2016. - 208 с.
12. Володарская В.Н., Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 1, 2, 3 классов. - Каменск-Уральский: Изд-во «Калан», 1997. - 32 с.
13. Вольхин С.Н., Михайлов А.А., Степанов К.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к обеспечению безопасной жизнедеятельности младших школьников: монография. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2018. - 145 с.
14. Воробьёв Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. - М.: Деловой экспресс, 2016. - 139 с.
15. Воспитание безопасного поведения детей на дороге и улице во внеурочное время (из опыта работы). - Челябинск, 2016. - 37 с.
16. Гатауллина Р.Ф. Формирование безопасного поведения школьников в досуговой деятельности // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 16 декабря 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 28-32.
17. Гафнер В.В. ОБЖ 2.0: новый уровень развития педагогики безопасности // Воспитание подрастающего поколения в духе бережного отношения к жизни и готовности к оказанию помощи: Материалы пленарного и секционного заседаний V Форума МЧС России и общественных организаций «Общество за безопасность», 25-28 августа 2016 г. - Устье, 2016. - С. 93-95.
18. Гладких С.Н., Николаева Н.И. Формирование культуры безопасного
поведения [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.radnews.ru/формирование-культуры-безопасного-п/ (дата
обращения 29.04.2021)
19. Горина Л.И. Культура безопасности жизнедеятельности (методологические и технологические аспекты): монография. - Тольятти, 2016. - 223 с.
20. Горская A.B. Педагогическая профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в современном мегаполисе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Арина Викторовна Горская. - СПб., 2004. - 184 с.
21. ГОСТ Р 22.3.08-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура
безопасности жизнедеятельности. Термины и определения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://internet-law.ru/gosts/gost/58623/
(дата обращения 29.04.2021)
22. Гребенюк И.А. Формирование культуры безопасного поведения младших школьников на дорогах // Молодежь в науке и образовании: материалы конкурса научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов, 15 февраля 2018 г. - Чебоксары, 2018. - С. 45¬49.
23. Данченко С.П., Костецкая Г.А. Педагогика безопасности: о понятии «личность безопасного типа» // Педагогика. - 2021. - Т. 85. - № 2. - С. 57-63.
24. Дикань С.А. Культура безопасности в контексте проблем современной педагогики // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 14 ноября 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 45-48.
25. Дмитриева Л.С. Воспитание культуры безопасности подрастающего поколения // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 16 декабря 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 38-40.
26. Кайгородов П.И. Педагогические средства проектирования
интегративного курса «Основы культуры безопасной
жизнедеятельности»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пётр Иванович Кайгородов. - Ростов н/Д, 2002. - 25 с.
27. Каконашвили Л.Ю. Формирование безопасного поведения младших школьников // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 16 декабря 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 55-59.
28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов. - М.: Россов н/Д: МарТ, 2016. - 447 с.
29. Конев В А. Человек в мире культуры: пособие по спецкурсу. - Самара, 2016. - 99 с.
30. Котик М.А. Психология и безопасность. - 2-е изд., испр. и доп. - Таллин: Валгус, 2017. - 439 с.
31. Кочетков А.Н., Мехед Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть. - 2002. - № 10. - С. 5.
32. Кузнецов В.Н. Культура безопасности современного российского общества. - М., 2016. - 68 с.
33. Кузнецов В.Н. Формирование культуры безопасности в
трансформирующемся обществе: социологический аспект: дис. . д-ра социолог. наук: 22.00.01 / Вячеслав Николаевич Кузнецов. - М., 2002. -
388 с.
34. Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие. М, 2016. - 74 с.
35. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей (младший школьный возраст). - М., 1950. - 112 с.
36. Масленникова В. Ш. Педагогика безопасности как теория обеспечения безопасности личности в образовательной организации // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5 (124). - С. 41-45.
37. Методические рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий по безопасности дорожного движения в детском оздоровительном лагере. - Воронеж, 2017. - 24 с.
38. Молчановский В.Ф. Безопасность - атрибут социальной системы // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: материалы международной конференции, 27 февраля 2016 г. - М., 2016. - С. 104.
39. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.01 / Владимир Николаевич Мошкин. - Барнаул, 2004. - 369 с.
40. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL: http://politike.ru /termin/kultura-bezopasnosti.html (дата обращения: 29.04.2021)
41. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2016. - 287 с.
42. Общие положения безопасности атомных станций НП 306.2.-141-2008
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://online.budstandart.com/ru/catalog/doc-page?id doc=69189 (дата
обращения 29.04.2021)
43. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57.000 слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 2017. - 795 с.
44. Перфильева Н.В. Точки зрения на характеристики и квалификацию абстрактных единиц языка // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 17-22.
45. Репин Ю.В., Мельникова Н.Ф. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся образовательных организаций общего образования в процессе обучения предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» // Образовательная среда сегодня: стратегии
развития. - 2016. - № 3 (7). - С. 69-78.
46. Руденко В.А. К истории понятия «культура безопасности» // Глобальная ядерная безопасность. - 2014. - № 3 (12). - С. 100-104.
47. Рыбалкин H.H. Природа безопасности: дис. ... д-ра филос. наук / Николай Николаевич Рыбалкин. - М., 2003. - 407 с.
48. Сказка, которая сохраняет жизнь! Сборник конкурсных работ работников дошкольных учреждений по безопасности на дорогах. - Кострома, 2013. - 35 с.
49. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // Человек и образование. - 2015. - № 1 (45). - С. 173-179.
50. Batson D. The Handbook of Social Psychology.
https://www.goodreads.com/book/show/3251850-handbook-of-social- psychology(дата обращения 29.04.2021)
51. Thompson D., Hudson S.H., Mack М. Keep school playgrounds safe // The education digest. - 2018. - Vol. 64. - № 2. - P. 60-64.
52. Vetter A. Les choix technico-pedagogiques dans I’ingenierie du dispositif de FOAD CIEP+ https://journals.openedition.org/alsic/3057


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ