Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах 8
1.1. Сущность понятия «культура безопасного поведения» 8
1.2. Характеристика поведенческих особенностей младших школьников 15
1.3. Психолого-педагогические условия формирования культуры
безопасного поведения на дорогах 20
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию культуры безопасного поведения у обучающихся начальных классов на дорогах 33
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры безопасного
поведения на дорогах у младших школьников 33
2.2. Разработка и реализация программы «Безопасная дорога» 45
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
культуры безопасного поведения у обучающихся начальных классов на дорогах 55
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Практические рекомендации 63
Список использованных источников
Актуальность. Обеспечение сохранности здоровья и жизни подрастающего поколения - основная цель и главная задача цивилизованного общества. Ознакомление детей младшего школьного возраста с основными правилами дорожного движения в начальной школе - это жизненная необходимость и гарантия сохранения жизни и здоровья ребенка в условиях современного города. В начальной школе ребенок продолжает усваивать основные понятия системы дорожного движения и важнейшие правила поведения на дороге. Обучение основным знаниям в области безопасности дорожного движения в начальной школе - значительная часть довольно сложной для восприятия информации, которую педагогам необходимо разъяснить детям, поскольку владение данной информацией и умение применить полученные знания на практике тесно связаны с сохранностью жизни и здоровья младших школьников.
Профилактике детского травматизма и смертности, связанными с дорожно-транспортными происшествиями, должно уделяться особое внимание. В современных условиях можно назвать несколько причин увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Назовем лишь некоторые из них: рост числа автомобилей на улицах и автомагистралях, увеличение скорости движения автотранспорта, рост плотности транспортных потоков и, как следствие, увеличение пробок на автодорогах. Актуальность заявленной проблемы заключается в растущей в настоящее время автомобилизации нашей страны в целом и каждого населенного пункта в отдельности и возрастающей в связи с этим проблемой увеличения количества дорожно-транспортных происшествий.
В связи с этим становится очевидным необходимость решать проблему роста количества дорожно-транспортных происшествий на уровне государственных органов и решать поставленные в рамках данной проблемы задачи в системе. Именно перед образовательными учреждениями на государственном уровне ставится задача по формированию культуры безопасного поведения у детей и подростков. Ведь именно формирование данного качества личности ставит целью работы по предотвращению детского травматизма на дорогах. Особенно актуальна эта проблема для младших школьников. Данные статистики говорят о преобладающем проценте среди пострадавших детей - пешеходов именно младших школьников - а именно детей в возрасте 7-11 лет. Прежде всего, это связано с увеличивающейся в этом возрастном периоде необходимостью находится без сопровождения взрослых. Среди наиболее часто встречающихся нарушений: пересечение проезжей части вне пешеходного перехода, игра детей и подростков в непосредственной близости от проезжей части, игнорирование запрещающих сигналов светофора и запрещающих знаков. Так же, плачевна ситуация с детьми-пассажирами, которые, согласно статистике, страдают от травм практически в тридцати процентах всех дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим, можно сделать вывод об остро стоящем вопросе профилактики детского травматизма на дорогах. Данную задачу можно считать наиболее насущной и требующей безотлагательных решений.
Основываясь на данные анализа теоретических исследований вопроса, а также на изучение практики образовательных организаций, нами были выявлены следующие противоречия:
- между актуальностью вопроса безопасности детей на дорогах и реальными знаниями младших школьников о правилах дорожного движения;
- между содержанием программ образовательных организаций по предложенной тематике и содержанием реально проводимых занятий по данным программам;
- между требованиями общества к знаниям школьников о правилах дорожного движения и недостаточно развитым у младших школьников чувства ответственности за собственные жизнь и здоровье, которые они получают в образовательных организациях.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы оптимальные условия формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование культуры безопасного поведения обучающихся начальных классов на дорогах».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы «Безопасная дорога», направленной на формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования культуры безопасного поведения младших школьников на дорогах.
Гипотеза исследования. Процесс формирования у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах будет эффективным, если:
- работа по формированию у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах будет организована в системе с использованием специально разработанной программы «Безопасная дорога»;
- будут созданы необходимые психолого-педагогические условия для формирования культуры безопасного поведения;
- будут учтены поведенческие особенности младших школьников в процессе работы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие «культура безопасного поведения».
3. Разработать программу «Безопасная дорога», направленную на формирование у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос);
статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка программы «Безопасная дорога» для обучающихся начальных классов.
Второй этап исследования (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2021 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МАОУ СШ № 151 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 59 обучающихся 1-ых классов.
Теоретическая значимость заключается в выявлении и систематизации взглядов на понятия «культура безопасного поведения», «условия формирования культуры безопасного поведения», раскрытии понятия «культура безопасного поведения», а также в выделении условий формирования у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах.
Практическая значимость разработана и внедрена программа «Безопасная дорога», направленная на формирование у обучающихся начальных классов культуры безопасного поведения на дорогах, которая включает в себя: развитие знаний, умений и навыков по безопасному поведению, учет возрастных особенностей личности младших школьников, методическое обеспечение процесса формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ СШ № 151 г. Красноярска..
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике VII Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» (21 мая 2021 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (52 источника), 69 страниц.
1. В ходе проведенного исследования нами было установлено, что проблема формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах является актуальной для педагогической теории и практики, так как она представлена и разработана недостаточно широко. Её актуальность обусловлена многими факторами, указанными во введении.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить базовое понятие «культура безопасного поведения на дорогах», а также нам удалось сформировать диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у первоклассников.
3. В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были выделены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный), а так же уровни (высокий, средний, низкий) сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у обучающихся начальной школы.
4. В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы были реализованы мероприятия разработанной нами программы «Безопасная дорога»
5. Результаты всей опытно-экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о создании необходимых психолого-педагогических условий для формирования культуры безопасного поведения на дорогах, о необходимости проведения систематизированной работы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах в рамках программы «Безопасная дорога».
1. Азбуку дорожную знать каждому положено: сборник работ, присланных на Московский областной конкурс на лучшее детское литературное произведение по пропаганде безопасности дорожного движения. - М., 2018. - 84 с.
2. Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В.М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. - Новосибирск, 2011. - 208 с.
3. Акимов В.А., Дурнев Р.А. Культура безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2018. - № 11. - С. 23-27.
4. Анализ аварийности с участием детей за 12 месяцев 2020 года. URL: https: //www. gimnaziya 15. ru/single-post/анализ-аварийности-с-участием-детей-за-12-месяцев-2020-года(дата обращения 29.04.2021)
5. Аналитическая справка о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма на территории Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» за 12 месяцев 2019 года. URL:http://кр-шк84.учисьучись.рф/media/sub/55/files/analiticheskaya-spravka-o-sostoyanii-detskogo-dorozhno—transportnogo-travmatizma-na-territorii-mu-mvd-rossii-krasnoyarskoe-za-12-mesyatsev-2019-goda.pdf(дата обращения 29.04.2021)
6. Асянова С.Р. Формирование и развитие культуры безопасного поведения школьника на дорогах // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 5 (21). - С. 125-129.
7. Ахмадиева Р.Ш. Формирование личностной компетенции участника дорожного движения // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 5¬
6. - С. 11-18.
8. Булатов M.P., Галимов И.Г. и др. Азбука дорожной науки. № 1. - Казань, 2018. -16 с.
9. Вашкевич А.В., Смородина В.А. Педагогика безопасности: особенности развития жизненного опыта ребенка в области безопасности дорожного движения // Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике:
материалы межведомственной научно-практической конференции, 20 октября 2017 г. - СПб., 2017. - С. 13-17.
10. Взрослые и дети в образовательном пространстве: научно-методический сборник / Под научной ред. И.С. Якиманской; Центр педагогических инноваций РАО. - М.: Северный город, 2016. - 137 с.
11. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. - М., 2016. - 208 с.
12. Володарская В.Н., Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 1, 2, 3 классов. - Каменск-Уральский: Изд-во «Калан», 1997. - 32 с.
13. Вольхин С.Н., Михайлов А.А., Степанов К.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к обеспечению безопасной жизнедеятельности младших школьников: монография. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2018. - 145 с.
14. Воробьёв Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. - М.: Деловой экспресс, 2016. - 139 с.
15. Воспитание безопасного поведения детей на дороге и улице во внеурочное время (из опыта работы). - Челябинск, 2016. - 37 с.
16. Гатауллина Р.Ф. Формирование безопасного поведения школьников в досуговой деятельности // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 16 декабря 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 28-32.
17. Гафнер В.В. ОБЖ 2.0: новый уровень развития педагогики безопасности // Воспитание подрастающего поколения в духе бережного отношения к жизни и готовности к оказанию помощи: Материалы пленарного и секционного заседаний V Форума МЧС России и общественных организаций «Общество за безопасность», 25-28 августа 2016 г. - Устье, 2016. - С. 93-95.
18. Гладких С.Н., Николаева Н.И. Формирование культуры безопасного
поведения [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.radnews.ru/формирование-культуры-безопасного-п/ (дата
обращения 29.04.2021)
19. Горина Л.И. Культура безопасности жизнедеятельности (методологические и технологические аспекты): монография. - Тольятти, 2016. - 223 с.
20. Горская A.B. Педагогическая профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в современном мегаполисе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Арина Викторовна Горская. - СПб., 2004. - 184 с.
21. ГОСТ Р 22.3.08-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура
безопасности жизнедеятельности. Термины и определения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://internet-law.ru/gosts/gost/58623/
(дата обращения 29.04.2021)
22. Гребенюк И.А. Формирование культуры безопасного поведения младших школьников на дорогах // Молодежь в науке и образовании: материалы конкурса научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов, 15 февраля 2018 г. - Чебоксары, 2018. - С. 45¬49.
23. Данченко С.П., Костецкая Г.А. Педагогика безопасности: о понятии «личность безопасного типа» // Педагогика. - 2021. - Т. 85. - № 2. - С. 57-63.
24. Дикань С.А. Культура безопасности в контексте проблем современной педагогики // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 14 ноября 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 45-48.
25. Дмитриева Л.С. Воспитание культуры безопасности подрастающего поколения // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 16 декабря 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 38-40.
26. Кайгородов П.И. Педагогические средства проектирования
интегративного курса «Основы культуры безопасной
жизнедеятельности»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пётр Иванович Кайгородов. - Ростов н/Д, 2002. - 25 с.
27. Каконашвили Л.Ю. Формирование безопасного поведения младших школьников // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, 16 декабря 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 55-59.
28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов. - М.: Россов н/Д: МарТ, 2016. - 447 с.
29. Конев В А. Человек в мире культуры: пособие по спецкурсу. - Самара, 2016. - 99 с.
30. Котик М.А. Психология и безопасность. - 2-е изд., испр. и доп. - Таллин: Валгус, 2017. - 439 с.
31. Кочетков А.Н., Мехед Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть. - 2002. - № 10. - С. 5.
32. Кузнецов В.Н. Культура безопасности современного российского общества. - М., 2016. - 68 с.
33. Кузнецов В.Н. Формирование культуры безопасности в
трансформирующемся обществе: социологический аспект: дис. . д-ра социолог. наук: 22.00.01 / Вячеслав Николаевич Кузнецов. - М., 2002. -
388 с.
34. Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие. М, 2016. - 74 с.
35. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей (младший школьный возраст). - М., 1950. - 112 с.
36. Масленникова В. Ш. Педагогика безопасности как теория обеспечения безопасности личности в образовательной организации // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5 (124). - С. 41-45.
37. Методические рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий по безопасности дорожного движения в детском оздоровительном лагере. - Воронеж, 2017. - 24 с.
38. Молчановский В.Ф. Безопасность - атрибут социальной системы // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: материалы международной конференции, 27 февраля 2016 г. - М., 2016. - С. 104.
39. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.01 / Владимир Николаевич Мошкин. - Барнаул, 2004. - 369 с.
40. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL: http://politike.ru /termin/kultura-bezopasnosti.html (дата обращения: 29.04.2021)
41. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2016. - 287 с.
42. Общие положения безопасности атомных станций НП 306.2.-141-2008
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://online.budstandart.com/ru/catalog/doc-page?id doc=69189 (дата
обращения 29.04.2021)
43. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57.000 слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 2017. - 795 с.
44. Перфильева Н.В. Точки зрения на характеристики и квалификацию абстрактных единиц языка // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 17-22.
45. Репин Ю.В., Мельникова Н.Ф. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся образовательных организаций общего образования в процессе обучения предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» // Образовательная среда сегодня: стратегии
развития. - 2016. - № 3 (7). - С. 69-78.
46. Руденко В.А. К истории понятия «культура безопасности» // Глобальная ядерная безопасность. - 2014. - № 3 (12). - С. 100-104.
47. Рыбалкин H.H. Природа безопасности: дис. ... д-ра филос. наук / Николай Николаевич Рыбалкин. - М., 2003. - 407 с.
48. Сказка, которая сохраняет жизнь! Сборник конкурсных работ работников дошкольных учреждений по безопасности на дорогах. - Кострома, 2013. - 35 с.
49. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // Человек и образование. - 2015. - № 1 (45). - С. 173-179.
50. Batson D. The Handbook of Social Psychology.
https://www.goodreads.com/book/show/3251850-handbook-of-social- psychology(дата обращения 29.04.2021)
51. Thompson D., Hudson S.H., Mack М. Keep school playgrounds safe // The education digest. - 2018. - Vol. 64. - № 2. - P. 60-64.
52. Vetter A. Les choix technico-pedagogiques dans I’ingenierie du dispositif de FOAD CIEP+ https://journals.openedition.org/alsic/3057