ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты психологической культуры личности в
психологии 8
1.2. Проблема развития психологической культуры младших
подростков 13
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ и обобщение результатов исследования 29
2.3. Рабочая программа факультативного курса «Я как часть мира! Мир
как часть меня!». Рекомендации для развития психологической культуры младших подростков 41
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты психологической культуры личности в
психологии 8
1.2. Проблема развития психологической культуры младших
подростков 13
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ и обобщение результатов исследования 29
2.3. Рабочая программа факультативного курса «Я как часть мира! Мир
как часть меня!». Рекомендации для развития психологической культуры младших подростков 41
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования предъявляются высокие требования к процессу полноценного вхождения ребенка в социум. Целевым ориентиром образования является развитие «базисной культуры личности». Важным направлением работы образовательных учреждений и психологических служб становится деятельность по психологизации учебно-воспитательного процесса образовательной организации, повышение психологической культуры его субъектов и создание условий для становления личности ребенка, умеющего успешно решать социально-психологические задачи повседневной жизни. Сегодня ситуация детства и подростничества приобретает признаки катастрофы. Социальные «низы» детского и подросткового сообщества захлестнули жестокость и культурная деградация. Внутренняя, душевная и духовная пустота отличает и ту часть, которую можно считать благополучной.
Однако содержание современного среднего образования недостаточно проработано в соответствии с запросами общества и личности в области психологической культуры. Существующие учебные программы в большей степени являются когнитивно-ориентированными. Они не направлены на преодоление разрыва между теорией и жизненной практикой, не в полной мере содействуют самопознанию, самореализации и самоопределению ребенка. Обучающийся практически не изучает себя в единстве своих душевных и телесных проявлений. Большинство школьных учебных пособий по курсу «Психология» и программ развивающих занятий также не ориентированы на комплексное формирование компонентов психологической культуры обучающихся [21].
Психологическая культура необходима человеку, который вступает в подростковый возраст, для построения своего «Я» как проявления в неповторимости и индивидуальности сущностных человеческих свойств, с одной стороны, и для актуализации сложнейших экзистенциальных переживаний, связанные с духовной и физической сторонами личности с другой стороны [12]. По мнению В.А. Сухомлинского, для развивающегося человека важно овладеть психологической культурой для ощущения «связности» и осмысленности своей жизни, одухотворенности собственной личности. Психологическая культура позволяет подросткам познавать свой внутренний мир, выбирать свой жизненный путь, получать удовлетворение от жизни. Разработка средств и условий развития психологической культуры подростков в условиях учебно-образовательного процесса выступает важнейшей задачей психологической службы образования и школьного психолога, в частности.
Важно отметить, что понятие «психологическая культура» только начинает входить в категориальный аппарат педагогики и психологии. Исследователи подчеркивают необходимость и важность разработки данного феномена для современной психолого-педагогической практики. На дефицит психологической культуры учащихся указывали А.А. Бодалев,
А.А. Востриков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Б.Г. Мещеряков и др. В работах данных исследователей психологическая культура рассматривается в общем значении как определенный уровень психологической образованности современного общества и личности, уровень самопознания человечества, отношения человека к окружающим людям, к самим себе, к природе.
В настоящее время проблема психологической культуры активно решается как на теоретическом, так и на практическом уровне. Методологические основания для разработки теории психологической культуры находятся в трудах Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, A.A. Бодалева, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, A. Маслоу, В.Н. Мясищева, К. Роджерса, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, а также в работах А.Г. Асмолова, И.В. Дубровиной, Б.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, A.A. Реана, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова и др.
Попытки раскрыть содержание этого феномена представлены в научной психолого-педагогической литературе (А.Г. Асмолов, А.Б. Добрович, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, JI.C. Колмогорова, Я.Л. Коломинский, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов, В.В. Семикин и др.). В последние годы защищен ряд диссертаций, посвященных исследованию данного феномена (Н.И. Исаева, Л.С. Колмогорова, А.А. Криулина, Н.И. Лифинцева,
В.В. Семикин) [20]. Психологическая культура в названных исследованиях рассматривается как часть общей «базовой» культуры личности, в которой отражается определенный уровень самопознания человечества, уровень отношения человека к окружающим людям, к самим себе, к природе. Выявлены детерминанты, генезис, структура психологической культуры, показаны направления формирования данного феномена в процессе профессиональной подготовки педагогов, психологов, других специалистов. В исследовании Л.С. Колмогоровой реализован возрастной подход в понимании психологической культуры, разработаны диагностические средства и направления ее формирования в младшем школьном возрасте [21].
Вместе с тем не вполне разрешенной остается проблема условий, средств и механизмов развития психологической культуры подростков, специфики их реализации в условиях образовательной организации. Анализ теории и практики развития психологической культуры у подростков позволил выявить ряд противоречий между:
• потребностями практики в развитии психологической культуры подростков и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса;
• между достигнутым в психологической науке уровнем знаний о психологической культуре и возможностями их реализации в образовательной практике в условиях образовательной организации.
Практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность обозначенных выше вопросов предопределили выбор объекта и предмета исследования, постановку цели, задач и формулировку гипотезы.
Цель исследования - изучение особенностей психологической культуры младших подростков....
Однако содержание современного среднего образования недостаточно проработано в соответствии с запросами общества и личности в области психологической культуры. Существующие учебные программы в большей степени являются когнитивно-ориентированными. Они не направлены на преодоление разрыва между теорией и жизненной практикой, не в полной мере содействуют самопознанию, самореализации и самоопределению ребенка. Обучающийся практически не изучает себя в единстве своих душевных и телесных проявлений. Большинство школьных учебных пособий по курсу «Психология» и программ развивающих занятий также не ориентированы на комплексное формирование компонентов психологической культуры обучающихся [21].
Психологическая культура необходима человеку, который вступает в подростковый возраст, для построения своего «Я» как проявления в неповторимости и индивидуальности сущностных человеческих свойств, с одной стороны, и для актуализации сложнейших экзистенциальных переживаний, связанные с духовной и физической сторонами личности с другой стороны [12]. По мнению В.А. Сухомлинского, для развивающегося человека важно овладеть психологической культурой для ощущения «связности» и осмысленности своей жизни, одухотворенности собственной личности. Психологическая культура позволяет подросткам познавать свой внутренний мир, выбирать свой жизненный путь, получать удовлетворение от жизни. Разработка средств и условий развития психологической культуры подростков в условиях учебно-образовательного процесса выступает важнейшей задачей психологической службы образования и школьного психолога, в частности.
Важно отметить, что понятие «психологическая культура» только начинает входить в категориальный аппарат педагогики и психологии. Исследователи подчеркивают необходимость и важность разработки данного феномена для современной психолого-педагогической практики. На дефицит психологической культуры учащихся указывали А.А. Бодалев,
А.А. Востриков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Б.Г. Мещеряков и др. В работах данных исследователей психологическая культура рассматривается в общем значении как определенный уровень психологической образованности современного общества и личности, уровень самопознания человечества, отношения человека к окружающим людям, к самим себе, к природе.
В настоящее время проблема психологической культуры активно решается как на теоретическом, так и на практическом уровне. Методологические основания для разработки теории психологической культуры находятся в трудах Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, A.A. Бодалева, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, A. Маслоу, В.Н. Мясищева, К. Роджерса, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, а также в работах А.Г. Асмолова, И.В. Дубровиной, Б.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, A.A. Реана, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова и др.
Попытки раскрыть содержание этого феномена представлены в научной психолого-педагогической литературе (А.Г. Асмолов, А.Б. Добрович, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, JI.C. Колмогорова, Я.Л. Коломинский, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов, В.В. Семикин и др.). В последние годы защищен ряд диссертаций, посвященных исследованию данного феномена (Н.И. Исаева, Л.С. Колмогорова, А.А. Криулина, Н.И. Лифинцева,
В.В. Семикин) [20]. Психологическая культура в названных исследованиях рассматривается как часть общей «базовой» культуры личности, в которой отражается определенный уровень самопознания человечества, уровень отношения человека к окружающим людям, к самим себе, к природе. Выявлены детерминанты, генезис, структура психологической культуры, показаны направления формирования данного феномена в процессе профессиональной подготовки педагогов, психологов, других специалистов. В исследовании Л.С. Колмогоровой реализован возрастной подход в понимании психологической культуры, разработаны диагностические средства и направления ее формирования в младшем школьном возрасте [21].
Вместе с тем не вполне разрешенной остается проблема условий, средств и механизмов развития психологической культуры подростков, специфики их реализации в условиях образовательной организации. Анализ теории и практики развития психологической культуры у подростков позволил выявить ряд противоречий между:
• потребностями практики в развитии психологической культуры подростков и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса;
• между достигнутым в психологической науке уровнем знаний о психологической культуре и возможностями их реализации в образовательной практике в условиях образовательной организации.
Практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность обозначенных выше вопросов предопределили выбор объекта и предмета исследования, постановку цели, задач и формулировку гипотезы.
Цель исследования - изучение особенностей психологической культуры младших подростков....
Понятие «психологическая культура» относительно недавно появилось в психолого-педагогической терминологии. Попытки объяснить данное явления предпринимались такими учёными, как И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, JI.C. Колмогорова, Н.И. Исаева, А.А. Криулина,
Н.И. Лифинцева, В.В. Семикин и др.
Основными компонентами психологической культуры являются способы самопознания ребёнка, его отношение к самому себе и окружающим людям, регуляция своего поведения.
Работа по формированию психологической культуры младших подростков как целостного личностного образования, наиболее эффективна при» создании единой: воспитательной среды, совместной коллективно - творческой деятельности учащихся, психологической службы и педагогов, реализующейся в русле проектно-исследовательской технологии.
В педагогически неконтролируемых условиях развитие компонентов - психологической культуры младших подростков осуществляется неравномерно, т. е. переменные практического и ценностно-смыслового; практического и интеллектуального компонентов могут вести себя несогласованно.
В ходе исследования нам удалось выявить, что младшие подростки обладают ограниченным репертуаром психологических понятий и умственных действий, необходимых для понимания себя и других людей. У них плохо развиты следующие умения: вербализовывать свои душевные состояния, осуществлять нравственно-психологический анализ ситуации, децентрировать собственную когнитивную позицию. Ценностно-смысловые образования личности диффузны и малоосознаваемы. Они не выполняют стимулирующей и регулирующей функции. Развитие практического компонента психологической культуры находится на уровне психологической грамотности. Знания подростков о компетентном поведении не реализуются в полной мере в реальном - межличностном общении.
Для снижения остроты вышеперечисленных дефицитов мы использовали «Стандартизируемое наблюдение» (С.В. Борисовая), а также методику «Психологическая культура личности» (И.О. Мотков, Т.А. Огнева).
Необходимыми способами формирования и развития психологической культуры мы считаем проведение факультативного курса «Я как часть мира! Мир как часть меня!», а также использование разработанных практических рекомендаций.
Результаты исследования показали эффективность предложенного нами комплекса диагностики психологической культуры, а также практических разработок.
Проведенное исследование подтверждает верность, исходных теоретических положений и методологических принципов, положенных в основу формирующего эксперимента.
Данная работа будет полезна родителям, воспитателям, педагогам дошкольного образования, пeдагогам-пcиxологaм.
Н.И. Лифинцева, В.В. Семикин и др.
Основными компонентами психологической культуры являются способы самопознания ребёнка, его отношение к самому себе и окружающим людям, регуляция своего поведения.
Работа по формированию психологической культуры младших подростков как целостного личностного образования, наиболее эффективна при» создании единой: воспитательной среды, совместной коллективно - творческой деятельности учащихся, психологической службы и педагогов, реализующейся в русле проектно-исследовательской технологии.
В педагогически неконтролируемых условиях развитие компонентов - психологической культуры младших подростков осуществляется неравномерно, т. е. переменные практического и ценностно-смыслового; практического и интеллектуального компонентов могут вести себя несогласованно.
В ходе исследования нам удалось выявить, что младшие подростки обладают ограниченным репертуаром психологических понятий и умственных действий, необходимых для понимания себя и других людей. У них плохо развиты следующие умения: вербализовывать свои душевные состояния, осуществлять нравственно-психологический анализ ситуации, децентрировать собственную когнитивную позицию. Ценностно-смысловые образования личности диффузны и малоосознаваемы. Они не выполняют стимулирующей и регулирующей функции. Развитие практического компонента психологической культуры находится на уровне психологической грамотности. Знания подростков о компетентном поведении не реализуются в полной мере в реальном - межличностном общении.
Для снижения остроты вышеперечисленных дефицитов мы использовали «Стандартизируемое наблюдение» (С.В. Борисовая), а также методику «Психологическая культура личности» (И.О. Мотков, Т.А. Огнева).
Необходимыми способами формирования и развития психологической культуры мы считаем проведение факультативного курса «Я как часть мира! Мир как часть меня!», а также использование разработанных практических рекомендаций.
Результаты исследования показали эффективность предложенного нами комплекса диагностики психологической культуры, а также практических разработок.
Проведенное исследование подтверждает верность, исходных теоретических положений и методологических принципов, положенных в основу формирующего эксперимента.
Данная работа будет полезна родителям, воспитателям, педагогам дошкольного образования, пeдагогам-пcиxологaм.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПО ПРЕДМЕТУ
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эстетической культуры младших подростков в условиях интегрированного пространства детского хореографического коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МВД РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Формирование эстетической культуры младших подростков
в условиях интегрированного пространства детского
хореографического коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017





