Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение читательских предпочтений современных школьников (на основе анализа содержания формуляров библиотеки села/ поселка/ деревни)

Работа №15386

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования читательских предпочтений современных школьников
1.1. Роль чтения в жизни человека 7
1.2. Возрастные особенности учеников 5-8 классов 15
1.3. Читательские предпочтения: особенности, классификация 20
Вывод по 1 главе 29
Глава 2. Исследование читательских предпочтений современных школьников и разработка мероприятий, направленных на их корректировку
2.1. Методология исследования данных в изучении читательских предпочтений 31
2.2. Анализ изучения читательских предпочтений современных школьников
на примере читательских формуляров школьной библиотеки и анкетных данных 35
2.3. Разработка мероприятия, способствующего формированию интереса к чтению среди учащихся 46
Вывод по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Жизнь без книги немыслима. Книга сопровождает человека с младенчества и до глубокой старости. Чтение книг расширяет кругозор, открывает ребенку дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Польза чтения не раз была доказана экспериментальными методами. К примеру, нейрофизиолог Дэвид Льюис установил, что чтение является лучшим способом снятия стресса, даже лучше, чем прослушивание музыки и прогулка. Исследования патологических изменений мозга Роберта Уилсона показали, что активное чтение препятствует ухудшению памяти [4].
Безусловно, для достижения максимума положительного эффекта от чтения, следует тщательно выбирать читаемое. От круга чтения зависит и эффект, который будет оказывать чтение на человека. Это и подводит нас к необходимости грамотно формировать круг своих читательских предпочтений, а так же к необходимости учиться создавать его с самого школьного возраста .
Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. И это логично, поскольку благотворное влияние чтения на человеческий мозг уже неоднократно было доказано в различных научных сферах, от педагогической до медицинской.
Значимость и ценность чтения в современном обществе остается актуальной проблемой, но ситуация в области чтения весьма напряжена. Информационное поле постоянно разрастается, время, отводимое современным человеком на чтение художественной литературы, сокращается. В результате того, что ученики проводят в интернете всё больше времени, их читательские предпочтения становятся ориентированными не на классические и качественные тексты, а на более короткие и менее качественные тексты интернет-культуры. В школьной практике наблюдается противоречие между огромным выбором книжных и периодических изданий, электронных ресурсов, блогов и неумением современных школьников самостоятельно выстроить круг своего чтения.
Школьники средних классов уже не возводят в абсолют авторитет взрослого человека, соответственно, его влияние и на читательский круг уменьшается. В то же время, в отличие от школьников старших классов, они ещё мало способны самостоятельно курировать и корректировать направление своего интеллектуального развития. Именно поэтому задачей педагога литературы становится понять, что интересует современного школьника средних классов. Понять его читательские интересы, чтобы помочь выстроить круг читательских предпочтений, как отвечающий интересам самого ребёнка, так и благотворно влияющий на интеллектуальный и нравственный рост.
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том,что выявление и корректировка круга читательских предпочтений - один из значимых шагов в понимании и формировании современной подростковой культуры. Следовательно, изучив читательские предпочтения учеников средних классов и разработав мероприятия, направленные на корректировку, педагог способен повлиять на формирование интеллектуального, нравственного и отчасти социального роста ребёнка. Ведь именно от современных школьников зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране в следующем поколении. Приведённые материалы помогут педагогам, преподающим литературу, донести до детей, что активное и продуктивное чтение - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека.
Теоретическая новизна работы состоит в выявлении особенностей читательских предпочтений современных школьников. Несмотря на то, что подобные работы уже проводились педагогами и учёными нашей страны в том числе, читательские предпочтения подростков - явление крайне подвижное и быстро изменяющееся. Соответственно, и наше исследование привнесёт новые данные в общую картину.
Практическая значимость определяется возможностью использования материала педагогами младших, средних и старших классов, библиотекарями школьных и общественных библиотек; в работах по педагогике и методике преподавания литературы. Материалы исследования будут полезны в педагогическом учебном и внеурочном процессе.
Цель исследования: выявление круга читательских предпочтений учащихся 5-8 классов МБОУ «Целинная СОШ №1» посредством изучения формуляров сельской школьной библиотеки и анкетных данных учеников.
Предмет исследования: особенности читательских предпочтений учащихся 5-8 классов сельской школы.
Объект исследования: содержание формуляров библиотеки МБОУ «Целинная СОШ №1» и анкетные данные учеников.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные характеристики учащихся 5-8 классов.
2. Рассмотреть теоретические основы исследования читательских предпочтений современных школьников.
3. Провести констатирующий срез для выявления показателей читательских предпочтений обучающихся.
4. Изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся.
5. Провести анкетирование исследуемой группы учеников с целью подтвердить или опровергнуть данные библиотечных формуляров.
6. Изучить внеклассные мероприятия, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.
7. Разработать собственное мероприятие, способствующее укреплению и корректировке читательских интересов учеников. Определить ценность чтения для человека.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
2. Организационные: изучение формуляров читателей, анкетирование,
направленные на выявление читательских предпочтений современных школьников.
3. Эмпирические: констатирующий этап исследования.
4. Интерпретационные: количественный и качественный анализ данных.
Организация исследования: Исследование было организовано в МБОУ «Целинная СОШ №1», поскольку нам, как педагогам, важно охватить детскую аудиторию читателей для эффективного сопровождения читательских интересов школьников. Нами учитывались также такие факторы, как удаленность районной муниципальной библиотеки села Целинное от района проживания учащихся, охват сельской библиотекой в основном взрослого населения, регулярное пополнение школьного библиотечного фонда. В исследовании принимало участие 40 учеников 5-8 классов включительно. На первом этапе были проведены анализ библиотечных формуляров и анкетирование, направленное на выявление читательских предпочтений. На втором этапе были изучены некоторые виды внеклассных мероприятий по литературе, на основе которых было разработано собственное мероприятие, направленное на укрепление и корректировку читательских интересов учеников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литературы - вот в чем задача педагогов и родителей.
В данной работе была изучена ценность и польза чтения не только как акта приобщения к культуре, но и как физиологического и психологического феномена. Мы рассмотрели восприятие ценности чтения с точки зрения литературы, нейрофизиологии и психологии, что дало нам возможность с уверенностью утверждать, что активное чтение качественной литературы действительно является залогом успешного формирования личности ребёнка. Были рассмотрены возрастные характеристики подросткового периода и изучено само понятие «читательских предпочтений», «читательских интересов», их компонентов и стадий формирования.
В практической части работы было проведено исследование читательских предпочтений учеников методом анализа библиотечных формуляров и анкетных данных школьников подросткового возраста. По результатам исследования было выявлено, что женская часть исследуемой группы предпочитает читать фэнтэзийную литературу, а мужская - приключенческую. Также был проведён сравнительный анализ интенсивности чтения школьников, который выявил значительную разницу между формулярными и анкетными данными.
Заключительным этапом работы стала разработка литературного мероприятия, направленного на усиление и корректировку читательского интереса школьников подросткового возраста.
Подростковый возраст, как и любой кризисный возраст, имеет крайне важное значение в жизни человека. В этом возрасте происходит активное усваивание полоролевых моделей поведения, парадигмы культурных и моральных ценностей, ребёнок обучается навыкам социализации, моделям выхода из затруднительных жизненных ситуаций. Именно поэтому круг читательских предпочтений, сопровождающий данные изменения, окажет значительное влияние на всю будущую жизнь человека. Задачей преподавателя литературы в этот период является мягкая корректировка читательских предпочтений ребёнка с целью обеспечить ему достойный интеллектуальный и моральный рост, а также усваивание качественных моделей поведения.



1. Алексеевская, А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Текст]/ А. Т. Алексеевская. - М.: Педагогика, 2009. - 143с.
2. Антипова, А. М. Восприятие художественного произведения школьников как научная проблема [Электронный ресурс] режим доступа - http://uchitel.uss.dvfa.ru/wp-content/uploads/2014/07/Антипова-А.М.-Воспр.-худ.- произв.-читателем-школьником-как-научная-проблема. .pdf, Тиос1ау, 1March 2018 19:15:35
3. Антонова, Е.С. Как я воспитываю интерес к книге [Текст]/ Е.С. Антонова // Начальная школа, 2006. - № 12. - С. 27-28.
4. Апоян Р. Как чтение книг влияет на наш мозг [Электронный ресурс]
режим доступа -
http://humanology.me/publ/medicina/kak_chtenie_knig_vlijaet_na_nash_mozg/7-1- 0-151.Monday, 2 Apr. 2018 22:12:34
5. Артемова, О. В. Результаты мониторинга читательских предпочтений «Книги, которые вы полюбили» проведенного читателями с юношеской кафедры в библиотеке-филиале № 1 им. М. Е. Салтыкова-Щедрина [Электронный ресурс] режим доступа - http://cbse.ru/analiz-monitoringa- chitatelskih-predpochteniy-knigi-kotoryie-vyi-polyubili-provedennogo-s- chitatelyami-yunosheskoy-kafedryi-v-biblioteke-filiale-n1-im-m-e-saltyikova- shhedrina/ Monday, 2 Apr. 2018 17:15:18
6. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст]/ Е.Ю.Григорьева// Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 86-90.
7. Банк, Б.В. Изучение читателей в России [Текст]/ Б.В.Банк. - М.: Книга, 1969. - 262 с.
8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Электронный ресурс] режим доступа - http://pedlib.ru/Books/6/0370/6_0370-1.shtml, Sunday,15Apr. 2018 17:35:13
9. Белов, В. А., Громова В. В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества [Электронный ресурс] режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-chitatelskie-predpochteniya- podrostkov-i-yunoshestva, Friday, 6Apr.2018 16:35:17
10. Бигеза, В.М. Научно-познавательная книга в чтении подростков [Текст]/В.М. Бигеза, К.Л. Науменко // Вопросы библиографоведения и библиотековедения: межвед. сб.- М., 1990.- вып.2.- С. 123 - 130.
11. Бородина, В. А. Читательское развитие личности: теоретика- методолгические аспекты[Текст] /В. А. Бородина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - СПб, 2007. - 56с.
12. Бородина, В. А. Психологические методы в изучении читательского развития [Текст] /В.А.Бородина// Методология исследовательской работы. - СПб. :СПбГУКИ, 2001. - Вып. 5. - С. 18-27.
13. Гендина, Н. И. Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии[Текст] /Н.И.Гендина. Автореф. дис. д-ра пед. наук. - СПб., 1994. - 43 с.
14. Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст]// Молодой ученый. - 2011. - №7. Т.2. - С. 86-90.
15. Давыдов, В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб.для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е ,испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287, [1] с.
16. Дуткевич, Т. В. Дитяча психолопя [Электронный ресурс] режим доступа -
http://studbooks.net/28345/psihologiya/krizis_podrostkovogo_vozrasta,Monday,26
March 2018 20:35:17
17. Езова, С. А. Культура общения библиотекарей: учеб.-метод.пособие [Текст] / С. А. Езова. - М.: Либерея, 2004. - 144 с.
18. За несколько лет количество скачивающих книги из интернета россиян выросло в 3,5 раза [Электронный ресурс] режим доступа - https://animedia-company.cz/reading-statistics-in-russia-blog/Sunday,25March 2018 08:22:16
19. Зуева, Е.М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде [Текст] / Е.М. Зуева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 336с.
20. Ивина К. В. Книга в поле современного читателя: социокультурный анализ [Текст]/ К. В. Ивина // Научные и технические библиотеки. - 2017. - № 1. - С. 126-132.
21. Изучение читателей в библиотеке [Электронный ресурс] режим доступа - http://studbooks.net/1125261/kulturologiya/analiz_dokumentatsii, Sunday, 25 March 2018 08:34:12
22. Кабачек, О. Л. Изучение читательского развития младших подростков [Текст] / О.Л. Кабачек //Сов. Библиотековедение.- 1990.- №3.- С.29-36.
23. Карташов, Н.С. Общая теория библиотечного дела [Текст] /Н.С.Карташов. - М.: Московский государственный университет культуры, 1997. - 256 с.
24. Кирьякова, А. В. Читательские предпочтения студентов [Электронный ресурс] режим доступа - http://gugn.ru/work/427751/CHitatelskie- predpochteniya-studentov Sunday, 22 Apr. 2018 17:15:12
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). [Текст] /И. Ю. Кулагина— М.: Изд-во УРАО. - 1997. - 187 с.
26. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста[Текст] / Ю.М.Лотман.- СПб.: Искусство-СПб, 1996.-846c.
27. Ливанова, О.В. Круг чтения и читательские интересы читателей. [Электронный ресурс]/ О.В. Ливанова. - Режим доступаЫТр^/пкосс.га, Friday,6 Apr. 2018 17:19:12
28. Лихачев, Д. С. Воспоминания[Текст] /Д.С.Лихачев. - СПб.: Logos, 1995. - 519 с.
29. Матлина, С.Г. Библиотечное пространство: Воображаемый образ и реальность[Текст] /С.Г.Матлина. - М.: Библиомир, 2015. - 232 с.
30. Матлина, С.Г. Традиции и новаторство в работе с читателями [Текст] /С.Г.Матлина//Сов. Библиотековедение. - 1990. - № 3. - С. 51 - 54.
31. Мелентьева, Ю.П. О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения[Текст] / Ю.П.Мелентьева. - М.: Канон+, 2014. - 184 с.
32. Мосунова Л. А. О теоретических основах развития полноценного восприятия художественной литературы (Электронный ресурс) режим доступа - https://cyberlenmka.ra/article/v/o-teoreticheskih-osnovah-razvitiya-polnotsennogo- vospriyatiya-hudozhestvennoy-literatury, Sunday, 25 March 2018 18:13:15
33. Петрикова, А. А. Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших школьников и их учет при овладении техникой чтения на иностранном языке [Текст] // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 144-151.
34. Полищук, М. А. Социологический анализ читательских предпочтений (по результатам социологического исследования) [Электронный ресурс] режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/sotsiologicheskiy-analiz- chitatelskih-predpochteniy-po-rezultatam-sotsiologicheskogo-issledovaniy,Friday, 13 Apr. 2018 08:31:37
35. Результаты исследования читательских предпочтений [Электронный ресурс] режим доступа - http://pro-books.ru/sitearticles/1657, Friday, 13 Apr. 2018 09:15:17
36. Работа с читателями: учебник для студентов биб-х фак. ин-тов культуры[Текст] / Под ред. В.Ф. Сахарова. - М.: Книга, 1970. - 352.
37. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги[Текст] /Н.А.Рубакин. - М.: Просвещение, 1977. - 263 с.
38. Рубинштейн,С.Я. Экспериментальныеметодики патопсихологии[Текст] / С.Я. Рубинштейн. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.
39. Сиротюк О. В. Определение роли книги и чтения в современном информационном пространстве [Текст]/ О. В. Сиротюк // Библиосфера. - 2017. - № 2. - С. 17-22.
40. Смирнова, И. П. Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с использованием инновационных методов и технологий (обзор российских источников)[Электронный ресурс] режим доступа -
http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016-01_bep-1.pdf
Sunday,22Apr.2018 06:23:27
41. Сукиасян, Э.Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент [Текст] /Э.Р. Сукиасян. - СПб. : Профессия, 2011. - 430 с.
42. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд [Текст]/ Ю.Н.Столяров. - М.: Книжная палата, 1991. - 271 с.
43. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
44. Тихомирова И. И. О модели чтения, ведущей к жизни [Текст] // Школьная библиотека. - 2017. - № 4. -С. 15-22.
45. Топоров, В.Н. Пространство и текст: семантика и структура [Текст] /В.Н.Топорков. - М., 1983, с. 227.
46. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] режим доступа - http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=56117, Sunday, 29 Apr.2018 10:17:12
47. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: В 11 томах (1862-1870). Т.3, Т.5, Т.10 [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Академия наук РСФСР, 1948. - 692 с., 592 с., 667 с.
48. Хабко, Е.Д.Читатель, как объект исследования [Текст]/Е.Д.Хабко//Науч. итехнич. Библиокекики. - 1996. - № 6. - С. 15 - 27.
49. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление (Электронный ресурс) режим доступа -
http://www.med24info.com/books/neyropsihologiya-scheta-pisma-i-chteniya- narushenie-i-vosstanovlenie/glava-8-psihologiya-chteniya-2656.html, Sunday,29 Apr. 2018 10:19:25
50. Чернецкая, О. Что читают наши дети [Текст] / О.Чернецкая// Библиотека. - 1999. - №8. - С.35-37.
51. Чудинова В. П. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования [Текст] / Сост. В. П. Чудинова. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. - 144 с.
52. Шапошников, А.Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения [Текст] /А.Е.Шапошников//Библиотековедение. - 2001. - № 1. - С. 59 - 62.
53. ШрайбергЯ. Л.Библиотеки в электронной среде и вызовы современ ного общества [Текст] / Я. Л. Шрайберг. - М.: ГПНТБ России, 2009. - 55 с.
54. Энтина, И.А. В центре внимания - читатель [Текст] /И.А.Энтина//Актуальные вопросы библиотечной работы. - М.; 1990. - С. 45 - 56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ