Изучение читательских предпочтений современных школьников (на основе анализа содержания формуляров библиотеки села/ поселка/ деревни)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования читательских предпочтений современных школьников
1.1. Роль чтения в жизни человека 7
1.2. Возрастные особенности учеников 5-8 классов 15
1.3. Читательские предпочтения: особенности, классификация 20
Вывод по 1 главе 29
Глава 2. Исследование читательских предпочтений современных школьников и разработка мероприятий, направленных на их корректировку
2.1. Методология исследования данных в изучении читательских предпочтений 31
2.2. Анализ изучения читательских предпочтений современных школьников
на примере читательских формуляров школьной библиотеки и анкетных данных 35
2.3. Разработка мероприятия, способствующего формированию интереса к чтению среди учащихся 46
Вывод по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретические основы исследования читательских предпочтений современных школьников
1.1. Роль чтения в жизни человека 7
1.2. Возрастные особенности учеников 5-8 классов 15
1.3. Читательские предпочтения: особенности, классификация 20
Вывод по 1 главе 29
Глава 2. Исследование читательских предпочтений современных школьников и разработка мероприятий, направленных на их корректировку
2.1. Методология исследования данных в изучении читательских предпочтений 31
2.2. Анализ изучения читательских предпочтений современных школьников
на примере читательских формуляров школьной библиотеки и анкетных данных 35
2.3. Разработка мероприятия, способствующего формированию интереса к чтению среди учащихся 46
Вывод по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Жизнь без книги немыслима. Книга сопровождает человека с младенчества и до глубокой старости. Чтение книг расширяет кругозор, открывает ребенку дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Польза чтения не раз была доказана экспериментальными методами. К примеру, нейрофизиолог Дэвид Льюис установил, что чтение является лучшим способом снятия стресса, даже лучше, чем прослушивание музыки и прогулка. Исследования патологических изменений мозга Роберта Уилсона показали, что активное чтение препятствует ухудшению памяти [4].
Безусловно, для достижения максимума положительного эффекта от чтения, следует тщательно выбирать читаемое. От круга чтения зависит и эффект, который будет оказывать чтение на человека. Это и подводит нас к необходимости грамотно формировать круг своих читательских предпочтений, а так же к необходимости учиться создавать его с самого школьного возраста .
Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. И это логично, поскольку благотворное влияние чтения на человеческий мозг уже неоднократно было доказано в различных научных сферах, от педагогической до медицинской.
Значимость и ценность чтения в современном обществе остается актуальной проблемой, но ситуация в области чтения весьма напряжена. Информационное поле постоянно разрастается, время, отводимое современным человеком на чтение художественной литературы, сокращается. В результате того, что ученики проводят в интернете всё больше времени, их читательские предпочтения становятся ориентированными не на классические и качественные тексты, а на более короткие и менее качественные тексты интернет-культуры. В школьной практике наблюдается противоречие между огромным выбором книжных и периодических изданий, электронных ресурсов, блогов и неумением современных школьников самостоятельно выстроить круг своего чтения.
Школьники средних классов уже не возводят в абсолют авторитет взрослого человека, соответственно, его влияние и на читательский круг уменьшается. В то же время, в отличие от школьников старших классов, они ещё мало способны самостоятельно курировать и корректировать направление своего интеллектуального развития. Именно поэтому задачей педагога литературы становится понять, что интересует современного школьника средних классов. Понять его читательские интересы, чтобы помочь выстроить круг читательских предпочтений, как отвечающий интересам самого ребёнка, так и благотворно влияющий на интеллектуальный и нравственный рост.
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том,что выявление и корректировка круга читательских предпочтений - один из значимых шагов в понимании и формировании современной подростковой культуры. Следовательно, изучив читательские предпочтения учеников средних классов и разработав мероприятия, направленные на корректировку, педагог способен повлиять на формирование интеллектуального, нравственного и отчасти социального роста ребёнка. Ведь именно от современных школьников зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране в следующем поколении. Приведённые материалы помогут педагогам, преподающим литературу, донести до детей, что активное и продуктивное чтение - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека.
Теоретическая новизна работы состоит в выявлении особенностей читательских предпочтений современных школьников. Несмотря на то, что подобные работы уже проводились педагогами и учёными нашей страны в том числе, читательские предпочтения подростков - явление крайне подвижное и быстро изменяющееся. Соответственно, и наше исследование привнесёт новые данные в общую картину.
Практическая значимость определяется возможностью использования материала педагогами младших, средних и старших классов, библиотекарями школьных и общественных библиотек; в работах по педагогике и методике преподавания литературы. Материалы исследования будут полезны в педагогическом учебном и внеурочном процессе.
Цель исследования: выявление круга читательских предпочтений учащихся 5-8 классов МБОУ «Целинная СОШ №1» посредством изучения формуляров сельской школьной библиотеки и анкетных данных учеников.
Предмет исследования: особенности читательских предпочтений учащихся 5-8 классов сельской школы.
Объект исследования: содержание формуляров библиотеки МБОУ «Целинная СОШ №1» и анкетные данные учеников.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные характеристики учащихся 5-8 классов.
2. Рассмотреть теоретические основы исследования читательских предпочтений современных школьников.
3. Провести констатирующий срез для выявления показателей читательских предпочтений обучающихся.
4. Изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся.
5. Провести анкетирование исследуемой группы учеников с целью подтвердить или опровергнуть данные библиотечных формуляров.
6. Изучить внеклассные мероприятия, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.
7. Разработать собственное мероприятие, способствующее укреплению и корректировке читательских интересов учеников. Определить ценность чтения для человека.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
2. Организационные: изучение формуляров читателей, анкетирование,
направленные на выявление читательских предпочтений современных школьников.
3. Эмпирические: констатирующий этап исследования.
4. Интерпретационные: количественный и качественный анализ данных.
Организация исследования: Исследование было организовано в МБОУ «Целинная СОШ №1», поскольку нам, как педагогам, важно охватить детскую аудиторию читателей для эффективного сопровождения читательских интересов школьников. Нами учитывались также такие факторы, как удаленность районной муниципальной библиотеки села Целинное от района проживания учащихся, охват сельской библиотекой в основном взрослого населения, регулярное пополнение школьного библиотечного фонда. В исследовании принимало участие 40 учеников 5-8 классов включительно. На первом этапе были проведены анализ библиотечных формуляров и анкетирование, направленное на выявление читательских предпочтений. На втором этапе были изучены некоторые виды внеклассных мероприятий по литературе, на основе которых было разработано собственное мероприятие, направленное на укрепление и корректировку читательских интересов учеников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Польза чтения не раз была доказана экспериментальными методами. К примеру, нейрофизиолог Дэвид Льюис установил, что чтение является лучшим способом снятия стресса, даже лучше, чем прослушивание музыки и прогулка. Исследования патологических изменений мозга Роберта Уилсона показали, что активное чтение препятствует ухудшению памяти [4].
Безусловно, для достижения максимума положительного эффекта от чтения, следует тщательно выбирать читаемое. От круга чтения зависит и эффект, который будет оказывать чтение на человека. Это и подводит нас к необходимости грамотно формировать круг своих читательских предпочтений, а так же к необходимости учиться создавать его с самого школьного возраста .
Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. И это логично, поскольку благотворное влияние чтения на человеческий мозг уже неоднократно было доказано в различных научных сферах, от педагогической до медицинской.
Значимость и ценность чтения в современном обществе остается актуальной проблемой, но ситуация в области чтения весьма напряжена. Информационное поле постоянно разрастается, время, отводимое современным человеком на чтение художественной литературы, сокращается. В результате того, что ученики проводят в интернете всё больше времени, их читательские предпочтения становятся ориентированными не на классические и качественные тексты, а на более короткие и менее качественные тексты интернет-культуры. В школьной практике наблюдается противоречие между огромным выбором книжных и периодических изданий, электронных ресурсов, блогов и неумением современных школьников самостоятельно выстроить круг своего чтения.
Школьники средних классов уже не возводят в абсолют авторитет взрослого человека, соответственно, его влияние и на читательский круг уменьшается. В то же время, в отличие от школьников старших классов, они ещё мало способны самостоятельно курировать и корректировать направление своего интеллектуального развития. Именно поэтому задачей педагога литературы становится понять, что интересует современного школьника средних классов. Понять его читательские интересы, чтобы помочь выстроить круг читательских предпочтений, как отвечающий интересам самого ребёнка, так и благотворно влияющий на интеллектуальный и нравственный рост.
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том,что выявление и корректировка круга читательских предпочтений - один из значимых шагов в понимании и формировании современной подростковой культуры. Следовательно, изучив читательские предпочтения учеников средних классов и разработав мероприятия, направленные на корректировку, педагог способен повлиять на формирование интеллектуального, нравственного и отчасти социального роста ребёнка. Ведь именно от современных школьников зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране в следующем поколении. Приведённые материалы помогут педагогам, преподающим литературу, донести до детей, что активное и продуктивное чтение - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека.
Теоретическая новизна работы состоит в выявлении особенностей читательских предпочтений современных школьников. Несмотря на то, что подобные работы уже проводились педагогами и учёными нашей страны в том числе, читательские предпочтения подростков - явление крайне подвижное и быстро изменяющееся. Соответственно, и наше исследование привнесёт новые данные в общую картину.
Практическая значимость определяется возможностью использования материала педагогами младших, средних и старших классов, библиотекарями школьных и общественных библиотек; в работах по педагогике и методике преподавания литературы. Материалы исследования будут полезны в педагогическом учебном и внеурочном процессе.
Цель исследования: выявление круга читательских предпочтений учащихся 5-8 классов МБОУ «Целинная СОШ №1» посредством изучения формуляров сельской школьной библиотеки и анкетных данных учеников.
Предмет исследования: особенности читательских предпочтений учащихся 5-8 классов сельской школы.
Объект исследования: содержание формуляров библиотеки МБОУ «Целинная СОШ №1» и анкетные данные учеников.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные характеристики учащихся 5-8 классов.
2. Рассмотреть теоретические основы исследования читательских предпочтений современных школьников.
3. Провести констатирующий срез для выявления показателей читательских предпочтений обучающихся.
4. Изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся.
5. Провести анкетирование исследуемой группы учеников с целью подтвердить или опровергнуть данные библиотечных формуляров.
6. Изучить внеклассные мероприятия, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.
7. Разработать собственное мероприятие, способствующее укреплению и корректировке читательских интересов учеников. Определить ценность чтения для человека.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
2. Организационные: изучение формуляров читателей, анкетирование,
направленные на выявление читательских предпочтений современных школьников.
3. Эмпирические: констатирующий этап исследования.
4. Интерпретационные: количественный и качественный анализ данных.
Организация исследования: Исследование было организовано в МБОУ «Целинная СОШ №1», поскольку нам, как педагогам, важно охватить детскую аудиторию читателей для эффективного сопровождения читательских интересов школьников. Нами учитывались также такие факторы, как удаленность районной муниципальной библиотеки села Целинное от района проживания учащихся, охват сельской библиотекой в основном взрослого населения, регулярное пополнение школьного библиотечного фонда. В исследовании принимало участие 40 учеников 5-8 классов включительно. На первом этапе были проведены анализ библиотечных формуляров и анкетирование, направленное на выявление читательских предпочтений. На втором этапе были изучены некоторые виды внеклассных мероприятий по литературе, на основе которых было разработано собственное мероприятие, направленное на укрепление и корректировку читательских интересов учеников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литературы - вот в чем задача педагогов и родителей.
В данной работе была изучена ценность и польза чтения не только как акта приобщения к культуре, но и как физиологического и психологического феномена. Мы рассмотрели восприятие ценности чтения с точки зрения литературы, нейрофизиологии и психологии, что дало нам возможность с уверенностью утверждать, что активное чтение качественной литературы действительно является залогом успешного формирования личности ребёнка. Были рассмотрены возрастные характеристики подросткового периода и изучено само понятие «читательских предпочтений», «читательских интересов», их компонентов и стадий формирования.
В практической части работы было проведено исследование читательских предпочтений учеников методом анализа библиотечных формуляров и анкетных данных школьников подросткового возраста. По результатам исследования было выявлено, что женская часть исследуемой группы предпочитает читать фэнтэзийную литературу, а мужская - приключенческую. Также был проведён сравнительный анализ интенсивности чтения школьников, который выявил значительную разницу между формулярными и анкетными данными.
Заключительным этапом работы стала разработка литературного мероприятия, направленного на усиление и корректировку читательского интереса школьников подросткового возраста.
Подростковый возраст, как и любой кризисный возраст, имеет крайне важное значение в жизни человека. В этом возрасте происходит активное усваивание полоролевых моделей поведения, парадигмы культурных и моральных ценностей, ребёнок обучается навыкам социализации, моделям выхода из затруднительных жизненных ситуаций. Именно поэтому круг читательских предпочтений, сопровождающий данные изменения, окажет значительное влияние на всю будущую жизнь человека. Задачей преподавателя литературы в этот период является мягкая корректировка читательских предпочтений ребёнка с целью обеспечить ему достойный интеллектуальный и моральный рост, а также усваивание качественных моделей поведения.
В данной работе была изучена ценность и польза чтения не только как акта приобщения к культуре, но и как физиологического и психологического феномена. Мы рассмотрели восприятие ценности чтения с точки зрения литературы, нейрофизиологии и психологии, что дало нам возможность с уверенностью утверждать, что активное чтение качественной литературы действительно является залогом успешного формирования личности ребёнка. Были рассмотрены возрастные характеристики подросткового периода и изучено само понятие «читательских предпочтений», «читательских интересов», их компонентов и стадий формирования.
В практической части работы было проведено исследование читательских предпочтений учеников методом анализа библиотечных формуляров и анкетных данных школьников подросткового возраста. По результатам исследования было выявлено, что женская часть исследуемой группы предпочитает читать фэнтэзийную литературу, а мужская - приключенческую. Также был проведён сравнительный анализ интенсивности чтения школьников, который выявил значительную разницу между формулярными и анкетными данными.
Заключительным этапом работы стала разработка литературного мероприятия, направленного на усиление и корректировку читательского интереса школьников подросткового возраста.
Подростковый возраст, как и любой кризисный возраст, имеет крайне важное значение в жизни человека. В этом возрасте происходит активное усваивание полоролевых моделей поведения, парадигмы культурных и моральных ценностей, ребёнок обучается навыкам социализации, моделям выхода из затруднительных жизненных ситуаций. Именно поэтому круг читательских предпочтений, сопровождающий данные изменения, окажет значительное влияние на всю будущую жизнь человека. Задачей преподавателя литературы в этот период является мягкая корректировка читательских предпочтений ребёнка с целью обеспечить ему достойный интеллектуальный и моральный рост, а также усваивание качественных моделей поведения.



