Только Word
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста 7
1.1. Определение понятия «духовно-нравственная сфера» личности 7
1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 20
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Исследование особенности духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов 37
2.3. Программа развития духовно-нравственной сферы детей
подросткового возраста 52
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список литературы 62
На сегодняшний день воспитание и развитие духовно-нравственной сферы современных детей является одной из приоритетных целей государственной политики. Существует необходимость реализации современного национального воспитательного идеала, которым является "высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России" [13].
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших приоритетов государственной образовательной политики рассматривается духовнонравственное воспитание. Оно направлено на интеграцию духовной и социальной составляющей российского общества, а также на укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания [50].
Эти политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.
Выбор для исследования именно подросткового возраста неслучаен, это именно тот возраст, когда у ребенка уже сформированы представление о самом себе как о нравственном или безнравственном человеке, осознание своего поведения, как соответствующего нормам, ответственность за свои действия и поступки (осознанно соблюдать или не соблюдать поведенческие нормы), происходит переход к саморегуляции своего поведения [52].
Проблема изучения духовно-нравственной сферы личности с давних времен заботит человечество и нашла отклик, в работах таких педагогов, психологов, философах как Н.А. Бердяев, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и др. [34].
На сегодняшний день особенность духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста обострилась сложившейся ситуацией в современном обществе. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в смещении ценностных приоритетов, следствие чего является снижение значимости духовного развития и воспитания. Произошло проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии, результатом стали бездуховность, низкая
нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.
Проблемой данного исследования является недостаточное изучение духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста.
Выявленная проблема позволяет сформулировать цель исследования: выявление особенностей духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста.
Объект - духовно-нравственная сфера детей подросткового возраста.
Предмет - особенности духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Определить понятие «духовно-нравственная сфера» через
раскрытие его составных компонентов в философской, психологопедагогической литературе;
2. Дать характеристику возрастным особенностям подросткового возраста;
3. Организовать исследование духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста;
4. Разработать развивающую программу, которая предполагает развитие духовно-нравственной сферы детей подросткового
возраста.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у детей подросткового возраста отмечаются особенности духовно-нравственной сферы, проявляющиеся в недостаточной сформированности нравственных норм и установок, преобладанием материальных ценностей над духовными, а также низким уровнем морального сознания и нравственной воспитанности.
Методы исследования:
1. Организационные:
2. Эмпирические: психолого-диагностические;
3. Методы обработки: количественные и качественные;
4. Методы интерпретационные: генетический
Методики:
1. «Ценностные ориентации» М. Рокич [10. С. 524]
2. «Закончи предложение» [10. С. 366]
3. «Дилеммы» Л. Кольберг [10. С. 355]
4. «Нравственная воспитанность» М.И.Шилова [55]
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста.
Для ее достижения были определены следующие задачи:
1. Определить понятие «духовно-нравственная сфера» через раскрытие его составных компонентов в философской, психологопедагогической литературе;
2. Дать характеристику возрастным особенностям подросткового возраста;
3. Организовать исследование духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста;
4. Разработать развивающую программу, которая предполагает развитие духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста.
В ходе анализа теоретических основ проблемы развития духовнонравственной сферы детей подросткового возраста, мы узнали, что именно в подростковом возрасте развиваются моральные и нравственные ценности, качества и взгляды человека.
Нами было проведено исследование для определения особенностей духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста. В нем принимали участие 22 учащихся в возрасте 14 лет.
Мы предполагали, что современные дети подросткового возраста отличаются от своих сверстников прошлых лет развитием духовнонравственных качеств, т.к. на них, кроме всего прочего, оказывают большое воздействие информационные технологии: социальные сети, телевидение, интернет-ресурсы и т.п., что отрывает от реальной жизни и приводит к разрушению традиционных нравственных ценностей, таких как ценностные ориентации, нравственные нормы и установки, моральное сознание и нравственная воспитанность.
Особенности духовно-нравственной сферы детей подросткового возраста следующие:
• развитие морального сознания на 75 % не соответствует возрастной норме, и только 25% это подростки которые, характеризующейся тем, что поступки обусловлены собственными принципами и уважением принципов других людей, избеганием самоосуждения. Способны оценить жизнь и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь;
• сформированность нравственных норм и установок, имеют только 20% испытуемых.
Выбор ценностных ориентаций следующий приоритетные ценностные цели - физическое и психическое здоровье, полнота и эмоциональная насыщенность жизни т.е активная деятельность, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь и уверенность в себе; приоритетными средствами стали - воспитанность; честность; ответственность; жизнерадостность; образованность, аккуратность.
Из анализа полученных данных нами был составлен социальный портрет современных детей подросткового возраста, это прагматики, ценящие здоровье, активную деятельную жизнь, нуждающихся в счастливой семейной жизни, а также в наличии хороших и верных друзей. Профессиональную самореализацию видят через активную деятельную жизнь и личностное развитие, не считают важным общественное признание. Для достижения жизненных целей ведущими являются ценность общения и этические ценности. При выборе ценностных инструментов, прежде всего, ориентируются на себя, на опору собственных сил и в значимости
1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. Казань, издательтво «Карпол», 2002. 230 с.
2. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. М.,1999. 32 с.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков // методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. 2-е изд., Самара, 2005.
4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995. 209с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. М.: «Просвещение», 1968.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
7. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности // Психологическое исследование. М.: Знание, 1985. 64 с.
8. Веденеева Г. И. О преодолении разобщенности компонентов духовно-нравственной сферы личности // Мир образования - образование в мире. 2015. № 58. С. 174-179.
9. Выготский Л.С. Педология подростка. М.1929-1931. С. 163-167.
10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.
11. Гулевич О.А. Модель морального развития Л. Кольберга // Психологические основы юриспруденции: учебное пособие. М. 2009. 512 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Спб., 1863-1909.
13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009, С. 7.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.
15. Джиббс Дж, Бэсинджер К. Взаимосвязь морально-нравственного и когнитивного // Развития личности. 1998. № 2....61