Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основания проектирования психолого-педагогических условий развития самопрезентации студентов 11
§ 1.1. Самопрезентация личности как психологический феномен 11
§1.2. Стратегии и тактики самопрезентации 26
§1.3. Социально-психологические условия развития самопрезентации 32
§1.4. Психолого-педагогические условия самопрезентации студентов 43
ГЛАВА II. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации психолого-педагогических условий развития самопрезентации..52 §2.1. Организация и методы исследования 52
§2.2. Изучение репертуара тактик самопрезентации студентов с разным уровнем коммуникативных склонностей и экстраверсией 57
§2.3. Оценка изменений самопрезентации студентов после реализации программы 69
§2.4. Рекомендации по разработке психолого-педагогических условий развития самопрезентации у студентов 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Библиографический список 86
Приложения 94
Самопрезентация является неотъемлемой частью процесса коммуникации, который играет возрастающую роль в современном обществе: от умения эффективного представить себя, то есть осуществить цель коммуникации, зависит продуктивность трудовой, познавательной деятельности, становление человека как субъекта собственной жизни, который в полной мере способен устанавливать контакты с людьми, понимать себя и других, быть понятым, удовлетворять свою потребность в общении, в свою очередь, развивающую и другие потребности личности.
Студенчество является субъектом образовательного процесса высшей ступени образования в Российской Федерации. Высшая ступень образования направлена на максимальное развитие личности учащегося в контексте современных требований, предъявляемых к квалифицированным специалистам. Одним из основных образовательных результатов рассматривается способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, выступать публично [1]. Представление себя другим является основой реализации профессиональных планов, продуктивного взаимодействия в деловых и межличностных отношениях.
Создание психолого-педагогических условий для эффективного развития самопрезентации студентов необходимо для удовлетворения изменяющегося уровня запросов социума на специалистов в любых сферах, способных эффективно выстраивать процесс коммуникации, презентовать себя и свою деятельность.
Проблема самопрезентации является далеко не новой - впервые, данную проблему, с введением в научный обиход термина «самопрезентация», начал разрабатывать И. Гоффман в его концепции социальной драматургии в 1959 году. Современная база психологических исследований насчитывает более 20 теоретических концепций относительно данного социально-психологического феномена: самопрезентация как интеграционная тактика Э. Джонса, теория объективного самосознания Р. Викланда, самопрезентация как поведенческая реализация мотивации Р. Аркин, теории Дж. Тедеши и М. Риеса, Е. Джонса и Т. Питтмана, А. Фенигстейн, М. Снайдера, М.Лири и Р.Ковальски, Д. Майерса, Б. Шленкера и др.
В отечественной психологии активно проблемой самопрезентации начали заниматься с 1990-х гг. Как управление впечатлением, восприятием самопрезентацию определяют Г.В. Бороздина, Е.А. Соколова-Бауш и др. C позиций влияния и манипулирования проблему самопрезентации рассматривают Е.Л. Доценко, В.Н. Куницына, В.М. Погольша, Е.В. Сидоренко и др. С 2000-х гг. исследователи активно разрабатывают проблему особенностей самопрезентации определенных категорий населения: дошкольников с нарушением речевого развития (К.Е. Панасенко), военнослужащих-женщин (И.В. Пономаренко). В данном ряду обобщающей является работа О.А. Пикулевой о гендерных, возрастных и профессиональных особенностях тактик самопрезентации.
Отдельным направлением в изучении самопрезентации является исследование тактик и стратегий самопрезентации, которые рассматривают такие авторы, как Е. Джонс, Т. Питтман, Д. М. Тайс, Р. Аркин, Дж. Шепперд, Р. Чалдини, Р. Баумайстер, А.Шутц, Дж. Ли, Б. Квигли, М Неслер, А. Корбетт, Дж. Тедески, Г.В. Бороздина, Ю.М. Жуков, Е.А. Соколова-Бауш,
О. А. Пикулева, Н.А. Федорова, Г.В. Пантелеева и др.
Психолого-педагогические условия самопрезентации также являются одним из направлений в изучении самопрезентации в отечественной психологии и педагогике с 2000-х гг. Разработкой данной проблемы занимаются А.В. Саватеев, Ю.М. Жуков, О.А. Пикулева, Е.В. Михайлова, И.В.Пономаренко, А.П. Панфилова, Е.Ю. Крылов, С. А. Филин, И.Б. Захарова, В. А. Савин и др.
При всей несомненной теоретической и практической значимости данных работ, недостаточно разработанным, на наш взгляд, остается вопрос о психолого-педагогических условиях развития эффективной самопрезентации. В рамках изучения психолого-педагогических условий самопрезентации создано несколько программ, тренингов обучения самопрезентации. Большинство программ являются узкопрофильными, стоят в зависимости либо от специальности и возраста обучающего, либо от среды самопрезентации. Программы, претендующие на универсальность, отличаются узостью методов обучения, акцентируют внимание в обучении, в основном, на вербальной части самопрезентации, или неполно интегрированы в существующую систему образования. Также отсутствуют исследования психолого-педагогических условий самопрезентации студентов.
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость определили проблемы настоящего исследования, связанного с выявлением психолого-педагогических условий эффективного развития самопрезентации студентов.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически апробировать психолого-педагогические условия развития самопрезентации студентов.
Объект исследования - самопрезентация студентов.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития самопрезентации студентов.
Гипотеза исследования: Целенаправленная психолого-педагогическая работа по развитию самопрезентации студентов становится эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- вариативность направлений развития самопрезентации с учетом коммуникативных склонностей студентов и навыков партнерского общения;
• обеспечение расширения репертуара тактик самопрезентации, как на вербальном, так и на невербальном уровнях общения;
• применения активных методов обучения, активизирующих самопознание, самопредъявление, отработка на практике, получения обратной связи, построенных на принципах тренинговых технологий.
Реализация цели исследования и проверка поставленной гипотезы осуществлялась в ходе решения следующих задач....
В современном обществе возрастает роль самопрезентации, которая становится действенным средством и организующей силой, значимой для всех сфер жизнедеятельности человека. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание созданию психолого-педагогических условий, способствующих развитию самопрезентации, которая позволяет достигать целей коммуникации и повышать её результативность.
Решение проблемы развития самопрезентации в процессе связано с конкретизацией научного понятия «Самопрезентация». Самопрезентация — это осознаваемое и неосознаваемое, целенаправленное и стихийное самопознание личностью своего Я и самопредъявление при взаимодействии с людьми.
Индивидуально-психологическими качествами личности при развитии самопрезентации являются уровень коммуникативных склонностей, уровень экстраверсии, репертуар тактик.
Теоретическое обоснование, психолого-педагогических условий развития самопрезентации нашло своё практическое подтверждение при проведении программы: развитие высокого уровня коммуникативных склонностей студентов и навыков партнерского общения; применение двенадцати тактик самопрезентации, как на вербальном, так и на невербальном уровнях общения; применения активных методов обучения на принципах тренинговых технологий. Также установлено, что между развитием коммуникативных склонностей и развитием самопрезентации имеется значимая положительная взаимосвязь
Апробация разработанной программы психолого-педагогических условий развития самопрезентации показала её высокую эффективность. Экспериментально подтверждено, что реализация данной программы способствует развитию самопрезентации: расширению репертуара ассертивных тактик самопрезентации, росту уровня коммуникативных склонностей: овладению коммуникативными навыками и умением осуществлять адекватный выбор коммуникативных средств, соответствующих решению проблемы взаимодействия, и сочетается с преодолением стереотипов в общении с окружающими людьми в различных социальных ситуациях. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии самопрезентации.
Проведенное нами исследование вносит определённый вклад в разработку проблемы формирования коммуникативной компетентности учащихся, но не исчерпывает всех её аспектов. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований могут стать: дальнейшая разработка новых методов, технологий, условий формирования коммуникативной компетентности с ориентацией на различные возрастные группы.
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2001. - 125 с.
3. Айзенк Г.Ю. Структура личности. - М.: КСП+, 1999. - 463 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2002.
• 300 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с.
7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Междун.Педаг. Академ., 1995. - 328 с.
9. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2002. - 440 с.
10. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: 2001.
• 295 с.
11. Брушлинский A.B. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993. - № 6 - С. 3-15.
12. Бурнхард Ф.М. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб: Питер, 2002. - 61 с.
13. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. - СПб. : Речь, 2001. - 1247 с.
14. Гофман И. Анализ фреймов. - М.: Институт социологии РАН, 2004. - 120 с.
15. Грецов А. Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. - 21 с....93