Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие мотив в современной науке 7
1.2. Особенности становления познавательных мотивов детей дошкольного
возраста 12
1.3. Условия развития познавательных мотив детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Исследование познавательных мотив детей старшего дошкольного
возраста 29
2.2. Опыт реализации педагогических условий развития познавательных
мотивов детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
В современном мире проблеме мотивов и их развитию уделяется большое внимание, как в научной среде, так и в практической деятельности. В век информационных технологий предъявляются новые требования к людям, а именно: высокий уровень критического мышления, уверенность в себе, умение действовать в эмоционально-сложных ситуациях. В тоже время на решения, принимаемые человеком, большое влияние оказывают его эмоциональное отношение к происходящему и направленность его действий на желаемый результат. Мотивы находят отражение в деятельности и поведении человека, оказывают влияние на развитие его личности, становление интересов и увлечений.
В последние годы отечественные исследователи отмечают снижение мотивации, инициативности, самостоятельной активности детей в различных видах деятельности, особенно остро проблема мотивации стоит при решении учебных задач. Это однозначно отрицательно влияет на приобретение прочных и глубоких знаний, мобилизацию волевых усилий. Причина проблемы видится в характере процесса обучения, в традиционной дидактической системе образования.
Вопросам развития мотивации уделяется внимание на всех этапах образования начиная с дошкольного образования, о чем свидетельствует п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором говориться, что содержание основной образовательной программы дошкольного образования «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» [31].
Исследованием проблем мотивации и ее развития на протяжении XX в. занимались многие ученые. Так, общие вопросы формирования и развития мотивации исследовали К. Левин [22], В.Г. Асеев [3], Л.И. Бoжoвич [4], И.В. Имeдaдзе [7], А.Н. Леонтьев [23], Х. Хекхаузен [27] и др. Значительный вклад в изучение различных видов мотивов внесли отечественные психологи, такие как П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин и др., которые установили, что именно мотив определяет направленность действия, а также организованность и устойчивость целостной деятельности, которая способствует достижению желаемого результата.
Исследования, посвященные познавательным мотивам и причинам неуспеваемости младших школьников свидетельствуют, что у части учащихся познавательный интерес не имеет характера действенных мотивов и не играют существенной роли в общей структуре мотивов учения. Одной из причин подобного положения следует признать недостаточный уровень их развития к концу дошкольного возраста, что в значительной мере является следствием недостаточного внимания к развитию познавательных мотивов в дошкольных образовательных организациях, что объясняется слабой теоретической и методической разработанностью этой проблемы. Поэтому изучение познавательных мотивов, средств их развития является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить оптимизацию процесса образования детей дошкольного возраста.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий между: возрастными закономерностями развития мотивационной сферы и познавательных мотивов ребенка и неравномерностью их развития у различных представителей этой возрастной группы; требованиями современной школы к уровню познавательных мотивов ребенка и отсутствием стремления у современных старших дошкольников к целенаправленному познанию; между значимостью познавательных мотивов в общем развитии детей и отсутствием системы их целенаправленного развития в реальной практике ДОО.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: «Каковы условия развития познавательных мотивов детей старшего дошкольного возраста?». Сформулированная проблема позволила определиться с темой исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....
Систематизируя выше сказанное можно подвести итоги о том, что проблема развития мотивов детей старшего дошкольного возраста в целом и развития познавательного мотива в частности, в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольного образования.
Мотив представляет собой сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к деятельности и служащее для удовлетворения потребностей человека. Познавательный мотив понимается как внутренняя движущая сила познавательной деятельности, независимая от внешних факторов (оценок, наград, пользы и пр.). Признаками наличия познавательных мотивов являются интеллектуальная активность,
сочетающаяся с положительным эмоциональным отношением к деятельности и волевым усилием по ее реализации. Характерными чертами познавательных мотивов являются: многосторонность, глубина,
устойчивость, динамичность, действительность.
Особенность познавательных мотивов дошкольников состоит в том, что он проявляется в разнообразных видах деятельности ребенка, в виде интереса ребенка на элементарном уровне - к новым фактам и занимательным явлениям; на более высоком уровне к познанию существенных свойств, предметов и явлений; на высоком уровне к причинноследственным связям, закономерностям, к установлению общих принципов, явлений, действующих в различных условиях.
Педагогическими условиями, обеспечивающими развитие
познавательных мотивов детей старшего дошкольного возраста будут являться: знакомство детей с нетрадиционными способами деятельности в знакомых детям видах деятельности; внесение в предметнопространственную среду группы материалов, инструментов и оборудования, обеспечивающего возможность реализации деятельности детей нетрадиционными способами; введение в образовательный процесс вариативных форм, стимулирующих детей к использованию нетрадиционных способов деятельности.
На сегодняшний день в науке имеется множество методов исследования, позволяющих изучить познавательные мотивы детей старшего дошкольного возраста. Авторские методики диагностики мотивационной сферы детей дошкольного возраста можно встретить в работах Т.А. Нежнова, Н.И. Гуткина, М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова, Л.Н. Прохорова, С. Панченко, Н.Г. Лусканова. Для решения поставленных исследовательских задач была использована методика, позволяющая устанавливать иерархию познавательных мотивов в мотивационной сфере ребенка, «Игрушки-книжки-цифры» Н.И. Гуткиной.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Красноярска, с помощью методики Н. И. Гуткиной «Игрушки-книжки-цифры» (с сентябрь - октябрь 2022 г.), проводилось изучение актуального уровня развития познавательных мотивов детей. Выборка составила 40 воспитанников старшего дошкольного возраста (по 20 детей в экспериментальной и контрольной группе).
На формирующем этапе осуществлялась реализация педагогических условий, способствующих развитию познавательных мотивов старших дошкольников (ноябрь 2022 г. - март 2023г.).
На контрольном этапе (апрель - май 2023 г.) проводилась повторное изучение актуального уровня развития познавательных мотивов детей с использованием той же методики, что и на констатирующем этапе исследования, с участием тех же двух групп детей и проводился анализ результатов проведенного исследования.
На первом этапе, в процессе констатирующего эксперимента, был выявлен исходный уровень развития познавательных мотивов детей старшего дошкольного возраста. Сопоставление результатов исследования мотивов деятельности детей в обеих группах позволяет говорить о преобладании игрового мотива деятельности детей в этом возрасте. Наименьшее количество детей в обеих группах сделали выбор в пользу изучения римских цифр, что говорит о слабом развитии познавательно- учебного мотива. В целом распределение детей по доминирующим мотивам деятельности в группе № 1 составило: 50% игровой мотив, 50% познавательный мотив; в группе № 2 составило: 40% игровой мотив, 60% познавательный мотив.
Дальнейшая наша работа была направлена на реализацию формирующего этапа исследования, на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска в течение пяти месяцев, с воспитанниками экспериментальной группы. В рамках формирующего этапа были реализованы три педагогических условия, содействующие процессу развития познавательных мотивов детей старшего дошкольного возраста: знакомство детей с нетрадиционными способами деятельности в знакомых детям видах деятельности, внесение в предметно-пространственную среду группы материалов, инструментов и оборудования, обеспечивающего возможность реализации деятельности детей нетрадиционными способами; введение в образовательный процесс вариативных форм, стимулирующих детей к использованию нетрадиционных способов деятельности.
Реализация первого педагогического условия осуществлялось посредством внедрения в образовательную деятельность детей нетрадиционных техник рисования. Использование нетрадиционных техник содействовало обогащению знаний и представлений воспитанников о материалах, предметах, их свойствах и способах работы с ними.
Второе педагогическое условие реализовывалось через обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада материалами и инструментами для создания детских рисунков и изготовления нетрадиционных музыкальных инструментов, которые позволили обеспечить познавательную, игровую, исследовательскую и творческую активность с материалами, доступные детям.
Третье условие осуществлялось через введение в образовательный процесс вариативных форм образования: серии детских мастер-классов по созданию рисунков с использованием различных нетрадиционных техник рисования и немузыкальных инструментов, на которых можно исполнять мелодии и музыкальные концерты. В результате проделанной работы удалось стимулировать скрытые формы познавательных мотивов, где дети приобретая новые знания и применяя их в жизни, развивают свои умственные способности и эрудицию, делая детскую деятельность увлекательной и неординарной.
Контрольный этап эксперимента проводился с применением методики Н. И. Гуткиной «Игрушки-книжки-цифры», что позволило сравнить результаты обеих групп на начало и конец исследования. В ходе анализа полученных результатов, нами была отмечена положительная динамика развития познавательных мотивов детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных данных, свидетельствует о том, что в экспериментальной группе детей с познавательным мотивом на 35% больше, чем в контрольной. Иерархия мотивов в обеих группах также имеет отличия. В экспериментальной группе иерархия мотивов детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом: познавательно-учебный мотив, широкий познавательный мотив, игровой мотив. В контрольной группе иерархия мотивов детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом: игровой мотив, познавательно-учебный мотив, широкий познавательный мотив. В тоже время в обеих группах имеется схожая динамика развития мотивации деятельности: доминирует познавательный мотив детской деятельности.
Все вышесказанное, свидетельствует о том, что показатели развития познавательных мотивов значительно выше у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы.
Основываясь на полученных результатах, мы можем утверждать, что гипотеза, поставленная в начале нашей работы, получила свое подтверждение. Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2005. 432 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и структурный уровень мотивов // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М.: Смысл, 1976. 312с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. О.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005. 212 с.
5. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
6. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. 2004. №2. С 43-46.
7. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
8. Горбач Н.С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы // Молодой ученый. 2021. № 3 (345). С. 42-44. URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 02.12.2021).
9. Гошунова О.А., Боева С.А. Детский мастер - класс как
эффективная технология поддержки инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие для старших воспитателей, воспитателей. Муром - Владимир, 2022. 28 с. URL:
http://t4877as.dou.obrazovanie33.ru/upload/iblock/210/Detskiy-master-klass- Boeva-S.A.-o.Murom-MBDOU-DS1.pdf (дата обращения: 02.06.2023).
10. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 3-е изд., переработанное М.: МГППУ, 2002. 68 с.
11. Джафарова Ф.Х. Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzykalnoe-razvitie-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-netraditsionnyh-muzykalnyh- instrumentov (дата обращения: 02.06.2023).
12. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 48-56.
13. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика. М.: Гросс Медиа, 2007. 640 с.
14. Емельянова Т.В. Обогащение развивающей предметно пространственной среды игровыми пособиями из подручных средств. URL: https:ZZpandia.ru/textZ86Z040Za71393.php (дата обращения: 02.06.2023).
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер., 2011. 512 с....30