Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ

Работа №153851

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 7
1.1 Сущность и содержание понятия элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста
математических представлений 18
1.3 Лепка как средство развития математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 25
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ 32
2.1 Исследование актуального уровня развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста . 32
2.2 Реализация педагогических условий развития элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки 55
2.3 Сравнительное изучение уровня развития элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на конец исследования 67
Выводы по Главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Приложение А 92

Актуальность исследования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Российской Федерации в настоящее время определяет ряд серьезных требований к познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, частью которых является формирование и развитие элементарных математических представлений. Поэтому проблема математического развития детей старшего дошкольного возраста является современной и актуальной, но, тем не менее, остается одной из наименее разработанных методических проблем в дошкольной педагогике.
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется качественными изменениями в познавательной деятельности старшего дошкольника, которые возникают в результате
предматематической и предлогической подготовки ребенка к школе.
Развитие в дошкольном периоде математических знаний и умений
стимулирует всестороннее гармоничное развитие детей, формирует
абстрактное мышление и логику, развивает высшие психические функции, что позволяет ребенку активно изучать окружающий его мир.
Отечественные исследователи А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева, А. А. Столяр, Е. И. Щербакова в своих научных трудах утверждают, что за счет развития элементарных математических представлений у детей создаются сенсорные, вербальные, исследовательские и другие компоненты общих способностей. В старшем дошкольном возрасте у ребенка преобладает интерес к счету, числам, продолжает формироваться способность воспринимать и обобщать группы объектов по признакам.
П. Я. Гальперин, Т. В. Турунтаева, М. Монтессори считают, что у ребенка элементарные математические представления должны основываться на предметно-чувственной деятельности, в которой ему легче понять весь спектр знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, получить базовую, обоснованную основу ориентации в общих понятиях.
Преимущества лепки, как средства развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, заключаются в обогащённой предметной среде. Средства, используемые при лепке, являются прекрасными сенсомоторными стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств детей и облегчают прямое или косвенное познание элементарных математических представлений.
Актуальность работы заключается в том, что лепка, как средство творчества позволяет ознакомить старших дошкольников с различными математическими аспектами наглядно и при их самостоятельной непосредственной деятельности. Работая с материалами для лепки, дошкольники могут ознакомиться с формами предметов, их размерами, количеством и другими особенностями, которые позволяют развить элементарные математические представления. Так как восприятие дошкольников основано на чувственном собственном опыте, то знания о предметах, формах, их количестве лучше усваиваются детьми. А подобная форма творческой деятельности является интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки является актуальным для педагогической науки. И это позволило нам сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки».
Цель исследования: выявление и реализация педагогических условий, способствующих развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
Объект исследования: процесс развития элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки.
В основу исследования нами положена гипотеза, согласно которой развитие элементарных математических представлений будет эффективно при создании следующих условий:
• организация творческого экспериментирования детей с пластическим материалом при освоении математических представлений;
• вовлечение детей в решение проблемных ситуаций посредством математических действий с использованием лепки.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «элементарные математические представления»;
2. Изучить особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста математических представлений;
3. Выявить актуальный уровень развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Реализовать педагогические условия развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Данное исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации пос. Первоманск, Красноярского края. В исследовании принимало участие 50 детей старшего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования заключается в выявлении, реализации педагогических условий, способствующих развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели, нами были поставлены определенные задачи.
При решении первой задачи: опираясь на анализ психолого­педагогических исследований, мы выяснили, что элементарные математические представления - комплекс знаний о форме, величине, количестве, времени, свойствах и отношениях объектов в доступной для детей форме и в том объеме, который необходим детям для познания окружающей действительности на определенном возрастном этапе.
Нами были выделены 5 критериев элементарных математических представлений:
• количественные представления;
• представления о величине;
• представления о геометрических фигурах и формах;
• временные представления;
• пространственные представления.
При решении второй задачи: мы проанализировали психолого­педагогическую литературу, и выяснили особенности освоения детьми старшего школьного возраста элементарных математических представлений. Нами были рассмотрены требования ФГОС ДО и программы ДО по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников, и мы пришли к выводу, что развитие элементарных математических представлений является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению.
При решении третьей задачи: нами была использована
стандартизированная методика «От рождения до школы» под ред. Н. Е.
Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. По результатам проведенного
исследования выявлено, что уровень развития элементарных математических
80
способностей у детей старшей группы на начало эксперимента преобладает средний с тенденцией к завышению.
Из пяти исследуемых критериев элементарных математических представлений лучше всего у детей оказались развиты количественные и временные представления, немного хуже - представления о геометрических фигурах и формах, недостаточно сформированы оказались пространственные представления и представления о величине.
При решении четвертой задачи: на основании проведенных исследований были созданы условия в группе детского сада для развития элементарных математических представлений:
Для решения первого условия, мы создали «Центр лепки», разделили его на зоны:
1. «Пластилиновая» зона, где мы разместили различные фигурки для лепки, необходимые материалы (коврики, ножики, трафареты-формочки, скалки для раскатывания пластилина), пластилин различных оттенков обычный и более мягкий - восковой пластилин. Пластилин - универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму.
2. Зона с массой для лепки. В этой зоне находится масса для лепки всевозможных цветов, а также воздушная масса, напоминающая пластилин, но изготовленная из другого материала. Работа с массой для лепки стимулирует сенсорную чувствительность ребенка, мелкую моторику и воображение.
3. Зона «Эксперимент с тестом». В данной зоне находятся необходимые материалы для самостоятельного изготовления теста для лепки, краски, материалы. Проводить эксперименты с тестом очень полезно для развития мелкой моторики, воображения, изучения свойств предметов, форм, величины.
4. Глиняная зона. В этой зоне дети смогут сделать поделки из глины, а в дальнейшем, разукрасить их краской или другими материалами. Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер - автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской
психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.
Второе условие - вовлечения детей в решение проблемных ситуаций посредством математических действий с использованием лепки.
Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Для реализации второго условия, нами был разработан ряд мероприятий для детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, в которых у сказочных героев возникали трудности, а дети должны были помочь героям справиться с заданиями. Дети решали проблемные ситуации посредством математических действий с использованием лепки.
РАСПИСАТЬ
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, подтверждены основные положения гипотезы, в полном объеме решены поставленные задачи.
Таким образом, проблему математического развития детей можно считать крайне актуальной на сегодняшний день. Результаты, которые были получены нами в ходе исследования, могут быть использованы специалистами дошкольных учреждений с целью решения задач по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.


1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических

представлений в детском саду: Программа и методические

рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозика-Синтез, 2012.

200 с.
2. Бантикова С. Геометрические игры // Дошкольное воспитание. 2012.
3. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст]: метод. пособие / М. Беженова. - М. : Эксмо, 2013. - 210 с
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. - М. : Академия, 2013. - 200 с.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников[Текст]: монография - М : ВЛАДОС, 2014. - 234 с.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников[Текст]: монография - М : ВЛАДОС, 2014. - 234 с.
7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология [Текст]: учеб. для вузов / Н.Г. Беляев. - Ставрополь: СГУ, 2011. - 246 с.
8. Галкина Л.Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. XIV международной науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. 494 с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие для вузов - М. , 2000. С. 40 - 44.
10. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста [Текст]: могорафия - М. : Просвещение, 2010. - 224 с.
11. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст]: учеб. для вузов - М. : Просвещение, 2011. - 386 с.
12. Дюжакова М.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М.В, Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец //Материалы ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С. 580-582.
13. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2013. - 374 с.
14. Жексимбаева Д.М. Формирование элементарных математических представлений младшего дошкольника // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2017. Т. 1. № 1 (7). С. 7.
15. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей [Текст]: монография - М. : Академия, 2010. - 285 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ