ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 8
1.1. Современные представления о баскетболе 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности обучающихся 11-13 лет 12
1.3 Особенности скоростно-силовых качеств баскетболистов 15
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методы исследования 38
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БАСКЕТБОЛУ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 43
3.1 Реализация комплекса упражнений по развитию скоростно-силовых
способностей обучающихся 11 -13 во внеучебной деятельности по баскетболу
с использованием легкоатлетических упражнений 43
3.2 Обсуждение результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность исследования.
Средний школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка.
В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоростно-силовые. Актуальность их развития обусловлена необходимостью поддержания работоспособности в течении длительного времени. Кроме того, скоростно-силовые качества необходимы также для занятия спортом, в особенности для баскетбола
Баскетбол - одна из самых популярных игр во многих странах мира. Для этого вида спорта характерны разнообразные движения: ходьба, бег, повороты, остановки, прыжки, броски, ловля и ведение мяча, которые осуществляются в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ в организме, деятельности всех функциональных систем организма.
Современный баскетбол - это атлетическая игра, поэтому требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технического и тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. Баскетболист на сегодняшний день - это подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке игрок. Именно поэтому, баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Одну из главных ролей в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По научным данным, в баскетболе 70% движений носят скоростно-силовой характер, поэтому необходимо уделять большое внимание развитию именно этих качеств.
Баскетбол помогает формировать скоростно-силовые качества, а также личные качества, такие как настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Актуальной является проблема развития скоростно-силовых качеств у обучающихся среднего школьного возраста во внеучебной деятельностипо баскетболу. В процессе физического воспитания подрастающего поколения особая роль должна быть отведена воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень их во многом способствует успешной трудовой деятельности человека.
Также спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Во время игр развивается нравственное воспитание, а также такие качества как: уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию. Именно поэтому спортивные игры, в частности баскетбол, представлены в школьной программе как основной материал, который широко используется и во внеучебной работе.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений обучающихся, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
...
1. При анализе накопленного в теории и практике опыта по проблеме
исследования было выявлено, что в среднем школьном возрасте более интенсивно развиваются скоростно-силовые качества. Актуальность их развития обусловлена необходимостью поддержания
работоспособности в течении длительного времени. Кроме того, скоростно-силовые качества необходимы также для занятия спортом, в особенности для баскетбола. Одно из самых распространенных проявлений скоростно-силовых качеств в баскетболе является прыжок, поэтому развитие прыгучести в этом виде спорта необходимо для игрока.
2. В ходе исследования разработан комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки обучающихся 11-13 лет. Он включает в себя легкоатлетические упражнения, в частности различные прыжки, полуприсед с отягощением, подъем на носки с набивным мячом и тд. В результате примененного комплекса уровень скоростно-силовых качеств у экспериментальной группы вырос, по сравнению с контрольной.
3. Эффективность использования разработанного комплекса на развитие скоростно-силовых качеств показывает, что его можно применять с обучающимися 11-13 лет во внеучебной деятельности по баскетболу.
По результатам эксперимента видно, что процент показателей у экспериментальной группы вырос по всем тестам. В частности, высота подскока увеличилась на 32,6 %, прыжок в длину с места увеличился на 6,1%, а в тестировании Бег 60 м уровень показателей у экспериментальной группы вырос на 5,35%. Сравнив данные контрольной и экспериментальной группы T критерий при P=0,05 выше табличного значения, что говорит о том, что гипотеза достоверна.