Введение 6
1 Экологическое образование младших школьников 9
1.1 Сущность, цель и задачи экологического образования 9
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников при организации
экологического образования 18
2 Организация экологического образования посредством изучения природы
родного края 27
2.1 Природа родного края как средство экологического образования
младших школьников 27
2.2 Анализ работы Галанинской общеобразовательной школы
Красноярского края по организации экологического образования младших школьников 31
2.3 Методические рекомендации по изучению природы родного края как
средства экологического образования младших школьников 38
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А 55
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Г 62
Стремительные изменения состояния окружающей среды, которые происходят в стране и мире последние десятилетия показывают необходимость в глубоком изучении влияния антропогенного вмешательства на жизнь человека и природу. О важности экологических проблем свидетельствуют государственные документы: Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»; Федеральный Закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральный Закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и т. д. [43], [45],[46],[47].
Школа как социокультурный институт призвана изучать обозначенную проблему и способствовать ее решению. Большое количество образовательных программ, учебников, методических разработок по экологическому образованию: А.А. Головина, Л.П. Молодова, А. В. Миронов, Е. В. Очнева, В.Г. Рудский, Л.Б. Черезова, направлено на совершенствование знаний в этом направлении. Экологическое образование важно начинать с начальной ступени школьного обучения, о чем свидетельствуют исследования: О.М. Барковской, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной, Л.М. Хафизовой и др. Авторы утверждают, что именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры, формируется научно-обоснованное отношение к природной среде, делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой [4], [13],[17], [18],[26], [27],[34], [35], [37], [39], [48], [50].
В ФГОС НО говорится о «формировании у обучающихся готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны, как в общем аспекте, так и региона в частности» [33].
Важную роль в организации экологического образования играет природа родного края, делая этот процесс более эффективным, о чем свидетельствуют исследования Т.А. Бабанова, Л.П. Салеева, Л.В. Ялышева, и др. В их работах обосновано, что в понятие «природа родного края» изначально заложено ценностное отношение к экологии, бережное отношение ко всему живому [37], [54].
В связи с вышеизложенным актуальность выбранной темы исследования «Изучение природы родного края как средство экологического образования младших школьников» не вызывает сомнений.
Объект исследования - экологическое образование младших школьников.
Предмет исследования - природа родного края как средство экологического образования младших школьников...
Педагогическая наука накопила значительный теоретический и практический опыт по экологическому образованию. Вместе с тем изучение состояния проблемы экологического образования показало, что вопрос организации экологического образования с использованием природы родного края заслуживает особого внимания.
В результате анализа научно-педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что существует большое количество подходов к определению ключевого понятия выпускного исследования. В работе мы опирались на определение, данное Т.С. Ивановой, которая рассматривает экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Мы выяснили, что младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Дети активно интересуются окружающим природным и социальным миром, необычными фактами и событиями. Расширяются интеллектуальные горизонты детей.
Был проанализирован опыт работы педагогов Галанинской ООШ по экологическому образованию младших школьников. Мы выяснили, что помимо уроков окружающего мира, вопросы экологического образования реализуются во внеклассной и внеучебной работе: пятиминутках - беседах на экологические темы, тематических классных часах, исследовательской деятельности (преимущественно, групповых проектах), проведении экскурсий, участии детей в природоохранных акциях, в творческом объединении «Друзья природы».
Для определения уровня экологического знания младших школьников было проведено анкетирование, целью которого являлось определение уровня сформированности экологического знания младших школьников. В результате диагностики было выявлено, что у младших школьников, преобладает средний и низкий уровень сформированное™ экологического знания и совсем отсутствуют школьники с высоким уровнем экологического знания. Исходя из данных исследования был сделан вывод, что в Галанинской ООШ работа по экологическому образованию младших школьников требует планомерной работы. В связи с эти нами были разработаны методические рекомендации по организации экологического образования младших школьников, где главную роль играет природа родного края.
1. Аксенова, Е. Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования / Е. Г. Аксенова // Начальная школа плюс До и После. - 2018. - №10. - С. 41 - 43.
2. Алешина, Е. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / Е. А. Алешина, Л. Н. Матвиенко, Т. М. Сиятскова, Н. Н. Якушева // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е. Н. Ахтырской, Е. А. Казанковой, Г. В. Фадиной. - Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2019. - № 13. - С. 17 - 21.
3. Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т. А. Бабанова // Начальная школа. - 2018. - № 9. - С.16 - 17.
4. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей / А. С. Бахарева. - Москва, 2016. - 81 с.
5. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - Москва : Просвещение, 2016. - 284 с.
6. Веремчук, О. Н. Основы формирования экологических знаний: учебно-методическое пособие / О. Н. Веремчук - Брест : БрГУ, 2012. - 243 с.
7. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский // Москва, 1988. - 120 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Экологическое образование младших школьников: Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 1 - 9.
9. Волжина, О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста / О. Б. Волжина. - Москва, 2014. - 207 с.
10. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по вниманию. - Москва, 1976. - С. 205 - 207.
11. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
12. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода фактически выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А. А. Гин. - Москва : Вита-Пресс, 2015. - 69 с.
13. Головина, А. А. Методическая разработка «Программа экологического образования и воспитания учащихся» / А. А. Головина - 2014. - 63 с.
14. Григорьева, Л. И. Природа как активный фактор, формирующий индивидуальное экологическое сознание обучаемого. / Григорьева Л. И., Саввинов А. С. // Вестник СВФУ. - 2016. - С. 67-72.
15. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич - Москва : Высшая школа, 2008. - 80 с...53