Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития скоростно-силовых качеств у учащихся в возрасте 12 - 13 лет средствами игры в баскетбол во внеурочное время 6
1.1 Общая характеристика скоростно-силовых двигательных качеств 6
1.2 Особенности проявления скоростно-силовых качеств при занятиях
баскетболом 10
1.3Анатомо-физиологические особенности обучающихся в возрасте 12-13 лет 13
1.3.1 Основные изменения, происходящие в организме в возрасте 12-13 лет... 13
1.3.2 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств 18
1.3.3 Биологические особенности развития скоростно-силовых качеств в
возрасте 12-13 лет 21
1.4 Основные средства и методы развития скоростно-силовых качеств у обучающихся на уроках физической культуры и спортивных секциях 24
Глава 2. Организация и методы исследования 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 37
Глава 3. Экспериментальное обоснование средств и методов развития скоростно-силовых качеств обучающихся 6 классов на уроках физической культуры и оценка их эффективности 42
3.1 Средства развития скоростно-силовых качеств обучающихся 6 классов на
уроках физической культуры 42
3.2 Оценка эффективности средств развития скоростно-силовых качеств
обучающихся 6 классов на уроках физической культуры 45
3.2.1.Результаты тестирования на констатирующем этапе исследования 46
Заключение 51
Список используемых источников 53
Развитие скоростно-силовых качеств положительно влияет на повышение в целом двигательных способностей, что важно для гармоничного физического развития обучающихся. По отношению к другим двигательным качествам скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, адаптируют организм к двигательной деятельности. Именно поэтому, значительное место в процессе физического воспитания подростков должно отводиться воспитанию скоростно-силовых способностей, что является
особенно важным на современном этапе цифровизации различных видов общественного развития. Высокая мотивация подростков к современным цифровым технологиям, которые в их жизнедеятельности занимают значительное время, существенно снижает объем их двигательной
деятельности, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья.
В тоже время следует отметить, что проблема развития скоростносиловых качеств у обучающихся свидетельствует о недостаточном ее исследовании и нуждается в дальнейшей экспериментальной разработке, особенно с использованием игровых видов спорта, в том числе баскетбола.
Несмотря на то, что в настоящее время в литературе имеется большое количество рекомендаций по вопросам развития скоростно-силовых качеств у обучающихся, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется эффективным средствам и методам развития указанных качеств [14]. Множество методов и разнообразие средств, предлагаемых разными авторами, делает проблематичным выбор оптимальной методики и средств для развития скоростно-силовых качеств у обучающихся[21,23,45]. В тоже время следует отметить, что развитию скоростно-силовых способностей обучающихся средствами игры в баскетбол уделяется недостаточное внимание.
Это и послужило основным фактором выбора нами темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс развития двигательных качеств у обучающихся 12-13 лет.
Предмет исследования: развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся в возрасте 12-13 лет средствами игры в баскетбол на уроках физической культуры.
Цель исследования: совершенствование организационно-методических условий повышения уровня скоростно-силовых способностей у обучающихся в возрасте 12-13 лет средствами игры в баскетбол.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования.
2.Определить эффективные средства и методы развития скоростносиловых способностей у обучающихся в возрасте 12-13 лет на уроках физической культуры средствами игры в баскетбол.
3. Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений для эффективного развития скоростно-силовых качеств у обучающихся в возрасте 12-13 лет средствами игры в баскетбол на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование в двигательной деятельности обучающихся в возрасте 12-13 лет на уроках физической культуры игры в баскетбол или отдельных ее составляющих будет положительно сказываться на развитии скоростно-силовых качеств.
Теоретическая значимость работы: обоснование с точки зрения методологии физического воспитания и спорта комплекса физических упражнений для повышения уровня скоростно-силовых способностей обучающихся в возрасте 12-13 лет с использованием игры в баскетбол. Практическая значимость работы: разработанный нами комплекс
упражнений для развития скоростно силовых способностей у учащихся12- 13лет средствами игры в баскетбол может быть использован учителями физической культуры и тренерами ДЮСШ для развития двигательных способностей обучающихся.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №
Средний школьный возраст является периодом сложных изменений и преобразований всех систем организма. Для обучающихся 12-13 лет этот период является довольно благоприятным для формирования и развития разнообразных физических качеств, реализуемых в двигательной активности. Чтобы грамотно воздействовать и развивать физические качества обучающихся, учителю необходимо обладать глубокими знаниями не только в области методики преподавания, но и также анатомии, физиологии и психологии ребенка.
Исходя из анализов литературных источников, можно констатировать, что скоростно-силовые качества у обучающихся 12-13 лет развиваются в основном за счет использования специальных физических упражнений, беговых, прыжковых, спортивных игр и упражнений с отягощениями.
Наиболее эффективными методами для развития скоростно-силовых качеств у обучающихся оказались методы круговой тренировки и повторного упражнения.
Анализ динамики результатов нашей опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что использование в развитии скоростно-силовых качеств игры в баскетбол, или отдельных технических ее элементов, позволяет значительно улучшить показатели, характеризующие скоростно-силовые качества. Это является свидетельством того, что основные компоненты игры в баскетбол основываются на проявлении силы и быстроты. Именно эти особенности позволяют получать положительные результаты в развитии скоростно-силовых способностей обучающихся. Это утверждение
убедительно подтверждают данные, полученные нами в процессе проведенного эксперимента.
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили нам подтвердить выдвинутую в выпускной квалификационной работе гипотезу исследования.
Общие выводы по ВКР
1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что изучению вопросов развития скоростно-силовых способностей обучающихся школьного возраста на уроках физической культуры с использованием различных форм, средств и методов уделяется большое внимание. В тоже время следует отметить, что исследованию развития скоростно-силовых качеств у обучающихся с использованием эффективных средств и методов, в частности игровых видов спорта, уделяется недостаточное внимание. При этом, не всегда учитываются индивидуальные половые и возрастные анатомо-физиологические особен6ности и двигательные способности обучающихся.
2. Проведенная опытно-экспериментальная работа по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся 12-13 лет средствами игры в баскетбол на уроках физической культуры способствовала активному развитию изучаемых качеств. Анализ результатов экспериментальных данных свидетельствует о том, что наиболее значимые статистически достоверные результаты повышения уровня скоростно-силовых качеств произошли в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. На наш взгляд, это свидетельствует об эффективности использования в развитии указанных качеств игры в баскетбол с учетом индивидуальных двигательных способностей обучающихся.
3. Разработанный и апробированный нами на уроках физической культуры комплекс физических упражнений с использованием игры в баскетбол или отдельных ее элементов, может использоваться в практике работы учителей физической культуры, а также подготовки специалистов в области физической культуры в высших учебных заведениях.
1. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.М. Бутин. - М.: Академия, 2009. - 202 с.
2. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Коротков.
а. - М.: Спорт-АкадемПресс, 2012. - 279 с.
3. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. - М.: ФиС, 1991. - 428 с.
4. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А.А. Васильков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
5. Глазырина, Л.Д. Одна из важных педагогических способностей / Л.Д. Глазырина // Физическая культура в школе. - 2017. - № 4. - С. 12- 18.
6. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
7. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 382 с.
8. Жбанков О.В Развитие прыгучести у юных баскетболистов [Текст] / О.В. Жбанков // Физкультура и спорт. - 1995. - № 3. - С.13-19.
9. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов; Под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.
10.Зелова, Т.Ф. Возрастные особенности проявления двигательных и умственных способностей и динамика их развития у школьников [Текст] / Т.Ф. Зелова, Н.В. Никитина, Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: сборник научных трудов. - Омск: СибАДИ, 2016. - С. 93-103.
11. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости [Текст] / Н.В. Зимкин. - М.: Мысль, 2016.
• 34 с.
12. Кузин В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения [Текст] / В.В. Кузин, С.А. Полиевский - М.: Физическая культура и спорт, 2009. - 133 с.
13. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2015. - 192 с.
14. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2016. - 24 с.
15. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя [Текст] / В.И. Лях. - М.: ACT, 2014. - 272 с.
... всего 59 источников