Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков выживания у обучающихся 8-ых классов на занятиях по ОБЖ

Работа №153805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты отработки навыков выживания у учащихся средних классов в походе 6
1.1. Особенности организации внеурочной деятельности в преподавании
ОБЖ 6
1.2. Внеурочная деятельность, как способ отработки навыков выживания у
обучающихся 8 класса во внеурочное время 17
1.3. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
зимний период в природной среде 23
2. Описание и методы педагогического эксперимента 43
2.1. База исследования и описание эксперимента 43
2.2. Методы исследования 44
3. Результаты исследовательской работы 49
3.1 Проектирование урока по теме «Навыки выживания при автономном
существовании» с учетом ФГОС 49
3.2.1. Технологическая карта урока «Навыки выживания при автономном
существовании» 49
3.3. Оценка эффективности разработанного урока и внеурочного занятия ... 57
Заключение и выводы 63
Список используемых источников 64

Актуальность. В последнее время мы слышим о том, что все чаще дети и подростки попадают в экстремальные ситуации природного характера и становятся жертвами в результате незнания основных правил поведения в природе. Это и отравления различными растениями и грибами, гибель в результате несчастных случаев на воде и в лесу. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях природного характера [ссылки]. Они же являются самыми незащищенными.
Технология классно-урочной системы по предмету ОБЖ является эффективной для передачи готовых образцов культурного опыта: знаний, умений, навыков. Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения учащихся обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в разнообразных по составу группах, осуществлять самоанализ и самооценку.
Педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности учителя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, ходить в походы, заниматься творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций.
Поэтому актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что необходимо повышать качество знаний у учащихся по автономному выживанию в природе, формировать у них практические умения и навыки такого выживания, т.к. сейчас даже большинство обучающихся сельских школ не владеют элементарными знаниями, умениями и навыками пребывания в природных условиях, в частности, не умеют организовать правильно лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег, обсушиться и т.д. Учащиеся больше стремятся к комфорту и в отсутствие его становятся беспомощными.
Объект исследования - образовательный процесс по предмету ОБЖ.
Предмет исследования - формирование навыков выживания у обучающихся 8-х классов.
Цель - изучение теоретических и практических аспектов формирования навыков выживания у обучающихся 8-х классов на урочных и внеурочных занятиях.
Для достижения цели работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать информационные источники и выявить особенности изучения раздела ОБЖ «Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования » в общеобразовательных организациях.
2. Спроектировать урок и внеклассное занятие (поход), направленных на формирование навыков выживания при автономном существовании и оценить эффективность данных мероприятий.
Гипотеза - предполагается, что в условиях внеклассного занятия (поход) отработка навыков выживания у обучающихся средних классов будет более эффективной, чем на уроках ОБЖ.
В отечественной педагогике вопросы теории и практики отработки навыков выживания у обучающихся средних классов во внеурочное время в виде похода, изучали Н.Ф. Винокурова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, Н.А.Рыков, И.Т. Суравегина, Д.Л. Теплов, Е.В. Титов и др. В последние годы появились исследования, в которых предприняты попытки обобщения и исторического анализа процесса становления теории и методики отработки навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время, как одного из направлений педагогической науки и практики в области предмета ОБЖ (С.В. Алексенко, И.А. Воробьева, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, В.А. Игнатова, Т.С. Иванова, С.С. Кашлев, О.Н. Пономарева, Л.А. Реут, Л.П. Симонова, И.В. Цветкова и др.). Вопросам туризма и экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и др.
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на несомненную теоретическую значимость и практическую важность названных научных трудов и на множество работы по проблеме исследования, нельзя не отметить, что именно вопросы формирования отработки навыков выживания у обучающихся средних классов во внеурочное время на примере регионального развития не получили достаточного освещения в научных работах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование навыков выживания в условиях урочного обучения, без применения на практике, представляет некоторую трудность в связи с тем, что нет стимула к развитию этих навыков. Нам представляется, что такие уроки было бы целесообразнее проводить на природе, например в рамках внеурочной деятельности. В целом, можно отметить, что разработанный урок и внеклассное мероприятие показали свою эффективность, так как уровень знаний и в контрольном, и в экспериментальном классах повысился. При этом результаты у обучающихся, которые изучали материал в неурочное время были выше. Обучающиеся с интересом участвовали во внеурочном мероприятии «Полоса препятствий».
В результате были сделаны следующие выводы:
1. Анализ информационных источников показал, что тема автономного выживания достаточно поверхностно изучается в школе и представлена в программе ОБЖ только в 6 классе, в разделе «Автономное выживание», соответственно формирование навыков выживания у обучающихся является затруднительным.
2. В контрольном и экспериментальном классах был проведен урок «Навыки выживания при автономном существовании», в экспериментальном классе дополнительно проводил внеклассное занятие «Поход на озеро п. Балай»; проведенные занятия показали свою эффективность, так в контрольном классе средний балл за тесты увеличился на 1,2 баллы, в экспериментальном классе - на 1,7 баллы.
3. В результате педагогического эксперимента выявили, что у большей части обучающихся экспериментального класса сформировались навыки выживания: так у 88% сформирован навык работы с компасом, у 76% обучающихся - навык завязывания узлов, у 94% - определение типа костра и у 82 % - навык работы с картой.



1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. — М.: Мир, 2016. - 368 с.
2. КНИГА Баленко С. В. Школа выживания. — М.: Школа выживания, 2002. - 398 с.
3. Бардин К. В. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 2011. - 300 с.
4. Байбородов Л. В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 234 с.
5. Бруднов А.К. Духовное воспитание детей в системе дополнительного образования.// Внешкольник. - 2015. - №10. - С. 12-14.
6. Бубнов В. Очевидец происшествия становится спасателем // Гражданская защита. - 2006. - № 9. - С. 47-48.
7. Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2006. - № 12. - С. 61-64.
8. Ворова П.Р. Ваша безопасность в экстремальных ситуациях: советы специалистов. — М.: Московские учебники; СиДиПресс, 2006. - 290 с.
9. Волович В.Г. Академия выживания. — М.: Толк, 2006. - 390 с.
10. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. — М.: Знание, 2010. - 321 с.
11. Выживание в экстремальных условиях. — М.: Русский Раритет,2003.
12. Ганиченко Л. Г. Котелок над костром. — М.: Вокруг света, 2006.
13. Девисилов В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2015. - № 5. - С. 39-49.
14. Джонсон К. «Учебник выживания. 150 способов спастись в экстремальных ситуациях» /Пер. с англ. Ю.К.Рыбаковой ООО «ТД «Издательство Мир книги», Москва, 2006. - 453 с.
15. Завьялов В. Н. Медико-санитарная подготовка учащихся. - М.:
Просвещение, 2007. - 23- 34 с.
16. Зорина Т. Г. Школьникам о лесе. — М.: Лесная промышленность, 2011.
- 187 с.
17. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, учебно-методическое пособие - М. ФЦДЮТиК, 2006. - 476 с.
18. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 4. - С. 10-18.
19. Каргин А. Эффективные методы обучения ПМП // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2014. - № 5. - С. 60-62.
20. Кудряшов Б.Г. «Энциклопедия выживания» Издательство «Советская Кубань», Краснодар, 2010. - 589 с.
21. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2015. - № 10. - С. 36-39.
22. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. М.: АПК и ПРО, 2014. - 289 с.
23. Коледа С. И. Выживание / сост. С. И. Коледа. — Минск: Лазурак,2006.
- 299 с.
24. Латчук В.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности», 10 кл. Издательство «Дрофа», Москва, 2014. - 298 с.
25. Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Г. Маслов; под ред. В. Н. Латчука. — М.: Дрофа, 2017. — 238 с.
26. Меньшикова З.А., Меньшикова И.Б., Попова В.Б. «Лекарственные растения в каждом доме», Издательство «Адонис», Москва, 2013. - 200 с.
27. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - Г.: Педагогика, 2013. - 332 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2015 года № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» / Зарегистрирован в Минюсте России 01 февраля 2016 года, регистрационный № 19644// [Электронный ресурс. Интернет-портал
«Российской газеты»] / Режим доступа:www.rg.ru
29. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности», 6 кл. Издательство «АСТ», «Астрель», Москва, 2013.- 311 с.
30. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 кл., Издательство «АСТ», «Астрель», Москва, 2014.
- 299 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ