ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности обучающихся 7-8 лет 6
1.2. Подходы к изучению физкультурно-спортивной мотивации
личности в научной литературе 18
1.3. Дидактические возможности игры в формировании
физкультурно-спортивной мотивации обучающихся 7-8 лет 25
1.4. Особенности физкультурно-спортивной мотивации
обучающихся 7-8 лет в современной школе 32
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 39
2.2.1. Содержание эксперимента по формированию физкультурно¬
спортивной мотивации обучающихся 7-8 лет средствами подвижной игры 40
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное воспитание и образование подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений общего образования сопровождается глобальными процессами использования информационных ресурсов. Также стоит отметить, что и в свободное от обучения время дети много времени проводят за компьютерами и другими гаджетами. Сложившаяся ситуация негативным образом влияет на физиологическое здоровье детей, поскольку они ведут малоподвижный образ жизни, не заинтересованы своим здоровьем, развитием физических качеств и спортивных достижений.
Эффективно решить проблему отсутствия физкультурно-спортивной мотивации и малоподвижного образа жизни у детей младшего школьного возраста можно в условиях организации специальных занятий с использованием игры. Отметим, что такие занятия позволят сочетать в себе воспитание, обучение, социализацию, поддерживать и развивать талантливых и одаренных детей в области физической культуры, формировать здоровый образ жизни, осуществлять профилактику различных асоциальных явлений в детской среде.
Таким образом, тема «Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся 7-8 лет средствами подвижных игр» кажется нам особенно актуальной.
Для нашей работы были интересны исследования различных аспектов спортивной мотивации В.Б. Антипина, А.Ш. Аллахвердиева, Г.Д. Бабушкина, Е.Г. Бабушкина, Н.Р. Ермака, А.В.Канатова, Б.Д. Кретти, В.И. Тропников, Н.Л. Ильина, Р.А. Пилоян, Н.Б. Стамбулова, А.Д. Суханова, Г.П. Фураева, и др.; положения о мотивационной сфере как о сложной системе, содержащиеся в трудах В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, В.Г. Леонтьева, В.И. Ковалева, Р.С. Немова; взгляды В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева на становление механизмов мотивации в онтогенезе, а также представления Л.И. Божович, Л.С. Славиной, М.В. Матюхиной, Г. Розенфельда о природе и специфике мотивации учебной деятельности.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность педагогического процесса по формированию мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся 7-8 лет с использованием подвижных игр.
Задачи исследования:
- проанализировать, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровень формирования мотивации к физкультурной деятельности у обучающихся 7-8 лет;
- обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность процесса формирования физкультурно-спортивной мотивации у обучающихся 7-8 лет, с преимущественным использованием подвижных игры.
Объект исследования: педагогический процесс формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности обучающихся 7-8 лет.
Предмет исследования: комплекс средств и методов формирования физкультурно-спортивной мотивации у обучающихся 7-8 лет с преимущественным использованием подвижных игр.
Гипотеза: преимущественное использование подвижных игр, в комплексе средств и методов, позволит повысить эффективность формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся 7-8 лет.
Практическая значимость: рассматриваемый комплекс средств и методов формирования физкультурно-спортивной мотивации, может быть использован в практической деятельности для совершенствования образовательного процесса на школьном уроке физической культуры.
1. Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводам, что период младшего школьного возраста является важным как в психологическом, так и в физиологическом плане. С точки зрения психологического развития, в рассматриваемый период на первое место выходит учение, учебная деятельность является доминирующей. Тем не менее, игра также является существенным звеном в воспитании и способна оказывать существенное влияние на развитие школьников. С точки зрения физиологического развития отметим, что в этот период происходит активное развитие и рост ребенка. В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит существенное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно поскольку начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, которая требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
2. В процессе первоначального выявления уровня формирования мотивации к физкультурной деятельности у обучающихся 7-8 лет мы пришли к выводам, что:
- по адаптированной анкете «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) в основном дети 7-8 лет имеют среднюю степень мотивации к занятиям спортом, они не знают, зачем нужны занятия спортом, практически никто не делает по утрам зарядку, неохотно идут на уроки по физкультуре;
- по методике изучения мотивационной сферы обучающихся М.В.Матюхиной, мы пришли к выводам, что для детей 7-8 лет в основном характерны мотивы долга и ответственности. Дети младшего школьного возраста учатся «поскольку надо», «мама сказала», «это нужно людям, чтоб все были развитыми» и пр. При этом личные мотивы практически отсутствуют, дети не акцентируют свое внимание на том, что занятия физкультурой, прежде всего, нужны для их личного здоровья.
- типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова) показала, что для детей 7-8 лет в основном характерны социальные мотивы. Познавательные мотивы доминируют у 29% детей 7-8 лет в экспериментальной и у 22% детей в контрольной группе, гармоничные мотивы, к сожалению, определены у меньшего числа школьников.
3. Выявленный недостаточный уровень формирования мотивации к физкультурной деятельности у обучающихся 7-8 лет дал основание полагать, что крайне необходимо организовать процесс развития физкультурно-спортивной мотивации у обучающихся 7-8 лет, с преимущественным использованием подвижных игр, что и было реализовано. В процессе организации комплекса подвижных игр подбирались мало используемые учителями игры, добавлялись элементы театрализации, экспериментирования.
4. После проведения в 1 «А» классе педагогического эксперимента по внедрению программы развития физкультурно-спортивной мотивации «Будь здоров и весел» мы провели повторную диагностику - итоговый эксперимент, который позволил определить успешность реализуемой нами программы. Так, при повторной диагностики мы обнаружили, что:
- по адаптированной анкете «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) в экспериментальной группе показатели улучшились значительно. По сравнению с контрольной группой существенно возросло число детей с высоким уровнем спортивной мотивации.
- по методике изучения мотивационной сферы обучающихся М.В.Матюхиной после итогового эксперимента у детей 7-8 лет в экспериментальной группе значительно улучшились результаты. С доминирующим мотивом содержания учения выявлено большинство обучающихся экспериментальной группы, а в контрольной группе доминирует мотив долга и ответственности.
- повторная диагностика по методике «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова) позволила определить, что у детей 7-8 лет экспериментальной группы преобладают значительно гармоничные мотивы к посещению физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. В контрольной же группе преобладают социальные мотивы.
Итак, проведенный нами диагностический срез на констатирующем и итоговом этапе исследования показал, что после проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе учащиеся значительно улучшили свои результаты в уровне сформированности физкультурно-спортивной мотивации.
Таким образом, мы доказали поставленную в исследовании гипотезу о том, что преимущественное использование подвижных игр, в комплексе средств и методов, позволяет повысить эффективность формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся 7-8 лет.
1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.139¬141.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. 136 с.
3. Бодалев А.А. Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования) [Текст]: сб. науч. тр. /Отв. ред. А.А. Бодалев. - М., Изд. АПН СССР. 1982. - 120 с.
4. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.
— М., 1972.
5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка [Текст] /Л.И. Божович //Изучение мотивации и поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
6. Вереникина И. М., 1984. Цит. по: Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.
7. Власова Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. — 1977.— № 1.
8. Занюк С.С. Психология мотивации: Теория и практика
мотивирования. Мотивационный тренинг [Текст] / С.С. Занюк. - Киев: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001.-352 с.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с.
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития):
электронный учебник ДПО КБГУ, 2010. URL:
http://www.twirpx.com/file/269409/(дата доступа 12.10.16)
11. Кулагина И. Ю. Мотивация учения у обучающихся первых классов с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. — М., 1979.
12. Леонтьев АН. Потребности, мотивы и сознание [Текст] /АН. Леонтьев //. XVIII Международный конгресс психологов. - Симпозиум 13. - М, 1966.
13. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : учебно-методическое пособие / Н.Г. Лусканова. - Москва : Фолиум, 1999. - 32 с.
14. Макарычева И.И. Особенности мотивационной сферы подростков
как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Кон¬цепт: научно-методический электронный журнал официального сай¬та эвристических олимпиад "Совенок" и «Прорыв*. - Февраль 2012, ART 1208. - Киров, 2012 г. - URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-motivatsionnoy-sfery- podrostkov-kak-resurs-povysheniya-effektivnosti-uchebnoy-deyatelnosti
15. Маркова А. К.. Матис Т. А.. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.-192 с.
16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] /А.К. Маркова. ТА. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. - М.,. 2004. - 224 с.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры М. ФиС 1991г.
19. Немов Р. Психология кн.2. Психология образования Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 1995. 375 с.
20. Палайма Ю. Ю. Общая психология / Ю. Ю. Палайма; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
21. Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для институтов физической культуры / А. Ц. Пуни. - М.: ФИС, 1974. - 143 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2012. - 720 с.
23. Рудик П. А. Психология: учебник / под ред. П. А. Рудик. - М.: ФИС, 1974. - 510 с.
24. Славина Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
25. Снесарь М.А. Онтогенез в схемах и таблицах - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 110 с.
26. Тончева А.В. Мотивация учебной деятельности подростков с
киберкоммуникативной зависимостью Интернет-журнал
Науковедение Выпуск № 6 (19) / 2013
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti- podrostkov-s-kiberkommunikativnoy-zavisimostyu
27. Туренков А. Н., Скотникова Л. Н., Сидоров Е. С. К вопросу исследования мотивации спортивной и физкультурно¬оздоровительной деятельности студентов вузов //Вестник КемГУ 2013 № 2 (542) Т. 1. С. 120-125.
28. Файзуллаев А. А. Принятие мотива личностью // Психол. журнал. — 1985. — №4.
29. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально¬
психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.107.
30. Шатунов Д.А., Головных А.А. Формирование мотивации у детей школьного возраста к занятиям физической культуры и спорта// Science Time № 12 (12) / 2014. С. 649-652.