Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивированной потребности детей старшего дошкольного возраста в укреплении здоровья 8
1.1. Мотивированная потребность детей старшего дошкольного возраста в
укреплении здоровья 8
1.2. Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного
возраста, как фактор мотивации детей на укрепление здоровья 13
Глава 2. Формирование мотивированной потребности детей старшего дошкольного возраста в укреплении здоровья 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Разработка программы формирования мотивированной потребности
детей в укреплении здоровья и условия ее реализации 20
2.3. Оценка эффективности программы и условий ее реализации 29
Заключение 42
Выводы 43
Список используемой литературы 44
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, экологии и педагогики. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о своем здоровье играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (В. Г. Игнатович, И. И. Капалыгина, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, Я. Л. Мархоцкий, И. Новикова, Н. В. Самусева, Е. В. Фролова, М. В. Чечета и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование мотивированной потребности ребенка быть здоровым.
Формирование такой потребности у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере мотивированное формирование основ здорового образа жизни. Вопрос о характере и содержании, направленного на формирование у старших дошкольников мотивированной потребности в здоровье, в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить формирование мотивированной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью разработанных методических рекомендаций в практике педагогов. Данное противоречие обусловили актуальность проблемы, которая заключается в определении содержания и условий формирования основ мотивированной потребности в здоровье у старших дошкольников быть здоровым
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать полезные привычки, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Физическое воспитание детей является одной из приоритетных задач в дошкольных учреждениях. Так, именно в дошкольном возрасте, закладываются основы здоровья, физического развития, формируются
двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
В свете аксиологического подхода именно здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, то есть тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. В тоже время здоровье является ценностью-средством, ибо «существует не само по себе (Платон), а является условием существования еще более значимой ценности - жизни».
Переход ребенка в систему общественного воспитания на дошкольном этапе жизни сопровождается усилением влияния социальных институтов на его развитие. Здесь период детства следует рассматривать как оптимальное условие реализации потенциальных возможностей. Оздоровительное воздействие физической культуры в этот период наиболее значимо.
Целью работы является разработка программы формирования мотивированной потребности детей старшего дошкольного возраста в укреплении здоровья и условий ее реализации в ДОО и семье.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования мотивированной потребности детей старшего дошкольного возраста в укреплении здоровья;
2. Разработать программу формирования мотивированной потребности детей старшего дошкольного возраста в укреплении здоровья и условия ее реализации.
3. Определить эффективность разработанной программы формирования мотивированной потребности детей старшего дошкольного возраста в укреплении здоровья и условий ее реализации.
Объект исследования - мотивированные потребности детей дошкольного возраста.
Предмет - формирование мотивированной потребности детей дошкольного возраста в укреплении здоровья.
Гипотеза - формирование мотивированной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной если:
- будет разработана специальная программа педагогических воздействий на формирование потребности у ребенка быть здоровым;
- созданы соответствующие условия ее реализации в ДОО и семье.
Методологические основы работы. В основу методологии работы положены научные теории и концепции формирования мотивационных установок детей старшего дошкольного возраста отраженные в трудах:
И.А. Аршавского, М.Р. Могендович, И.В. Муравова, Н.А. Фомина, В.П. Филина.
Реализация программы настоящего исследования осуществлялась посредством следующих методов: теоретическое осмысление психолого-педагогических исследований в области возрастной и педагогической психологии; групповой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с детьми старшего возраста, методы математической обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют осуществить подход к формированию мотивированной потребности в укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста. Обоснование концепции физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья воспитанников, составит основу для практической реализации формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования способствуют совершенствованию процесса физического воспитания в аспекте формирования ценностного отношения детей к своему здоровью. Разработка и реализация программы, ориентированна на приоритет здоровья, является важным шагом в решении основной проблемы физического воспитания: сохранение, укрепление и совершенствование физического и психического здоровья подрастающего поколения, приобщение его к здоровому образу жизни.
После проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья,
формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение своего здоровья, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать полезные привычки, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Огромное влияние на формирование у детей дошкольного возраста мотивированной потребности в здоровье имеет семья, ценностно-ориентированное отношение родителей к физической культуре. Оно свидетельствует о месте, которое занимает в общественном сознании представления родителей о значимости здоровья, физического совершенства, о необходимости формировать эти качества у своих детей. Специально созданные условия в семье, а также в образовательном дошкольном учреждении могут привести дошкольника к осознанию потребности в укреплении своего здоровья.
Выводы:
1. В период детства формируется здоровье, все приобретенные двигательные навыки сохраняются на всю жизнь. Но если у ребенка не будет мотивированной потребности в здоровье, двигательные навыки будут бесполезны. Жизненная потребность в движении - кинезофилия, воздействует лишь в детском возрасте. И одним из подходов в ее развитии является мотивированная потребность в здоровье.
2. В программе разработана мотивированная потребность в укреплении здоровья дошкольников, посредством образовательной деятельности и работу с родителями. Разработаны этапы формирования мотивированной потребности в здоровье. I этап - первоначальное представление об организме человека; II этап - формирование представлений здоровья человека от состояния окружающей среды. III этап - формирование представлений о ЗОЖ, как основе сохранения и укрепления здоровья.
3. Результаты полученные в ходе педагогического эксперимента, указывают на более позитивную динамику в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной.
1. Акбашева Т.Ф., Казина Э.М., Пузынина В.А. / Т.Ф. Акбашева, Э.М. Казина, В.А. Пузынина «Обучение здоровью» - М.: - 2012г
2. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации / Возрастная физиология. — Л., 1975.
3. Бех И. Д. Личностно-ориентированное воспитание: Науч.-метод. пособие / Иван Дмитриевич Бех / Институт содержания и методов обучения. — М.: 2011г.
4. Гендин А. М. Работа детского сада по инновационной программе (по материалам социологического мониторинга) / А. М. Гендин, М.И.Сергеев. - Красноярск: РИО КГПУ, 2011. - С. 118.
5. Волосникова В.А. Формирования здоровья детей средствами физической культуры в условиях ДОУ. Лекция. / В.А. Волосникова - М.: - 2013г
6. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. / Е.Н. Вавлова - М.: 2012
7. Голубевой Г.Н. Сидоровым Л.К. Казак О.В. Формирования здоровья детей средствами физической культуры. Курс лекций / Г.Н. Голубевой, Л.К. Сидоровым и О.В. Казак - М.: - 2011г
8. Жерякова С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 462-464.
9. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2002.
10. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2009.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб.пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: - 2014г. 464 с.
12. Казак О.В. Оптимизация двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания / О.В. Казак - М.: - 2013г
13. Каминский О. А., Волосникова Т. В. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. / О. А.
14. Каминский, Т. В.Волосникова- М.: Издетельский центр «Академия», 2013- 224с.
15. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова - М: Издательский центр «Академия», 2012. - С.91 - 94.
16. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлева - М., 2013г / с. 203 - 208.
17. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка // Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - с.81; №5. - 2004.
18. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2015. - С.63 - 64.
19. Могендович М.Р. Физиологические основы лечебной физической культуры. - Ижевск: Удмуртия, 1975. - 200 с.
20. Муравов И.В. Здоровье человека: Биологическая основа
жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции. — К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
21. Нарскин Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. - Мн.: «Полымя», 2012. - С.17 - 18, 122 - 131.
22. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя дет. Сада / Т.И. Осокина - М., «Просвещение», 2013. С. 173
23. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2005. - 143 с.: ил.
24. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в аксиологию: учеб.пособие /
B. А. Сластенин, Г.И. Чижикова - М.: - 2013. 192 с.
25. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - М. : Изд. центр «Академия», 2014- 368 с.
26. Тарасова З.И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ. / З.И. Тарасова - Мн., 2013. с. 25.
27. Фомина Н.А. Формирование физической культуры личности ребенка- дошкольника в свете концепций детства. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013. - С. 426-430.
28. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - с. 232
29. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Д.В. Хухлева - М., 2011
C. 189 - 192.
30. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В., Физкульт - ура! / В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин, Л.В. Камарова - М.: 2012. - С.64.
31. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина - М: Издательский центр «Академия», 2013. - С.120 - 122.
32. Усаков В.И. Создание и функционирование здоровье сохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении / В.И. Усакова - М.: - 2012г
33. Юрко Г.П. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в дошкольных учреждениях / Г.П. Юрко - М., 2014г С.84 - 86.