ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы информационной безопасности старшекласника в учебном процессе 5
1.1 Об основных подходах к понятию «информационная безопасность» 5
1.2 Анализ современной ситуации в области информатизации образования 11
1.3 Игровая деятельность в школьном курсе информационной безопасности 21
Глава 2. Применение игровой деятельности для формирования навыков информационной безопасности старшеклассников 26
2.1 Современные подходы к решению проблемы подготовки школьника в
рамках курса информационной безопасности с учетом современных рисков и угроз 26
2.2 Практические советы по применению игровой деятельности для формирования навыков информационной безопасности старшекласников 37
2.3 Разработка дидактических игр в школьном курсе информационной
безопасности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Разработка и реализация безопасности информационных технологий и методов обучения, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества [27].
Распространение информационных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение страны в международное информационное и коммуникационное пространство.
Скачкообразное насыщение компьютерами, случившееся в начале 2000-ых годов в России, породило целый ряд насущных проблем, связанных с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В последние 10 лет одной из основных задач системы образования стало выстраивание информационной образовательной среды. Сейчас, когда уже можно говорить, о существующей информационной среде в образовательных учреждениях, один из самых важных вопросов, стоящих сейчас перед школами с точки зрения информационных технологий - это вопрос их информационной безопасности, или говоря иначе - создание безопасной информационной среды образовательных учреждений [6].
Информация и информационная деятельность призваны играть ключевую роль в информационном обществе. Переход к данному обществу чаще всего идентифицируют по смене доминирующих технологий. Однако сами технологии не всегда оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Более важными оказываются изменения, инициируемые ими в обществе и влияющие на сферу образования.
В современном мире риски и угрозы во всем своем многообразии оказывают неоднозначное и многоплановое воздействие на безопасность общества и личности. Разумеется, наиболее безопасным с точки зрения социальной динамики состоянием является стабильность. Однако общество обладает динамическим характером и траектория его развития лежит через периоды неопределенности. Сложность проблем, связанных с обеспечением безопасности, в том-то и заключается, что риски и угрозы неотделимы от жизненно необходимых позитивных социальных изменений, и культура безопасности требует осмысленной минимизации рисков и угроз в ходе реализации таких изменений, а вовсе не отказа от них. Это говорит о необходимости изучения учащимися современных рисков и угроз в школьном курсе информационной безопасности.
Современная подача предмета информатики в школе, относительно тематики информационной безопасности акцентирована на программно-технических средствах защиты. При этом часто опускаются, или затрагиваются вскользь, организационные вопросы, связанные с информационной безопасности. Эта область, как и обеспечение информационной безопасности на всех уровнях, от индивидуального до государственного требуют большего внимания, что находит отражения в последних учебных программах.
Таким образом, актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения учебного процесса свидетельствует об актуальности данной работы.
Цель работы - разработать и обосновать применение ряда игр для формирования навыков информационной безопасности учащихся старших классов.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие информационной безопасности в общем и применительно к школьному процессу обучения.
2. Охарактеризовать место информационной безопасности в школьном курсе преподавания информатике.
3. Охарактеризовать дидактические мини-игры в школьном курсе информационной безопасности.
4. Проанализировать существующую систему обучения ИБ в школе.
5. Дать практические советы по применению игр в школьном курсе информационной безопасности.
Предмет исследования - формирование навыков информационной безопасности у школьников.
Объект исследования - процесс преподавания в школьном курсе информационной безопасности.
Гипотеза исследования: состоит в том, что в школе можно развить навыки информационной безопасности школьника с помощью разнообразных видов игровой деятельности в информационной сфере.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Игровая деятельность способствует формированию навыков информационной безопасности старших школьников. Также в круг рассмотренных задач входит взаимодействия взрослых и подростка в отношении использования компьютера, способы снижения информационных рисков, исключения деструктивной составляющей пребывания в сети Интернет, а также правовые и этические аспекты использования конфиденциальных данных.
Эффективным дополнением к усилиям педагогического состава выступает осознание родителями учеников актуальности и значимости роли информации, а особенно обеспечении информационной безопасности. Это позволяет перенести процесс обучения на дом, где он проходит в непрямой форме и создает предпосылки для профилактики негативных тенденций относительно становления информационной культуры подростка.
Совершенствование теоретических предпосылок закрепляется моделированием практических поведенческих сценариев, а также переносов образовательной нагрузки вне класса. Внеурочная форма особенно эффективна в коллективном варианте, при посещение специализированных мероприятий по информационной безопасности. Она также выступает своеобразным средством диагностики потенциала ученика относительно безопасной жизнедеятельности в информационно-общественной среде.
Мы пришли к выводу, что с помощью игровой деятельности приблизиться к реализации своей цели в формировании навыков информационной безопасности старшеклассников, чтобы учащийся мог использовать знания и умения, полученные на уроках информатики, в реальной взрослой жизни.
[1] Абдулова Т.П. Социализация подростков в информационном пространстве // Мир психологии. 2011. № 3 (67). С. 197-207.
[2] Аверченков В. И., Рытов М. Ю. Организационная защита информации: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011.
[3] Аниськин В. Н. Электронные аудиовизуальные средства обучения: устройство и дидактические возможности. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2006. 303 с.
[4] Беляев Д.А. Актуальные проблемы аспирантуры как института воспроизводства научных кадров современной России // Молодежь в науке: проблемы и перспективы: сб. материалов международной конференции молодых ученых. Воронеж: Артефакт, 2010. С. 198 - 203.
[5] Беляев Д.А. Мультикультурализм как стратегия создания дискретного «сверхобщества» в контексте постмодернистской культуры: теория и практика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2012. № 8 - 1. С. 46 - 50.
[6] Беляев Д.А. Университет как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно - практической конференции 17 марта 2010 г. / под общей ред. А.И. Таюрского. Красноярск: В 3 - х ч. 2010. Ч. 2. С. 21 - 24.
[7] Беляев Д.А. Феномен массовой коммуникации: исторический аспект и современные проблемы // Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе: человек и общество в условиях социально - экономического и социокультурного кризиса: сборник статей и тезисов докладов VIII всероссийской научной конференции. Май 2010. Липецк: Из - во ЛГТУ. 2010. С. 200 - 202.
[8] Богомолов В. А. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям эко- номики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 295 с.
[9] Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса - 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 199 с.: ил.
[10] Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса - 4-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 215 с.
[11] Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса - 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 237 с.
[12] Бочаров М.И., Симонова И.В. Методика обучения информационной безопасности в школе. // Пространство и время, № 4, 2013.
[13] Брандман Э. Информационная безопасность российского общества в современных условиях [Электронный ресурс] //
[14] Власть. 2007. № 5. С. .68-71. Режим доступа:
http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/05/Informacionnaya_bezopasnost.pdf
[15] Гафарова Г.Г., Смелянская В.В. Информационная безопасность личности [Электронный ресурс] // «Безопасность личности:состояние и возможности обеспечения». Материалы конференции. Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера». 2012. Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/140/informacionnaya_bezopas nost_lichnosti/.
[16] Гейн А. Г. Информатика и ИКТ. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни // Г. Гейн, А.И. Сенокосов. М.: Просвещение, 2012.
[17] Гейн А. Г., Шолохович В. Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе: Руководство для учителя. - Екатеринбург, 1992.138 с.
[18] Гордеева М., Дмитрик Н., Лазарев Д., Наумов В., Савельев Д. Федеральный закон «Об обеспечении информационной безопасности».
Проект [Электронный ресурс] // Park Media Consulting. 2003 Режим доступа: http: //www.parkmedia. ru/about.asp?obno=69
[19] Горячева А. В., Шафрин Ю. А. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 356 с.
[20] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сентября. № 187.
[21] Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности. М.: ИТИП РАО, 2010.
[22] Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2009.
[23] Карташова Л.И. Возможности различных этапов урока информатики по развитию познавательной мотивации старшеклассников // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: рецензируемый сборник научных трудов. Т. II. Воронеж: Научная книга, 2012. С. 232-235.
[24] Карташова Л.И. Модель развития познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2011. № 1 (21). С. 54-61.
[25] Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация, «Дашков и К°», 2007.
[26] Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 304 с.
[27] Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) (Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 22.09.2011. Режим доступа: http://qoo.by/2bNt
[28] Крошилин С. В., Медведева Е. И. Информационные технологии и системы в экономике: учеб. пособие. - М.: ИПКИР, 2008.
[29] Крошилин С. В., Медведева Е. И. Безопасность информационных ресурсов предприятия: выявление угроз и методы их устранения // Информационные ресурсы России. - М.: Российское энергетическое агентство Минэнерго РФ- 2009. - Вып. 5. - С. 32-37.
[30] Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. М. Ин-формационная безопасность и защита информации: учебник. - М.: Издательство: Издательский центр «Академия», 2012.
[31] Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков; под. ред. С.А. Клейменова. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия» 2009.
[32] Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», - 2009. - 192 с.
[33] Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е.Д. Патаркин. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteach.ru/met
[34] Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества: Учебное пособие. М.: ЭНАС, 2007.
[35] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М: Издательский центр «Академия». - 2002. - с. 272.
[36] Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М: Издательский центр «Академия». - 2007. - 368 с.
[37] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
[38] Самойлова И.С. Методические рекомендации по организации урока информационной безопасности в основной школе. // Образование, № 12, 2015.
[39] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
[40] Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002.
[41] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 - х т. Т.1 / Составители: О.С.Богданова, В.З.Смаль - М.: изд. «Педагогика», 1979.
[42] Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учеб. Пособие М., 2000. 211 с.
[43] Федеральный закон Российской Федерации от 19.05 1995 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] // Референт. Правовая система нового поколения. Режим доступа:
http: //www. referent.ru/1/78600).
[44] Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. 31 дек. Федеральный выпуск №5376.
[45] Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.
[46] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
[47] Ярочкин В.И. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект; Гаудеамус, , 2004.
[48] Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА,
2012.
[49] http: //www.it2b .ru/
[50] http://www.openclass.ru/node/447288
[51] http: //q oo. by/2bMB
[52] https://goo.gl/Gnw3NV