Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью

Работа №153795

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1. Оценка учебных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 9
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью 29
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания и процедуры мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью 47
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 47
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга у
обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью 63
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложение

Актуальность. Анализ существующей в настоящий момент документации, регламентирующей нормативно-правовые аспекты
образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [47, 48], приводит к выводу об отсутствии однозначности и определенности в отношении выбора методов и средств оценки учебных достижений обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.
Поскольку значительной части обучающихся с умеренной умственной отсталостью доступно овладение навыком чтения с применением специфических подходов к обучению (А.К. Аксенова, И.М. Бгажнокова, А.Р. Маллер и др.), что отражено в возможных (ожидаемых) результатах обучения варианта 2 адаптированной основной образовательной программы, разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимо достаточно точное и чувствительное систематическое отслеживание динамики развития умений и навыков чтения на разных этапах их развития. В частности, актуальна проблема оценивания знания букв, т.к. соотношение графемы и фонемы является одной из базовых операций процесса чтения.
Общепринятым методом оценивания знания букв в общей и специальной педагогике является их называние, но в отношении включенных в систему образования безречевых детей, его использование будет неэффективным. Вследствие этого существует необходимость определения альтернативного способа оценивания данного умения.
Диагностический инструментарий, используемый в целях оценки учебных достижений, должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к современным методам оценки. Таковыми являются, в первую очередь, объективность и стандартизированность. Этим требованиям отвечает в полной мере метод психолого-педагогического эксперимента, но при всем ряде своих преимуществ его использование требует значительных временных затрат, как на проведение, так и на обработку результатов. Кроме того, с его помощью далеко не всегда возможно отследить минимальные продвижения в развитии умений и навыков.
В организационных и нормативно-правовых документах для определения результативности обучения детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется использование методов наблюдения и метода экспертной группы. Несмотря на такие достоинства, как минимизация затрат, комплексность, возможность качественного анализа и др., методы наблюдения и экспертной группы имеют такой значительный недостаток, как субъективность.
Минимизировать временные затраты, при этом сохраняя глубину и качество исследования, позволяет один из зарубежных видов мониторинга, относящийся к группе методов «формирующего оценивания» - GOMs. Таким образом, проблема разработки содержания и требований к процедуре мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью приобретает на данный момент особую актуальность.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью.
Цель исследования - определить содержание и требования к процедуре мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной степенью умственной отсталости.
Цель исследования определила решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно­
методическую литературу по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
2. Разработать содержание мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью в виде валидных наборов заданий, структурированных по уровням сложности и сформированных на основе критериев, влияющих на результаты оценивания знания букв.
3. Адаптировать требования к процедуре мониторинга, представленные в рамках зарубежных технологий «формирующего оценивания», с учетом требований отечественной методики обучению грамоте обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
4. Разработать на основе полученных результатов рекомендации по проведению мониторинга у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью.
Гипотезой исследования служат следующие предположения:
1) мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью - специально спроектированная подсистема непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, выявляющая минимальные продвижения обучающихся за короткий период, основанная на методах статистики (объективная, надежная, валидная) и обеспечивающая возможность быстрой корректировки педагогического процесса с целью улучшения качества обучения;
2) на результаты мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью будет влиять ряд факторов и условий;
3) выявленные факторы и условия позволят нам разработать валидные серии заданий, структурированные по уровням сложности, и определить требования к процедуре мониторинга.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения о зонах "ближайшего развития" и "актуального развития" (Л.С. Выготский), о психологической структуре, операциях процесса чтения и предпосылках овладения навыком чтения (А.Р. Лурия, А.Н. Корнев, Т.Г.
Егоров и др.). А также в основу положены ряд принципов общей и специальной педагогики и психологии, психолого-педагогического изучения:
• поэтапности;
• количественно-качественного анализа;
• принцип минимизации временных затрат;
• валидности результатов, которые обеспечиваются через сопоставление результатов мониторинга с результатами обследования навыка чтения общепринятым методом (прочтения вслух)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы руководствуемся следующими положениями:
• на основании ряда преимуществ, существующих у GOMs, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга учебных достижений принципы данного метода, его подходы и основные организационные аспекты;
• под мониторингом учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы будем понимать специально спроектированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, выявляющую минимальные продвижения обучающихся за короткий период, основанную на методах статистики (объективная, надежная, валидная) и обеспечивающую возможность быстрой корректировки педагогического процесса с целью улучшения качества обучения;
• в рамках данной работы мы рассматриваем педагогический мониторинг, в качестве субъекта которого выступает учитель, а в роли объекта - знание букв обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью;
• при разработке мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью мы учитываем две группы условий:
1. особенности звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте обучающихся с умственной отсталостью, а именно: удлинение сроков прохождения букваря до одного года, специфический порядок изучения звуков и букв;
2. психолого-педагогические особенности обучающихся с умеренной умственной отсталостью, в числе которых:
a) своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности;
b) наличие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость;
c) специфическое недоразвитие внимания: малый объем,
недостаточная устойчивость, нарушение распределения, произвольности;
d) специфическое недоразвитие восприятия: замедленность, фрагментарность, недостаточная устойчивость, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности;
e) специфическое недоразвития памяти: замедленность и
непрочность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, плохое припоминание.
В результате проведенного нами исследования можно сделать выводы о целесообразности применения адаптированного варианта технологии GOMs для оценивания знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью. Доказана валидность применения метода показа буквы из трех предложенных в наборе, структурированном по уровням сложности в зависимости от:
• степени знакомства с буквами в соответствии с программой (изученные буквы/неизученные);
• вида графического изображения (печатные/письменные);
• степени схожести букв по начертанию (оптически
схожие/оптически не схожие);
• степени близости соответствующих буквам звуков по акустическим и артикуляционным признакам (акустически и артикуляционно далекие/акустически и артикуляционно близкие).
Подтверждена необязательность учета организующей помощи при обработке результатов, однако, в целях реализации воспитательной функции мониторинга, а также формирования такого базового учебного действия, как умение выполнять действие в соответствии с заданными качественными параметрами, мы считаем необходимым сохранить ее применение в рамках процедуры мониторинга.
С учетом принципа минимизации временных затрат целесообразно применение правила трех ошибок, заключающегося в прекращении предъявления заданий серии в случае трех идущих подряд ошибок. А также возможно использование как рубленого шрифта, так и шрифта с засечками.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение данных выводов на большей выборке и распределение серий по уровням сложности.


1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) [Текст] / Б. Абери, А.В. Мамаева, Р. Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015. - г. М.: АНО «НМЦ
«СУВАГ», 2015. - С.150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
4. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах [Текст]: учеб. пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
5. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст]: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
6. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст]: учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2004. — 216 с.
7. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов [Текст]: учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ имени В. И. Ленина, 1989. - 137 с.
8. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Текст] // ЧиО. - 2014. - №1 (38). - С.171-175.
9. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
10. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст]: пособие для учителя / В.В. Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 128 с.
11. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости: Ч. 3. / Л.С.
Выготский // Основы дефектологии: Собрание сочинений в 6-и т. Т.5. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 231-256.
12. Гиляровский, В.А. Психиатрия [Текст]: руководство для врачей и студентов / В. А. Гиляровский. - М. : Медгиз, 1954. - 520 с.
13. Голуб, Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся [Текст]: метод. пособие / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман. - Самара: Учебная литература, 2007. - 244 с.
14. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
15. Гуревич, М.О. Психиатрия [Текст] / М.О. Гуревич. - М.: Медгиз, 1949. - 502 с....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ