Только Word
Введение 3
Глава 1. Аспекты описания речевого портрета 6
1.1. История изучения и характеристика понятия «Речевой портрет» 6
1.2. Соотношение понятий «Речевой портрет», «Языковая личность», 11
«Идиостиль» и «Идиолект»
1.3. Структура речевого портрета 16
1.3.1. Особенности использования языковых единиц 17
1.3.2. Особенности речевого поведения 35
Глава 2. Описание речевого портрета Александра Гордона 40
2.1. Особенности использования языковых единиц Александром Г ордоном 40
2.2. Особенности речевого поведения Александра Гордона 65
Глава 3. Методическая разработка элективного курса «Речевой портрет» 70
3.1. Программа элективного курса 70
3.2. Конспект лекции «Характеристика понятия «Культура речи»» 73
3.3. Описание внедрения программы 77
Заключение 79
Список литературы 82
Сегодня проблема выявления индивидуальных языковых характеристик носителя языка разрабатывается в рамках активно развивающегося направления антропологической лингвистики. Язык отдельной языковой личности все чаще становится объектом лингвистического исследования. Чаще в центре внимания лингвистов оказывается речь творческих людей, медийных личностей на основе создаваемых ими письменных или устных текстов. К медийным личностям относятся известные люди, привлекающие внимание общественности своей деятельностью. Изучение речевого портрета медийной личности, в частности Александра Гордона, является предметом нашего исследования.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью изучения речевого портрета представителя современного медиа пространства. В речи отдельной языковой личности отражаются как общие тенденции развития языка и специфические черты конкретной социальной группы, так и индивидуальные, характеризующие речевые особенности конкретного человека. В силу этого создание речевого портрета как коллективного, так и индивидуального не утрачивает своей актуальности в лингвистике. Об этом свидетельствует значительное количество работ по данной проблематике, изданных в последние годы.
Объектом исследования выступает речевой портрет.
Предметом исследования является речь Александра Г ордона.
Целью исследования является создание речевого портрета Александра Гордона. Данная цель предполагает решение ряда конкретных задач:
1. проанализировать соотношение понятий «речевой портрет», «языковая личность», «идиостиль», «идиолект»;
2. рассмотреть компоненты описания речевого портрета и определить его структуру;
3. выявить и описать особенности речи Александра Гордона;
4. определить доминирующий тип речевого поведения Александра Гордона;
5. составить программу элективного курса на основе проделанной работы.
В качестве гипотезы в данном исследовании выступает следующее положение: ключевой категорией речевого поведения Александра Гордона является категория образности - благодаря ей ведущему удается сделать свою речь яркой.
Источниками исследования послужили выпуски телепередач с участием Александра Гордона:
• интервью с Александром Гордоном и Юлией Барановской от 8.09. 2014;
• «Правила роста» выпуск от 8.06.2015;
• «Наедине со всеми» выпуски от 12.03.2015, 26.10.2016;
• «Церковь и мир» выпуск от 12.03.2016;
• Мастер-класс «Говорить буду я!» от 15.04.2015.
Для решения поставленных задач в исследовании комплексно использовались следующие методы: метод лингвистического наблюдения, описательный метод, дефиниционный, компонентный и стилистический анализ, контент-анализ.
Выбор данной языковой личности обусловлен тем, что речь Александра Гордона может быть интересна для лингвистического анализа: ведущий использует различные средства выразительности, его речь является образной и экспрессивной.....
Целью данного диссертационного исследования было создание речевого портрета Александра Гордона. Для достижения цели в первой части работы была рассмотрена научная литература, посвящённая вопросу изучения речевого портрета в лингвистике, детальному изучению его компонентов. На основании различных источников была дана интерпретация понятию «речевой портрет», было проанализировано его соотношение с рядом смежных понятий, а также была рассмотрена типология языковых личностей. Так, речевой портрет мы определяем как «комплекс языковых и речевых характеристик конкретно взятого индивидуума или отдельно взятого социума в определенный период существования». В первой главе, кроме того, были описаны основные компоненты речевого портрета и определена схема его описания в рамках данного исследования. В схему были включены два уровня: первый - особенности языковых единиц, второй - особенности речевого поведения. Каждый из уровней имеет свою структуру описания. Так, на первом уровне рассматривались особенности в фонетике, орфоэпии, лексике и синтаксисе; на втором уровне - формулы общения, прецедентные феномены и языковая игра.
В практической части данного исследования на основе анализа речевых произведений Александра Гордона были выявлены следующие особенности его языкового и речевого поведения:
1. Александр Гордон соблюдает акцентологические нормы русского языка. Однако на фонетическом уровне обнаруживаются отклонения от нормы: в его речи наблюдается стремление к экономии языковых средств, что допускается только в разговорной речи.
2. Речи телеведущего характерно богатое разнообразие в выборе лексических средств. Так, он использует заимствования и иноязычные вкрапления;
молодежный и воровской жаргон; специальную лексику, относящуюся как к сфере своей профессии, так и к другим областям. О разнообразии словарного запаса Гордона свидетельствует и широкое употребление коннотативно- маркированной лексики.
3. В речи Александр активно использует стилистически-маркированную лексику: разговорную и просторечную, реже - книжную. Мы установили, что выбор стилистически-маркированных средств зависит от собеседника, целевой аудитории, темы разговора. Вероятно, преобладание разговорных форм над книжными говорит о стремлении эпатировать, провоцировать аудиторию.
4. С синтаксической стороны для речи телеведущего характерно употребление параллельных конструкций, парцелляции, синтаксического повтора.
5. На основе анализа речевого поведения Александра Гордона мы установили, что он использует литературные и просторечные формулы общения, различные виды языковой игры. Кроме того, свою речь он обогащает цитатами классиков и современников.
Методическая глава представляет собой программу элективного курса по теме «речевой потрет». Она предполагает вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в области лингвистики и включает в себя пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно-тематический план и рекомендованную литературу. К программе прилагается текст лекции и описание внедрения программы. Практическая часть данного исследования может быть рассмотрена в рамках элективного курса как пример речевого портрета.
Выводы, сделанные в данной работе, подтверждают гипотезу, поставленную в начале исследования: ключевой категорией речевого поведения Александра Гордона является категория образности. Об этом говорит 80
использование средств художественной выразительности, фразеологизмов. Благодаря данной категории ведущему удается сделать свою речь успешной и яркой. Кроме того, Александр ассоциирует некоторые понятия с конкретными образами, которые он использует в различных ситуациях. Так, телевидение, театр, кинематограф он представляет в речи как живой организм, работу - как службу, грех - как преступление против закона и т.д.
Отметим, что интерес также представляет содержание мотивов, целевых установок речи, исследование языковой картины мира телеведущего, в частности Александра Гордона. Так, в работе были сделаны попытки описания языковой картины мира через категорию образности, однако подробное ее рассмотрение не входило в задачи нашего исследования. В этой связи представляется перспективным изучения языковой картины мира, и, шире, языковой личности Александра Гордона в дальнейшем.
1. Аванесова, Н. В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики [Текст] / Н.В. Аванесова // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - № 2(17). - С. 5-9.
2. Аглетдинова Г.Ф. О соотношении оценочности, образности, экспрессивности и эмоциональности в семантике слова [Текст] / Г.Ф. Аглетдинова // Исследования по семантике. Сборник научных статей. - Уфа,1996. - С. 76-83.
3. Акимова Н. В. Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Акимова, Ю.А. Бессонова - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 128 С.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт [Текст] / Н.Д. Арутюнова - М.: Наука, 1988. - 345 С.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова - 2-е изд., стер. - М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 С.
6. Бабушкина E.A. Речевой портрет личности: фонетические характеристики [Текст] / Е.А. Бабушкина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 11. - С. 7-11.
7. Богданова Е. В. О некоторых аспектах изучения термина идиолект в отечественной и западной лингвистике [Текст] / Е.В. Богданова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - №4. - С. 100-108.
8. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: [Текст] учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 544 С.
9. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке [Текст] / В.В. Виноградов // Избранные труды. - М.: Наука, 1975. - 560 С.
10. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: [Текст] учебное пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2010. - 432 С.
11. Г ончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте [Текст] / Е.А. Гончарова. - Томск, 1984. - 148 С.
12. Гордеева М. Н. Речевой портрет и способы его описания / М. Н. Гордеева // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. - 2008. - № 6. - С. 89-101.
13. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] - М.: Прогресс, 1984. - 400 С.
14. Земская Е.А. Язык русского зарубежья: итоги и перспективы
исследования [Текст] / Е.А. Земская // Русский язык в научном освещении. - 2001. - №1 - С. 114-131
15. Карасик В. И. Речевое поведение и типы языковые личностей [Текст] / В.И. Карасик // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: человек и его дискурс: сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. - М., 2003. - 368 С....47